Актуальные проблемы региональной политики на современном
этапе
Actual problems of regional policy at the present stage
Адилова Умрайхан Шамильевна доцент кафедры политической экономии экономического факультета ДГУ [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования регионального развития, проанализировано социально-экономическое развитие и проблемы регионов Российской Федерации, республики Дагестан, показаны стратегические цели региональной политики на современном этапе.
Ключевые слова: валовой региональный продукт, региональная политика, регион, рейтинг, социально-экономическое положение, стратегия.
Abstract
The article deals with the theoretical aspects of state regulation of regional development, analyzed the socio-economic development and the problems of regions of the Russian Federation, the Republic of Dagestan, shows the strategic objectives of regional policy at the present stage.
Keywords: gross regional product, regional policy, region, rating, socio-economic status, strategy.
Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой [2, c.425]..
Как известно, социально-экономическое пространство России отличается неоднородностью. Данный фактор оказывает значительное влияние на процесс функционирования государства, на эффективность экономической политики, ее
структурную составляющую, на механизмы и стратегию институциональных реформ и социально-экономическую политику. Неоднородность регионального развития особенно усилилась в условиях кризисных явлений в экономике и в переходный период в истории нашего государства. Дифференциация в уровне развития различных регионов просто огромная.
Так, по площади территории разрыв достигает 100 раз, по численности населения- 15 раз, по числу районов - 4 раз, по продукции промышленности -20 раз, сельского хозяйства - 20 раз (без субъектов, где оно отсутствует). Существенны различия и в уровне социально-экономического развития.
По величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации различаются более чем в 20 раз. В расчете на душу населения обеспеченность жильем различается в 1,8 раза, объем товарооборота - в 2,5 раза, уровень зарплаты - в 3 раза, объем сбережений - в 4 раза, бюджетные расходы в расчете на душу населения различаются в 2 раза [5, ^9].
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, построенный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Столичные регионы и нефтегазодобывающие провинции по-прежнему опережают остальную Россию по социально-экономическому развитию, однако за последний год к ним заметно подтянулись крупные промышленные центры, следует из результатов исследования российского рейтингового агентства "РИА Рейтинг".
Тройка лидеров рейтинга за год не изменилась: на первом и втором местах обе столицы — Москва и Петербург, на третьем — нефтеносный Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
В этих субъектах РФ объем производства товаров и услуг превышает 2 трлн руб., и суммарно они обеспечивают более 30% общероссийского объема. При этом на долю Москвы приходится 12.1%.
Среди регионов с высоким объемом производства товаров и услуг (более 1 трлн. руб.) преобладают промышленно- ориентированные субъекты РФ.
В Из 36-ти регионов, объединенных в эту группу, в 10-ти объем производства товаров и услуг выше 1 трлн. руб., а всего таких регионов 17,а число регионов с низким объемом производства товаров и услуг (менее 100 млрд руб. за год) сократилось до 11-ти. В 2012 году таких регионов было 16 и 12 соответственно [5,с.32].
По итогам 2013 года также прослеживается заметное влияние природного фактора на социально-экономическое положение российской провинции. В частности, улучшились показатели у ряда регионов-середняков, расположенных к югу от Москвы в климатически благоприятной южной половине европейской части России.
Причем эти регионы не являются политическими, финансово-экономическими или промышленными центрами.
Среди аутсайдеров регионы, также объединенные сходными природными зонами: это в основном горы на сибирском и кавказском участках южной границы России, степные регионы, не имеющие полезных ископаемых и советского наследия в виде конкурентоспособных производств, а также заметно ухудшившие свой рейтинг холодные северные провинции.
Самый низкий объем производства товаров и услуг (менее 50млрд руб.),как и в предыдущем году зафиксирован в Чукотском автономном округе, Республике Калмыкия, Еврейской автономной области, Республике Алтай, Республике Ингушетия и Республике Тыва. Еще у пяти субъектов РФ объем производства товаров и услуг в 2013 году составил от 50 до 100млрд рублей.
Среди субъектов РФ с низкими объемами производства преобладают регионы с довольно высокой долей аграрного сектора, объединенных в группу аграрно-промышленных регионов.
И только один аграрно-промышленный субъект РФ - Краснодарский край - входит в лидирующую группу по объемам производства товаров и услуг (более1.6трл.руб.). Таким образом, в экономике РФ не наблюдается
существенных структурных изменений. Наибольший вклад в суммарное производство по-прежнему вносят финансово-экономические центры и регионы со значительным объемом добычи нефти и газа.
Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе сократились до 17- 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов [6, ^3].
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.
Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо -Кавказского федерального округа, имеют низкие показатели качества жизни населения.
В рейтинге субъектов Российской Федерации Республика Дагестан занимает:
- 30 - по доле прибыльных предприятий;
- 49 - по объему производства товаров и услуг;
-79 - по поступлению налогов и сборов в бюджетную систему;
- 47 - по инвестициям в основной капитал на одного жителя;
- 69 - по объему иностранных инвестиций на душу населения;
- 79 - по доле налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов;
- 83 - по доходам консолидированных бюджетов на одного жителя;
-79 - по уровню общей безработицы [5, с.63].
При этом по многим макроэкономическим показателям, формирующим ВРП, Республика Дагестан в 2013 году занимала лидирующие позиции (1-2 места) среди регионов СКФО, в том числе:
- объему продукции сельского хозяйства - 2 место после Ставропольского
края;
- объему инвестиций в основной капитал - 1 место;
- объему выполненных строительных работ - 1 место;
- обороту розничной торговли - 1 место;
- объему платных услуг населению - 2 место после Ставропольского края[3, с.16]. .
Кроме того Республика Дагестан стала лидером по росту позиций в рейтинге социально-экономического положения регионов РФ в 2013 году поднявшись по сравнению с 2012 годом на 7 мест с 63-го на 56-е.
Позиции Республики Дагестан укрепились, во многом, благодаря улучшению ключевых макропоказателей. По оценке регионального правительства ВРП в 2013 году увеличился на 10.9%.
Республика стала лидером среди регионов РФ по темпам роста промышленного производства. В 2013 году индекс промышленного производства в республике Дагестан, согласно данным Росстата, составил 150.6%. Промышленный рост был обусловлен увеличением объемов производства по всем видам экономической деятельности, при этом наибольший рост наблюдался в обрабатывающем секторе и производстве электроэнергии, газа и воды.
Рост обрабатывающих производств в Дагестане, в свою очередь, обеспечен, в основном, увеличением объемов «производства машин и оборудования» и выполнением заводом «Дагдизель» государственного
оборонного заказа. Помимо роста промышленного производства, в 2013 году в Республике Дагестан улучшились и другие экономические показатели: повысились доходы консолидированного бюджета, выросла доля прибыльных предприятий, инвестиции в основной капитал увеличились на 9.2%, а также значительно выросли иностранные инвестиции.
Следует отметить, что с учетом выполнения мероприятий по реализации приоритетных проектов Президента РД и основных направлений бюджетной и налоговой политики прогнозируется положительная тенденция социально-экономического развития РД на 2014-2016 годы.
Прогнозируемые высокие темпы развития отдельных секторов экономики в 2014-2016 годах приведут к изменению структуры ВРП. Прогнозом СЭР РД на 2014-2016 годы к 2016 году планируется увеличение доли объемов промышленного производства и строительства. [3, ^17].
%
12016г 2015г ■ 2014г B2Q13
Оптовая и розничная торговля; оказание бытовых услуг
Ст роит ель» ство
Сельское хозяйство, охота и лесное хо зяйст во
Транспорт н связь. Гостиницы и рестораны
Обр а зов а ние
Госуправление и обеспечение военной бе зоп а сност и; соц .стра хов а ние
Здравоохранение и предоставление соц .услуг Обр а б а т ыв а ющ ие ироизво д ст в а Операции с недвижимым имуществом Прочие виды деятельности
5.00 10,00 15,ОО 20,00 25,ОО 30,00
Рис 1.Структура ВРП за 2013 год и прогноз на 2014-2016 годы
В настоящее время Россия сталкивается с рядом новых препятствий на пути регионального экономического развития:
необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;
включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;
процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;
изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности.
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.
Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов.
2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.
3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.
4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.
Литература:
1. Ассоциация инновационных регионов России.- http://www.i-regions.org
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / Учебник для студ. вузов / - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003
3. Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»- http:// www.spdag.ru.
4. Информация об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за 2013 год (по состоянию на 27.02 2014 г.)./Министерство экономического развития РД.
5. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ: итоги 2013 года/ Риа рейтинг- http://www.riarating.ru.
6.Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года. / Правительство РФ, распоряжение от 6 сентября 2010 г. N 1485-р