Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности Economy and management in branches and fields of activity
В качестве приоритетных направлений стимулирования создания товариществ собственников жилья и их поддержки можно предложить следующее:
- обеспечение прозрачности норм и механизмов предоставления товариществам собственников жилья бюджетной поддержки на проведение капитального ремонта дома, целевых субсидий;
- мониторинг деятельности ТСЖ, внедрение рейтинговых показателей их эффективности; разработку системы поощрения лучших товариществ путем преимущественного участия в различного рода городских и районных программах;
- определение и реализацию стратегических задач по подъему уровня квалификации и компетентности руководителей ТСЖ, членов правления;
- активизацию информационно-разъяснительной, просветительской работы с населением;
- популяризацию лучшего опыта российских регионов по внедрению некоммерческих, основанных на самоуправлении форм управления жильем;
- создание и развитие инфраструктуры услуг для товариществ собственников жилья в рамках целевых региональных и муниципальных программ поддержки ТСЖ (по опыту ряда регионов и муниципальных образований РФ);
- совершенствование механизмов контроля за деятельностью ТСЖ с целью предупреждения недобросовестных действий и злоупотреблений со средствами граждан.
Для создания и эффективной деятельности ТСЖ как института самоуправления в жилищной сфере необходим комплексный, системный подход региональных и муниципальных властей. Такой подход должен быть основан на диагностировании указанных факторов, определении степени их влияния на ход реализации реформ в жилищной сфере, разработке и принятии целевых программ поддержки объединений собственников жилья городов и муниципальных образований Республики Башкортостан.
Статья выполнена в рамках исследования при финансового поддержке РГНФ, научно-исследова-телъского проекта РГНФ «Управление развитием деловой активности населения в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, проект № 12-12-02016».
Список литературы:
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bashstat.ru/.
2. Шомина Е.С. Трансформация жилищной сферы и новые задачи жилищного просвещения в России
/ Е.С. Шомина. Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». - Режим доступа: http://www.evestnik-mgou.ru.
3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, с изменениями от 29.06.2012 № 96-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.
4. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции по Республике Башкортостан. - Режим доступа: http://www.gzhirb.ru.
5. Официальный сайт Министерства ЖКХ Республики Башкортостан. - Режим доступа: http://mgkhrb.ru.
6. Гавриленко И.Г. Развитие деловой активности населения через формирование института самоуправления в жилищной сфере/ И.Г. Гавриленко. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С. 11-21.
7. Федеральный закон от 21 июля 2007 года№ 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.
8. Официальный сайт Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». - Режим доступа: http:// www.reformagkh.ru/.
9. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции г. Москвы. - Режим доступа: http://mgi. mos.ru/.
10. Исаева Н.В. Инфраструктурное обеспечение развития деловой активности населения в муниципальных образованиях Республики Башкортостан /
Н.В. Исаева, Л.В. Охотникова, И.Г. Гавриленко, Ю.В. Еркеева. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. - 72 с.
11. Федеральный закон РФ от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru.
13. Валиев Ш.З. Товарищество собственников жилья: проблемы и перспективы развития / Ш.З. Валиев, И.Г. Гавриленко // Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал. - Вып. № 350 (сентябрь 2011 г.). - Изд-во ТГУ, 2011. - С. 146-152.
Мисько О.Н.
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург
УДК 378.147:330.:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с организацией и методикой преподавания историко-экономических дисциплин в высшей школе. Отмечается тревожно низкий уровень исторической грамотности выпускников экономических специальностей. Сделан вывод о необходимости серьезных изменений в организационной работе, практике и научно-методическом обеспечении преподавания историкоэкономических дисциплин в общем и реализации образовательных программ по предмету в частности.
Ключевые слова: история экономики, высшее образование, историко-экономическое мышление, учебная работа, специальная периодика.
ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING ECONOMIC HISTORY AT THE HIGH SCHOOL
The article is devoted to the main issues related to the organization and methodology of teaching economic history in the university. We observed extremely low level of historical background of our graduates' students. The need of significant changes in organizational work, practice and academic support in teaching historical and economic disciplines in general is identified, as well the implementation of specialized educational programs on the subject.
Key words: the economics history, higher education, historic and economic approach, organizational work, special periodical publications.
В современном мире (и зачастую даже в научных кругах) имеют место следующие рассуждения: зачем нужна экономическая история, чему она может научить современного экономиста, практика или теоретика, имеет ли смысл тратить на ее изучение драгоценное время или посвятить его изучению более полезных и прагматических вещей, таких как иностранный язык, математика, менеджмент и т. п. и т. д.? В данной статье делается попытка поразмышлять над этими вопросами, определить место и значение экономической истории в современной системе экономических наук, определить характер ее восприятия и методологии ее преподавания, выявить значимость экономической истории для экономиста высшей квалификации.
В настоящее время назрела серьезная необходимость анализа ситуации вокруг преподавания
экономической истории в системе экономических дисциплин вузовского образования России. Преподавание курса «экономическая история» («история экономики») находится в глубоком кризисе по многим причинам, главная из которых, на наш взгляд, состоит в пренебрежении руководством экономических вузов этой дисциплиной, непониманием ее значения для формирования высококультурного, квалифицированного экономиста, а не ремесленника с дипломом о высшем образовании, который в лучшем случае соответствует уровню подготовки экономических техникумов советских времен1. Специальные исторические дисциплины в области общественных наук, к которым относится и экономическая наука, имеют во многом определяющее, стратегическое значение для формирования экономического образа мышления, который для специалиста
В данной статье под «высококвалифицированным экономистом» автор понимает специалиста, способного понимать экономические аспекты эволюции современного общества, генерировать решения, способные влиять на экономическую ситуацию в рамках фирмы, процесса, отрасли, региона etc., анализировать и прогнозировать макроэкономические показатели народного хозяйства, определять общие тенденции и перспективы развития экономики в определенном будущем.
в области экономики так же необходим, как и для химика, психолога, физика, лингвиста, математика и других высокоорганизованных специальностей. Именно сформированный в экономическом университете экономический менталитет выпускника, его понимание экономических законов, категорий, связей etc. позволяет последнему стать высококвалифицированным специалистом, в наибольшей степени отвечающим запросам общества и задачам, стоящим перед современной экономикой. Не вызывает сомнения и тот факт, что глубокое понимание и всестороннее знание экономической истории позволяет современному экономисту выбирать наиболее эффективные приемы и методы реализации стоящих перед ним задач и избегать повторения пройденных и зачастую ошибочных путей, имевших место в экономической истории человечества.
Экономическая история в системе экономических наук занимает особое место. Если абсолютное большинство дисциплин носят (или должны нести) практический характер, их достижения и разработки могут напрямую быть использованы в народном хозяйстве, в управлении национальной экономикой и т. д., то экономическая история представляет собой огромное информационное пространство, в котором анализируется и обобщается фактология экономической действительности прошлых периодов. В этой связи хотелось бы отметить тот факт, что интерес к экономической истории никогда не утрачивался; наоборот, в периоды потрясений, кризисов, переломов в развитии мировой, региональной, национальной и т.д. экономик он испытывал определенный подъем. Именно в истории люди пытались найти ответы на вопросы о том, каким образом решались проблемы экономического развития общества в прошлом, было ли уже что-то похожее и если было, то можно ли применить прошлый опыт к современному состоянию экономической действительности?
Строить новый дом на старом устоявшемся фундаменте гораздо надежнее и дешевле; создавать и использовать новые формы экономического бытия, опираясь на исторический опыт, не только надежнее и дешевле, это позволит избежать катастрофических ошибок в определении тенденций развития современного исследователю общества, направить усилия нации в сторону максимально эффективного экономического развития государства. «Экономист высшей пробы... должен изучать настоящее в свете прошлого во имя будущего» [1]. На наш взгляд, этим сказано многое, если не все относительно значимости экономической истории для экономической науки в целом.
Практически до настоящего времени не решен окончательно (да и вряд ли будет решен когда-либо) вопрос о том, чего больше в экономической истории:
собственно истории или экономики? Историческая наука претендует на свое первенство в исследовании этой стороны существования человеческого общества, экономическая наука, используя в качестве одного из основных методов научного познания исторический метод, тем не менее заявляет о безусловном приоритете экономических отношений в системе парадигм экономической истории. Не претендуя на истину в последней инстанции, хочется подчеркнуть, что второй подход является, на наш взгляд, более логичным и объективным с точки зрения методологии исследования, применяющейся в экономической истории. С точки зрения этого подхода и будет изложена авторская концепция построения курса «экономическая история» в системе экономических дисциплин и общие принципы методики его преподавания.
В настоящей работе автор остановится на трех проблемах преподавания экономической истории в системе высшего экономического образования: падение уровня преподавания истории в средней школе, недостатки структуры предлагаемого курса, отсутствие в стране в достаточном количестве специализированных историко-экономических издательств и периодических изданий.
Одной из основных проблем преподавания экономической истории является падение общей культуры восприятия исторической информации обществом в целом и экономистами в частности. «Сорок лет инвестиций в математизацию экономики и дезинвестиций в ее историзацию привели к тому, что в среде экономистов стало легче сознаваться в незнании истории, чем в незнании математики». И это не может не вызвать серьезное беспокойство за будущее нашей науки. Преподавая курс «Экономическая история зарубежных стран» и «История мировой экономики» на экономическом факультете СПбГУ, автор из года в год с тревогой замечал падение «исторической культуры» у выпускников средней школы и неспособность и нежелание студентов восполнить эти пробелы уже в ходе получения высшего экономического образования. С каждым годом становится все труднее доводить до студентов содержание предмета во всей его глубине, информационной насыщенности и сложности историко-институционального подхода к изучению экономической истории из-за крайне низкого уровня школьной подготовки. И чего мы можем ожидать в будущем от «специалистов», не владеющих историко-временным анализом даже в рамках узкой профессиональной ориентации многообразия экономических специальностей? Отсюда и повторение прошлых пройденных, разобранных и имеющих способы решения ошибок, и «заново изобретенные», а попросту неизвестные их авторам имевшие место в прошлом методы и приемы рабо-
ты, и даже «научные открытия», которые уже давно сделаны, но успели стать забытыми из-за незнания экономической истории2.
К сожалению, преодоление «исторического бескультурья» в этом контексте проблемы находится за рамками высшего образования, но решением может стать увеличение количества часов преподавания предмета «экономическая история» в разных вариантах названия в различных университетах3. Практикуемые повсеместно в настоящее время 28-30 лекционных часов в курсе «История мировой экономики» вызывают просто недоумение и граничат действительно с профанацией самого предмета. Учитывая же резкое увеличение количества обучающихся студентов в семинарских группах (на экономическом факультете СПбГУ, как и в большинстве не так давно ставших университетами вузов, средняя группа бакалавриата перевалила за 30 человек), интенсивность и охват интерактивными занятиями студентов резко падает4. При всем желании преподаватель в состоянии опросить или вовлечь в дискуссию не более 10 человек.
Наиболее приемлемым с точки зрения увеличения интенсивности и повышения качества историкоэкономического образования выглядел бы возврат к раздельному чтению курсов «экономическая история зарубежных стран» и «экономическая история России» как обязательных курсов для студентов экономических специальностей. Дополнительно в вариативного части могли бы находиться такие специальные историко-экономические дисциплины, как, например «история финансов», «история банковского и биржевого дела», «история экономических реформ» и т. д. Таким образом, студент имел бы возможность корректировать в сторону увеличения объем историко-экономических дисциплин, которые имеют одно из решающих значений в становлении специалиста-экономиста высокой квалификации, наделяют его специфическими «ментальными» экономическими характеристиками.
Мы должны стремиться подготовить в рамках высшего экономического образования и выпустить в народное хозяйство так называемого «Ьото оесопогшсо», то есть специалиста, который сможет мыслить и действовать в процессе реализации тех или иных задач не на уровне «здравого смысла» или интуиции, как зачастую происходит в реальной жизни (метод проб и ошибок стал тоже слишком часто
задействоваться на всех уровнях управления экономикой), а применяя весь набор полученных знаний, опираясь на исторический опыт реализации подобного и сообразуясь с историческими перспективами результата. В идеале экономист должен занимать в системе управления народным хозяйством любого уровня позицию эксперта, который в состоянии дать объяснения принимающему решение о том:
- каковы были в прошлом технические варианты решения этой проблемы и чем они закончились;
- каковы наиболее оптимальные пути решения проблемы в настоящий момент с учетом окружающей обстановки и исторических событий, в течение которых также принимались подобные решения;
- каковы кратко-, средне- и долгосрочные перспективы от принятия того или иного решения5.
Специалист с выработанным в процессе обучения историко-экономическим типом мышления безусловно окажется наиболее приспособленным для решения подобных задач.
Следующей проблемой является недостаточно развитая и не вполне отвечающая требованиям времени структура курса. Отдельные учебные материалы по экономической истории оставляют впечатление некоего обычного учебника по истории, из которого изъяты (причем не до конца) подробные описания политических событий, а взамен добавлены фрагментарные статистические данные за соответствующие годы. В этой связи у многих обучающихся складывается впечатление, что они слушают тот же курс истории (как правило, неважно освоенный ими в средней школе), с некоторыми вставками и специфическими добавками на тему «экономики». Мы, конечно, не собираемся отрицать, что «политика есть концентрированное выражение экономики», однако экономические знания и знания политологии требуют все-таки различной методики подачи.
Общим в этой методике для обеих названных отраслей исторического знания является необходимость структуризации хронологического изложения по государствам, территориям и другим геополитическим пространствам. Однако, переходя к экономической конкретике отдельно взятого государства или региона, далеко не всегда продуктивно следовать структуре, традиционной для изложения его «политической» истории. Критические точки на оси хода экономической истории той или иной страны далеко не всегда совпадают с этапами смены династий, хотя
В принципе эти утверждения верны и для предмета «история экономической мысли», но в рамках данной работы автор не планирует рассматривать проблему этого направления экономической истории.
3 Например: «история мировой экономики», раздельные курсы «экономическая история зарубежных стран» и «экономическая история России», «экономическая история», «история народного хозяйства» и т. д.
4 Организационные аспекты оптимизации учебного процесса в условиях увеличения контингента обучающихся исследованы в [3, 4].
5 Для оптимального управления другим консультантом, который отвечает на те же вопросы, но с иной точки зрения, должен быть юрист. По мнению автора, экономисты и юристы в основном должны занимать именно экспертные позиции, а не быть управленцами в чистом виде.
и тяготеют к революциям, как наиболее острым формам разрешения кризиса экономического и политического развития.
Еще один важный момент, выпадающий из курсов «традиционной» (а следовательно, и написанной на ее основе экономической истории), - это история экономических учений, которые, как правило, охватывают широкие группы стран и оказывают то или иное воздействие на доктрины экономического развития. Дискурс экономической истории Франции ХУ1-ХУШ вв., в котором звучат имена Сюлли, Кольбера и Ло, пострадает не столько от нехватки имен Людовиков (и тем более годов их правления), сколько от отсутствия информации о физиократах и других первых французских политэкономах, чей концептуальный подход к хозяйству активно формировал экономический «дух времени» той эпохи.
Не отрицая фундаментального значения и бесспорных удобств так называемой формационной модели изложения истории (в том числе экономической), саму форму реализации этого методологического подхода, обычно отождествляемую с марксизмом, трудно назвать таковой в силу того, что за основу берется наиболее примитивный его вариант, отражавший дефицит знаний о древности по состоянию на вторую половину XIX века. Между тем, оставаясь в рамках формационной модели, на протяжении нескольких последних десятилетий века двадцатого, несколько поколений советских, а позже и российских историков (в особенности востоковедов и первобытноведов) внесли в нее существенные дополнения. В этом ракурсе экономическая история восточных цивилизаций уже не выпадает из европоцентристских схем, а интегрируется с общецивилизационными закономерностями.
Проанализированные автором учебные курсы, изложенные в учебниках по экономической истории [см., напр. 5, 7, 8, 9], а также планы учебных курсов различных университетов наводят на мысль, что у их авторов и разработчиков впереди еще широкое поле совершенствования их материалов. В данной статье автор не ставит своей целью критиковать отдельные учебники или программы: имеет место лишь задача обратить внимание преподавателей этой дисциплины на то, чтобы критически переосмыслить методику и соответствующее современным потребностям экономического образования содержание читаемого курса.
Многие программы и учебники до сих пор сохраняют налет «формационности» в подаче материала курса. Безусловно, 70 лет социалистического развития
страны наложили свой отпечаток на структуру курса «экономическая история». История в принципе является весьма идеологизированной наукой, ибо во все времена и при всех правителях люди украшают свою историю и критикуют историю иных народов. В экономической истории, правда, это делать сложнее, так как специфические методы исследования (статистический, количественный анализ, математические методы обработки исторических статистических данных, историческое моделирование) экономической истории серьезно затрудняют фальсификации и неверные толкования имевших место событий. Поэтому одним из основных методов извращения и своевольной интерпретации экономической истории становится «метод замалчивания», то есть невключения в анализ «неудобной статистики», использование чужих, непроверенных и неподтвержденных историческими документами и объективными источниками мнений и рассуждений и т. д. и т. п. В этом плане марксистская формационная модель подачи экономической истории была очень удобной, так как позволяла сводить на нет все достижения России дореволюционной эпохи (в крайнем случае, сквозь зубы констатировать их наличие) и превозносить экономические достижения советского периода российской истории6. При этом «ученым» трудно было объяснить, к примеру, разницу в уровнях жизни народа «экономически продвинутого СССР» и «отсталого Запада, пребывающего в «общем кризисе капитализма».
В заключение хотелось бы обратить внимание научно-преподавательской общественности на отсутствие специализированных рецензируемых изданий, включенных в индексы научного цитирования, по проблемам экономической истории. Предвидя определенные возражения на этот счет, сразу оговоримся, что историко-экономические работы публикуются в различных периодических изданиях, но имеют там либо совсем незначительный объем, либо (что является наиболее частым случаем) являют собой просто исторические экскурсы по определенной тематике. Крайне мало работ, посвященных острым, зачастую дискуссионным, проблемам мировой экономической истории. Между тем взгляд «со стороны» зачастую бывает наиболее объективным ввиду отсутствия явной заинтересованности и ангажированности исследователя. Контакты автора с зарубежными историками экономики свидетельствуют о том, что их интересуют как собственно вопросы российской экономической истории, так и наш, российский взгляд на их проблемы7.
6 Использование подобных «методов» применяется зачастую и к анализу мировой новейшей и российской постсоветской экономической истории, объективность которого весьма сомнительна.
7 Одним из результатов такого сотрудничества стало участие автора в коллективной монографии, авторами которой выступили историки различных европейских стран. См.: Misko О. Economic Reforms of Witte and Stolypin in Russia: Institutional Analysis./ Nella terra degli zar. II destino delle riforme in Russia (1801-1911). Roma. 2012.
Практически каждая достаточно развитая в экономическом плане страна имеет специализированное периодическое издание типа «Economic History of...». К сожалению, в нашей стране интереса ни к своей экономической истории, ни к мировой не наблюдается. Отсюда и вытекают те спорные решения о выборе перспективных путей развития страны, региона, отрасли, которые в лучшем случае никуда не ведут, а в худшем могут привести к необратимым негативным последствиям. Наличие специализированного издания, посвященного проблемам экономической истории, позволило бы серьезно улучшить процесс преподавания этой дисциплины в экономических вузах, упростить доступ заинтересованных исследователей, студентов, аспирантов к специализированным историко-экономическим материалам, повысить интерес к науке и, самое главное, воспитать у будущих высококвалифицированных экономистов историзм экономического мышления. Ибо сказано: «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки» (Р. Гамзатов).
Список литературы:
1. Маршалл Кейнс Дж. Альфред, 1842-1924 //А. Маршалл. Принципы экономической науки. Т. I. - М., 1993. С. 11-12.
2. Цит. по: Мак-Клоски Д.Н. Полезно ли прошлое для экономической науки? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Вып. 1. - С. 107-136, 110.
3. Шендероеа С.В. Проблемы преподавания экономических дисциплин в технических и естественных вузах // Вопросы экономики. - 2002. - № 8. - С. 102-114.
4. ВалиевШ.З., Шендероеа С.В. Международное признание дипломов российских вузов и проект Федерального закона «Об образовании» - 2012 // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия «Экономика». - 2012. - № 2 (2) - С. 23-29.
5. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М., 1999.
6. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. Ю.К. Федулова. - М., 2010.
7. Бартенев С.А. Экономическая история. - М., 2004.
8. Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. - М., 2007.
9. Кавтарадзе Г.А. История экономического развития Запада. - М., 2005.
Ислакаева Г.Р.
старший преподаватель кафедры финансов и кредита Башкирского государственного аграрного университета, Россия, г. Уфа
Зулькарнай И. У.
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Уфимского государственного университета экономики и сервиса,
Россия, г. Уфа
УДК 332.1
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В статье обоснована необходимость разработки региональной политики федерального центра в сфере высшего образования и принятия ее в качестве правительственного документа: программы или стратегии или же федерального закона. Отсутствие такого документа снижает территориальную