Научная статья на тему 'Актуальные проблемы применения режима международного таможенного транзита'

Актуальные проблемы применения режима международного таможенного транзита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономаренко Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы применения режима международного таможенного транзита»

ных связей, а также выработка путей решения имеющихся проблем. По результатам этой работы и была подготовлена представленная на рассмотрение членов правительства Российской Федерации Концепция развития таможенных органов.

Следует отметить, что Концепция фактически представляет собой государственную стратегию дальнейшей реализации задач в области таможенного дела. Это — фундаментальный документ, объединяющий основные на правления деятельности таможенных органов и предусматривающий значительные новации в части обеспечения эффективного таможенного администрирования.

Реализация Концепции в обязательном порядке предполагает обеспечение стабильного правового режима для внешней торговли и соблюдение универсальных принципов, определенных рамочными стандартами Всемирной таможенной организации (далее — ВТО), одобренными в 2005 г. Российской Федерацией, среди которых — прозрачность и предсказуемость, баланс между таможенным контролем в части обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли, партнерство таможни и бизнеса.

В этой связи следует подчеркнуть необходимость сохранения в целом ныне действующей законодательной базы с последовательной работой по ее совершенствованию, а основное внимание и силы необходимо сосредоточить на формировании условий для эффективной реализации таможенного законодательства на всей территории России.

Этот вектор, заданный таможенникам и налоговикам Президентом страны в его ежегодном Послании Федеральному собранию, и нашел свое отражение в приведенной выше Концепции.

V. ^ономаренко

Актуальные проблемы применения режима международного таможенного транзита

Сегодня основная задача таможенной службы — это упрощение и ускорение таможенных про цедур.

Главой 14 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что то вары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через та моженную границу путем заявления в письменной, устной, электронной и конклюдентной форме сведений, необходимых для таможенных целей. Данная глава основывается на совершенно новых подходах к таможенному оформлению, основанных на международных стандартах, прежде всего на Киотской конвенции от 1999 г. Реализация стандартов нашла свое отражение в таких положениях, как установление минимального срока прохождения товаров до их выпуска, которое дол -жно компенсироваться предварительным таможенным оформлением. Та-

моженный кодекс содержит детальное описание предварительного (до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) декларирования. Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, она считается не поданной. Помимо этого, если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, со -провождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов

Совершенствование таможенного оформления находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Целевой программе развития Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС) до 2008 г., в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС. Основной целью внедрения электронного декларирования в практику таможенного оформления товаров и транс портных средств является ускорение таможенных процедур и, как следствие этого, увеличение товарооборота, повышение эффективности работы должностных лиц таможенных органов, ускорение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, содействие внешней торговле без ущерба для участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД).

Выполнение задач, определенных целевой программой развития таможенной службы, играет существенную роль в определении ритма интенсивности развития международных экономических связей.

Основным моментом, подтверждающим правильность проводимой программы в Дальневосточном федеральном округе, является значительный ежегодный рост внешнеторгового оборота.

Технология та моженного оформления с использованием системы предварительного электронного декларирования при помещении товаров и транспортных средств под режим международного таможенного транзита уже несколько лет используется на базе таможенного поста "Морской порт Восточный" Находкинской таможни.

На сегодняшний день в порту Восточном наиболее актуальны два международных транзитных маршрута для перемещения товаров народного потребления:

а) Китай — Финляндия (около 93% контейнеров от всего грузопотока

из Китая и стран Юго-Восточной Азии);

б) Китай — Польша (около 5% контейнеров от всего грузопотока из Китая и стран Юго-Восточной Азии).

Но, помимо вклада таможенников, необходимо отметить работу руководства порта. Только благодаря их слаженному сотрудничеству грузопоток, обрабатываемый портом, а следовательно и таможенными органами, непрерывно растет.

Порт Восточный имеет 17 причалов из них 7 специализированных: 4 — для крупнотоннажных контейнеров, 2 — для навалочных грузов, 1 — для технологической щепы. Глубины у причалов от 8,25 до 16,5 м. Причалы имеют высокопроизводительное специализированное оборудование на специализированных причалах и портальные краны грузоподъемностью до 40 т — на универсальных. Площадь крытых складов — 96 тыс. м2, открытых — 465,5 тыс. м2. Пропускная способность порта — 18 млн т, резерв в настоящее время 8,5 млн т (по углю, крупнотоннажным контейнерам, лесным грузам) имеет перспективу развития в отведенных границах.

50000 годы

Рис. Количество контейнеров, оформленных с 2000 по 2004 гг.

Реальная эксплуатация данной технологии таможенного оформления с использованием системы предварительного электронного декларирования позволила существенно увеличить количество оформляемых контейнеров и в 2003 г. их число составило 84000, оно же явилось рекордным за последние 25 лет. В условиях несомненной выгоды остаются и перевозчики, и получатели товаров, так как операции по таможенному оформлению под режим "МТТ" одного двадцатифутового эквивалента (далее — ДФЭ) занимают около 10 мин.

Динамика оформления транзитных товаров в режиме "МТТ" с 1.01.2004 г. по 28.02.2004 г. через таможенный пункт "Морской порт Восточный" по месяцам в сравнении с аналогичным периодом 2003 г. отражено в таблице.

Из таблицы видно, что за 8 месяцев 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. оформление международного таможенного транзита увеличилось, и наблюдается тенденция его ежемесячного роста.

Таблица

Сравнение по месяцам 2003 и 2004 гг.

Месяц 2004 г. 2003 г.

Кол-во партий товаров Кол-во контейнеров Кол-во партий товаров Кол-во контейнеров

Январь 3257 3263 2362 2395

Февраль 4453 4453 2226 2257

Март 3278 3292 3230 3165

Апрель 2909 2925 3049 3083

Май 3122 3122 1717 1742

Июнь 3316 3316 1964 1972

Июль 3844 3844 3180 3180

Август 4057 4057 3426 3426

Итого 28236 28273 21154 21220

Сущность системы состоит в следующем.

Еще до прибытия судна в порт по линии агентов подготавливается пакет документов на транзитный груз и их электронные копии. Подготовленный пакет документов вводится в базы данных автоматизированной системы управления (далее — АСУ) порта, функционирующей в вычислительном центре порта. При этом данная технология не применяется в отношении товаров запрещенных к ввозу, лицензируемых товаров и товаров, требующих разрешения других государственных органов.

Из баз АСУ порта соответствующие электронные документы перемещаются в базу данных системы предварительного электронного таможенного декларирования, установленную на вычислительном центре таможенного органа. Инспектор, используя электронные копии документов, производит оформление и выполняет проверку сведений, заявленных в электронном манифесте, затем, на основании этого, формируется железнодорожная накладная.

К базе данных имеют доступ участники ВЭД, службы порта и железная дорога, а также таможенные органы, но все — в узкоспециализированном объеме. Служба порта и железной дороги, основываясь на предварительном решении таможенных органов, осуществляет предварительное пла -нирование погрузки и отправки груза.

По прибытию судов с товаром в порт оператор склада временного хранения через АСУ порта пересылает в таможню сообщение о помещении товара на склад. При необходимости инспектор таможенного органа мо-

жет приостановить предварительное оформление под режим "МТТ" на любом этапе.

Завершающим этапом оформления является сверка фактически заявленных сведений с предварительно заявленными. При этом справочный номер таможенной декларации присваивается автоматически. Использование данной схемы предварительного таможенного оформления под режим "МТТ" позволяет:

1) Выполнять прямой вариант отгрузки контейнеров с борта судна на железнодорожный вагон или автомашины;

2) Сократить время нахождения товаров в порту, т.е. пункте пропуска на границе;

3) Производить электронную сверку данных, заявленных в коносаменте и накладных, то есть в судовых и железнодорожных документах;

4) Производить автоматический контроль за начислением и взыскиванием денежных средств на оплату сборов за таможенное оформление;

5) Проводить контроль за отправкой оформленных контейнеров под режим "МТТ";

6) Оформлять поручения на досмотр товаров в случае возникновения необходимости в соответствии с законодательством;

7) Вести электронные журналы прибытия и убытия товаров из зоны таможенного контроля и статистику оформленных контейнеров.

Самое главное для таможенных органов — это то, что опыт предварительного электронного декларирования дал положительный эффект как по сокращению сроков таможенного оформления без увеличения штатной численности таможенного органа, так и по внедрению новых электронных технологий, а также был получен неоценимый опыт взаимодействия участников ВЭД, брокеров и научно-исследовательских центров

Учитывая международный опыт взаимодействия таможенных органов с таможенными брокерами, возможно возложение на брокера части функций, в настоящий момент выполняемых таможенными органами, но не связанных непосредственно с принятием решения о выпуске товаров и транспортных средств. Примером подобных функций может явиться регистрация товара на складе временного хранения (далее — СВХ), оформление товаров под режим "МТТ".

При этом таможенный брокер должен располагать штампами, внесенными в общероссийский реестр штампов, но не имеющими разрешающей силы для выпуска товаров.

Таким образом за таможенными органами остаются контролирующие функции, определяющие непосредственный выпуск товаров.

Данная система снимает нагрузку с личного состава таможенного органа и расширяет полномочия брокеров, создавая тем самым предпосылку для формирования дополнительного фактора заинтересованности у брокеров в создании терминалов с круглосуточным оформлением и регистрацией товара. В связи с этим у таможенных органов появляется больше

возможности на реагирование увеличения товаропотока и продолжение внедрения информационных технологий.

Вместе с тем новым вариантом снижения издержек на таможенное оформление у таможни, переводчиков и брокеров может явиться возможность использования при оформлении "МТТ электронного коносамента", манифеста без предъявления бумажных носителей. Факт подлинности данных документов возможно подтверждать электронной цифровой подписью. А если пойти дальше в направлении автоматизации таможенного оформления под режим "МТТ", то достаточно эффективным было бы использование электронного комплекта железнодорожных накладных с использованием электронным способом заполненного штампа "Товар под таможенным контролем", т.к. в настоящее время основную часть оформления транзитных товаров занимают операции, заполнения от руки на -

Н гт-( н

правляющего штампа Товар под таможенным контролем

Все вышеперечисленное должно снизить время таможенного оформления до 3-5 мин. на один ДФЭ, когда при сегодняшних условиях затрачивается от 10 до 15 мин. Но существует одно объективное ограничение. Согласно полученным данным от администрации порта Восточный, данная компания располагает незатронутыми резервами по грузопотоку около 8,5 млн т груза с вариантом его типа (уголь, дерево или товары, перемещаемые контейнерами). Таким образом количество груза, перемещенное в контейнерах через данный таможенный пост в 2003 г. составило 2016000 т груза (84000 контейнеров) и может быть увеличено более чем в

4 раза.

Но данное количество не может быть так резко увеличено, так как этому мешает низкая скорость железной дороги и скорость таможенного оформления. Помимо этого стоит прибавить затраты времени на погру-зо-разгрузочные работы.

Оптимальное количество контейнеров будет перевозиться по международному транзиту, когда на оформление партии товара, что в 2004 г. практически повсеместно равно 1 контейнеру, будет затрачиваться около

5 мин. времени. Остальная оптимизация не имеет смысла, так как порт не сможет обработать поток груза, тем самым работа теряет экономическую эффективность. Но именно данный вид груз ов дает наиболее высокий оборот и создает большое количество рабочих мест для сотрудников службы порта, а также увеличивает налогооблагаемую базу.

Как уже отмечалось, оформление режима "МТТ" на таможенном посту "Восточный контейнерный" проводится с использованием порядка предварительного таможенного оформления, при котором лица, получающие разрешение на транзит еще до прихода судна в порт на основании документов, полученных по электронным каналам связи, заполняют комплект железнодорожных на кладных и транзитную декларацию, которые в свою очередь проверяются должностным лицом таможенного поста на предмет соблюдения требований, предусмотренных при выдаче разрешения

"МТТ", и, в случае выполнения всех этих требований, после поступления товара в порт выдает разрешение на международный транзит, что существенно уменьшает время нахождения то варов в порту.

То есть, благодаря этому анализируются поступающие предварительные сведения о времени прихода транспортных средств еще до прихода судна в порт, решается вопрос о планировании помещения контейнера на СВХ и наиболее быстрой организации отправления товара под режим "МТТ".

Оптимизация процедуры таможенного оформления — это основная цель реформирования системы работы таможенных органов, именно поэтому переход к осуществлению таможенных процедур с использованием элементов электронного декларирования столь актуален сегодня.

О. Р. фопов

О перспективных направлениях развития поисковых технических средств

Создание современной системы таможенного администрирования, основанной на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов, требует обеспечения высокоэффективного, высокопроизводительного таможенного контроля. В зависимости от способов его проведения и используемых при этом инструментов можно выделить: физический контроль товаров и транспортных средств и контроль товаров и транспортных средств с использованием специальных технических средств. Из-за больших объемов товарооборота и разнообразия способов сокрытия предметов контрабанды и нелегально транспортируемых предметов (далее — НТП) физический таможенный контроль не может быть до конца эффективным. В то же время развитие науки и техники максимально упростило многие стороны жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере таможенных правоотношений. Сегодня трудно представить реализацию таможенных процедур без применения специальных технических средств.

Среди комплекса технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления среди них материалов, предметов и веществ запрещенных к ввогу (вывозу), особое значение имеют поисковые технические средства. Достаточно перечислить перечень форм таможенного контроля, при проведении которых, согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.10.2003 г. N 1220 "Об утверждении перечня и порядка применения технических средств", допускается применение технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.