_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 377.5
Г.Л. Абдулгалимов, д.п.н., доцент М.А. Иванова
аспирант
Московский педагогический государственный университет
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития транспортно-логистической сферы и подготовки будущих техников к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, т.е. в управлении и организации грузоперевозок на автомобильном транспорте.
Ключевые слова
Транспортно-логистическая сфера, среднее профессиональное образование, ИКТ в профессиональной деятельности.
Развитие современного общества характеризуется процессами информатизации различных сфер человеческой деятельности, которые преимущественно связаны с использованием средств и методов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Разработка и внедрение новых технических и технологических решений на базе ИКТ в различных областях науки, промышленности, образования, экономики неминуемо вызывает спрос на специалистов соответствующего профиля и уровня профессиональной подготовки.
Вместе с тем, по итогам съезда Союза директоров Ссузов России, состояние учебно-методической базы системы среднего профессионального образования (СПО) не в полной мере соответствует требованиям информационного общества, а недостатки учебно-методического обеспечения образовательной организации во многом связаны с несоответствием содержания обучения достижениям науки, техники и технологии в конкретной предметной области. Констатируется также определенная инертность со стороны образовательных организаций в обновлении учебно-методического обеспечения, а также повышения квалификации управленческого и педагогического коллективов.
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы СПО становится востребованным и мобильным, оно разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. В последние годы в сфере образования большое внимание уделяется профессиональной подготовке специалистов для различных инженерных и технических направлений, в том числе специалистов среднего звена в области организации перевозок и управления на автомобильном транспорте. Это одно из важнейших направлений, которое охватывает десятки различных профессий и направлений от производственной и складской логистики до пассажирских и грузовых перевозок на различных видах транспорта.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предполагает переход транспортной системы страны к такому варианту развития, при котором необходимо обеспечить: повышение качества транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и информационных технологий; развитие новых форм организации транспортного процесса и взаимодействие между видами транспорта; создание единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев и других участников
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
транспортного процесса, а также таможенных и государственных контрольных органов; внедрение электронного документооборота и автоматизированных информационных систем управления, мониторинга и контроля.
Анализ ФГОС показал необходимость использования ИКТ при изучении математического, естественнонаучного и профессионального циклов в процессе учебной и производственной практик, а также при изучении вариативной части образовательных программ, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника колледжа в соответствии с запросами рынка труда и возможностями повышения своей квалификации в будущем.
Вместе с тем, анализ структуры и содержания программ подготовки специалистов среднего звена во многих образовательных учреждениях (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Барнаул, Владивосток, Белгород, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Ростов-на-Дону, Краснодар) показал, что в них недостаточно представлены практические и тренировочные задания с продуктивным уровнем усвоения, а в информационных дисциплинах профессионального модуля должным образом не представлены подходы к изучению современных отраслевых систем управления на автомобильном транспорте и программных продуктов для решения прикладных задач в транспортно-логистической отрасли, а также их содержание не коррелирует с требованиями работодателей и Транспортной стратегией РФ на период 2030 года.
Проблемами подготовки будущих специалистов различных сфер деятельности к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности в разных научных аспектах занимались многие исследователи. Их исследования посвящены использованию средств ИКТ для решения профессиональных задач в самых разных предметных областях, в которых рассматриваются вопросы информатизации различных предметных областей и подготовки кадров в области применения ИКТ в профессиональной деятельности.
Идет разработка средств ИКТ для управления системой городского пассажирского общественного транспорта, а также для автоматизации технологических процессов погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. В этих исследованиях отмечается, что при проектировании образовательных программ необходимо учитывать не только нормы AHELO (Assessment of Higher Education Learning Outcomes) и ICILS (International Computer and Information Literacy Study), но и динамично меняющиеся требования потенциальных работодателей на местах.
На основе этих исследований нами разработано и апробировано Учебно-методическое обеспечение формирования готовности будущих техников к использованию средств ИКТ при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте (на примере специальности СПО 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (автомобильный)). Список использованной литературы:
1. Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А. Подготовка будущих техников к использованию средств ИКТ для решения профессиональных задач. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4. № 4. С. 33-36.
2. ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Мин. обр. и науки РФ Приказ от 22 апреля 2014 г. №376.
3. Abdulgalimov G.L. Progress of information society in Russia and deficit of staff potential. Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 8. С. 494-496.
4. Беляев В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. - М.: МАДИ, 2014. - 204 с.
5. Абдулгалимов Г.Л. Некоторые аспекты оптимизации кадрового потенциала информационного общества. Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 151-154.
6. Abdulgalimov G.L. A new model of Russian professional education. World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 7. С. 826-829.
7. Абдулгалимов Г.Л. Проблемы и решения внедрения ФГОС. Педагогика. 2013. № 10. С. 57-61.
© Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А., 2016.