КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Научная статья УДК: 343.985
DOI: 10.55001/2587-9820.2022.75.60.002
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПО ЛИНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ
СЕТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Евгений Николаевич Билоус1, Мария Георгиевна Кублова2
1Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация,
2Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Вологодской области, г. Вологда, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. Внедрение информационно-телекоммуникационных систем в преступную среду послужило развитию бесконтактного способа сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Разработка и применение новых способов и средств — актуальные вопросы в борьбе с наркопреступностью. В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет на современном этапе. Определены некоторые пути решения обозначенных проблем, которые, по мнению авторов, будут способствовать эффективному противодействию преступности в нашей стране.
Ключевые слова; наркопреступность, сбыт наркотиков, киберпреступ-ность, профилактика наркопреступности.
Для цитирования: Билоус E.H., Кублова М.Г. Актуальные проблемы противодействия преступлениям по линии незаконного оборота наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и пути их решения // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — Т. 22. — № 2. — С. 7—16. DOI: 10.55001/2587-9820.2022.75.60.002
ACTUAL — PROBLEMS OF COMBATINGCRIMES RELATED TO ILLEGAL DRUG TRAFFICKING USING INFOR-MATION AND TELECOMMUNICATION NETWORKS AND WAYS TO SOLVE THEM
Evgeny N. Bilous1, Maria G. Kublova2
aRyazan branch of the Moscow University of the Ministiy of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Ryazan, Russian Federation
О Билоус E. H., Кублова M. Г., 2022
2Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. Drug Control Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Vologda region, Vologda, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The introduction ofinformation and telecommunication systems into the criminal environment has contributed to the development of a contactless method of selling narcotic drugs and psychotropic substances. The development and application of new methods and means are topical issues in the fight against drug crime. The article discusses some problematic issues of countering drug trafficking using the Internet at the present stage. Some ways of solving the indicated problems have been identified, which, according to the authors, will contribute to effective counteraction to crime in our country.
Keywords: drug crime, drug trafficking, cybercrime, drug crime prevention.
For citation: Bilous E.N., Kublova M.G. Aktual'nye problemy protivodejstvija prestuplenijam po linii ne-zakonnogo oborota narkotikov s ispol'zovaniem informacion-no-telekommunikacionnyh setej i puti ih reshenija [Actual — problems of combatingcrimes related to illegal drug trafficking using information and telecommunication networks and ways to solve them], Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2022, vol.22 no. 2, pp. 7—16 (in Russ.). DOI: 10.55001/2587-9820.2022.75.60.002
Введение
Развитию информационного общества, использованию современных технических устройств и программных комплексов способствовало внедрение в жизнь общества научно-технического прогресса и широкое распространение информационно-телекоммуникационных систем и технологий. В новых условиях жизни происходит пересмотр устоявшихся общественных отношений с учетом современных технологий, происходит их активное внедрение в повседневную жизнь общества, в том числе и преступную среду. Одним из наиболее распространенных преступлений, направленных против личности и здоровья граждан при использовании современных информационно-телекоммуникационных систем, является незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ. Использование достижений науки и техники быстрыми темпами проникло в наркопреступность, что привело к бесконтактному способу их сбыта.
Основная часть
Понятие киберпреступности
и противодействие ее проявлениям во многом зависят от национальной политики по применению норм уголовного права в виртуальном пространстве [1]. Стратегией государственной антинаркотической политики России до 2030 года реклама и пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, являющиеся незаконными на территории Российской Федерации, признаны одной из основных угроз и вызовов национальной безопасности нашей страны. С учетом современных технологий пропаганду потребления и сбыта наркотических средств и психотропных веществ можно видеть, как в виде записей в общественных местах, так и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет). Стратегией развития информационного общества в Россий-
ской Федерации на 2017—20301годы одним из приоритетных направлений деятельности внутренней политики определено развитие информационных и коммуникационных технологий, а также формирование информационного пространства в целом. Размещенная в сети Интернет информация может вызвать интерес не только у совершеннолетнего гражданина, осознающего ответственность за участие в незаконном обороте наркотиков, но и у подрастающего поколения, что будет способствовать вовлечению молодежи в противоправную деятельность. Под пропагандой или незаконной рекламой запрещенных веществ нормами действующего законодательства нашей страны определена деятельность как физических, так и юридических лиц, которая направлена на распространение такой информации, которая способна сформировать в сознании аудитории ориентир на поведение, допускающее употребление запрещенных веществ. Одной из целей эффективной борьбы с «пронаркотическим» контентом является необходимость обеспечения безопасного интернет-пространства. Достижение цели возможно путем ограничения доступа к информационному ресурсу в сети Интернет с «пронаркотическим» контентом. Подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков проводится непрерывная работа по противодействию новым способам незаконного оборота наркотиков, а также мониторинг сети Интернет с целью выявления противоправного контента. Источник в сети Интернет, содержащий
Ю Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы: указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. №203 // СЗ РФ,— 2017,— N0 20. — Ст. 2901.
информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации, может быть внесен в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, доступ к нему ограничивается по решению Роскомнадзора или суда, на основании сообщения поступившего от любого гражданина или сотрудника правоохранительных органов.
Страницы сайтов в сети Интернет, содержащие запрещенную краспро-странению информацию, по решению Роскомнадзора могут быть включены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Ограничение доступа к ресурсам в сети Интернет, содержащих «пронаркотический» контент, и внесение их в Единый реестр выполняется в соответствии состать-ей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Блокировка доступа к таким ресурсам осуществляется провайдером, на основании решения Роскомнадзора, которое принимается при поступлении сообщений на сайте вышеуказанной федеральной службы. Входе проводимой проверки Роскомнадзор устанавливает или опровергает наличие информации на сайтах в сети Интернет, запрещённой к распространению. Блокировка доступа к ресурсам в сети Интернет применяется как ограничительная мера органов государственной власти во многих странах мира, но лишь немногие обладают положительным опытом, направленном наэффектив-ную борьбу с обходом таких блокировок. Ресурсы, находящиеся изареги-стрированные на территории Россий-
ской Федерации, могут быть блокированы Роскомнадзором и по решению суда, а владельцы сервисов, расположенных за пределами нашей страны, могут отказаться от выполнения требований и судебных решений нашего государства. Это связано с тем, что принципом разработчиков Тог является анонимность, поэтому с их стороны не стоит ожидать сотрудничества с государственными органами [2]. Таким образом, ограничение доступа к ресурсам и страницам, содержащим «пронаркотический» контент, в анонимной сети 1)агкпе1 становится невозможным.
В целях повышения эффективности работы по противодействию распространения «пронаркотической» информации в сети Интернет и ограничения доступа к таким ресурсам необходима разработка единых методических рекомендаций, созданных для координации оперативно-служебной деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов. Увеличение числа выявляемых ресурсов с запрещенной информацией возможно при привлечении сил волонтерского добровольческого движения, которое активно оказывает помощь правоохранительным органам в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в нашей стране. В связи с этим необходимо выработать эффективные механизмы и активизировать работу по привлечению волонтеров и активистов для выявления фактов пропаганды и незаконной рекламы в информационно-телекоммуникационных сетях. Таким образом, борьба с «пронаркотическим» контентом в сети Интернет должна быть основана на проведении совокупности профилактических мероприятий, проводимых, втом числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, воздействующих на сознание населения,
формирование устойчивых позиций к здоровому образу жизни. Также, привлечение волонтеров, активистов возможно в проведении бесед, круглых столов, иных мероприятий, что будет способствовать формированию в сознании населения о недопустимости участия в незаконном обороте наркотиков. В рамках профилактических бесед возможно разъяснение механизма выявления «пронаркотического» контента в сети Интернет и формирования в адрес Роскомнадзора сообщений о том, что позволит увеличить количество блокированных ресурсов с «про-наркотической» информацией. В целях удобства для населения на сайтах территориальных органов МВД России, а также на иных ресурсах (группах и страницах в социальных сетях) размещение методических рекомендаций с пошаговым пояснением необходимых действий граждан, желающих направить информацию о «пронарко-тическом» контенте в адрес Роскомнадзора.
Использование современных технологий при совершении бесконтактных сбытов наркотиков — удобный и быстрый способ взаимодействия участников преступных групп и сообществ разного уровня. Его участники применяют в своей деятельности современные технологии с целью минимизации времени на поиск сбытчиков и покупателей наркотических средств, ускорения и упрощения процесса незаконной ихпродажи, а также повышения анонимности. Использование в своей деятельности киберпростран-ства, анонимайзеров, которые нерасшифровывают персональные данные лиц, их использующих, обусловлены высоким уровнем конспирации в информационно-телекоммуникационной сети как потребителей, так и активных участников преступных групп и сообществ. Координация деятельности воз-
можна дистанционно, независимо от местоположения организатора и исполнителей. Данные обстоятельства помогают им лучше конспирироваться, что препятствует раскрытию всей цепочки в случае изобличения соучастников — в основном низовых звеньев [3]. Анонимность, с одной стороны, может породить среду активного поиска лучших путей развития обществ и государств, а с другой — среду деятельности преступников [4]. В целях сокрытия следов преступной деятельности преступниками используются различные системы по подмене данных фактических адресов ихсете-вой активности, а сетевые ресурсы создаются насерверах, которые располагаются в разных странах, в связи с чем возникает сложность в их идентификации.
В незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ вовлечено огромное значительное количество преступных элементов разных уровней. Одной из причин, способствующей росту преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием стремительно развивающихся интернет-технологий, является некоторое отставание процесса принятия соответствующих законодательных норм [5]. Сделки по продаже и покупке наркотиков, на современном этапе в большинстве случаев совершаются дистанционно, что определяет тактику приёмов, применяемых оперативными подразделениями для сбора доказательной базы и выявлении участников преступных групп исообществ, причастных к незаконной деятельности. Использование преступниками методов анонимиза-ции значительно усложняет процесс раскрытия и расследования преступлений по линии незаконного оборота наркотиков. На современном этапе следует отметить следующие про-
блемные вопросы, возникающие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в противодействии организованным преступным группам и сообществам в рассматриваемой сфере: методы анонимизации создают невозможность проведения комплекса технических мероприятий при выявлении и отслеживании трафика, принадлежащего анонимным сервисам, также возникает трудность в идентификации лиц, которые осуществляют виртуальные платежи, поскольку такие средства платежа, как криптова-люты, позиционируют себя как анонимные.
С учетом вышеизложенного в качестве одной из эффективных мер противодействия использования таких систем и деанониммизации пользователей станет исполнение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализация которой позволит осуществлять сбор и анализ оставленных злоумышленником цифровых следов при использовании различных интернет-ресурсов. Программа создана с целью противодействия преступлениям, совершаемым при использовании информационно-телекоммуникационных систем. Так, внесены изменения в Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. В соответствии сч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничивается доступ к запрещенной информации, которая может негативно сказаться на нравственности, здоровье населения нашей страны, а также на безопасности государства. В соответствии с Федеральным законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ в России со-
здается национальная система маршрутизации интернет-трафика. Цель реализации таких мер — создание безопасного отечественного сегмента сети Интернет. Реализация программы будет способствовать более эффективному противодействию преступности с использованием 1Т-технологий.
Реализация положений, действующих в нашей стране федеральных законов и вышеуказанной программы способствует созданию и развитию цифровой инфраструктуры. Сегодня «суверенный Рунет» находится в самом начале своего технического и правового становления [6]. Успешная реализация государственной программы позволит обеспечить ограничение доступа к запрещенному про-наркотическому контенту на интернет-ресурсах, а также предоставит возможность идентификации лиц и изобличения их правоохранительными органами, что будет способствовать в первую очередь охране прав и свобод человека и гражданина. Блокировка доступа к торговым площадкам, функционирование которых натерритории Российской Федерации запрещено, путем внедрения суверенного Интернета в нашей стране обеспечит конкурентную среду на мировом уровне, а также внутри государства будет направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья населения, обеспечения обороны и безопасности нашего государства от преступных посягательств, втом числе по линии незаконного оборота наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что в последние годы распространение наркотических средств бесконтактным способом носит массовый характер и способствует сокрытию следов преступной деятельности [7]. Используемые преступниками технические средства для сокрытия следов преступле-
ния требуют от сотрудников оперативных подразделений владеть не только специальными юридическими, но итехническими знаниями. Возможность общения и координации своей деятельности удаленно значительно расширяет границы совершаемых преступлений, все чаще деятельность преступных групп носит не только межрегиональный, но и международный характер, поэтому важным фактом эффективной борьбы с такими преступными группами является взаимодействие сотрудников оперативных подразделений разных государств. Также, необходим комплекс научных исследований, результатом которых являются методические рекомендации по тактически грамотному осуществлению оперативно-розыскной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий цифровые следы, оставленные злоумышленниками, могут быть использованы как доказательная база при раскрытии преступлений, а также способствовать предотвращению новых. При установлении 1Р-адреса устройства, который является идентифицирующим признаком, эффективность в проведении мероприятий ирезуль-тативность значительно возрастают. 1Р-адрес используется для идентификации устройства в сети и маршрутизации к нему данных, тем самым от источника данных до пункта приема организуется цепочка связи, раскрытие которой может способствовать установлению лица, причастного к противоправной деятельности. С учетом информационного развития и активном внедрении инновационных технологий для сотрудников правоохранительных органов стали более привычны и знакомы такие понятия,
как 1Р- и МАС-адреса, хостинг-провайдер, домен, аккаунт, сетевой протокол, в связи с чем электронно-цифровые следы, оставляемые пользователями интернет-ресурсов, стали более доступными в понимании лиц, осуществляющих уголовное преследование. Однако обнаружение, сохранение и фиксация информации, связанной с интернет-пространством, при практическом применении оказывается непростой задачей для большинства сотрудников органов дознания и предварительного расследования [8]. Информация об 1Р-адресе любого ресурса содержится у интернет-провайдера, также можно установить самостоятельно получить информацию при использовании различных сервисов. При использовании таких сервисов возможно установление различных данных, помогающих в идентификации лиц, представляющих оперативный интерес.
Применение новых, современных средств связи в борьбе с выявлением и расследований преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков необходимо рассматривать совместно с современными науками, направленными наизучение виртуально пространства. Изобличение, фиксация и применение воперативно-служебной деятельности информации о цифровых следах раскрывается в одной из отраслей криминалистики — цифровой криминалистики, областью изучения которой является процесс обнаружения, фиксации и использования цифровых следов в сети Интернет.
В настоящее время отсутствует практика сбора и анализа оставленных злоумышленником цифровых следов при использовании различных интернет-ресурсов при возможностях экс-пертно-криминалистических подразделений. В целях решения обозначенной проблемы, с целью повышения
эффективности видентификации лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств ипсихотроп-ных веществ в нашей стране, необходима выработка методических рекомендаций для оперативных сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков о цифровых следах в сети Интернет, обучение оперативных сотрудников специалистами экспертно-криминалистических подразделений МВД России, в рамках которых необходимо освещение вопросов о современных технологиях, используемых преступниками, и алгоритм действия сотрудников при формировании доказательной базы о причастности лиц к незаконному обороту наркотиков.
Развитие технологий, цифровиза-ция общества, совершение дистанционных покупок и их оплата способствовали развитию виртуальных платежных систем, в том числе криптова-лют. В своей противоправной деятельности участники преступных групп и сообществ активно используют такие средства платежа, как криптова-люты. Как справедливо отмечает В. Б. Вехов, в действующем отечественном законодательстве в настоящее время отсутствуют нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с оборотом криптовалюты, а также созданием и функционированием соответствующих платежных систем. С этим связана трудность в идентификации лиц, осуществляющих виртуальные платежи, поскольку такие средства платежа, как криптова-люта, позиционируют себя как анонимны. Следует отметить, что при борьбе с легализацией доходов, полученных от незаконного оборота наркотических веществ, следует выработать четкие механизмы и способы противодействия, на законодательном уровне, которые минимизируют со-
мнительные операции с денежными средствами, полученные преступным путем.
Выводы и заключение
Анализируя проблемы, стоящие перед подразделениями по борьбе сне-законным оборотом наркотиков, следует отметить, что необходимо дальнейшее совершенствование антинаркотического законодательства и усовершенствование технической оснащенности оперативных подразделений. Особое внимание следует уделить сбору доказательной базы по линии незаконного оборота наркотиков преступными группами и сооб-
ществами, в том числе совершаемых сиспользованием сети Интернет. Также необходимо повышение уровня взаимодействия с населением в вопросах распространения «пронаркотиче-ской» информации в сети Интернет, втом числе с привлечением волонтерского движения. Рассматривая и сопоставляя закономерность потребления и сбыта наркотиков, следует отметить, что эффективная предупредительная работа в области незаконного оборота наркотиков имеет основополагающее значение в борьбе с наркопреступностью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Кириленко В. П. Кириленко В. П. Гармонизация российского уголовного законодательства о противодействии киберпреступности с правовыми стандартами Совета Европы / В. П. Кириленко, Г. В. Алексеев. // Всероссийский криминологический журнал. — 2020. — Т. 14. — № 6. — С. 898—913.
2. МазурА. А. Актуальные проблемы предупреждения преступности в социальной сети Даркнет // Вестник Российского университета кооперации. — 2018. — № 3 (33]. — С. 125—129.
3. Матейкович М. С. Об уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенные организованными группами и преступными сообществами // Российская юстиция. —2015. —№ 12. —С. 25—27.
4.ИвлиевП.А. Анонимность в интернете: проблемы и особенности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 4— 2, —С. 6—8.
5. Морозов А. В. Особенности борьбы с наркопреступностью в сфере информационно-телекоммуникационных технологий // Научно-практический альманах МВД России «Профессионал». — 2018. — № 4. — С. 14—18.
6. Исакова В. С. Закон о суверенном интернете подготовка подзаконной нормативной базы // Вестник Поволожского института управления. — 2020. — № 3. — Т. 20, — С. 96—102.
7. БилоусЕ. Н. Некоторые вопросы деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел по выявлению сбыта наркотических средств, совершенных бесконтактным способом / Е. Н. Билоус, М. Г. Кублова // Сборник научных статей по итогам Недели Российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. — Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени
B. Я. Кикотя. — 2020. — С. 9—13.
8. Колычева А. Н. Фиксация доказательственной информации, хранящейся наресурсах в сети Интернет: автореф.дис. ...канд юрид. наук: 12.00.12. — М., 2019. —
C. 5—7.
REFERENCES
1. Kirilenko V.P. Garmonizacija rossijskogo ugolovnogo zakonodatel'stva o pro-tivodejstvii kiber-pre-istupnosti s pravovymi standartami Soveta Evropy [Harmonization of the Russian criminal legislation on combating cybercrime with the legal standards of the Council of Europe]. Vserossijskij kriminologbcheskij zhurnal — All-Russian criminological journal. 2020, vol. 14, no. 6, pp. 898—913.
2. Mazur A.A. Aktual'nye probleiny preduprezhdenija prestupnosti v social'noj seti Darknet [Actual problems of crime prevention in the social network Darknet], Vest-nik Rossijskogo universiteta kooperacii—Vestnik of the Russian University of Cooperation. 2018, no. 3 (33), pp. 125—129.
3. Mateikovich M.S. Ob ugolovnoj otvetstvennosti za prestuplenija v sfere neza-konnogo oborota narko-tikov, sovershennye organizovannymi gruppami i prestupnymi soobshhestvami [On criminal responsibility for crimes in the field of drug trafficking committed by organized groups and criminal communities]. Ros-sijskaja justicija — Russian Justice. 2015, no. 12, pp.25—27.
4. Ivliev P.A. Anonimnost' v internete: problemy i osobennosti [Anonymity on the Internet: problems and features]. Mezhdunarodnyj zhurnal guma-nitarnyh i estestven-nyh nauk — International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2019, no. 4— 2, pp. 6—8.
5. Morozov A.V. Osobennosti bor'by s narkoprestupnost'ju v sfere informacionno-telekommunikacionnyh tehnologij [Features of the fight against drug crime in the field of information and telecommunication technologies], Nauchno-prakticheskij al'manah MVD Rossii «Professional». — Scientific and practical almanac of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Professional". 2018, no. 4, pp. 14—18.
6. Isakova V.S. Zakon o suverennom internete podgotovka podzakonnoj norma-tivnoj bazy [The Law on the Sovereign Internet, Preparation of a Sub-legislative Regula-toiy Framework], Vestnik Povolozhskogo instituía upravlenija — Vestnik of the Povo-lozhsk Institute of Management. 2020, no. 3, vol. 20, pp. 96—102.
7. Bilous E.N., Kublova M.G. [Some questions of the activities of the departments for the control of illegal drug trafficking of the internal affairs bodies to identify the sale of narcotic drugs committed in a non-contact way]. Sbornik nauchnyh statej po itogam Nedeli Rossijskoj nauki v Rjazanskom filíale Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ja. Kikotja [Collection of scientific articles following the results of the Week of Russian Science in the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya]. Ryazan: Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya. 2020, pp. 9—13.
8. Kolycheva A.N. Fiksacija dokazatel'stvennoj informacii, hranjashhejsja na resursah v seti Internet: avtoref.dis. ... kand jurid. nauk: 12.00.12. [Fixation of evidentiaiy information stored on resources on the Internet: abstract of diss ... cand. jur. Sciences: 12.00.12]. Moscow, 2019, pp. 5—7.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Билоус Евгений Николаевич, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности. Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 390043, г. Рязань, ул. 1-ая Красная, 18.
Кублова Мария Георгиевна, адъюнкт. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. Оперуполномоченный. Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Вологодской области, 160001, г. Вологда, ул. Мира, 30.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Evgeny N. Bilous, Candidate of Legal Sciences, Professor, Professor of the Department of Operational Investigative Activities. Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 18, 1st Krasnaya St., Ryazan, Russia, 390043.
Maria G. Kublova, adjunct. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 12 Akadernika Volgina St., Moscow, Russia, 117997. Operative. Drug Control Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Vologda region, 30 Mira St., Vologda, Russia, 160001.