Экономические науки / Economical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 339.138
DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-94-97
Актуальные проблемы развития интернет-маркетинга в регионе
© 2°i8 Казибекова Н. А., Агасиева М. Н., Исмиева З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования является раскрытие проблем, связанных с развитием интернет-маркетинга как в целом в стране, так и в регионе. Методы. Анализ, социологический опрос, обработка информации, статистический, сопоставление. Результаты. Проведенное исследование позволяет оценить по-новому отношение населения к виртуальным рынкам. Выводы. Жители региона активно используют возможности интернет-маркетинга, не смотря на определенные проблемы и недостатки интернет-торговли.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, торговля, продвижение товаров, покупатели.
Формат цитирования: Казибекова Н. А., Агасиева М. Н., Исмиева З. М. Актуальные проблемы развития интернет-маркетинга в регионе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 94-97. DOI: 10.31161/1995-06672018-12-1-94-97.
Topical Issues of Developing the Internet Marketing in the Region
© 2018 Naida A. Kazibekova, Magrifa N. Agasieva, Zamira M. Ismieva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the problems associated with the development of Internet marketing both in the whole country and in the region. Methods. Analysis, sociological survey, information processing, statistical, comparison. Results. The conducted research allows to estimate in a new way the relation of the population to the virtual markets. Conclusions. Residents of the region actively use the possibilities of Internet marketing, despite certain problems and shortcomings of Internet commerce.
Keywords: internet marketing, trade, promotion of goods, buyers.
For citation: Kazibekova N. A., Agasieva M. N., Ismieva Z. M. Topical Issues of Developing the Internet Marketing in the Region. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 94-97. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-94-97. (In Russian)
Введение
В современной жизни россиян и жителей регионов все чаще встречается понятие «интернет-маркетинг». Так или иначе, услугами интернет-маркетинга пользуется довольно значительное число россиян.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в октябре 2014 г., интернет-торговлей в России пользуется 54% актив-
ного в сети населения, учитывая, что по данным интернетом пользуются 66 % граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн. человек [1].
Рынок интернет-продаж России находится в стадии развития. Маркетинг достаточно многогранен и многие его аспекты имеют под собой собственную уже устоявшуюся законодательную базу и поэтому важной особенностью при рассмотрении ком-
плекса маркетинговых инструментов в интернете - необходимость опираться на российское законодательство, регулирующее составляющие его элементы.
В частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; знание правового аспекта организации и оформления доставки товара. В интернет-маркетинге каждый канал распределения товаров и услуг оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (публичная оферта, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т. д.). В этой связи знание правового регулирования торговли необходимо для всех участников интернет-торговли в вопросах ценообразования, рекламы, публичных отношений, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.
При организации хранения и распространения информации в сети интернет все данные пользователей (голосовая информация, сообщения, изображения, видео) должны быть сохранены на оборудовании организации со сроком до 6 месяцев (п. 3 в ред. Федерального закона от 06.07.2016 № 374-Ф3). Важным дополнением является и то, что, если данные зашифрованы, то ключи для дешифрования данных должны так же быть переданы в органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
При осуществлении прямого маркетинга в целях продвижения товаров, работ, услуг важно соблюсти права потенциальных потребителей, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Такие контакты допускаются только при условии предварительного согласия покупателя.
$ E-Commerce Sales / Sales Growth i Buyer Penetration Рис. 1. Объем интернет-продаж по регионам мира, в млрд. $
Результаты исследования
Наряду с Россией бурное развитие интернет-маркетинга наблюдается и в других странах с развивающимися экономиками - Индии, Африке, Латинской Америке - в то время как в странах Западной Европы потенциал ниши электронной коммерции практически себя исчерпал, и компании вынуждены бороться за сотые доли процентов маржинальности (см. рис. 1).
Согласно статистическим данным по обороту опПпе-рынка, страны постсоветского пространства и восточной Европы значительно отстают от рынков не только Северной Америки, но и Азии и западноевропейских стран [2].
Это обусловлено отставанием ряда факторов, таких как уровень экономического развития, распространения интернета, технологий и компьютерной грамотности граждан.
Если рассматривать отличительные особенности Российского рынка на текущем уровне, то стоит начать с самого главного - цель которую преследуют при совершении покупки с использованием сети интернет.
Что же привлекает потенциальных покупателей в интернет-маркетинге? Задавшись этим вопросом, ученые-экономисты совместно с магистрантами и аспирантами кафедры социогу-манитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета провели опрос жителей городов и сел Республики Дагестан на тему пользования услугами интернет-маркетинга.
Как показали данные опроса, почти 60% опрашиваемых возрастом до 25 лет постоянно пользуются услугами интернет-торговли. Пользователи возрастом от 25 до 45 лет - 42%, а возрастная группа от 45 до 65 лет
- лишь 18%. Жители городов - 55%, а жители сел - всего 23%. Пользователи с высшим образованием - 72%, со средним образованием
- 18%.
Молодое поколение (до 25 лет) привлекает в интернет-торговле:
- возможность сэкономить время;
- приобрести необходимый товар в режиме on-line;
- приобрести товар, который не имеет аналогов в обычных магазинах;
- получить скидки на последующие покупки;
- возможность сэкономить деньги;
- получить бонусы и подарки от фирмы-производителя.
Огромное влияние на рост популярности интернет-торговли оказывают социальные сети. На вопрос об источниках информации о товарах и услугах респонденты ответили, что черпают информацию в Instagram - 36%, в Одноклассниках - 22%, в Google - 20%, YouTube - 11%, Яндекс - 5%.
Современные мобильные технологии и стремительно набирающие популярность покупки через приложения становятся новым направлением в развитии интернет-торговли, открывающим огромное поле деятельности для рекламодателей, производителей и покупателей. Поэтому столь важно, чтобы классические приемы маркетинга, методы ведения бизнеса и традиционные технологии продаж были адаптированы к особенностям этой коммуникационной среды.
Респонденты (от 25 до 45 лет) отметили, что их привлекает интернет-маркетинг в основном из-за экономии времени на покупку товаров, получение информации по технологиям, связанным с их бизнесом, приобретение редких товаров, детских товаров, которых не в регионе, а также запчастей к машинам и механизмам.
Старшая возрастная группа (от 45 до 65 лет) с осторожностью относится к возможности приобретения товаров в интернет-магазинах и отметила следующие недостатки интернет-торговли:
- недоверие к качеству предоставляемых товаров;
- несоответствие товара с представленными на сайтах фотографиями;
- сложность возврата товара;
- отсутствие банковских карт для оплаты покупок;
- проблема доставки товаров в города и районы республики.
Действительно, одним из самых крупных недостатков российского интернет-рынка является доставка товара потребителю. Товар может идти по почте больше месяца, или неделями лежать на пункте сортировки. На сегодняшний день единственной службой доставки, обеспечивающей своими услугами всю территории России, является «Почта России», а также CDEK, DPD и некоторые другие транспортные компании.
Например, для возникавших в конце 1990-х в США будущих гигантов электронной торговли проблема доставки не стояла вовсе: каталожной торговле более ста лет, инфраструктура была к такому повороту событий готова, рынок доставки работал исправно. Потребности мелких и средних фирм обслуживала почта.
Несмотря на ряд недостатков в целом маркетинговая деятельность в интернете имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной торговлей:
1) относительно дешевая продолжительная коммуникация с клиентами;
2) минимизация затрат времени и труда благодаря автоматизации многих процессов с помощью компьютерных технологий;
3) доступность целевой аудитории благодаря огромному охвату глобальной сети интернет и наличию данных детального анализа крупными компаниями;
4) скорость получения отклика в интернете;
5) легкость мониторинга и анализа эффективности коммуникации;
6) доступность информации о товаре или услуге.
Сегодня большое значение при продвижении товара в интернете уделяют контенту -информации, которой делится пользователь в сети (текст, изображение, видео или аудио файлы).
Заключение
Интернет стал для многих пользователей обыденностью, опыт пользования сетью у
1. Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 2014.
2. Statista "Statistics and facts about global
1. Data of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion (VCIOM), 2014. (In Russian)
2. Statista "Statistics and facts about global
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Казибекова Наида Аликулиевна, доктор экономических наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет (ДШУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Агасиева Магрифа Нугутдиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социогуманитарных дисциплин, ДШУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Исмиева Замира Муъминовна, старший преподаватель кафедры социогуманитарных дисциплин, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
населения растёт, в связи с этим растёт и недоверие к содержанию предоставляемой информации, так как ее недостоверность становится легко подтвердить. Уникальность предоставляемой информации в сети при проведении маркетинговых мероприятий по продвижению товаров и услуг ставится во главу угла. Создание обычной рекламы уже малоэффективно, поэтому необходимо создавать качественный материал которой отвечает на запросы аудитории, соответствует ее интересам.
commerce" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statista.com/top-ics/871/online-shopping [дата обращения:
commerce". [Electronic resource]. Access mode: http://www.statista.com/topics/871/online-shopping [accessed 15.01.2018].
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Naida A. Kazibekova, Doctor of Economics, professor, the chair of Socio-Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Magrifa N. Agasieva, Ph. D. (Economics), assistant professor, the chair of Socio-Humanitarian Disciplines, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Zamira M. Ismieva, the chair of Socio-Hu-manitarian Disciplines, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Литература
15.01.2018].
Referances
Принята в печать 28.01.2018 г.
Received 28.01.2018.