Ф ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
УДК 368 (045)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА*
КИРИЛЛОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА
доктор экономических наук, профессор кафедры «страховое дело», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Российскому страховому рынку необходимы качественные, количественные и структурные изменения. Решение задач развития финансовых рынков России, определенных в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»** Минэкономразвития России, требует радикального совершенствования отечественной страховой системы.
Данная статья является результатом исследования, выполненного автором по теме «Регулирование рынка страховых услуг» (заказ Правительства РФ Финансовому университету в рамках бюджетного финансирования), с использованием фундаментальных и прикладных работ российских и зарубежных специалистов. Базируется на статистических данных российского страхового рынка, нормативных документах, данных страхового надзора, Минэкономразвития, МЧС, Федеральной службы государственной статистики, зарубежных источниках. Работа проведена с помощью методов системного анализа.
В статье дана оценка текущего состояния отечественного страхового рынка, выявлены основные задачи для достижения целей Стратегии развития страхового рынка до 2020 г.: нерешенные проблемы страхования жизни, создание мегарегулятора, проблемы интеграции российского страхового рынка в мировое экономическое пространство. В статье выявлены диспропорции российского страхового рынка, комплекс проблем взаимодействия с потребителями страховых услуг, системные проблемы страховых компаний, инфраструктуры.
Материалы работы могут быть использованы российскими государственными органами страхового надзора, корпоративным сектором и аналитическими компаниями при формировании стратегии и тактики страховых компаний для повышения конкурентоспособности в условиях реорганизации национального страхового рынка.
Ключевые слова: развитие страхового рынка; регулирование; диспропорции; интеграция в мировой страховой рынок; стратегическое развитие российского страхового рынка; ключевые показатели развития.
CURRENT PROBLEMS
OF THE RUSSIAN INSURANCE MARKET
nadezhda v. kirillova
Doctor Sci. (Economics), full professor with the Insurance Business chair, the Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The Russian insurance market requires qualitative, quantitative and structural changes. The solution of problems related to the development of financial markets in Russia as defined in the Long-Term Socio-Economic Development Forecast for the Russian Federation till 2030 by the Russian Ministry of Economic Development requires radical improvement of the national insurance system. This article is devoted to the investigation into this problem.
* Статья подготовлена по результатам исследования, выполненного автором по теме «Регулирование рынка страховых услуг» по заказу Правительства Российской Федерации Финансовому университету в рамках бюджетного финансирования.
~ Минэкономразвития России. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz (дата обращения: 20.10.2013).
The article contains the results of a research carried out by the author on the subject "Regulation of the Insurance Market", commissioned by the Russian Federation Government to the Financial University within the framework of budget financing, using fundamental and applied research works of Russian and foreign specialists. The reported research is based on Russian insurance market statistical data, statutory documents, insurance supervision data, information of the Economic Development Ministry, the Emergency Ministry, the Federal Statistics Service, foreign sources. Methods of system analysis have been employed.
The article assesses the current state of the domestic insurance market, identifies the main goals of the insurance market development strategy till 2020 including: not solved problem of life insurance, creation of a mega-regulator, problems of the Russian insurance market integration into the world economy. The article reveals disparities in the Russian insurance market, complex problems of interaction with the consumers of insurance services, systemic problems of insurance companies and infrastructure.
The findings of the research may be used by Russian state insurance supervisors, the corporate sector and analysts in building up the strategy and tactics of insurance companies to enhance competitiveness in the reorganization of the national insurance market.
Keywords: development of the insurance market; regulation; imbalances; integration into the global insurance market; strategic development of the Russian insurance market; key development indicators.
Решение задач развития финансовых рынков России, определенных в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»1 Минэкономразвития России требует совершенствования системы государственного регулирования и надзора.
В числе прочих задач предстоит обеспечить синхронизацию развития финансового сектора с развитием реального сектора экономики и социальным развитием общества; должно быть стимулировано развитие инвестиционного и неинвестиционного страхования жизни; введен институт финансового омбуд-смена; осуществлено максимально возможное распространение норм законодательства о защите прав потребителей на сферу финансовых услуг; сформированы механизмы применения процедур медиации при разрешении споров в сфере финансовых услуг с участием физических лиц; стандартизированы договоры типовых финансовых услуг для упрощения работы по защите прав потребителей и повышения прозрачности финансовых услуг для населения, решен комплекс других задач.
Доля страховых премий в ВВП должна возрасти с 1,5% (без ОМС) в 2013 г. до 5% к 2020 г., объем страховых премий — с 898 млрд до 3847,9 млрд руб., средняя страховая
1 Минэкономразвития России. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/prognoz (дата обращения: 20.10.2013).
премия на душу населения — с 6,26 тыс. до 26,77 тыс. руб., (табл. 1). По оценкам КПМГ, в 2013 г. российский страховой рынок приблизится к 930 млрд руб.2.
Современное состояние отечественного страхового рынка в настоящее время не отвечает потребностям реального сектора экономики, не стимулирует социальное развитие общества. Рисковая ситуация ухудшается: природные и техногенные катастрофы и аварии влекут тяжелые экономические последствия, и пока не найдены ответы на эти вызовы; действия государственных структур не скоординированы с частным страховым бизнесом; нет подходов к оптимальным методологиям распределения ответственности в компенсации убытков на всех уровнях бюджетных и страховых отношений.
Не развито страхование среднего и малого бизнеса, нет массового добровольного индивидуального страхования, где одной из ключевых проблем является низкий платежеспособный спрос. По данным Федеральной службы государственной статистики, денежные доходы в расчете на душу населения за 2012 г. составили 22 810,7 руб. в месяц (прирост 4,2% к 2011 г.)3, средний размер назначенных пенсий за тот же период составил 9040,5 руб. (прирост 4,9% к 2011 г.). В 2012 г. на долю 10% наиболее
2 Вознаграждение за риск: рынок страхования в России в 2013 г. URL: http://www.kpmg.com/ru (дата обращения: 20.10.2013).
3 Статистический обзор по Российской Федерации, 2012 г. URL:
http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.10.2013).
Таблица 1
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра»*
№ Показатель Годы
п/п 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Доля страховых премий в ВВП,% ВВП 1,5 1,8 2,3 2,8 3,3 3,8 4,4 5
2 Объем страховых премий, млрд руб. 898 1096,2 1490,3 1877,8 2290,6 2730 3271,7 3847,9
3 Средняя страховая премия на душу населения, тыс. руб. 6,26 7,64 10,39 13,06 15,93 18,99 22,75 26,77
* Государственная программа Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» URL: http://government.ru (дата обращения: 20.10.2013).
Таблица 2
Основные показатели страхового рынка Российской Федерации*
Показатель 2012 г., млрд руб. К 2011 г.,% Изменение за 5 лет, 2007-2011
Совокупный уставный капитал 198,2 106 Рост со 156,4 до 187,9 млрд руб.
Средний размер уставного капитала 422,6 131 Рост на 80% до 324,5 млрд руб.
Совокупная премия 809,06 121 Прирост 37% до 663,7 млрд руб.
Страховые выплаты 369,44 121 Прирост 49% до 303,1 млрд руб.
* Составлено по данным ФСФР и Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г.
обеспеченного населения приходилось 30,8% общего объема денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченного населения — 1,9%.
На всех уровнях отсутствует и корпоративная, и индивидуальная страховая безопасность.
Страховая безопасность — такое состояние системы страховых механизмов, финансовое состояние участников системы, форм и видов страхования, при котором для потребителей страховых услуг (государства, корпоративных и индивидуальных страхователей) доступны страховые услуги надлежащего качества для обеспечения их финансовой и, как следствие, оборонной, промышленной, продуктовой безопасности, поддержания стабильного уровня жизни4.
4 Кириллова Н.В. Страховая безопасность // Страховое дело. — 2013. —№ 8.
Значительным образом на структуру и качество страхового рынка, участников, страховые спрос и предложение влияет государственное регулирование. По оценкам компании КПМГ, факторы регулирования на 70% определяют развитие страхового рынка5.
Так, четырехкратное увеличение требований к минимальному уставному капиталу страховых компаний с 1 января 2012 г. повлекло резкое уменьшение количества страховых компаний. В целом с 2007 по 2011 г. количество страховщиков сократилось на 20%6. При этом основные показатели страхового рынка изменились следующим образом:
5 Вознаграждение за риск: рынок страхования в России в 2013 году. КПМГ. URL: http://www.kpmg.com/ru/ru (дата обращения: 20.10.2013).
6 Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 20.10.2013).
Таблица 3
Общие сведения о страховых премиях и выплатах за 2012 г.*
Вид страхования Премии Выплаты
млн руб. % общей суммы % (к 2012 г.) млн руб. % общей суммы % (к 2012 г.)
Страхование жизни 52,88 6,7 153,8 13,35 3,6 172,5
Личное страхование (кроме жизни) 182,41 22,5 123,7 91,81 24,9 111,6
Страхование имущества 373,15 46,1 111,4 181,04 49,0 122,9
Страхование гражданской ответственности 29,95 3,7 108,0 5,31 1,4 144,3
Страхование предпринимательских и финансовых рисков 19,79 2,5 160,1 2,06 0,6 136,4
Итого по добровольным видам 659,12 81,5 118,2 293,57 79,5 121,1
ОСАГО 121,21 15,0 116,9 63,92 17,3 113,3
Обязательное страхование (кроме ОМС и ОСАГО) 28,73 3,6 381,0 11,95 3,2 184,1
Итого по обязательным видам (кроме ОМС) 149,94 18,5 134,8 75,87 20,5 120,6
Итого по добровольным и обязательным видам 809,06 100,0 121,0 369,44 100,0 121,0
* URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 20.10.2013).
• активы за 5 лет увеличились с 759,2 млрд до 1030,2 млрд руб.;
• объем страховых премий на душу населения за 5 лет увеличился на 65%;
• количество договоров снизилось на 13% (в 2011 г. на 24%);
• коэффициент страховых выплат увеличился на 3,8%, основная доля приходилась на имущественное страхование (за 5 лет уменьшилась на 5%);
• в 2011 г. отношение страховой премии к ВВП составило 1,22% (см. табл. 2).
В последние три года заметно активизировался рост страховых премий по страхованию жизни, изменилась система финансирования в обязательном медицинском страховании. Основными итогами реализации стратегии на среднесрочную перспективу признаны:
• условия и порядок оказания господдержки в сфере сельскохозяйственного страхования;
• закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения
такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;
• реформирование системы обязательного медицинского страхования;
• повышение требований к уставному капиталу страховщиков;
• особенности процедур и мер по предупреждению банкротства страховщиков;
• введение обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта;
• формирование порядка оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, сочетающего государственную помощь и страховые выплаты;
• изменения в законе «Об организации страховой деятельности»;
• совершенствование ОСАГО;
• совершенствование основ деятельности актуариев;
• определение подходов к созданию процедур медиации.
По итогам 2012 г. в госреестре зарегистрированы 469 страховщиков, из них 458
страховых организаций и 11 обществ взаимного страхования. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2012 г. составила соответственно 809,06 и 369,44 млрд руб. (121,0 и 121,0% по сравнению с 2011 г.), табл. 3.
Дальнейшее развитие регулирования страхового рынка в Российской Федерации определяется Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г.
Важным этапом совершенствования регулирования российского страхового рынка стало создание мегарегулятора. С 1 сентября 2013 г. Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, куда относится и деятельность субъектов страхового дела. Переход к мегаре-гулированию представляется сложным процессом в первую очередь в силу чрезвычайно разнородных объектов регулирования: среди 17 типов некредитных организаций — сельскохозяйственные кредитные кооперативы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, жилищные накопительные кооперативы, субъекты страхового дела.
Основными задачами этого процесса в настоящее время являются:
• формализация работы мегарегулятора;
• создание системы контроля в режиме реального времени;
• приведение системы бухгалтерского учета к единым стандартам с возможностью стандартизации 1Т систем ЦБ и ФСФР;
• дальнейшее внедрение МСФО;
• повышение качества, скорости оценки и реагирования на риски участников рынка;
• введение норм пруденциального надзора;
• ограничение контролирующих и регулирующих действий с целью предотвращения избыточного регулирования;
• очищение страховых активов, более точное и гибкое реагирование на конъюнктуру инвестиционных рынков;
• передача части регулирующих функций омбудсмену и смещение активности органов надзора на оценке рисков и финансового состояния страховщиков.
Наряду с реорганизацией регулирования рынка, связанной с созданием мегарегулятора,
российский страховой рынок стабильно характеризует ряд системных проблем.
1. Диспропорции рынка. Российский опыт нового страхового рынка не позволяет говорить о выравнивающем воздействии страхования на экономики регионов. Концентрация страховых компаний в центральном округе и отсутствие страховщиков в некоторых субъектах усиливает диспропорции. Высокая концентрация проявляется в территориальной концентрации (табл. 4), концентрации страховых компаний по капиталу (табл. 5, 6) и соответственно по валовым показателям (9 групп занимают 61,3% рынка), концентрации по отдельным видам (ОСАГО — две группы компаний собирают больше половины премий).
Территориальные диспропорции влекут за собой выпадение из сферы страхования граждан сельской местности, малых предприятий, отдельных регионов страны.
Решение этого комплекса проблем — в активизации регионального стимулирования страховых программ, в том числе с господдержкой.
2. Комплекс проблем взаимодействия с потребителями страховых услуг:
• низкое качество урегулирования убытков;
• отсутствие омбудсмена;
• отсутствие страховых продуктов необходимого качества;
• отсутствие стандартных договоров по распространенным видам;
• неразвитость института посредников;
• отсутствие налоговых стимулов;
• отсутствие государственной, общественной поддержки;
• низкая страховая грамотность.
3. Структурные проблемы рынка:
• отсутствие эмиссионных ценных бумаг;
• неразвитость страхования жизни;
• отсутствие обоснованных соотношений добровольных и обязательных видов страхования;
• отсутствие формализации в расчете тарифных ставок и методологий оценки и урегулирования убытков.
4. Системные проблемы страховых компаний:
• необоснованно высокие РВД;
• необоснованно высокие комиссионные вознаграждения (входят в состав расходов на
Таблица 4
Страховые премии и выплаты по Федеральным округам*
Федеральный округ Премии Выплаты
млн руб. доля, % проценты в пред. период млн руб. доля, % проценты в пред. период
Центральный 455,9 56,4 121,4 205,88 55,7 126,0
Северо-Западный 80,33 9,9 118,0 40,36 10,9 106,5
Южный 37,49 4,6 123,2 17,72 4,8 133,6
Приволжский 98,43 12,2 116,4 46,62 12,6 115,1
Уральский 58,73 7,3 124,7 27,85 7,5 113,8
Сибирский 51,23 6,3 123,6 21,7 5,9 121,1
Дальневосточный 16,83 2,1 121,5 5,36 1,5 111,4
Северо-Кавказский 10,08 1,2 126,6 3,95 1,1 125,8
Всего 809,06 100,0 121,0 369,44 100,0 121,0
* URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 20.10.2013).
Таблица 5
Количество субъектов Российской Федерации по числу страховых организаций, зарегистрированных на их территории*
Страховые организации, ед. Число субъектов Российской Федерации
2012 г. 2011 г.
До 10 38 38
От 11 до 20 4 6
От 21 до 40 2 2
От 41 до 60 - -
61 и более 1 1
* Обзор деятельности страховщиков в 2012 г. (По результатам федерального статистического наблюдения по форме № 1-ск «Сведения о деятельности страховщика»). URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.10.2013).
Таблица 6
Распределение страховых организаций по размеру уставного капитала в Российской Федерации на конец 2012 г.*
Размер уставного капитала, млн руб. Количество страховых организаций, ед. Процент к итогу Число филиалов, ед.
Всего 431 100 5081
До 20 000 2 0,5 6
От 20 001 до 40 000 1 0,2 -
От 40 001 до 60 000 30 7,0 187
От 60 001 до 80 000 32 7,4 199
От 80 001 до 100 000 8 1,8 100
Более 100 000 3 <_П оо 83,1 4589
* Обзор деятельности страховщиков в 2012 г. (по результатам федерального статистического наблюдения по форме № 1-ск «Сведения о деятельности страховщика»). URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.10.2013).
ведение дела, но их уровень является отдельной серьезной проблемой);
• отсутствие системы актуарного аудита;
• низкое качество активов.
5. Основные проблемы страховой инфраструктуры:
• отсутствие доступной информационной базы;
• неразвитая сеть продаж;
• низкая эффективность профессиональных объединений.
Регулирование интеграции российского страхового рынка в мировой. Одной из важных задач развития страхового рынка Российской Федерации является стимулирование его интеграции в мировой страховой рынок. В регулировании процессов интеграции необходимо обеспечить наращивание национального страхового капитала и его приток из-за рубежа, повышение объема страховых премий (доли в ВВП), вовлечение в страховые отношения широкого круга страхователей, обеспечение инструментов размещения страховых резервов для оптимизации денежных потоков.
Регулирование процессов интеграции в настоящее время идет по нескольким направлениям. В первую очередь это процессы, обусловленные вступлением России в ВТО, интеграция в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, ЕЭП, ОЭСР. Особое значение в процессах развития и усиления интеграции приобретает сохранение национального страхового рынка: страховщиков, профессиональных кадров, капиталов, баз данных; обеспечение качества получаемых страховых услуг гражданами, промышленными объектами, системообразующими комплексами и стратегически важными отраслями промышленности, обороны, сельского хозяйства, космоса.
Российский страховой рынок и ВТО. 22 августа Российская Федерация подписала мар-ракешское соглашение, позволяющее ей стать 156-м членом ВТО.
Основные задачи регулирования процесса адаптации и развития российского страхового рынка следующие:
• предоставление максимально благоприятного режима участникам;
• предоставление информации;
• адаптация деятельности с учетом специфичных поправок;
• приведение в соответствие страхового законодательства;
• регулирование деятельности посредников.
В процессе выполнения необходимых требований остаются ограничения:
• 3 года — на страхование транспорта, ответственности;
• 5 лет — на страхование жизни, ОСАГО;
• страхование государственных, муниципальных объектов;
• квалификационные требования к руководителям и главным бухгалтерам страховщиков (не по гражданству, по проживанию);
• 9 лет — на открытие филиалов иностранных страховых компаний.
При этом возникают сложные проблемы регулирования процесса: подотчетности компаний, размещения страховых резервов, надзора и др.
В первую очередь необходимо решить проблемы обеспечения достаточного надзора, сократив при этом сроки лицензирования, стимулирования иностранных инвесторов, экспансии российских страховщиков за рубеж.
Создание общего страхового рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества. В процессе формирования общего страхового рынка страны-участницы:
• приводят положения законодательства, регулирующего страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и международной практики страхового надзора;
• координируют свои действия, в том числе посредством совместных действий по надзору за деятельностью расположенных на территории дочерних страховых (перестраховочных) организаций, учрежденных страховыми (перестраховочными) организациями другой страны;
• устанавливают общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций;
• общие подходы к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• единые требования к порядку формирования уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций;
• единые требования к формированию страховых резервов;
• единые требования к классификации видов (классов) страхования;
• единые требования по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;
• единые принципы определения требований к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций;
• единые требования к порядку передачи рисков в перестрахование нерезидентам7.
Формирование единого экономического пространства (Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Таджикистана, Армении, Молдовы, Украины) ставит задачи координации экономической политики, свободного движения товаров, капитала, трудовых ресурсов, гармонизации и унификации норм законодательства.
Другим актуальным направлением интеграции является вступление России в Организацию экономического сотрудничества и развития, миссией которой является проведение политики, направленной на улучшение экономического и социального благополучия людей во всем мире8. Резолюция о начале процесса переговоров и вступлении Российской Федерации в члены ОЭСР была принята 16 мая 2007 г., в настоящее время регулирование этого процесса активизировано с целью положительного решения о принятии.
В рамках этого процесса необходимо реализовать комплекс мер по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР (разработан правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции9); по предложению комитета по страхованию и частным пенсиям внедрить в практику рекомендации Совета ОЭСР:
• по добросовестной практике оценки страховых событий и развитию страхового образования С (2008) 22;
7 URL: http://www.evrazes.com/customunion (датаобращения: 20.10.2013).
8 URL: http://www.oecd.org (дата обращения: 20.10.2013).
9 URL: http://government.ru/department (дата обращения: 20.10.2013).
• по управлению страховыми компаниями C (2005) 45;
• по лучшей практике урегулирования претензий C (2004) 62;
• по оценке перестраховочных компаний F (98) 40;
• о формировании критериев для определения терроризма в целях компенсации потерь C(2004)63;
• о единой классификации видов страхования, признанной странами-членами C (83) 178;
• об институциональном сотрудничестве между властями в области надзора за частным страхованием стран-членов C (79) 195;
• по лучшей практике снижения и финансирования катастрофических рисков C (2010) 143.
Для реализации плана необходимы корректировка закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», придание рекомендациям статуса обычаев делового оборота в соответствии с законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», отражение принципов и рекомендаций в документах Всероссийского союза страховщиков и СРО (Союз страховых организаций).
Наименее проработанными при этом представляются вопросы доступа иностранных страховщиков на российский страховой рынок; внедрение корпоративных принципов управления страховыми компаниями; создание новой классификации видов страхования; совершенствование контроля над консолидированными группами; регулирование перестрахования.
Повышение конкуренции, процессы интеграции страховых рынков, регулируемые посредством организационных, нормативных, финансовых механизмов, позволят достичь следующих основных результатов на российском страховом рынке:
• создать новые конкурентоспособные страховые продукты;
• обеспечить производственную, технологическую интеграцию современными и адекватными страховыми механизмами;
• смягчить экологическую, технологическую, оборонно-промышленную, аграрную рисковую ситуацию;
• достичь уровня концентрации страховых капиталов на территории России, увеличивающей страховые емкости, позволяющей принимать комплексные риски крупных страхователей, предлагающей возможности использования современных страховых технологий для широкого круга страхователей;
• осуществлять секьюритизацию российского страхового рынка; использовать финансовые инструменты, адекватные новым потребностям страховых компаний;
• снизить транзакционные издержки; расходы на ведение дела до разумных размеров (в соответствии со структурой тарифных брутто-ставок, определяемых при помощи актуарных расчетов в процессе получения лицензий);
• осуществить экспансию российского страхового капитала в мировой страховой рынок;
• повысить плотность страхования и глубину рынка; увеличить объем финансовых ресурсов в стране; снизить как скрытый, так и явный страховой демпинг;
• повысить качество кадрового страхового потенциала;
• расширить территорию охвата страхованием и смягчить диспропорции в размещении страхования на современном российском страховом рынке.
Основная задача — формирование комплекса нормативных, организационных, финансовых механизмов, регулирующих интеграционные процессы на российской территории в интересах развития национальной экономики России и каждого участника страхового рынка.
Комплексным направлением, требующим защитных мероприятий, является сохранение и развитие кадрового потенциала российского страхового рынка. В связи с рассмотренными направлениями поддержки можно определить основные государственные интересы в процессах интернационализации: повышение качества жизни; снижение социальной напряженности; финансовая поддержка промышленности, обороны, инноваций, аграрного сектора; страховая и инвестиционная поддержка
приоритетных государственных проектов. Регулирование процессов интеграции позволяет определить направления совершенствования государственного регулирования и сформировать предложения и систему мер, направленные на защиту поставщиков страховых услуг, потребителей, государства, определять стратегическое направление ужесточения или смягчения условий проникновения зарубежных страховщиков и капиталов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вознаграждение за риск: рынок страхования в России в 2013 году. URL: http:// www.kpmg.com/ru (дата обращения: 20.10.2013).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра». URL: http://government.ru (дата обращения: 20.10.2013).
3. Кириллова Н. В. Страховая безопасность // Страховое дело. —2013. — № 8 — С.49-54.
4. Минэкономразвития России. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz (дата обращения: 20.10.2013).
5. О привлеченных и размещенных средствах страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. // Вестник Банка России. — 2012. — № 50. — С. 810.
6. Обзор деятельности страховщиков в 2012 году (По результатам федерального статистического наблюдения по форме № 1-ск «Сведения о деятельности страховщика»). URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.10.2013).
7. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 4 квартала 2012 года URL: http://www.mchs.gov.ru/Stats/ CHrezvichajnie_situacii/2012_god (дата обращения: 20.10.2013).
8. Статистический обзор по Российской Федерации, 2012 г. URL: http://www.gks. га/ (дата обращения: 20.10.2013).
9. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/ document/ (дата обращения: 20.10.2013).
10. Natural catastrophes and man-made disasters in 2011. Sigma № 2, 2012, Sigma № 2, 2013. URL: http://www.swissre.com/ sigma/ (дата обращения: 20.10.2013).
11. Insurer ever-evolving commercial risks. Sigma № 5, 2012 URL: http://www.swissre. com/sigma/ (дата обращения: 20.10.2013).
12. World insurance in 2012. Progressing on the long and winding road to recovery Sigma № 2, 2012, Sigma № 3, 2013. URL: http://www.swissre.com/sigma/ (дата обращения: 23.10.2013).
REFERENCES
1. Risk Premium: The Insurance Market in Russia in 2013. URL: http://www. kpmg.com/ru (accessed date: 20.10.2013) (in Russian).
2. The Russian Federation government program "Development of Financial and Insurance Markets; Establishment of the International Financial Center". URL: http:// government.ru (accessed date: 20.10.2013) (in Russian).
3. Kirillova N. V. Insured Safety. Strakhovoye Delo, 2013, no. 8, pp. 49-54 (in Russian).
4. The Russian Economic Development Ministry: The Long-Term Socio-Economic Development Forecast for the Russian Federation till 2030. URL: http://www.economy.gov.ru/
minec/activity/sections/macro/prognoz (accessed date: 20.10.2013) (in Russian).
5. On Attracted and Deposited Assets of Insurance Companies and Non-State Pension Funds. Vestnik Banka Rossii — Bulletin of the Bank of Russia, 2012, no. 50, pp. 8-10 (in Russian).
6. An Overview of the Insurers' Activities in 2012 (Based on Results of the Federal Statistical Supervision according to No.1-sk Form "Information of Insurers' Activities"). URL: http://www.gks.ru (accessed date: 20.10.2013) (in Russian).
7. Information on Emergency Situations in the Russian Federation Territory for 4 Quarters of 2012. URL: http://www.mchs. gov.ru/Stats/CHrezvichajnie_situacii/2012_ god (accessed date: 20.10.2013) (in Russian).
8. The Russian Federation Statistical Overview,
2012. URL: http://www.gks.ru/ (aceessed date: 20.10.2013) (in Russian).
9. A Strategy of the Insurance Business Development in the Russian Federation till 2020. URL: http://www.consultant.ru/document/ (accessed date: 20.10.2013) (in Russian). Natural catastrophes and man-made disasters in 2011. Sigma, 2012, no. 2, Sigma,
2013, no. 2. URL: http://www.swissre.com/ sigma/ (accessed date: 20.10.2013). Insurer ever-evolving commercial risks. Sigma, 2012, no. 5. URL: http://www.swis-sre.com/sigma/ (accessed date: 20.10.2013).
12. World insurance in 2012. Progressing on the long and winding road to recovery Sigma, 2012, no. 2, Sigma, 2013, no. 3. URL: http://www.swissre.com/sigma/ (accessed date: 23.10.2013).
10.
11.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФИНУНИВЕРСИТЕТА
Правовое обеспечение системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации. Монография. Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Г. Грязновой.
М.: Финансовый университет, 2013.224 с. ISBN 978-5-7942-1080-4
Монография представляет собой анализ проблем правового регулирования вопросов подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации на трех уровнях: международном, региональном и национальном. Намечены основные тенденции совершенствования законодательства о порядке присуждения ученых степеней в современной России с учетом исторического опыта. Издание адресовано научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам. Монография подготовлена с использованием СПС КонсультантПлюс.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ