УДК 316.43,338.486
ЧЖАН СИНЬ,
аспирант,
Белорусский государственный университет, г. Минск, e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИТАЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ
Статья посвящена вопросам продвижения объектов историко-культурного наследия Китайской Народной Республики на внутреннем рынке. Отмечено, что КНР является примером успешной практики объектов историко-культурного наследия внутри страны, ведущую роль в этом играет китайское правительство. Продвижение историко-культурного наследия на внутреннем рынке является в Китае медиаопосредованным. Также отмечается значение цифрови-зации культурного наследия для его сохранения и продвижения.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, объекты историко-культурного наследия Китая, внутренний туризм, продвижение, сельский туризм, внутренний спрос.
ZHANG XIN,
Postgraduate Student, Belarusian State University, Minsk, e-mail: [email protected]
CURRENT PROBLEMS OF PROMOTION OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF CHINA FOR THE RESIDENTS OF THE COUNTRY
The article is devoted to the promotion of objects of historical and cultural heritage of the People's Republic of China in the domestic market. It is noted that the PRC is an example of successful practice of historical and cultural heritage sites within the country, with the Chinese government playing a leading role in this. The promotion of historical and cultural heritage in the domestic market is media-mediated in the PRC. The importance of digitalization of cultural heritage for its preservation and promotion is also noted.
Keywords: historical and cultural population, object of historical and cultural heritage, domestic tourism, promotion, China, rural tourism, domestic demand.
Историко-культурное наследие Китая является уникальным источником и ресурсом для развития страны, функционирования государства. По сравнению с другими государствами Китай считается страной успешных практик продвижения своего наследия, в особенности для внешних потребителей. В то же время, как утверждают эксперты, китайские граждане нуждаются в более
масштабной работе по информированию о наследии, приобщению к наследию и его применению в повседневной жизни, в различных социальных практиках. В условиях цифровизации возможности продвижения становятся более ощутимыми, что позволяет осуществлять трансляцию историко-культурного наследия на межрегиональном уровне с учетом потребностей различных целевых групп.
Путем изучения научных публикаций ученых разных стран (в частности, российских и китайских), статистических данных, а также проведенного исследования методом невключенного наблюдения в статье представляется точка зрения автора по актуальным проблемам продвижения историко-культурного наследия Китая для жителей страны.
Историко-культурное наследие Китая настолько обширно, что оценить количество как материальных, так и нематериальных объектов в нем практически невозможно. Так, О. Л. Калашникова отмечает, ссылаясь на пекинское издательство «Синьсин», что «перечень важных культурно-исторических памятников и пейзажно-архитектурных комплексов включает в себя более 1000 позиций. Кроме того, около 10 млн археологических артефактов и объектов старины находятся на хранении в императорских дворцах и частных коллекциях» [1, с. 10].
Китай, безусловно, обладает колоссальным туристическим потенциалом. Историко-культурные объекты, привлекающие зарубежных туристов, - это, как правило, памятники императорского Китая, Великая Китайская стена, разнообразные музеи, буддистские и даосские храмы. Нематериальная культура Китая также огромна и значительна: туристы посещают страну ради того, чтобы насладиться пекинской оперой, ознакомиться с боевыми искусствами, уникальной кухней разных регионов, живописной природой и разнообразием ландшафтов.
В Китае на государственном уровне разработаны механизмы защиты и сохранения историко-культурного наследия: введение законов и постановлений, принятие государственных программ как на уровне всей страны, так и регионов, образовательно-просветительская деятельность. Китайское правительство играет ведущую роль в защите и продвижении объектов историко-культурного наследия. Еще в 1961 г. было обнародовано «Временное положение об охране культурных ценностей и управлении ими» и подготовлен Проект закона об охране культурных ценностей. В 1985 г. Китайская Народная Республика присоединилась к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Первыми объектами, включенными в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, стали окаменелости «пекинского человека», найденные в 1920-е гг., гроты Могао в г. Дуньхуан - сокровищница буддийского искусства, Великая Китайская стена и мавзолей первого императора династии Цинь - крупнейшая императорская гробница в истории Китая. КНР является одной из немногих стран, где присутствуют все типы наследия (материального
и нематериального). Объекты всемирного материального историко-культурного наследия Китая расположены преимущественно в восточном и центральном регионах [2, р. 39].
Как правило, когда речь идет о продвижении китайского историко-культурного наследия, подразумевается его популяризация за рубежом, тогда как продвижение объектов наследия среди граждан самого Китая незаслуженно остается на периферии научного и общественного внимания. Вместе с тем Китай с его многомиллионным населением и довольно высокой покупательской способностью вполне может стать примером успешной практики продвижения объектов историко-культурного наследия внутри страны.
Туристическая отрасль Китайской Народной Республики всегда отличалась высоким динамизмом, однако с конца 2019 г. страна, как и иные туристические дестинации, столкнулась с проблемой беспрецедентного спада туристических потоков, что было обусловлено распространением коронавируса [3, с. 2592]. Это стало поводом для переосмысления политики по продвижению объектов историко-культурного наследия и переориентацией ее на внутренний рынок.
Нельзя сказать, что внутренний туризм на предыдущих этапах не был развит. В туристической отрасли Китая с 1992 по 2011 г., в связи с ощутимым увеличением благосостояния населения, наблюдался значительный рост популярности внутреннего туризма: «туристическими услугами стали пользоваться обычные жители, создавая внутренний спрос на услуги туристической отрасли страны» [3, с. 2595]. Уже тогда китайское правительство начало разработку конкретных мер по продвижению объектов историко-культурного наследия на внутреннем рынке. Рост внутреннего спроса привел к необходимости увеличения туристического предложения, что, в конечном итоге, привело к массовому строительству туристических объектов и возведению новых достопримечательностей.
Однако вскоре были выявлены существенные проблемы. Так, вскрылись случаи беспорядочной и даже несанкционированной застройки территорий, расположенных в непосредственной близости от историко-культурных памятников, предприятиями общественного питания, гостиницами, развлекательными учреждениями, торговыми точками и др. Все это стало негативным опытом в процессе развития внутреннего туризма в данный период и не только препятствовало популяризации исторических мест, но и снижало их визуальную целостность, нарушало принципы сохранения аутентичности среды, зафиксированные в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Тем не менее в целом политика по сохранению и продвижению наследия в Китае считается вполне успешной, в связи с чем рассмотрим некоторые ее особенности.
Важной мерой по продвижению историко-культурного наследия среди граждан страны стало введение ежегодной «золотой недели туризма» (с 1 по
7 октября), приуроченной ко Дню образования Китайской Народной Республики. Уникальные предложения, туристические пакеты, информирование широких масс позволило еще больше нарастить туристический спрос на внутреннем рынке. Практика историко-культурного туризма стала приобретать массовый характер с 1990-х гг.
В настоящее время доля внутреннего туризма в Китае составляет 96 % [4, с. 18]. Продвижение объектов историко-культурного наследия на внутреннем рынке Китая осуществляется по следующим направлениям: «красный», сельский (этнический), экологический, городской, экстремальный и пр. Сельский туризм считается одним из приоритетных направлений развития регионов Китая. Регионы располагают множеством относительно неизвестных и поэтому вызывающих интерес объектов историко-культурного наследия; кроме того, отрасль сельского туризма способствует возрождению экономики в сельской местности, предлагая рабочие места местным жителям.
Развитие туристической деятельности в регионах позволяет поддерживать информированность населения о сельской культуре, национальных традициях и обрядах, что вносит существенный вклад в сохранение нематериального историко-культурного наследия [5, р. 100]. В свою очередь, его продвижение в регионах протекает довольно успешно благодаря отлаженным механизмам сотрудничества между центральным правительством и местными органами власти [6, р. 184].
Согласно прогнозам исследователей, именно на внутренний рынок будут ориентированы усилия по продвижению истории и культуры страны. Официально данный тезис был закреплен еще в 2013 г. при принятии Государственной стратегии по развитию туризма на 2013-2020 гг. Рекомендации, регулярно публикуемые правительством, всегда акцентируют внимание на необходимости следования принципу общедоступности памятников историко-культурного наследия. К примеру, одной из подобных рекомендаций является обеспечение бесплатного доступа для внутренних туристов в музеи, мемориальные залы и «места патриотического воспитания» [7, с. 66].
Отметим, что «внешний» турист в первую очередь заинтересован в посещении «растиражированных», всемирно известных и знаковых достопримечательностей-символов Китая, а турист «внутренний», как правило, уже знаком с данными объектами с ранних лет, поэтому он интересуется менее известными, но не менее ценными объектами истории и культуры. В связи с этим китайское правительство прилагает усилия к формированию региональных направлений внутреннего туризма. В частности, Янь Шуфан приводит в качестве примеров продвижения локальных объектов наследия популяризацию достопримечательностей провинции Гуандун, продвижение так называемой «Пекинской культуры»; успешный опыт был накоплен при имплементации региональных моделей культурных площадок городов Шэньян и Далянь [8, с. 31-36].
Внимание общественности, как видим, постепенно фокусируется на сельском (этническом) туризме [9, с. 43]. При этом ключевым посылом при про-
движении периферийных объектов, имеющих историко-культурное значение, является необходимость восприятия китайской культуры как гетерогенной совокупности культурных достижений десятков народностей с учетом разнообразия их архитектуры, традиций, одежды, кухни и обычаев.
Колоссальным потенциалом в плане продвижения объектов историко-культурного наследия как на внутреннем, так и на внешнем рынках обладает «колыбель китайской цивилизации» - провинция Хэнань. На ее территории находятся и сохраняются многочисленные памятники материального и нематериального историко-культурного наследия страны, условно именуемые в мире как «шаолиньская культура» и ассоциируемые с традиционными китайскими боевыми искусствами. Продвижение «шаолиньской культуры» базируется на двух основных брендах, один из которых в большей степени ориентирован на внешнюю аудиторию, а второй - на внутреннюю. Речь идет о брендах «монастырь Шаолинь» и «академия Суньян». Можно констатировать, что благодаря целенаправленной информационной политике государства граждане Китая смогли познакомиться с такими объектами, как монастыри, храмы, памятники архитектуры (Шаолиньский монастырь, парк Цин-мин, храмы Баогун, Цаоцао, Цинмэй, Цзэньань, Чуньчюлоу, Сюйду), изучить сущность традиционных ценностей даосизма и конфуцианства, боевых искусств.
Большой интерес у китайских жителей вызывают объекты религиозного поклонения и веры. Однако правительство страны не делает акцент на продвижении этих объектов историко-культурного наследия как мест паломничества, ориентируя внутренний рынок, скорее, на познавательные цели посещения объектов религиозного культа [10, с. 3].
Продвижение историко-культурного наследия на внутреннем рынке является в КНР медиаопосредованным. Это означает, что ключевым инструментом освещения данной темы выступают СМИ. Обилие качественных цифровых и печатных медиа позволяет эффективно распространять информацию о китайской национальной культуре. Посредством масс-медиа, к примеру, в провинции Сычуань реализуются проекты «Счастливая страна в западной части», «Три ущелья», которые популяризируют культуру малых народностей Китая.
Помимо деятельности СМИ, на государственном уровне принят комплекс мер по развитию и продвижению сети региональных учреждений культуры: расширяется сеть местных библиотек, театров, музеев; изучается творчество этнических меньшинств; открываются, реставрируются и популяризируются неизвестные ранее объекты историко-культурного наследия, расположенные вдали от крупных городов.
Развитие событийного аспекта стратегии продвижения историко-культурного наследия также имеет успех. Регулярно проводятся ярмарки продукции культурной индустрии, выставки каллиграфических и живописных произведений, фестивали искусств.
Приоритетный вектор официальной политики КНР в отношении историко-культурного наследия - сохранение его объектов и повышение степени их устойчивости. Как известно, особенностью культурного наследия любой страны является его уязвимость. Объекты культурного наследия могут быть повреждены в результате стихийных бедствий, разрушены в ходе естественного влияния природной среды (солнечных лучей, водной и ветровой эрозии); кроме того, ущерб может быть нанесен животными, микроорганизмами или растениями. Развитие промышленности и туризма также являются факторами, повышающими степень риска сохранения объектов культурного наследия. Так, огромные потоки туристов нанесли непоправимый ущерб гротам и пещерам Могао в Дуньхуане.
Объекты нематериального наследия также подвержены деструкции. Урбанизация населения Китая, как естественная, так и управляемая органами власти, привела к утрате практики строительства традиционных жилищ и создания самобытных предметов быта. Вместе с тем городское население утрачивает связь с предыдущими поколениями, что приводит к уходу в небытие значимой доли фольклорного массива страны, традиций, обрядов и ритуалов, свойственных, в первую очередь, быту и повседневному укладу жителей сельской местности. В абсолютном большинстве случаев переселение в города означает обрыв межпоколенческой цепочки трансмиссии нематериального наследия.
Однако некоторые исчезающие объекты историко-культурного наследия могут быть сохранены или восстановлены благодаря цифровым технологиям. Так, цифровой проект «Дуньхуан», инициированный правительством КНР, позволил сократить потоки туристов и таким образом уменьшить ущерб, причиняемый фрескам и скульптурам. Исчезнувшие объекты историко-культурного наследия могут быть восстановлены с помощью технологий, как, например, виртуальная реконструкция Старого Летнего императорского дворца в Пекине.
Важность процесса цифровизации можно проиллюстрировать следующим примером: в 2003 г. в Запретном городе был учрежден Институт оцифровки наследия Дворцового музея, который ставил своей задачей массовую дистрибуцию информации об объектах историко-культурного наследия. В результате уже к 2019 г. им было выпущено 7 цифровых продуктов, наиболее масштабными из которых стали «Панорамы Дворцового музея» (^ЙЙп), «Известные полотна Запретного города» (Йп^ШЕ), «Цифровое хранилище культурных реликвий» (ЙпШ^ХШШ).
Следовательно, цифровизация дает возможность воспроизводить и восстанавливать объекты истории и культуры. Кроме того, благодаря созданию структурированной, модульной и стандартизированной информационной базы данных об объектах историко-культурного наследия, публикациям на вебсайтах, в микроблогах, в WeChat и на иных коммуникационных платформах, информация о наследии распространяется более интенсивно и масштабно
[11, р. 8]. Социальные сети и мессенджеры - важный ресурс для продвижения наследия среди граждан страны. К примеру, на площадке Sina Weibo, одной из наиболее популярных в КНР, отмеченный нами выше Дворцовый музей имеет 8,31 млн подписчиков.
Цифровизация историко-культурного наследия позволяет осуществлять межрегиональную, мультипространственную и мультивременную культурную трансляцию и коммуникацию, способствует культурному, образовательному и экономическому развитию региона, в котором находится тот или иной объект. В информационную эпоху сочетание цифровых технологий и комплексного продвижения историко-культурного наследия может способствовать достижению баланса между охраной наследия и туризмом.
Таким образом, ключевыми векторами и инструментами в продвижении историко-культурного наследия на внутреннем рынке Китая являются следующие:
- принятие на государственном уровне законов и постановлений, разработка программ защиты объектов материального и нематериального наследия, просвещение граждан;
- продвижение объектов историко-культурного наследия на внутреннем рынке по следующим направлениям: «красный», сельский (этнический), экологический, городской, экстремальный, с учетом того, что для жителей страны наиболее предпочтительным является сельский (этнический) туризм;
- приоритетным вектором государственной политики в отношении историко-культурного наследия выступает сохранение его материальных и нематериальных объектов и повышение степени их устойчивости посредством ди-гитализации как инструмента продвижения.
Список использованных источников
1. Калашникова, О. Л. Культурные ценности в системе культурных стратегий Китая: заметки о китайском путешествии / О. Л. Калашникова // Вестн. БГУ. - 2019. - С. 8-16.
2. Li, R. Current State, Problems and Countermeasures of the World Heritage Protection in China / R. Li. // Heritage Protection. - 2011. - P. 38-44.
3. Хуссамов, Р. Р. Туристическая отрасль Китая: этапы развития и национальные особенности / Р. Р. Хуссамов, И. У. Насибуллин, А. А. Бондалет // Креатив. экономика. - 2021. - Т. 15, № 6. - С. 2589-2602.
4. Заклязьминская, Е. О. Экономика туризма Китайской Народной Республики : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Е. О. Заклязьминская. - М., 2018. - 310 л.
5. Rurality and rural tourism development in China / Suyan Shen [et al.] // Tourism Management Perspectives. - 2019. - Vol. 30. - P. 98-106.
6. Analyzing government role in rural tourism development: An empirical investigation from China / Liu Chunyan [et al.] // J. Rural Studies. - 2020. - Vol. 79. - P. 177-188.
7. Чжан, Би Юй. Государственная политика развития внутреннего туризма в Китае / Би Юй Чжан // Вестн. ГУУ. - 2014. - № 21. - С. 64-66.
8. Шуфан, Янь. Ценности регионального культурного наследия Китая как компонент содержания культурных индустрий / Янь Шуфан // Вестн. ЗабГУ. - 2011. - № 9. - С. 31-36.
9. Гозалова, М. Р. Периферийный туризм в Китае: современное состояние и перспективы развития / М. Р. Гозалова, Н. Ю. Логинова, А. М. Пацкевич // Сервис в России и за рубежом. -2018. - Т. 12, № 1 (79). - С. 39-51.
10. Лю Ин. Виды культурного туризма в Китае и их национальное своеобразие / Лю Ин [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. - 2021. - № 2 (82). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/vidy-kulturnogo-turizma-v-kitae-i-ih-natsionalnoe-svoeobrazie/ viewer. - Дата доступа: 15.01.2003.
11. Song, J. An Analysis of the Current Situation and Problems of the Digital Protection of Chinese Intangible Cultural Heritage / J. Song, M. Wang // Cultural Heritage J. - 2015. - № 6. -P. 1-9.
Поступила 10.03.2023 г.