Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры Армении и России'

Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры Армении и России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
623
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ПРОЕКТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / TOURISM / COOPERATION / INFRASTRUCTURE / TOURIST FLOW / PROJECT / RUSSIAN FEDERATION / REPUBLIC OF ARMENIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич

В статье приведены основные положения доклада ректора ФГБОУ ВО «РГУТИС» А.А. Федулина на Четвертом российско-армянском межрегиональном форуме. В материалах статьи раскрыто видение перспектив развития туристской инфраструктуры как перспективного направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения. Туризм рассматривается как один из инструментов знакомства с историко-культурным и духовным наследием Республики Армения, традиционно вызывающим у россиян высокий туристский интерес. Туризм является неотъемлемым элементом российско-армянского торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Изложены предложения, касающиеся активизации туристского обмена между странами с учетом современных социально-экономических условий и тенденций развития туристского потока. Представлены предложения по построению единого туристского пространства между Российской Федерацией и Республикой Армения в рамках положений стратегии развития сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма на период до 2020 г. Обозначены перспективы расширения туристского потока россиян в Республику Армения в результате работ по упрощению туристских формальностей. Дана оценка факторов, ограничивающих транспортную доступность туристского продукта Республики Армения. Сформулированы предложения по интеграции в туристское информационное пространство России и продвижение туристского потенциала Республики Армения. В этой связи высказана гипотеза о целесообразности использования различных каналов и способов повышения узнаваемости туристских продуктов и брендов Республики Армения в России. На основе опыта научно-исследовательских разработок университета показаны возможные области сотрудничества, в том числе ведения совместных проектов по развитию туристского комплекса Республики Армения, а также в области подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии и инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURISM INFRASTRUCTURE OF ARMENIA AND RUSSIA

The article describes the main provisions of the report of the rector of Russian State University of Tourism and Service, A. A. Fedulin on the Fourth Russian-Armenian interregional forum. The article reveals the vision of prospects of development of tourist infrastructure as promising areas of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Armenia. Tourism is a tool for exploring historical, cultural and spiritual heritage of the Republic of Armenia, which awaken high tourist interest. Tourism is an integral element of Russian-Armenian trade-economic and humanitarian cooperation. The author proposes solutions for the strengthening tourist exchanges between the countries and takes into account the current social and economic conditions and development trends of tourist flow. Also he makes the proposals to build a unified tourism space between the Russian Federation and the Republic of Armenia in the framework of the provisions of the strategy of development of cooperation of States-participants of CIS in the field of tourism for the period up to 2020. There are presented perspectives of expansion of the tourist flow of Russians in the Republic of Armenia in the result of the work on simplification of tourist formalities. The author gives the estimation of the factors limiting accessibility of the tourist product of the Republic of Armenia. As the result, there are proposals on integration in tourism information space of Russia and the promotion of tourism potential of the Republic of Armenia. In this regard, he makes the hypothesis about expediency of use of various channels and ways to increase awareness of tourism products and brands of the Republic of Armenia in Russia. Based on the experience of scientific-research developments of the University, the author shows the possible areas of cooperation, including conducting joint projects on development of tourist complex of the Republic of Armenia, as well as in the field of training and retraining of personnel for tourist industry and infrastructure.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры Армении и России»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/ 17481

актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры Армении и россии

Федулин Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ректор, [email protected],

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье приведены основные положения доклада ректора ФГБОУ ВО «РГУТИС» А.А. Федулина на Четвертом российско-армянском межрегиональном форуме. В материалах статьи раскрыто видение перспектив развития туристской инфраструктуры как перспективного направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения. Туризм рассматривается как один из инструментов знакомства с историко-культурным и духовным наследием Республики Армения, традиционно вызывающим у россиян высокий туристский интерес. Туризм является неотъемлемым элементом российско-армянского торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Изложены предложения, касающиеся активизации туристского обмена между странами с учетом современных социально-экономических условий и тенденций развития туристского потока. Представлены предложения по построению единого туристского пространства между Российской Федерацией и Республикой Армения в рамках положений стратегии развития сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма на период до 2020 г. Обозначены перспективы расширения туристского потока россиян в Республику Армения в результате работ по упрощению туристских формальностей. Дана оценка факторов, ограничивающих транспортную доступность туристского продукта Республики Армения. Сформулированы предложения по интеграции в туристское информационное пространство России и продвижение туристского потенциала Республики Армения. В этой связи высказана гипотеза о целесообразности использования различных каналов и способов повышения узнаваемости туристских продуктов и брендов Республики Армения в России. На основе опыта научно-исследовательских разработок университета показаны возможные области сотрудничества, в том числе ведения совместных проектов по развитию туристского комплекса Республики Армения, а также в области подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии и инфраструктуры.

Ключевые слова: туризм, сотрудничество, инфраструктура, туристский поток, проект, Российская Федерация, Республика Армения

Туризм как фактор ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве рассматривался рядом ученых и практиков [3, 5, 6], при этом отмечался его значительный потенциал в решении ряда социальных и экономических задач. Закономерно это положение нашло отражение в принятии стратегии развития сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма на период до 2020 г. Рассматривая туристский обмен между Российской Федерацией и Республикой Армения, укажем на созданные предпосылки для эффективного сотрудничества и развития туризма. Основные на-

правления развития индустрии гостеприимства в Армении соответствуют современным трендам и способны стимулировать туристский интерес россиян [13].

Статистические наблюдения свидетельствуют о росте туристских потоков в Республике Армения и значимой роли россиян в сегменте въездного туризма. В целом, в 2014 году количество въездов иностранных туристов в Республику Армения увеличилось на 11,3%'. По данным Государственной статистической службы Респу-

1 http://www.tourprom.ru/news/29820/ (дата обращения: 30.10.2015).

блики Армения, в 2014 г российский турпоток вырос на 28%2. Заметим, что по данным Российского союза туриндустрии, 97,5% — туристы, самостоятельно организовавшие поездку3. Эксперты Фонда развития Армении прогнозируют, что в 2015 г. число российских туристов в Армении вырастет на 23%4.

Указанные тенденции свидетельствуют о значительном потенциале интенсификации туристского обмена между нашими странами в развитии туристского потока в Армению и прежде всего сегмента неорганизованного туризма. Поэтому в первую очередь повышается актуальность двух аспектов: упрощения туристских формальностей и повышения транспортной и ценовой доступности туристского продукта Республики Армения.

Говоря о туристских формальностях при посещении Республики Армения, следует подчеркнуть, что россиянам не нужна виза, но необходим заграничный паспорт. При этом в России сейчас действует свод правил, ограничивающих ряд категорий населения в пользовании заграничными паспортами. Более того, значительна доля населения, у которых нет заграничного паспорта, поскольку они предпочитают путешествовать по дестинациям, где этот документ не нужен. Такой потенциальный туристский поток (по предварительным оценкам, он составляет более 4 млн человек, при том, что в 2014 г. Армению посетили 1,203 млн иностранных туристов5) в большей части может быть переориентирован на туристские поездки в страны, не требующие предъявления заграничного паспорта.

В целях развития общего туристского пространства Россия-Армения, с учетом таких перспектив и в соответствии со стратегией развития сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма на период до 2020 г. в части развития туристского обмена широкой общественности двух стран целесообразно поддержать диалог о возможности посещения Республики Армении гражданами России по общегражданским паспортам.

2 http://www.tourprom.ru/news/28480/ (дата обращения: 30.10.2015).

3 Армения ищет пути увеличения турпотока из России // http://ratanews.ru/news/news_19062015_2.stm (дата обращения: 27.10.2015).

4 Там же.

5 http://www.tourprom.ru/news/28480/

30.10.2015)

(дата обращения:

Рассматривая вопрос транспортной доступности, следует упомянуть существенный ограничивающий фактор — сегодня единственная возможность прямого транспортного сообщения России и Республики Армении — авиаперевозки. Нет нужды повторять многократно озвученные в прессе сведения о высокой стоимости авиасообщения. Достаточно сказать, что в структуре российского операторского турпакета стоимость авиаперелета в Республику Армению выше, чем по массовым туристским направлениям (Турция и пр.). Соответственно, для неорганизованного туриста эта цена также высока: например, сегодня прямые рейсы Москва-Ереван-Москва предлагают от 18 тыс. руб. (для сравнения Москва-Баку-Москва — от 14 тыс. руб., Москва — Минск — Москва — от 9 тыс. руб.6). При практически безальтернативном транспортном варианте ценовой фактор становится ключевым при принятии решения о поездке.

Поэтому следует начать двустороннюю работу по выявлению удорожающих факторов и снижению стоимости авиасообщения между нашими странами. Безусловно, особой актуальностью отмечен вопрос организации наземного сообщения между Россией и Арменией (с транзитом через территорию Республики Грузия). В этой связи возникает комплекс задач от моделирования автодорожного сообщения [4] до непосредственного строительства и повышения качества автодорог, организации необходимого придорожного сервиса, использования новейших технологий в целях оптимизации работы контрольно-пропускных пунктов.

Создание общего туристского пространства СНГ, заявленное в стратегии развития сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма на период до 2020 г., невозможно без единого информационного туристского поля, новых технологий и интересных, креативных решений [2]. И в этой связи целесообразно указать, что, с одной стороны, традиционно Республика Армения — одна из дестинаций, к которой россияне испытывают высокий туристский интерес. С другой стороны, туристский потенциал Армении в туристском информационном пространстве России представлен ограниченно, а политика его продвижения не отличается системностью и комплексностью. Несмотря на растущий интерес, информационная доступность туризма в Ре-

6 По данным справочно-поисковых систем skyscanner.ru, avia. yandex.ru, AviaSales.ru, momondo.ru, anywayanyday.com, avia. tutu.ru на 30.10.2015

спублике Армения недостаточно высока. И если об известных туристских достопримечательностях Армении российский турист может найти информацию на различных сетевых ресурсах, то новые туристские проекты, новые направления диверсификации туристского продукта Республики практически не известны.

Поэтому видится важным решение задачи по эффективной интеграции в туристское информационное пространство России сведений о туристских продуктах Республики Армения. Актуальность решения данной задачи подчеркивается и значимой долей неорганизованных туристов из России, которые предпочитают самостоятельно искать туристскую информацию, планировать свое путешествие и совершать транзакции, в том числе бронирование. Нельзя забывать, что колебания курса валют, санкци-онный режим, высокое внимание к аспектам туристской безопасности стимулируют поиск альтернатив массовым туристским направлениям выезда россиян. Отвечая на запросы россиян, онлайновый турсервис travel.ru включил Ереван в тройку ведущих отпускных приоритетов российских туристов лета 2015 г.7

Богатый и уникальный туристский потенциал Республики Армении [12, 15, 16] отличается высокой аттрактивностью. Достопримечательности Армении, ее гостеприимство хорошо помнит старшее поколение россиян. Молодежь, использующая Интернет и SMART-приложения, практически не знакома с достопримечательностями и туристским образом Республики Армении: Республика Армения как дестинация практически не использует соответствующие каналы коммуникации и продвижения, необходимые для реализации маркетинговой стратегии [7, 14]. Безусловно, необходимо открытие туристского портала Республики Армении и его продвижение в Рунете, разработка различных SMART-приложений для россиян, планирующих и/или путешествующих по Армении. Причем эти коммуникации должны поддерживать имидж Армении как дестинации гостеприимной, радушной и дружелюбной по отношению к туристу [8, 11, 12]. Университет готов поддержать интеграционные инициативы, в том числе возможность представления туристских объектов и территорий Республики Армении в туристском интернет-пространстве России в рамках проекта «Живая карта».

7 Армения ищет пути увеличения турпотока из России // http://ratanews.ru/news/news_19062015_2.stm (дата обращения: 27.10.2015).

С целью популяризации и повышения узнаваемости туристских продуктов и брендов Республики Армения в России целесообразно использование различных каналов и способов. Опыт ФГБОУ ВО «РГУТИС» по работе в составе Международного организационного комитета туристских конкурсов, первый из которых успешно прошел в 2015 г., доказывает эффективность конкурсного движения. На V Международном туристском форуме VisitRussia были подведены итоги Международного конкурса «Туристский бренд: лучшие практики», вызвавшие огромный интерес в туристской среде и реакцию СМИ8. Преимущество наших конкурсов в том, что в постконкурсных мероприятиях победителям и лауреатам оказывается информационная поддержка и помощь в проектах по продвижению на российском рынке. Представляется перспективным участие туристских компаний и организаций Республики Армения в конкурсном движении в России как для решения отдельных задач позиционирования и продвижения, так и создания и поддержки долгосрочной лояльности российских туристов.

Опыт развития ведущих туристских дести-наций доказывает важность интеграции культур и обычаев при проектировании систем туристского обслуживания. При этом необходимо глубокое понимание потребностей и предпочтений, поведенческих особенностей туристов [16]. В качестве примера приведем программу СhinaFriendly в рамках которой разработаны стандарты обслуживания китайских туристов в России9. Этот опыт доказал на практике свою эффективность. Его целесообразно использовать в России и за рубежом. В частности, Университет готов стать базой проведения исследований потребностей российских туристов при посещении Республики Армения и туристов из Армении при посещении России, их приоритетов и предпочтений, в том числе по таким потенциально значимым видам туризма, как культурно-познавательный, религиозный, этнографический туризм и т.д.

Мы работаем с армянской диаспорой в России, ведем устойчивые продуктивные проекты в Республике Армения. Успешно работает Ереванский филиал РГУТИС. Совместно проводится ряд научных и молодежных мероприятий. Традиционно в Международный день защиты детей молодежная общественная организация

8 http://tour-brand.ru/news/ (дата обращения: 25.10.2015)

9 http://chinafriendly.ru/ (дата обращения:: 29.10.2015)

«Ассоциация студентов российских вузов в Армении» проводит ежегодную акцию в парке Победы г. Еревана «Моя мечта». Проектная команда Университета обладает достаточным опытом разработки стратегий развития территориальных туристских комплексов [10]. Мы готовы выполнять и участвовать как соисполнители в работах по обоснованию инфраструктурных и инвестиционных проектных решений по развитию туристского комплекса Республики Армения:

• разработать перспективную схему турист-ско-рекреационного освоения Республики Армении, включая схему экскурсионно-маршрут-ной сети, на основе кадастра и туристско-рекре-ационного паспорта;

• предложить перспективную схему размещения инвестиционных площадок и проектов в сфере туризма, включая элементы обеспечивающей инфраструктуры, в том числе дизайн-проекты объектов и территорий;

• разработать сводный инвестиционный план развития туристского комплекса Республики Армения;

• сформировать пакет презентационных материалов, необходимых для поддержки и продвижения проекта.

Развитие практики сотрудничества России и Армении в создании общего туристского пространства невозможно без активного участия гостиничного бизнеса [15]. По нашему мнению, правомерно говорить о внедрении инновационного управления в гостиничной индустрии в целях российско-армянского торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества.

Безусловно, реализация проектов, связанных с использованием перспектив межрегионального сотрудничества России и Армении, а также развития туристской инфраструктуры в Республике Армения требует подготовленных квалифицированных кадров. Значимость кадрового потенциала и партнерства в образовании достаточно освещены в литературе [1; 9; 18].

Говоря об опыте подготовки кадров для туристской индустрии, хотелось бы остановиться на нескольких важных аспектах. На наш взгляд, в силу близости наших культур, научных и образовательных школ, актуальным на сегодня является создание единого образовательного пространства России и Армении. В этой связи встает вопрос о сближении образовательных стандартов стран и разработке на их основе интегрированных программ по туризму, сервису и гостиничному делу. Следует учитывать про-

фессиональные стандарты, разработанные в наших странах, а также международные стандарты WorldSkШs — популярного движения, в котором принимают участие наши страны.

Создание единого образовательного пространства даст возможность активизировать академическую мобильность профессорско-преподавательских кадров, а также аспирантов и студентов, шире использовать практику взаимопосещений, установочных лекций в рамках гостевых программ.

На сегодняшний день в Российской Федерации и Армении ежегодно проводится более трехсот различных международных и региональных интеллектуальных состязаний — традиционные теоретические и практические олимпиады, творческие конкурсы, конкурсы проектов и научных работ, конкурсы профессионального мастерства, деловые и симуляционные игры и их сочетания, являющиеся неотъемлемой частью общественных систем выявления и развития молодых талантов.

Имеет смысл проводить совместные конкурсы и интеллектуальные состязания студентов и аспирантов по туризму, сервису и гостиничному делу.

И еще один аспект нашего эффективного взаимодействия — это программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, представляющие взаимный интерес. Участие преподавателей и специалистов наших стран в программах партнёра будет способствовать повышению качества образования и в конечном итоге — улучшению ситуации на рынке труда наших стран.

Со своей стороны Университет готов предложить к рассмотрению свои программы дополнительного образования для профессорско-преподавательского состава, для руководителей и специалистов органов управления в сфере туризма, руководителей, специалистов и служащих гостиниц и иных секторов индустрии туризма и гостеприимства.

В числе образовательных проектов, ориентированных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, по нашему мнению, могут быть востребованы программы по методическим основам разработки региональной программы развития туризма; продвижению туристских и гостиничных продуктов, услуг и опыту успешных коммуникаций; разработке и реализации основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки Туризм, Сервис, Гостиничное дело, а также методическим и практическим аспектам туристских выставок.

Опыт показывает, что для руководителей, специалистов и служащих гостиниц и иных средств размещения в первую очередь интересны такие вопросы, как дизайн интерьера; иностранные языки для специальных целей: английский, испанский, немецкий, французский, русский языки, классификация гостиниц и иных средств размещения, пляжей, горнолыжных трасс, повышение квалификации сотрудников персонала служб эксплуатации номерного фонда, безопасности средств размещения, приема и размещения гостиниц, руководителей средств размещения, предприятий питания или службы питания средств размещения и других объектов индустрии туризма.

Для руководителей и специалистов сферы туризма интересным может стать изучение безбарьерного туризма, делового протокола и биз-

нес-этикета, имиджмейкерства, музейного маркетинга, новых технологий в сфере туризма, развития внутреннего и въездного туризма, событийного туризма; экскурсоведения.

Таким образом, следует высоко оценить перспективы межрегионального российско-армянского сотрудничества в построении единого туристского пространства. Развитие туристской инфраструктуры как перспективного направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Армении видится зависимым от решения проблем транспортной и ценовой доступности туристских продуктов, понимания потребностей и ожиданий туристов, а также разработки и реализации системной и последовательной маркетинговой стратегии продвижения туристского потенциала.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Сахарчук Е.С. Направления деятельности в рамках социального партнерства в профильном туристском образовании: актуальность и содержание // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 9. 2015. № 3. С. 44—53.

2. Ананьева Т.Н., НовиковаН.Г., ИсаевГ.Н. Информационное обеспечение туризма: креативное управление: Монография. М.: Изд-во «Русайнс», 2015. 164 с.

3. Афанасьев О.Е. Региональный интеграционный конфедерализм как формат интеграции для стран постсоветского пространства // Беларусь в современном мире. Материалы VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2014. С. 13—16.

4. Гладская И.Г., Ульянченко Л.А., Виноградова М.В. Развитие автотуризма в регионе: проблемы моделирования // Сервис plus. Т 9. 2015. № 3. С. 27-35.

5. Грдзелишвили Н.Ш. Туризм как фактор ускорения интеграционных процессов на евразийском пространстве // Евразийская Экономическая Интеграция. 2014. № 1 (22). С. 97-101.

6. Карнаухова М.В., Талина И.В., Кириченко З.Ю. Сотрудничество стран СНГ в области туризма // Власть. 2015. № 8. С. 81-84.

7. Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. 2014. № 6 (53).http://cyberleninka.ru/article/n/turistskie-destmatsii-voprosy-formirovaniya-marketingovyh-strategiy (дата обращения: 15.12.2015).

8. Кривошеева Т.М. Формирование имиджа России как страны, благоприятной для туризма // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. 2014. № 7 (54). http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-rossii-kak-strany-blagopriyatnoy-dlya-turizma (дата обращения: 15.12.2015).

9. Мариносян Т.Э. Межгосударственные образовательные связи как фактор укрепления гуманитарного сотрудничества между странами СНГ // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 108-116.

10. Минаев В.А., Платонова Н.А., Цыщук Е.А. Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных макроэкономических условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 23 (398). С. 2-12.

11. Оганян Н.К. Влияние позитивного имиджа на развитие туризма в Республике Армения. Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. М., 2010

12. Петросян С.Ф. Формирование положительного имиджа Республики Армения как страны, имеющей значительный туристский потенциал // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2012. № 9. С. 264-269.

13. Саргсян М.Г. Основные направления развития индустрии гостеприимства в Армении // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 8. http://old.rguts.ru/electronic_journal/number46/contents (дата обращения: 15.12.2015).

14. Саргсян М.Г. Продвижение гостиничных и туристских услуг Республики Армения // Проблемы современной экономики. 2010. № 1. С. 384—386.

15. Сафарян А.А. Поиск территорий для сравнительного анализа туристского развития Армении // Географический вестник. 2013. № 1 (24). С. 110-115.

16. Сыромятникова Ю.А., Рерих А.А. Культурное наследие Армении как объект туризма // Современные проблемы науки туриндустрии. Научно-практическая ежегодная преподавательская конференция. 2015. С. 187-200.

17. Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. Т 8. 2014. № 6 (53). http://cyberleninka.m/article/n/metodologicheskie-podhody-k-opredeleniyu-turistskoy-destinatsii-ozdorovleniya-kak-osnovy-sanatorno-kurortnogo-kompleksa (дата обращения: 15.12.2015).

18. Minaev V.A., BushuevaI.V. Network-centric destinations models // World Applied Sciences Journal. 2014. Т 30. № 30. С. 185-186.

ACTUAL pROBLEMS OF DEVELOpMENT OF TOURISM INFRASTRUCTURE OF ARMENIA AND RUSSIA

Fedulin Aleksandr Alekseevich, PhD (Dr. Sc.) in History, professor, rector, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article describes the main provisions of the report of the rector of Russian State University of Tourism and Service, A. A. Fedulin on the Fourth Russian-Armenian interregionalforum. The article reveals the vision of prospects of development of tourist infrastructure as promising areas of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Armenia. Tourism is a tool for exploring historical, cultural and spiritual heritage of the Republic of Armenia, which awaken high tourist interest. Tourism is an integral element of Russian-Armenian trade-economic and humanitarian cooperation. The author proposes .solutions for the strengthening tourist exchanges between the countries and takes into account the current social and economic conditions and development trends of tourist flow. Also he makes the proposals to build a unified tourism space between the Russian Federation and the Republic of Armenia in the framework of the provisions of the strategy of development of cooperation of States-participants of CIS in the field of tourism for the period up to 2020. There are presented perspectives of expansion of the touristflow of Russians in the Republic of Armenia in the result of the work on simplification of tourist formalities. The author gives the estimation of the factors limiting accessibility of the tourist product of the Republic of Armenia. As the result, there are proposals on integration in tourism information space of Russia and the promotion of tourism potential of the Republic of Armenia. In this regard, he makes the hypothesis about expediency of use of various channels and ways to increase awareness of tourism products and brands of the Republic of Armenia in Russia. Based on the experience of scientific-research developments of the University, the author shows the possible areas of cooperation, including conducting joint projects on development of tourist complex of the Republic of Armenia, as well as in the field of training and retraining of personnel for tourist industry and infrastructure.

Keywords: tourism, cooperation, infrastructure, tourist flow, project, Russian Federation, Republic of Armenia

References

1. Anan'eva T.N., Ilyukhina G.I., Sakharchuk E.S. Napravleniya deyatel'nosti v ramkakh sotsial'nogo partnerstva v profil'nom turistskom obrazovanii: aktual'nost' i soderzhanie [Activities in the context of social partnership in professional tourism education: relevance and content] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 9. 2015. № 3. p. 44—53.

2. Anan'eva T.N., Novikova N.G., Isaev G.N. Informatsionnoe obespechenie turizma: kreativnoe upravlenie: Monografiya [Information support of tourism: creative management: Monograph]. M.: Izd-vo «Rusains», 2015. 164 p.

3. Afanas'ev O.E. Regional'nyi integratsionnyi konfederalizm kak format integratsii dlya stran postsovetskogo prostranstva [Regional integration confederalism as a format for the integration of post-Soviet countries] // Belarus' v sovremennom mire Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Belarus in the modern world. Proceedings of the VII International scientific conference of students, postgraduates and young scientist]. 2014. p. 13—16.

4. GladskayaI.G., Ul'yanchenko L.A., Vinogradova M.V. Razvitie avtoturizma v regione: problemy modelirovaniya [The development of caravanning in the region^ problems of modeling] // Servis plus [Service plus]. V. 9. 2015. № 3. p. 27-35.

5. Grdzelishvili N.Sh. Turizm kak faktor uskoreniya integratsionnykh protsessov na evraziiskom prostranstve [Tourism as a factor of acceleration of integration processes in Eurasia] // Evraziiskaya Ekonomicheskaya Integratsiya [Eurasian Economic Integration]. 2014. № 1 (22). p. 97-101.

6. KarnaukhovaM.V., TalinaI.V., KirichenkoZ.Yu. Sotrudnichestvo stran SNG v oblasti turizma [Cooperation of CIS countries in the field of tourism] // Vlast' [Power]. 2015. № 8. p. 81-84.

7. Krivosheeva T.M. Turistskie destinatsii: voprosy formirovaniya marketingovykh strategii [Tourist destination: the questions of forming of marketing strategies] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. 2014. № 6 (53). http://cyberleninka.ru/article/n/turistskie-destinatsiivoprosy-formirovaniya-marketingovyh-strategiy (Acceded on December 15, 2015).

8. Krivosheeva T.M. Formirovanie imidzha Rossii kak strany, blagopriyatnoi dlya turizma [Formation of the image of Russia as a favorable country for tourism] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. № 7 (54).: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzharossii-kak-strany-blagopriyatnoy-dlya-turizma (Acceded on December 15, 2015).

9. Marinosyan T.E. Mezhgosudarstvennye obrazovatel'nye svyazi kak faktor ukrepleniya gumanitarnogo sotrudnichestva mezhdu stranami SNG [Interstate educational communication as factor of strengthening humanitarian cooperation between the CIS countries] // Problemy sovremennogo obrazovaniya [problems of modern education]. 2012. № 4. p. 108-116.

10. Minaev V.A., Platonova N.A., Tsyshchuk E.A. Regional'nyi turizm: prognozirovanie i planirovanie razvitiya v sovremennykh makroekonomicheskikh usloviyakh [Regional tourism: forecasting and development planning in contemporary macroeconomic conditions] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2015. № 23 (398). p. 2-12.

11. Oganyan N.K. Vliyanie pozitivnogo imidzha na razvitie turizma v Respublike Armeniya. Avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [The effect of the positive image on development of tourism in the Republic of Armenia. A Candidate of Economics' thesis]. / Ros. gos. un-t turizma i servisa [Russian State University of Tourism and Service]. M., 2010.

12. Petrosyan S.F. Formirovanie polozhitel'nogo imidzha Respubliki Armeniya kak strany, imeyushchei znachitel'nyi turistskii potentsial [Formation of positive image of the Republic of Armenia as a country with significant tourist potential] // Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii [Strategy of sustainable development of Russian regions]. 2012. № 9. p. 264-269.

13. Sargsyan M.G. Osnovnye napravleniya razvitiya industrii gostepriimstva v Armenii [The main directions of development of the hospitality industry in Armenia] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. 2013. № 8 (46). http://old.rguts.ru/electronicjournal/number46/contents (Acceded on December 15, 2015).

14. Sargsyan M.G. Prodvizhenie gostinichnykh i turistskikh uslug Respubliki Armeniya [Promotion of hotel and tourist services of the Republic of Armenia] // Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economy]. 2010. № 1. p. 384-386.

15. Safaryan A.A. Poisk territorii dlya sravnitel'nogo analiza turistskogo razvitiya Armenii [Search of territories for a comparative analysis of tourism development in Armenia] // Geograficheskii vestnik [Geographical Bulletin]. 2013. № 1 (24). p. 110-115.

16. Syromyatnikova Yu.A., Rerikh A.A. Kul'turnoe nasledie Armenii kak ob"ekt turizma [Cultural heritage of Armenia for tourism development] // Sovremennye problemy nauki turindustrii Nauchno-prakticheskaya ezhegodnaya prepodavatel'skaya konferentsiya [Modern problems of tourism science. The Scientific-practical annual teaching conference]. 2015. p. 187-200.

17. Kharitonova T.V., Vapnyarskaya O.I., Golikova O.M. Otsenka konkurentosposobnosti Rossii kak edinoi turistskoi destinatsii (na osnove zarubezhnoi metodiki). [Assessment of competitiveness of Russia as a tourist destination (on the basis offoreign technique)] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. 2014. № 6 (53). p. 119-139.

18. Minaev V.A., BushuevaI.V. Network-centric destinations models // World Applied Sciences Journal. 2014. V. 30. № 30. p. 185-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.