Научная статья на тему 'Актуальные проблемы пенитенциарной практики в Словении, связанные с лимитом наполнения тюрем'

Актуальные проблемы пенитенциарной практики в Словении, связанные с лимитом наполнения тюрем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИМИТ НАПОЛНЕНИЯ ТЮРЕМ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРАКТИКА / СЛОВЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мешко Г., Дружининская О. В.

В статье на основе статистических данных анализируется положение в исправительных учреждениях Словении, в частности лимит наполнения тюрем, финансовые и кадровые трудности, предлагаются пути выхода из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы пенитенциарной практики в Словении, связанные с лимитом наполнения тюрем»

УДК 343.8(437.6)

Актуальные проблемы пенитенциарной практики в Словении, связанные с лимитом наполнения тюрем

Г. МЕШКО - профессор Мариборского университета (Словения), доктор юридических наук;

О. В. ДРУЖИНИНСКАЯ - старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ВИПЭ ФСИН России, кандидат филологических наук, доцент

В статье на основе статистических данных анализируется положение в исправительных учреждениях Словении, в частности лимит наполнения тюрем, финансовые и кадровые трудности, предлагаются пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: лимит наполнения тюрем; пенитенциарная практика; Словения.

A concise overview of penal practice in Slovenia: prison overcrowding

G. MES KO - Professor of the University of Maribor, Slovenia, Dcs. in Law;

O. V. DRUZHININSKAYA - Senior Lecturer of the Department of Russian and Foreign Languages of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Philology, Associate Professor

On the basis of statistical data the author analyzes the present state in the penal institutions in Slovenia, in particular the overcrowding of prisons, acknowledges the financial and staffing difficulties, offers ways out of this situation. Keywords: overcrowding of prisons; penal practice; Slovenia.

В 1991 г. Словения стала независимым государством и начала претендовать на членство в международных организациях. После вступления в ООН страна присоединилась к международным стандартам в области защиты прав заключенных. Словения в 1993 г. ратифицировала Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступив в Совет Европы в 1993 г., начала реализацию деклараций, рекомендаций и правил, а также всех ратифицированных конвенций и протоколов Совета Европы.

С учетом международных стандартов и практики других восточно-европейских государств в 1994 г. было проведено первое всестороннее исследование условий размещения заключенных в исправительных учреждениях Словении. В результате на законодательном уровне были приняты минимальные требования в данной области. Например, согласно ст. 42 Закона об исполнении уголовных санкций, камеры должны соответствовать санитарным требованиям и предоставлять возможности для осуществления психологической по-мощи1. Заключенный может находиться в отдельной камере, если в учреждении есть такая возможность. В соответствии с правилами исполнения приговора к тюремному заключению на одного осужденного должно приходиться минимум 9 кв. м в отдельной камере и 7 кв. м в общем помещении2. Кроме того, необходимо соблюдать рекомендации 1996 г. по кубатуре от Европейского Комитета по предотвращению пыток

(8 кв. м - отдельная камера на человека). В большинстве стран - членов Совета Европы средняя площадь камер на одного осужденного составляет 7-12 кв. м. Несмотря на международные документы и стандарты, которые должны выполняться на практике, в Словении в связи с увеличением числа заключенных с 2000 г. и по настоящее время наблюдается перенаселение тюрем. По данным Управления тюрьмами Республики Словения на май 2015 г., среднее число заключенных (1511) превысило установленный объем (1322) почти на 14%3.

Управление тюрьмами Республики Словения является независимым административным органом в Министерстве внутренних дел, образованным в 1995 г. в результате объединения восьми органов власти в единое централизованное образование. Ряд задач, ранее выполняемых Министерством внутренних дел, был передан управлению, в частности исполнение различных уголовных наказаний, осуществление досудебного задержания, организация общественных работ как альтернативной лишению свободы меры наказания, воспитательная работа в исправительных учреждениях.

Приговор к тюремному заключению приводится в исполнение в шести тюрьмах и одной исправительной колонии для несовершеннолетних. В самой большой мужской тюрьме (г. Добб) осужденные отбывают различные сроки наказания - от 1,5 лет до пожизненного. Центральное исправительное учреждение для женщин находится в г. Иг, оно также предназначено для подследственных, несовершеннолетних

правонарушителей и осужденных за наименее опасные преступления, граничащие с административными правонарушениями. Несовершеннолетние и совершеннолетние (в возрасте от 18 лет до 21 года) правонарушители отбывают наказание в учреждении, расположенном в г. Селье. В тюрьмах Копе-ра, Марибора и Любляны содержатся лица, приговоренные к разным срокам тюремного заключения. Исправительные учреждения могут иметь открытый, полуоткрытый и закрытый блоки, которые различаются уровнями безопасности и ограничениями в свободе передвижения. Места предварительного заключения организованы в пределах отдельных исправительных учреждений. Исправительная колония для несовершеннолетних расположена в г. Радече4.

При определении исправительного учреждения для лиц, приговоренных к лишению свободы, учитываются следующие критерии:

- пол (обычно мужчины и женщины содержатся в разных пенитенциарных учреждениях, в некоторых случаях они находятся в одном заведении, но содержатся раздельно);

- срок заключения (тюрьмы с длительным и коротким сроком заключения);

- возраст заключенного (тюрьмы для взрослых, несовершеннолетних и совершеннолетних (в возрасте от 18 лет до 21 года) правонарушителей);

- степень безопасности, режим исправительного учреждения (закрытые, полуоткрытые и открытые учреждения или блоки в исправительном учреждении).

В Словении заключенные, отбывающие наказания за тяжкие преступления, содержатся отдельно от тех, кто осужден за менее тяжкие преступления, а также от несовершеннолетних и подозреваемых. С другой стороны, в стране отсутствует деление на тюрьмы для рецидивистов и отбывающих заключение впервые. Кроме того, заключенные не классифицируются по категориям уголовных преступлений, однако в тюрьмах осуществляется дифференцированный подход к осужденным за преступления, связанные с наркотиками, в частности практикуется их раздельное проживание.

Словенские тюрьмы в основном меньше европейских: всего 4 учреждения из 13 имеют вместимость более 100 чел., самое большее рассчитано на 420 чел.5 Большинство исправительных учреждений расположено в старых зданиях, построенных до или сразу после Второй мировой войны для других целей. В связи с этим в 2003 г. принята

программа по увеличению лимита тюрем. Самый значимый объект строительства -это новая тюрьма в Копере, отвечающая международным стандартам. В Словении большинство заключенных находятся в помещениях общего пребывания, где их количество не должно превышать 8 чел. Если вместимость тюрем не увеличится или суды не начнут практиковать применение наказаний, альтернативных лишению свободы, тюрьмы окажутся в еще больших условиях превышения лимита наполнения.

Несмотря на увеличение численности осужденных, Словения по-прежнему является страной с самым низким уровнем тюремного заключения (63 заключенных на 100 тыс. жителей6). Однако по сравнению с другими европейскими странами Словения относится к странам с самым высоким уровнем лимита наполнения тюрем. Это связано с тем, что тюрьмы в данной стране строились из расчета содержания не более ста заключенных. Необходимо строительство новых исправительных учреждений, но ограниченный бюджет государства и другие приоритеты с трудом позволяют реализовать подобные задачи.

Превышение лимита обусловливает и другие проблемы в пенитенциарной среде -отсутствие возможности реализовать право на неприкосновенность личной жизни, соблюдать правила гигиены, организовывать свободное время. Кроме того, тюрьмы не могут обеспечить всех заключенных работой. Отмечается также недостаток персонала (социальных работников, воспитателей, психологов), что ведет к перегруженности сотрудников и дефициту программ реабилитации осужденных. Сотрудники службы воздействия часто отвлекаются от своих прямых обязанностей, им приходится предпринимать дополнительные меры по охране и надзору, они заняты в большей степени соблюдением мер безопасности, чем реабилитацией осужденных.

Лимит наполнения исправительных учреждений влияет и на их безопасность, так как большинство тюрем в Словении построены изначально для других целей и не соответствуют современным стандартам предварительного задержания и тюремного заключения. Анализ функциональных возможностей исправительных учреждений позволил оценить их соответствие по следующим шести критериям: установленный размер камер, наличие места для рекреационных занятий в стенах пенитенциарного учреждения, наличие отдельных помеще-

ний для приема пищи, приема посетителей, наличие помещений для мастерских, безопасность и надежность учреждений. По данным Управления тюрьмами, только 2 из 13 пенитенциарных учреждений соответствуют всем критериям функциональности, 3 - оцениваются как частично пригодные, остальные являются функционально непригодными.

Ухудшение жилищных условий для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и ужесточение требований к выполнению служебных обязанностей персонала явились следствием превышения лимита наполнения тюрем и их низкой вместимости, что привело также к увеличению числа конфликтов между заключенными и нападений на сотрудников. Часто конфликты требуют вмешательства персонала и применения силы, при этом разделение по разным камерам или перевод в другие камеры затруднителен, а иногда невозможен из-за переполненности.

Недовольство осужденных, личностные расстройства могут провоцировать суицидальное поведение и голодовки. Об ухудшении условий содержания свидетельствуют письменные жалобы осужденных в различные инстанции. В жалобах, направленных директору Управления тюрьмами Республики Словения, в большинстве случаев указываются низкий уровень медицинской помощи, несправедливые решения сотрудников в отношении льгот тем, кто находится в местах лишения свободы, незаконное применение персоналом физической силы, насилие со стороны других осужденных, ухудшение условий проживания и отсутствие возможности работать в тюрьме.

Неудовлетворительные условия содержания заключенных также влияют на условия труда сотрудников пенитенциарных заведе-

ний, что приводит к увеличению количества неявок на работу. С другой стороны, необходимо отметить, что после реализации Закона о занятости (2003 г.), предписывающего максимальное количество сверхурочного времени 20 часов в месяц, наблюдалось постоянное снижение сверхурочного времени у персонала исправительных учреждений. Впоследствии данный показатель стал вновь увеличиваться. Активную работу по соблюдению рабочего регламента ведут профсоюз сотрудников словенских тюрем, а также Словенское пенологическое общество - негосударственная организация с большинством членов из числа сотрудников тюремной администрации.

На общую численность заключенных также влияет количество освобождений из исправительных учреждений. Одной из причин переполнения лимита словенских тюрем можно отметить уменьшение условно-досрочных и досрочных освобождений и, как следствие, увеличение числа осужденных, отбывающих свой срок полностью.

Следовательно, чтобы избежать постоянного превышения численности заключенных, правительство Словении должно предпринять шаги в двух направлениях: снижение числа отбывающих наказание в тюрьме и увеличение вместимости исправительных учреждений. В первом случае в системе уголовного судопроизводства необходимо более частое применение условно-досрочных освобождений, сокращенного срока тюремного приговора и альтернативных видов наказаний, во втором - требуется увеличение финансирования пенитенциарной системы страны. Кроме того, по нашему мнению, ситуация в словенских тюрьмах в настоящее время требует междисциплинарного исследования вопросов совершенствования пенитенциарной политики и практики деятельности уголовных судов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: URL: http://zakonodaja.gov.si/rpsi/r03/predpis_ ZAKO1223.html (дата обращения: 30.06.2016).

2 См.: URL: http://zakonodaja.gov.si/rpsi/r02/predpis_ PRAV2522.html (дата обращения: 30.06.2016).

3 См.: URL: http://www.prisonstudies.org/country/slovenia (дата обращения: 30.06.2016).

4 См.: URL: http://www.mp.gov.si/en/about_the_office/ prison_administration_bodies_of_the_ministry/prisons_and_the_ juvenile_correctional_home/ (дата обращения: 30.06.2016).

5 См.: URL: http://www.mp.gov.si/en/about_the_office/ prison_administration_bodies_of_the_ministry/prisons_and_the_ juvenile_correctional_home/ (дата обращения: 30.06.2016).

6 См.: URL: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/ prison_population_rate?field_region_taxonomy_tid=All (дата обращения: 20.10.2016).

1 Sm.: URL: http://zakonodaja.gov.si/rpsi/r03/predpis_ ZAKO1223.html (data obrashhenija: 30.06.2016).

2 Sm.: URL: http://zakonodaja.gov.si/rpsi/r02/predpis_ PRAV2522.html (data obrashhenija: 30.06.2016).

3 Sm.: URL: http://www.prisonstudies.org/country/slovenia (data obrashhenija: 30.06.2016).

4 Sm.: URL: http://www.mp.gov.si/en/about_the_office/ prison_administration_bodies_of_the_ministry/prisons_and_the_ juvenile_correctional_home/ (data obrashhenija: 30.06.2016).

5 Sm.: URL: http://www.mp.gov.si/en/about_the_office/ prison_administration_bodies_of_the_ministry/prisons_and_the_ juvenile_correctional_home/ (data obrashhenija: 30.06.2016).

6 Sm.: URL: http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/ prison_population_rate?field_region_taxonomy_tid=All (data obrashhenija: 20.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.