Социология и социальная работа 98 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаневского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 98-104
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
© 2008 г. М.А. Торгунакова
Российский государственный социальный университет (г. Москва) margaritadmn@,mail. ги
Поступила в редакцию 16.04.2008
Освещаются вопросы экологизации общественного сознания, перспективы которых автор связывает с развитием экологического образования.
Ключевые слова: экология, экологическое образование, техногенная культура, экологическая культура.
Среди наметившихся в развитии научного познания тенденций экологизация
общественного сознания занимает особое место из-за её высокой социальной значимости. Программой ООН по охране окружающей среды экологическое образование было признано одним из основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Экологическое образование призвано способствовать осознанию масштабов и опасности сложившейся экологической ситуации, которая достигла кризисного состояния.
Экологическое сознание в современных условиях формируется на основе осознании изменений в природе под воздействием производственной деятельности и на признании необходимости решения экологических
проблем.
На необходимость переориентации современной техногенной культуры указал еще в начале прошлого столетия О. Швейцер [1]. К сожалению, обеспокоенность в связи с состоянием окружающей среды лишь увеличилась. Однако экологический кризис, угрожающий здоровью и безопасности людей, всё ещё не осознан в полной мере существующей системой образования. Это обусловлено тем, что и в начале XXI века экологическое образование, по-прежнему,
определяется как процесс приобретения знаний о проблемах окружающей среды, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их практического решения [2]. Вследствие такого подхода к экологическому образованию у большинства учащихся слабо развита
потребность в практическом решении экологических проблем, у них потребительское отношение к природе. Одной лишь
осведомлённости о существующих и постоянно увеличивающихся экологических проблемах
явно недостаточно для экологизации общественного сознания, без которой предотвращение экологической катастрофы вряд ли возможно. Как подчеркивает В.А. Ясвин, 80% школьников не готовы лично участвовать в практическом решении экологических вопросов [3]. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития экологического мышления и несформированности позитивно-активных природоохранных ориентаций, что может замедлить поступательное развитие
человечества из-за остающихся нерешенными экологических проблем.
Человечество в XXI веке взяло курс на устойчивое развитие. Чтобы обеспечить стабильность в будущем, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все эти задачи связывают с экологической революцией, которая, действительно, может встать в один ряд с аграрной и промышленной революцией как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.
Для осуществления экологической революции необходимы люди, способные мыслить экологически грамотно и рационально, умеющие принимать правильные, экологически обоснованные решения. Это ставит перед действующей системой образования новые перспективные задачи, решение которых будет способствовать позитивным преобразованиям социально-экологических условий, изменениям в политической и идеологической жизни. Сегодня необходимо внедрение опережающей модели образования, которую следует описывать в категориях долженствования. Она сопряжена с представлением об устойчивом
обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации.
Согласно перспективной концепции
экологического образования проблемы защиты окружающей среды могут и должны решаться при совместной реализации трёх стратегий управления: нормативное управление
(“охрана”), адаптационное управление
(“адаптация”) и активное управление (или
собственно управление) [4].
Согласно новой модели образования приоритетным должно быть экологическое образование, направленное на изменение сознания, поведения и практической деятельности человека. Значение
экологического образования в настоящее время вполне очевидно и актуально практически для всех видов деятельности, поскольку «состояние защищенности личности, социума, государства от внутренних и внешних угроз выдвигается на передний край осмысления нашего бытия» [5].
В перспективе перестройки современной системы образования «учитель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества» [6]. Однако одного лишь экологического образования недостаточно для изменения отношения общества к природе, необходима, по мнению А.Д. Урсула, «ноосферная перестройка общества, акцентирующая своё внимание на центральных субъектах экологического взаимодействия -человеке, обществе, цивилизации - на их выживании в непрерывном развитии» [5].
В настоящее время возможны самые разные подходы к пониманию и структурированию системы инновационных процессов
современного образования. Методологически значимым и актуальным представляется единство теории и практики развития образования. Оно вытекает из понимания мировоззрения как специфической формы духовно-практического способа освоения человеком действительности в системе образования. Такие хорошо известные сегодня направления реформ, как «регионализация», «экологизация» и «методологизация» могут обрести в этом контексте новый смысл и значение и выйти за узкие, традиционно сложившиеся рамки (в частности, регионализация трактуется исключительно как краеведение, экологизация - как система природоохранных мер, методологизация - как совершенствование конкретных методологий и методик учебного процесса).
В свете задач экологизации в последнее время все более актуальными становятся задачи
охраны человека от кризисных состояний бытия и уже сложившейся «кризисной» системы образования, поиска потенциальных
«антропоориентированных» ресурсов системы образования, моделирования таких форм обучения и воспитания личности, которые бы максимально соответствовали природе и сущности человека. Такой подход во многом способствовал бы и становлению собственной устойчивости человека, его адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, формированию позитивной личностной идентичности. Как уже говорилось ранее, экологические знания не гарантируют экологически целесообразного поведения личности - для этого необходимо ещё и соответствующее деятельностно-активное
отношение к природе.
Во взаимосвязи с этим вопрос о природе как ценности образования, имея свой
аксиологический и нравственно-эстетический контекст, приобретает иное, сугубо «образовательное» значение. Речь идет о том, что личностная установка на гармоничное сосуществование человека с миром природы должна воспроизводиться через воспитание, образование. И она может появиться и проявится скорее у человека, который в процессе своей собственной социализации в достаточной степени ощутил подобную гармонию в себе, т. е. у человека, сохраняемого, оберегаемого, взращиваемого в своем исконно человеческом качестве целостной системой образования.
Наряду с «экологией тела» (сохранение, приумножение здоровья через физическую подготовку и образование человека и сопутствующую гигиену питания, труда, отдыха, физических упражнений и тренировок) и «экологией действия» (ориентация на
системы и оптимальные режимы ментальных, психических, моторно-двигательных форм активности обучающихся, на способы педагогического воздействия и взаимодействия, соответствующие понятию экологически чистых технологий обучения и воспитания) внедрение в массовое сознание экологической культуры является ключевым звеном экологизации образования. Воспитание духовности, экологизация духа (внутреннего мира человека) предполагают возрождение экологических приоритетов духовного мира и в сфере общественного сознания, и состояния души отдельного человека, становятся методологическим основанием преодоления затянувшегося мировоззренческого,
аксиологического кризиса, важнейшим
ориентиром в выборе ценностей и идеалов образования в контексте истории культуры и ее актуальных смыслов.
Что должно быть в центре внимания экологического образования: окружающая
среда или мир природы? В первом случае экологическое образование, как указывает В.А. Ясвин, «должно быть направлено на
формирование, во-первых, системы
представлений об окружающей природной среде как целостной нерасчленённой системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к природе, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования». А во втором - «на формирование, во-первых, системы
представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов, во-вторых, субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и
самоцельностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними» [7].
Формирование методологии экологической культуры не только выводит на качественно новый уровень образование человека, но существенным образом перестраивает социальные качества субъекта, приводит к новому видению мира, придает деятельности человека экологически осмысленный характер. Уже сегодня реформирование содержания образования возводится в ранг актуальной для школы проблематики философской
методологии познания. Понятия «стиль мышления», «картина мира», «теория»,
«гипотеза», «научная проблема», «факт»,
«аргументация», «доказательство», «научная
идея» и т.п. определяют уровень освоения различных предметов соответственно государственным образовательным стандартам.
«Ориентация действующих
образовательных стандартов на
межпредметные связи, интегративные учебные курсы, новые образовательные области знания ставит в разряд актуальных и более общую задачу - формирование мировоззрения в школе» [8]. К ним, наряду с такими областями знания, как «искусство», «технология»,
«человек» и т. д., сегодня в полной мере может быть отнесена и экология. Важно, однако, чтобы этот процесс не остался лишь внешней «формой», а сумел затронуть систему воспитания.
При определении методологических основ проектирования программ экологического образования в целом необходимо обосновать цели, задачи и основные принципы, дать характеристику сущности и функциональных возможностей экологического образования, определить его место во взаимодействии различных факторов стабилизации
современного общества. В их числе сегодня называются такие существенные аспекты, как региональный подъём, культурное
возрождение, «футуризация науки», развитие «опережающего образования», формирование экологической ответственности и становление ноосферного сознания; утверждение в жизни нравственно-созидательной деятельностной активности современника, рост его личностного самосознания [9]. Понимание иерархической взаимообусловленности путей решения этой сложной комплексной задачи важно в осмыслении феномена экологической культуры и ориентиров экологического образования.
«Именно в единстве трёх своих основ -экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, - считает В.А. Ясвин, - может эффективно осуществляться экологическое образование» [7].
Предельно общим уровнем
методологического анализа проблем экологизации образования, по мнению М.П. Арутюняна, может быть назван
синергетический подход, раскрывающий взаимосвязь и нелинейный характер развития сложных и сверхсложных систем, (к каковым по праву относятся «общество», «культура», «природа», «общество - человек - природа», «человек», «мировоззрение», «образование»,
«регион» и т.д.), определяющий специфику управления такими системами. Субъект деятельности в этом случае не может «авторитарно навязать» свои схемы, механизмы развития и режимы функционирования, не опасаясь возможности нарушения целостности (практически за разрушение) объекта (системы) [10].
Важнейшими особенностями экологического образования, по словам М.П. Арутюняна, можно считать «естественность» по отношению к человеку и его повседневному бытию, всеобщий и непрерывный характер, охват всего населения, постоянное обновление знаний, форм их передачи и усвоения, направленность на решение насущных проблем современности, эвристический потенциал, максимально содействующий преодолению кризиса
идентификации личности, решению проблем отчуждения современного человека в мире, формированию экологического мировоззрения и ноосферного сознания [10].
Экологичной личностью, по словам В.А. Ясвина, является человек, обладающий эксцентрическим типом экологического сознания, психологической включенностью в мир природы, партнёрским характером восприятия живых существ, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы [7]. И потому не случайно к основным задачам экологического
образования М.П. Арутюнян относит:
- формирование экологического
мировоззрения, меняющего отношение
человека к природе;
- обеспечение необходимого уровня
системно-организованных экологических
знаний, образующих целостную картину мира;
- использование и развитие в
экообразовании интерактивных форм и методов обучения, моделирующих жизненные ситуации и позволяющих обретать навыки активного (и адекватного меняющейся ситуации)
взаимодействия со средой;
- утверждение приоритета нравственных, эстетических, духовных ценностей над материальными через систему экологических знаний и формы непосредственного взаимодействия с природой; воспитание экологической ответственности и навыков творческой созидательной деятельности по формированию среды обитания на основе разумного отношения к природе;
- повышение уровня регионального самосознания как необходимого условия и базы саморазвития региона;
- знакомство с природосообразными формами хозяйствования в истории человечества, страны, региона;
- изучение форм хозяйствования и жизни,
основанных на функционировании
социоприродных культурных комплексов -базы подъёма и развития региона [10].
Экологическое образование (в сущности своей, в любых формах и в любое время) должно быть «экологичным» в первую очередь по отношению к человеку, основываться на принципах системности, непрерывности, преемственности, природосообразности,
наукоёмкости, ориентации на культуру. Сращивание экологического образования с потенциалом культуры может и должно стать важнейшей основой нравственного
самосознания современного человека и его планетарного мышления.
Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков в своей книге «Социология образования: Прикладной аспект» указывают: «Для того чтобы изменить сознание и психологию человека, необходима такая образовательная стратегия, которая сформирует у него потребность учитывать фактор единства человека и природы не только при принятии любых управленческих решений, но и в повседневной жизнедеятельности» [11].
Образовательное пространство, в котором осуществляется процесс наследования и расширенного воспроизводства экологической культуры через обучение, воспитание и самообразование, а также в рамках трудовой, бытовой и общественной деятельности людей, должно представлять собой определённую системную образовательную модель. Образовательное пространство экологической культуры должно стать главной базой формирования мотивационной сферы человеческой деятельности и обеспечивать конструктивный подход к реализации идей устойчивого развития общества.
По мнению А.Д. Урсула, в перспективе должна быть создана интегративная модель образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав образовательное пространство к новой модели будущего цивилизационного развития. Образование должно представлять собой управляемую опережающую систему, предвидящую и удовлетворяющую потребности не прошлого, как это имеет место сейчас, а будущего общества. Понятие «опережающее образование» в настоящее время не употребляется, чаще всего говорят об элементах опережения в отстающем от жизни и науки в целом образовании. «Опережающее
образование, с нашей точки зрения, - пишет А.Д. Урсул, - выглядит как некий идеал, к которому может устремиться образовательный процесс, смещая свои акценты развития от прошлого к настоящему в направлении будущего. Степень познания и предвидения будущего в общем образовательном процессе может служить критерием реализации модели опережающего образования как нового эффективного механизма цивилизационного выживания. Модель опережающего
образования... оказывается созвучной идеям становления ноосферы, поскольку имеется в виду не отставание сознания от бытия, а образования от жизни, а их опережение и на
этой основе - целенаправленное рациональное конструирование будущего» [12].
Образование как процесс и результат усвоения людьми систематизированных знаний, умений и опыта при ориентации на модель устойчивого экологического развития обретает новые системные цели и функции. При этом образование должно не просто способствовать реализации новой цивилизационной модели, но и стать самым приоритетным, наряду с наукой и культурой, непрерывным процессом.
Непрерывное экологическое образование представляет собой способ обогащения экологической культуры личности и общества на всех этапах индивидуального и социального развития. Сущность непрерывного
экологического образования можно понять через характеристику его основных целей, включающих «развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования и компетентного принятия решений (каждый на своём уровне)» [13], реализация которых будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экологическому развитию и экологической безопасности страны и мира.
Непрерывность экологического
образования может быть обеспечена при условии органического сочетания семейного эко-культурного воспитания, собственно педагогических методов обучения и воспитания в образовательных учреждениях с политическими, экономическими,
нравственными и непосредственно
практическими (через технологии
производства и повседневный образ жизни) средствами и способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей. Непрерывность процесса экологического образования, несомненно, станет залогом формирования развитой экологической культуры, упрочению которой могла бы способствовать экологическая пропаганда в СМИ. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, «... образовательная роль СМИ в вопросах экологической пропаганды чрезвычайно высока.» [14]. Уже сегодня СМИ многое делают для пробуждения экологической сознательности, формирования ответственности за сохранность природы, развитие экологического сознания и экологической культуры.
Экологическая культура представляет собой динамичную, открытую систему ценностных ориентации и установок, нацеленную на воссоздание, сохранение и развитие природносоциального богатства, накопленного обществом на протяжении длительного периода исторического развития.
Как верно утверждает Н.М. Мамедов, «экологическая культура предстаёт как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого понимания» [15].
Экологическая культура выражает меру цивилизованности общества, ибо народы и государства, разрушающие среду обитания, не могут сегодня рассматриваться как самодостаточные, жизнеспособные.
Экологическая культура, по словам Л.А.
Беркуновой, «становится не тем, что может быть принято или не принято к исполнению, а строго обязательным требованием жизни мирового сообщества» [16]. Сегодня
востребована экологическая парадигма,
способная обеспечить подготовку человека не только знающего, но и понимающего, который сможет вступать в контакт не только с людьми, но и самой природой.
Императивы экологической культуры были сформулированы еще в начале XX века в этической концепции благоговейного
отношения к жизни А. Швейцера,
утверждавшего, что «присущее человеку от природы участливое отношение к ближнему исчезает, а на смену ему приходит проявляющаяся в более или менее разнообразных формах абсолютная
индифферентность» [1]. Причиной такого
равнодушия является существующая система образования, сформировавшая «. у людей стойкое представление, что человек является самоцелью развития. Это представление легко усваивается и закрепляется, поскольку основывается на глубинных инстинктах человеческой природы, направленных на борьбу за существование и выживание. Ведь если человек является самоцелью развития, то, следовательно, это закрепляет за ним право удовлетворять потребности, невзирая на обстоятельства» [17]. Следствием такого
отношения к природе не может не быть потребительское отношение к ней, приводящее к негативным последствиям для природной среды, и углубление экологических противоречий. Поэтому экологическое образование, направленное на экологическое воспитание человека, может и должно стать
эффективным механизмом формирования экологической культуры.
В процессе экологического образования через осознание природоохранных проблем и понимание необходимости принципиально новых взаимоотношений в системе «общество-природа» должен быть сформирован новый подход к вопросу о красоте природы, ее роли в организации эстетического пространства обитания современного человека, что будет способствовать возникновению на стыке экологии и традиционной эстетики новых направлений исследования эстетического пространства, в частности, «экзоэстетики и экологической эстетики» [18].
Выдающийся русский философ М. С. Каган, описывая эстетосферу культуры, указывает на «размежевание двух типов эстетических ценностей» - «предметных» и «конфликтных». Предметные ценности свойственны любым явлениям природы, облику человека, созданным им вещам, произведениям искусства [19]. Однако, поскольку человек не стоит изолированно над природой, а включён в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей, любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Вследствие этого отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм, в связи с чем необходимо, чтобы человек рационально ограничил свое потребление, способствовал минимальному загрязнению окружающей среды, сортируя, например, свои бытовые отходы.
В процессе экологического образования необходимо сформировать у учащихся развитые экологические потребности. Человек должен стремиться к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализовать его духовный потенциал в процессе социоприродного взаимодействия. Каждый индивид должен так воздействовать на других людей, различные общественные,
экономические и политические структуры, чтобы их деятельность приобретала экологическую целесообразность и не приводила к таким изменениям в природе, которые будут негативно влиять на развитие общества. Такая интенциальность может быть достигнута благодаря интериоризации экологических ценностей, что станет надёжным
фундаментом экологически ориентированного мировоззрения.
Известно, что сущность мировоззрения коренится в самопознании и
самоидентификации человека, определяющих его бытие и общие ориентиры жизнедеятельности. Именно мировоззренческие основания превращают «внешнюю
действительность» и «внешние знания» во внутренний мир человека, формируют наиболее глубокие и устойчивые ценностные ориентации личности, её идеалы и целеполагания, образуют систему взглядов человека на окружающий мир, историю, культуру и своё собственное место в этом мире, определяют настоящее в его взаимосвязи с прошлым и будущим. Тем самым они непосредственно либо с определенной степенью опосредованности, явно либо неявно, сознательно либо неосознанно влияют на выбор целей и мотивируют деятельность человека, влияют на её характер и результаты, т.е. детерминируют поступок - важнейшую составляющую нашей повседневности.
Организуя самосознание и его непрерывное взаимодействие с социумом, мировоззрение на социальном уровне связывает личностное самосознание с историей, политикой, культурой, образованием, традициями и новациями общества, его структурными образованиями. При этом, с одной стороны, оно утверждает те или иные социальные идеалы и приоритеты, а с другой - не носит ярко выраженного нормативного характера, а потому не является собственно идеологией. Логика деидеологизации образования означает, таким образом, не просто отказ от идеологического догмата и его «превращённой формы» -«идеологизированного» мировоззрения, она есть действенный переход образования на подлинно гуманистическую,
антропоориентированную экологическую
позицию.
Сегодня не могут не вызвать тревогу и озабоченность общества в целом и отдельных его членов такие проявления растущего
мировозренческого кризиса, как господство бездуховности и бескультурья,
мировоззренческая «всеядность», утрата
идеалов и идеалоориентированности, ослабление гражданской позиции и чувства Родины, преобладание в обыденном сознании низкопробных вкусов и потребительской психологии, нарушение преемственности культуры и связи поколений, отсутствие
экологически ориентированных ценностей.
По мнению А.А. Горелова, основные принципы экологической культуры сводятся к гармонии человека с природой, его органической включённости в социоприродный мир, ненасилию, самоограничению, личной ответственности за мир и качественное состояние окружающей среды [20].
Экологическая культура, включающая естественно-научную образованность,
интеллектуально-познавательную направленность, нравственную, эстетическую, политическую и правовую культуру, не существует в личности как изолированное образование.
Формирование ответственного поведения по отношению окружающей социоприродной среде связано с выработкой системы определенных привычек, умений и навыков. И потому экологическая культура в целом оценивается как синтез умственных, интеллектуальных, гражданских, моральных и деятельностных характеристик личности.
Следовательно, одной из важных задач экологического образования является формирование у учащихся таких качеств, как самостоятельное экологически
ориентированное мышление и необходимые умения в области изучения, описания и охраны окружающей природной среды.
Таким образом, экологизация образования предусматривает проникновение идей, концепций, принципов, подходов
экологического знания и культуры в систему подготовки специалистов, не являющихся экологами. Обучаемым надлежит не только понять и освоить специальное экологическое знание, но и органически связать его со своим главным предметом, попытаться
экологизировать не только свое
миропонимание, но и профессиональную деятельность.
Итак, решение экологических проблем возможно лишь на основе изменения социальных и индивидуальных установок личности и общества, отказа от идеологии потребительства через распространение экологической культуры, соответствующей тем новым требованиям, которые стали
предъявляться к человеческой деятельности в современную эпоху.
Список литературы
1. Арутюнян М.П. Мировоззренческий подход к экологическому образованию/ Экологическая культура современного общества. Новосибирск: Наука, 2000. С. 105-124.
2. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: УлГУ, 1999. 276 с.
3. Беркунова Л.А. Экологическая культура в аспекте ценностей современного общества. Автореф. дис... канд. соц. наук. М., 2004. 11 с.
4. Васильева В.Н., Азза-Мушта А.Л. Роль средств массовой информации в экологизации общества / Проблемы российского общества: прошлое и современность: Межвуз. сб. науч. статей. Вып. 2. Мурманск: МОИПКРО, 2005. С. 25-39.
5. Васильева В.Н. Развитие экологического мышления в процессе образования/ Человек и социум: Сб. науч. статей. Мурманск: НИЦ ч. 38 «Падори», 2003. С. 3-17.
6. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика, 1997. № 6. С.31-32.
7. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. 198 с.
8. Каган М.С. Эстетика как философская наука. систем экологического образования: Материалы
СПб.: Петрополис, 1997. 139 с. Всероссийской конференции. Пермь: ПГПУ, 2000. С.
9. Макаров Е.Д. Экологическая культура 3-26.
ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE COURSE OF EDUCATION
M.A Torgunakova
The article considers the importance of eco - education for formation of ecological thinking and ecological culture. The author supposes that such education is called to become the dynamic system capable to influence public consciousness.
сельских школьников: проблемы воспитания. М.: 20. Ясвин В.А. Формирование экологической
Academia, 2001. 146 с. культуры. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. С. 33-34, 46.
10. Мамедов Н.М. Основания экологизации образования// Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. М.: Ступени, 2003. С. 7-22.
11. Маркович Д.Ж. Глобализация и
экологическое образование // Социс, 2001. №1. С.
17-23.
12. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.:
ЮНИСАМ, 1996. 112 с.
13. Новая парадигма развития России:
(Комплексные исследования проблем устойчивого развития). М.: Академия, 1999. С. 130-160.
14. Проект концепции Программы биосферных и экологических исследований АН СССР на период до 2015 г. // Вестник АН СССР. 1988. № 11. С. 5-16.
15. Урсул А.Д. Государство и стратегии устойчивого развития. М.: РАГС, 2000. С.197, 195.
16. Урсул А.Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации //
Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование - XXI век).
Тольятти, 1996. С.22.
17. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.:
Прогресс, 1992. С. 49, 51.
18. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В.
Социология образования: Прикладной аспект. М.:
Юристъ, 1997. С. 6.
19. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Развитие региональных