УДК 341.1/8
Актуальные проблемы реализации иранской ядерной программы
■ Малмир Э.Н.
■ Аспирант кафедры международного и европейского права Ж ^ Ш Казанского (Приволжского) федерального университета
| Целью автора статьи является исследование проблем, возникших в
^^^^^^^^^^^^^ связи с исполнением соглашения по иранской ядерной программе. В результате были выявлены и проанализированы факторы, негативно влияющие на реализацию мирной ядерной программы Ирана, среди которых: выход США из сделки в мае 2018 г., ненадлежащее исполнение своих обязательств со стороны европейских государств, а также принудительно-агрессивное давление США не только на государства - участниц Совместных всеобъемлющих планов действий, но и на другие страны по поддержанию антииранской санкционной политики США, не признающей нормы международного права и желающей установить свою гегемонию над системой глобального сообщества.
Ключевые слова: ядерная программа Ирана, Совместный всеобъемлющий план действий, США, международное соглашение, санкции, СБ ООН.
14 июля 2015 г. в результате многолетних переговоров министрами иностранных дел семи государств было подписано соглашение по иранской ядерной программе «5+1», имеющее официальное название - Совместный всеобъемлющий план действий (далее - СВПД) [1]. Гарантами СВПД стали: Иран, Россия, Китай, Франция, Германия, Соединенные Королевство и США.
20 июля 2015 г. была принята Резолюция Совета Безопасности ООН (далее - СБ ООН) 2231 [2], согласно которой прежние санкции СБ ООН были отменены, а страны-подписанты обязались своевременно выполнять свои обязательства.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших окончанию президентства Б. Обамы, Иран, проводя многочисленные переговоры, пытался убедить западные стороны принять меры в отношении решений американской стороны и Европейского Союза, в частности, в отношении продленного на 10-летний срок Закона об антииранских санкциях (ISA - Iran Sanctions Act) [3], принятого Палатой представителей США 8 декабря 2015 г. по введению новых ограничений на въезд в Соединенные Штаты граждан третьих стран, в частности, Ирана, а также граждан других государств, ранее осуществлявших
въезд в Иран. Нелогичен и непонятен факт принятия санкций, поскольку они не имели никакого отношения к ядерной программе.
6 августа 2018 г. Дональд Трамп подписал «Указ о возобновлении постоянных санкций в отношении Ирана» [4] в связи с выходом США из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Санкции официально возобновились 5 ноября 2015 г. в агрессивно-принудительной форме («enforce aggressively»), как обозначено на официальном сайте Министерства финансов США [4]. Введение санкций устанавливалось двумя этапами.
С 6 августа 2018 г. начали вводиться санкции против Ирана, ознаменовав собой первый этап санкционной политики США периода правления Дональда Трампа. Эти санкции, включающие обязательства США по СВПД перед Ираном, стали прямым нарушением данного соглашения со стороны США. Были запрещены трансакции с государственной валютой Ирана; торговля золотом, драгоценными металлами, графитом, углем; продажа коммерческих пассажирских самолетов и соответствующих комплектующих в Иран. Также был запрещен ввоз иранских ковров и пищевой продукции [5].
C 5 ноября 2018 г. была запрещена поддержка иранского нефтяного, газового и нефтехимического секторов, запрещены трансакции с иранским мореходным и судостроительным секторами; введены ограничения по услугам в области страхования и передачи финансовых сообщений Центральному банку Ирана и иранским финансовым институтам [5].
Возобновление санкций поддержал только Израиль. В сентябре 2018 г. во время выступления на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Биньямин На-таньяху предъявил обвинения иранскому правительству в нарушении норм международного ядерного права, в частности, Договора о нераспространении ядерного оружия, что, по его словам, проявляется в создании тайного склада с ядерным оборудованием и сырьём [6]. В подтверждении своих слов он предъявил материалы, полученные от МОССАДа1, - фотографии так называемого «ядерного объекта» Ирана - Iran's Secret Atomic Warehouse, впоследствии оказавшегося одним из частных домов жителя деревни Тюркозабад, что вблизи Тегерана, владелец которого предоставлял услуги по чистке ковров [7].
Как отметили иранские эксперты, израильская сторона при этом не стеснялась спекулировать устаревшей информацией об иранской ядерной программе в своих политических интересах, будучи страной-обладательницей ядерным оружием, нератифицировав-шей Договор о нераспространении ядерного оружия, ни разу не предоставившей сотрудникам МАГАТЭ возможность осуществить проверку объектов на территории Израиля. Доказательства, представленные Израилем против Ирана, сотрудниками МАГАТЭ были признаны несущественными и несоответствующими действительности и были опровергнуты результатами 13-ого доклада, посвященного выполнению Ираном обязательств по СВПД [8].
Неправдоподобные материалы, представленные Израилем, внушили доверие США [9]. Дональд Трамп продолжил критиковать ход кампании СВПД, постоянно ставя под сомнение репутацию Ирана, устанавливая все новые антииранские санкции. Это в свою очередь пошатнуло саму сущность СВПД, подкрепленное резолюцией СБ ООН 2231. Политика США представила собой её попытки отстранить других участников соглашения до установления двустороннего формата СВПД с участием Ирана и США с последующим денонсированием соглашения. Непрофессиональный подход Трампа в мировой политике вызвал сильное негодование не только со стороны Европейского Союза и трех участников СВПД (России, Франции и Соединенного Королевства), но даже со стороны некоторых структур США [10].
Попытки США отстранить других участников от СВПД не увенчались успехом, а «принудительно-агрессивная» политика по навязыванию своего мнения и позиции время от времени оборачивается 1 МОССАД - политическая разведка Израиля.
очередным скандалом. Так, по запросу Вашингтона в Канаде была арестована дочь и преемник основателя компании HUAWEI (Хуавей)2, финансовый директор компании Мэн Ваньчжоу [11]. Дочь Жен Чжэнфэя была арестована за оформление сделок с иранскими компаниями, что противоречит санкци-онной политике США, но соответствует СВПД.
Выше здравого смысла угрозы за несоблюдение американского законодательства недавно образовавшейся неправительственной организацией США, именующей себя «Объединенные против ядерного Ирана» (United Against Nuclear Iran), прямо и без стеснения требующей от правительства России двухнедельных отчетов по сотрудничеству с иранскими компаниями. Эти несуразные действия вышеуказанной американской компании во время брифинга официальный представитель МИД России М.В. Захарова 22 февраля 2019 г. прокомментировала справедливо и лаконично: «На территории России американские законы и требования не действуют», обозначая позицию России как «решительно нацеленную на продолжение взаимовыгодного сотрудничества с Ираном в полном объеме», призывая государства противостоять американскому правительству в намерении «определять целесообразность и диктовать параметры международного торгово-экономического сотрудничества и научно-технических обменов» [12].
Несмотря на незаконные и нелогичные действия США, Иран оставался и остается приверженным к соглашению «5+1», несмотря на психологическое давление, оказываемое на иранский народ со стороны американского правительства, что также подтверждается словами Президента Ирана Хасана Роухани: «Несмотря на санкции, мы покажем миру, что держим свое слово и выполняем обязательства, данные в международных договорах» [13].
Власти Евросоюза приняли блокирующее постановление для защиты европейских компаний от действий США [14]. Европа, приверженная к сохранению соглашения и развитию международного сотрудничества, предложила использовать специальные каналы для экономических отношений с Ираном, именуемые SPV канал - special purpose vehicle. Этот канал начал действовать с 31 января 2019 г. с активацией нового финансового инструмента торговых обменов между Ираном и Е3 (Франция, Германия, Соединенное Королевство) - INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges [15] - ИНСТЕКС), обеспечивающий в Иран поставку сельскохозяйственной продукции, медикаментов и медицинского оборудования. Функционирование INSTEX предполагается с применением международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и
2 Huawei Technologies Co. Ltd. (в переводе с англ. Хуавей) -одна из крупнейших китайских мировых компаний в сфере телекоммуникаций. Основана Жэнем Чжэнфэем в 1987 г.
финансированием терроризма (AML3/CFT4) в соответствии не только с санкционными требованиями ЕС, ООН и FATF5, но даже США, хотя последние и вышли из соглашения.
Также против решения американских властей выступила Россия. Так, министр иностранных дел РФ заявил, что «выход США из СВПД приведет к потере важнейшего инструмента нераспространения оружия массового поражения». Позиция России по ситуации, сложившейся вокруг иранской ядерной программы, выразилась в словах: «Россия будет делать все, чтобы сохранить Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Ирана» [16].
США продолжают активно и настойчиво диктовать свои условия мировой общественности и на международных конференциях, подтверждением чему являются последние конференции в Польше и в Мюнхене.
На международной конференции 13-14 февраля 2019 г. по Ближнему Востоку в Польше критиковался Иран, его ядерная программа, ракетные испытания в Иране и его поведение в ближневосточном регионе. Целью конференции стало привлечение участников со стороны европейских стран, которые пытаются спасти заключенное в 2015 г. ядерное соглашение с Ираном после того, как США в прошлом году вышли из него и восстановили санкции в отношении Тегерана [17]. Участник конференции Вице-президент США Майк Пенс во время своего выступления на Варшавской конференции выразил мнение, что Тегеран «экспортировал ракеты, разжигал конфликты в Сирии и Йемене, ставил под вопрос существование Израиля». Также он обвинил Иран в пропаганде холокоста [18]. На самом деле Иран верен международному праву, морально поддерживает йеменский народ против систематических атак Саудовской Аравии, осуществляемых под поддержкой США. Следует отметить, что Иран и Россия по просьбе легитимного правительства Сирии помогают Сирии в трудной борьбе с ИГИЛ6.
На Мюнхенской конференции Майк Пенс, ссылаясь на антисемитизм Ирана, призвал другие страны, в частности, европейские, поддержать антииранскую санкционную политику США: «Настало время европейцам перестать подрывать санкции
3 AML - anti-money laundering - в переводе с английского языка переводится как «противодействие отмыванию доходов».
4 CFT - CTF - counter-terrorist financing. Часто употребляется в словосочетании «global CFT standard» - мировой стандарт в области предотвращения и противодействия финансированию терроризма.
5 FATF -financial action task force - с английского языка переводится как «Группа финансового противодействия отмыванию денег» - ФАТФ. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.
6 ИГИЛ - запрещенная в России международная исламистская экстремистская террористическая организация.
против Ирана. Настало время стать союзниками для того, чтобы побороть Иран и его ядерную договоренность, действовать совместно и оказывать экономическое и политическое давление» [19].
Как мы видим, «принудительно-агрессивная» политика США открыто афишируется на международной арене. Достоен такого поведения ответ министра иностранных дел Ирана на международной конференции по безопасности, проходившей в Мюнхене 17 февраля 2019 г., пояснившего, что США, нарушая резолюцию 2231 СБ ООН, не только сами вышли из соглашения по иранской программе, нарушая нормы международного права, но принуждают и подстрекают страны - участницы СВПД и другие государства придерживаться аналогичной политики, вводя антииранские санкции. Такое поведение США Мохаммад Джавад Зариф назвал «болезненной зацикленностью», приводя доводы о США как дестабилизирующем акторе в Ближневосточном регионе, государстве, вмешивающемся во внутреннюю политику других стран. Самым ярким примером служит то, что США расположили свои базы вооруженных сил на расстоянии менее 10 тыс. км от всех границ Ирана [20]. Во время своего выступления Мохаммад Джавад Зариф также обратился к европейским странам, ненадлежащим образом исполняющим свои обязательства по СВПД, призывая их применить другие инструменты, отвечающие природе СВПД и нуждам Ирана [21].
Подводя итоги статьи, отметим актуальные проблемы реализации иранской ядерной программы. Стратегия США нацелена на снятие с себя любой ответственности по международно-правовым обязательствам, в частности, по иранской ядерной программе и расшатыванию мира и стабильности на Ближнем Востоке и во всем мире. Чередой нескончаемых антииранских нормативно-правовых актов, в которых, как видимо, Израиль сыграл не последнюю роль, под разными предлогами США настойчиво и старательно навязывают государствам -участникам СВПД и другим странам свою позицию и свои незаконные санкции для подрыва не только мирной ядерной деятельности Ирана, но и его экономики, политики и естественного технологического прогресса в целом. Принудительно-агрессивная политика США характеризует их желание встать во главе глобального сообщества, в то время как США являются лишь частью этого сообщества. Справедливо и благородно намерение России, соблюдающей свои договоренности по иранской ядерной программе, противостоять агрессии США, призывающих другие страны сплотиться против желания Вашингтона «определять целесообразность и диктовать параметры международного торгово-экономического сотрудничества и научно-технических обменов» [12]. Вопреки многоаспектному давлению США и ненадлежащим образом исполнения СВПД
европейскими странами достойна уважения приверженность Ирана международному праву и своим обязательствам по СВПД, что подтверждено многочисленными докладами МАГАТЭ. Совместная всеобъемлющая программа действий, подписанная министрами семи государств, включая США, подкрепленная резолюцией СБ ООН 2231, должна соблюдаться всеми государствами без исключения. Pacta sunt servanda.
Литература:
1. IAEA official website. Information Circulars. INFCIRC/88a. Communication dated 24 July 2015 received from China, France, Germany, the Russian Federation, the United Kingdom, the United States of America (the E3/EU+3) and the Islamic Republic of Iran Concerning the Text of the Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA). - URL: https://www.iaea. org/sites/default/files/infcirc88a.pdf
2. Официальный сайт ООН. Совет безопасности. Резолюция 2231. - URL: http://undocs.org/ru/S/ RES/2231(2015)
3. U.S. Department of the Treasury. Iran Sanctions Act of 1996. - URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/isa_1996.pdf
4. U.S. Department of the Treasury. Presidential Documents. Executive Order 13846 of August 6, 2018. Reimposing Certain Sanctions With Respect to Iran. - URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/08062018_ iran_eo.pdf
5. Информационное агентство «Спутник» (на перс. языке) hljjl -If fjj^j jlèî. - URL: https://ir.sputniknews.com/iran/20180806383352a-hljjl-^jj^j- jl^l/
6. RT - Russia Today (на русс.). Арсенал претензий: почему Израиль и Иран обмениваются обвинениями в разработке ядерного орвввия. - URL: https://3ussi3n.rt.com/world/article/559188-iran-izrail-yade moe-oruzhie
а. ... jlHjl н-=ь" ^зг Jrl*" fn - URL: https ://www.asrirзn.com/fз/news/633 55 5/ -^Ia^U
ju//b - .PJ I Jjâ j j"
8. IRINN.ir. o'^** : ¿jlj^jl 4jlb jaUAiü cjLgJjjI (_jjljl - URL: http-/www.irinn.ir/fз/news/58aaa5/ ¿j'-»jH'I j^l;'!"'' <om»"l
9. Информационное ¡агентство «Спутник» (на перс. языке). JjIjmI J-i^l ¿jjSJwilj jjS I^jI I^jjxI iMjli jjjj jjlj lj ^Ijjl ^l ^jl^ Ц-б2^ jJ. — U^:L: httpsV/irsputninnews. com/us/201805013532
174: liojxl-jljjl^U^jAXtij/
10. EUNONCWb (on Р5!;;.-!?!:!!!;). J yxlj2 «ю- ^Rib bojxi (^liilljjj -Mjj w t?.Ji -j' £I-5ji. — URL/ https://fa.euronews.com/2018/04/03/world-con sequ ences-of-tmrnp-s-decision-to-withdraw-from-iran-nuclear-dewl
11. Информационное агентство «РИА Новости». Huawei вам: Трамп нажа Китаю подлый удар 2
— "^JX^^: attps://ria.m020iai210/154763588j.
html
12. Ос)ни1^и^.^ьнь^1/ o/йт миД РФ. Брифинг нфициль-ного ^^.ncu'i'o^HT^.nc миД rjcchh M.B.3axapaBufi, Мопква( (|)^^т)с1,ля 0И9 года. - URL: hOotwww. mi d^/ru/fose .gnj-o j icy/nвw////а sn^et_0)ul)^]isl^e г/ aKNTnkJE02BwScon/en/iWS5005US
13. IRINN.ir. .—О frH 3 т/^/л Т? :u^-JO. » URL: http:Ыwww.irinn.irrfatnews/58041«u -u^JO
14. ^с.ЛиОттоЕ^х^^^сЛ./ ini:r55ian;). 1 713 IfJO1 uTuS tncn jf ' ^urbr j' 'O L)'нi *lti 1Т-?н)л1 ^UfoO. — URL: https: (/fa. euronews.com/2018/05/17/angela-mernel -eu-leaders-iran-nuclear-agreement-is-not-perfect-butrwe-should-p rotect-it
15.F^rs New Aтeтаy. Zn.^ INSTEX, Europe's 1st О/ер tc— Save N. DcoL - URL: gttp://en.farnnews. com/139711/2000161
1«. RT - Rтsтiт Today (на русс.). «На вмену дипиома-тии npH.oflflT дикcooиoгнoстгpoшниe осстрик-eu-leaders iran-nuclear-agreement is-not-perfect- ад-b^^^ci^S^^i^. - URL: Ilttps:EEmssian.rt.comEworldE articl6E5500««-lovrov-g6nossambl6yo-vystupl6niy6
17. IbNA - Iranian Students News Agency. o^t- ^-i2' /I e-l tjiv hsj ^jli . — URL: https://www.isna.ir/news/07112713700/- О-) - t-- Tl2' /I e-l-tj1v-h)j-^-ii
18. Информационное агентство «Тасс». Глава МИД Ирана: никто, в том числе вице-президент США, не должен играть на теме Холо-коста. - URL: https:EEtoss.roEm6zhdunorodшoyo-ponoramo/«12«028
10. Official wcbsitc of Munich bccurity Conftrtnct. МЫС 2010. Statements and spttchts. Friday -Day. Michotl Richord Ptnct. - URL: https:// www.S6curityconf6r6nc6.d6E6nEoctiviti6sEmunich-S6curity-conf6r6nc6Emunich-s6curity-conf6r6nc6E msc-2010Estot6m6nts-and-sp66ch6sE
20. Official wcbsitc of Munich bccurity Conftrtnct. Munich bccurity Conftrtnct 2010. Statement by Mohammad Jovod Zorif followed by Q&A. - URL: https:EEwww.S6curityconf6r6nc6.d6E6nEm6dio-librolyE munich-S6Curity-conf6r6nc6-2010Evid6oEstot6m6nt-by-mohammod-jovod-zorif-follow6d-by-вo-1E
21. Информационное агентство «Тасс». Темы Сирии и ядерной сделки с Ираном завершили Мюнхенскую конференцию по безопасности. - URL: https:EEtoss.roEm6zhdunorodnoyo-ponorama/«127802
Actual Problems on Iranian Nuclear Program's Realization
Malmir E.N.
Kazan (Volga Region) Federal University
The goal of author is the investigation of problems, arising due to the fulfillment of agreement on Iranian nuclear deal. As the result the factors, negatively influencing on the realization of peaceful nuclear program of Iran, have been found and analyzed. Among these problems there are: US withdrawal from the deal on May, 2018; inadequate fulfillment of the duties by European states, and also US aggressive enforcement not only on the states - JCPOA participants, but also on other states seeking for states ' maintaining on anti-Iranian US sanctions policy, which doesn't admit the norms of international law and aims at establishing its own primacy over the system of global community.
Key words: nuclear program of Iran, JCPOA, USA, international agreement, sanctions, UNSC.