Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации программ дополнительного образования детей'

Актуальные проблемы реализации программ дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4625
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СТАНДАРТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN'S FURTHER EDUCATION / COMPETENCIES / THE PROGRAM OF CHILDREN'S FURTHER EDUCATION / SOCIAL ORDER / STANDARD / INNOVATION / PRE-SCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерещенко М. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации программ дополнительного образовательная детей. Описаны результаты исследования социального заказа на дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Определены цели, задачи и перспективы развития системы дополнительного образования детей. В качестве примера представлены лучшие практики организации образовательного процесса в Ростове-на-Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF CHILDREN’S FURTHER EDUCATION PROGRAMS

The article is devoted to the problems of realization of children’s further education. Research results of the social order for additional educational services for children of preschool and early school age. The aims, objectives and prospects of development of children’s further education system. The organization of educational process in Rostov-on-Don is presented as an example of best practice.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации программ дополнительного образования детей»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Ерещенко М.В.

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации программ дополнительного образовательная детей. Описаны результаты исследования социального заказа на дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Определены цели, задачи и перспективы развития системы дополнительного образования детей. В качестве примера представлены лучшие практики организации образовательного процесса в Ростове-на-Дону.

Ключевые слова: дополнительное образование; компетенции; программа дополнительного образования; социальный заказ; стандарт; инновационная деятельность; дети дошкольного и младшего школьного возраста.

ACTUAL PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION

OF CHILDREN'S FURTHER EDUCATION PROGRAMS

Ereschenko M. V.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

The article is devoted to the problems of realization of children's further education. Research results of the social order for additional educational services for children of preschool and early school age. The aims, objectives and prospects of development of children's further education system. The organization of educational process in Rostov-on-Don is presented as an example of best practice.

Keywords: children's further education; competencies; the program of children's further education; social order; standard; innovation; preschool children and primary school age.

На современном этапе актуальной становится организация образования, обеспечивающая развитие у детей таких социальных компетенций как: умение включаться в общественные и экономические процессы, осознание ответственности за свои дела, самостоятельность и инициативность.

В качестве главного преимущества дополнительного образования детей в сравнении с другими формами образования детей можно отметить свободный выбор деятельности, который определяет индивидуальное развитие ребенка; содержательная вариативность и возможность трансформации форм организации процесса образования; доступность и адаптивность знания и информации в соответствии с возрастными особенностями детей.

«Ключевая социокультурная роль дополнительного образования детей состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы.

Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, трупу, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [5].

Реализация программ дополнительного образования детей направлена на развитие мотивации детей к познанию, творчеству, спорту и труду. И основной задачей является задача индивидуально-личностного проектирования образовательного пространства, способствующего самореализации личности.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам расширяет возможности ребенка за счет свободы выбора, ва-

риативности целей и стратегий индивидуального роста. Создание ситуации успеха и положительной социализации мотивирует на поиск решений, применение экспериментов в исследованиях и преодоление трудностей.

«В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности» [5].

Качественная реализация задач системы дополнительного образования детей зависит о преемственности в содержании образовательных программ. Начиная от дошкольного и заканчивая высшим уровнем образования, дополнительное образование должно сопровождать ребенка и способствовать его самореализации через исследования, творчество, игру, спортивные достижения и труд.

Персонификация дополнительного образования детей достигается за счет актуализации следующих аспектов: добровольный выбор направлений развития детей в соответствии с их психическими, физическими и возрастными особенностями; возможность регулирования временных рамок освоения программы; составление индивидуальных образовательных маршрутов с целью реализации инклюзивных дополнительных образовательных программ, самостоятельное определение и возможность смены программы или направления творческого, интеллектуального или физического развития; отсутствие строгой системы оценивания результатов деятельности , право на ошибки, возможность выбора педагогов, наставников, тренеров, тьюторов и организаций; возможность неформальной организации самого процесса обучения; практическая направленность некоторых программ и возможность публичного представления результатов путем участия в конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и пр.,

возможность заниматься в разновозрастных группах совместной деятельность.

Открытость дополнительного образования проявляется в нацеленности на связь с профессиональными, культурными, творческими объединениями сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности, на возможность включения в образовательный процесс актуальных явлений социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии, на подходящие условия для разработки и реализации общественных инициатив, волонтерских движений и социальных проектов.

В центрах дополнительного образования детей содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на: выявление, поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, создание комфортных условий для личностного роста, профессионального самоопределения и позитивной социализации, возмещение индивидуальных потребностей детей в интеллектуально-эстетическом, нравственном, художественном и физическом развитии, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания детей и подростков, формирование основ здорового и образа жизни, укрепление психического и физического здоровья, защиту и просвещение.

«Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» [5].

Социальный заказ родителей на дополнительные образовательные услуги способствует развитию не только муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, но и негосударственных центров. Возрастает число дошкольников и учащихся начальной школы, занимающихся в кружках и секциях. Разработка и проведение физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) способствует увеличению контингента детско-юношеских спортивных школ.

Развитие систем дистанционного образования, онлайн обучения, привело к увеличению количества и доступности конкурсов, викторин, олимпиад, что, несомненно, мотивирует детей и их родителей.

Проблема разработки программ дополнительного образования детей напрямую связана с реализацией некоторых направлений в дошкольный образовательных учреждений и школах.

С целью определения содержания и оценки качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного и младшего школьного возраста нами было проведено исследование социального заказа на дополнительное образование в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону. Метод исследования - анкетирование. В анкетирование приняли участие 500 учащихся начальной школы и 300 родителей детей дошкольного возраста. В результате анализа было установлено:

1. недостаточная скоординированность работы центров дополнительного образования, кол и детских садов и как результат дублирование программ дополнительного образования.;

2. однообразный перечень дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

3. отсутствие постоянных совместных проектов с музеями, библиотеками, театрами;

4. отсутствие квалифицированных педагогов дополнительного образования;

5. использование образовательной организацией времени отдыха детей для ведения дополнительных занятий и как результат - низкая активность и повышенная утомляемость детей;

6. недостаточное материально-техническое обеспечение центров дополнительного образования детей;

7. отсутствие необходимой полной информации о центрах дополнительного образования;

Выявление помогут принять меры по совершенствованию и дальнейшему развитию системы дополнительного образования.

Однако следует отметить и появление инновационных организационных форм. Так, в октябре 2016 года на базе Донского государственного технического университета был открыт Детский университет. «Детский университет - это форма объединения дополнительного образования детей, носящая научно-познавательный, учебно-творческий и развивающий характер» [3]. Активно внедряются такие проекты, как Фестиваль «Включай ЭКОлоги-ку», Воскресная компьютерная школа, Ресурсный центр робототехники.

Основными целями развития дополнительного образования детей являются: обеспечение равных прав детей и подростков на развитие, самореализацию и самоопределение; развитие инновационного образования; расширение спектра дополнительных образовательных услуг; обеспечение максимальной доступности образовательных программ за счет снижения стоимости дополнительных образовательных услуг.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. обеспечение интеграции дополнительного, общего и профессионального образования;

2. расширение направлений дополнительного образования практической направленности с включением в деятельность предприятий и организаций;

3. разработка инструментария оценки персональных достижений детей и подростков;

4. создание условий для активного участия семьи в организации дополнительных образовательных услуг; Для дальнейшего развития системы дополнительного образования детей необходима разработка Стандарта дополнительного образования детей, определяющего цели и задачи, а также регулирующего требования к реализации программ. Четкая классификация и разнообразие направлений дополнительных образовательных программ, методическое и ресурсное обеспечение, постоянный мониторинг качества предоставляемых услуг, внедрение эффективного контракта с педагогами дополнительного образования, обеспечение профессиональной подготовки кадров и поддержка молодых специалистов, активное внедрение инновационных форм работы с детьми и подростками, поддержка детских объединений и сообществ - все это будет способствовать сокращению асоциальных проявлений среди детей и подростков, снижению распространения наркомании, курения, алкоголизма, игромании, зависимости от социальных групп в сети Интернет, формирование у подрастающего поколения активной жизненной и гражданской позиции, патриотизма, правовой грамотности, бережного отношения к природе, информационной компетентности.

Поддержку государства должны получить программы, ориентированные на детей, требующих особого внимания (дети с ограниченными возможностями, дети из группы социального риска, дети из малообеспеченных семей, талантливые дети), а также программы, способствующие социальной и психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.

Список литературы 1. Колмакова В.В., Кокина И.А. Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики // Педагогическое мастерство и педагогические техноло-

гии: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7).

2. Донской государственный технический университет. URL: http:// www.donstu.ru/applicants/pre-university-training/detskiy-universitet (дата обращения: 30.11. 2016).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. № 6241 (265). URL: https://rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 30.11. 2016).

4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. ог31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801 (дата обращения: 30.11.2016).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва. Концепция развития дополнительного образования детей // Российская газета. 2014. URL: https://rg. ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 30.11.2016).

6. Федеральный закон от29.12.2012N273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения: 30.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.