65 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945 ГГ.)
Актуальные проблемы научного исследования Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Хабибулин А.Г.*
In article actual problems of scientific research of Great Domestic war (1941—1945) are considered. Available researches do not allow to generate a complete picture and to state law-enforcement bodies an objective rating at this critical stage of a domestic history.
Великая Отечественная война (1941— 1945 гг.) по своим масштабам, по числу участвовавших в ней людей, концентрации военных сил, колоссальным жертвам, по гигантским разрушениям не имеет себе равных за всю историю человечества. Победа в войне является поистине эпохальным событием для нашей страны, государств Европы и всего мира.
В силу исключительности своей роли Великая Отечественная война на протяжении уже более шести десятилетий является важнейшим полем для научных исследований. Несмотря на обширный объем научных работ, которых в нашей стране посвящено войне значительно больше, чем какому-либо иному периоду1, данная тема до сих пор вызывает неизменный интерес огромного числа ученых, в том числе зарубежных. И это не случайно. Несмотря на то, что историко-правовые аспекты развития всех государственных институтов, в том числе и органов внутренних дел в данный период нашли определенное отражение в отечественной и зарубежной литературе, особенно новейшего времени, объективное и непредвзятое освещение их роли в истории нашей страны, изучение всех сторон многообразной и, зачастую, противоречивой деятельности еще далеко до своего завершения. Имеющиеся исследования не позволяют сформировать целостную картину и дать органам внутренних
дел объективную оценку на этом переломном этапе отечественной истории.
Война явилась не только противостоянием народов, различных социально-политических систем, но и противоборством специальных служб воюющих держав. По понятным причинам, многие аспекты этого противоборства до настоящего времени оставались закрытыми для широкого исследования, многие материалы сохраняют гриф секретности и в настоящее время. Однако уже на основании имеющихся данных можно с уверенностью утверждать, что немалая заслуга в достижении Победы принадлежит патриотизму, беззаветности и профессионализму сотрудников НКВД-НКГБ, командиров и бойцов специальных подразделений и внутренних войск, милиции.
Современное развитие Российской Федерации ставит новые приоритеты в деятельности государственных институтов, в дальнейшем совершенствовании общественных отношений. Базовой основой модернизации российской государственности является тысячелетняя российская культура, российская история, те ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, которые складывались веками и которые были и остаются духовной основой общества, обеспечивая его непрерывное поступательное развитие.
Начальник Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Ю
OI
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Говоря о приоритетах государственной политики, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2009 г. подчеркнул, что они базируются на традиционных устоях нашего общества и нравственных ориентирах, среди которых единство разнообразных культур, богатая история, патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре2.
Безусловно, без прочной духовной основы, идеологии, которая отражает стремления общества к дальнейшему развитию нельзя говорить о тех качественных сдвигах в экономике и многих других сферах жизни, которые формируют сильное демократическое государство с высокой конкурентоспособностью в мировой экономике, устойчивое к внешним и внутренним угрозам. И одной из важных составляющих в этом является изучение исторического и правового опыта и теоретических концепций, которые уже оказали и оказывают существенное влияние на формирование правовой государственности в России.
Сегодня уделяется большое внимание развитию исторической и правовой науки. Стремление государства обеспечить подлинную научность исторических исследований, оградить российскую историю от новых попыток исказить ее и переписать с конъюнктурных позиций нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации о создании комиссии по противодействию фальсификации истории.
В этой связи большую актуальность приобретает обращение к проблемам истории и права, изучению ключевых вопросов теории и практики деятельности органов внутренних дел, которые должны базироваться на четкой методологии, современных методах исследования, широкой источниковедческой и научной базе. Это позволит обеспечить объективность и непредвзятость историко-правового исследования, сведет к минимуму неизбежно возникающие исторические погрешности, исходя из основной задачи российской историко-юридической науки, которая заключается в объективном исследовании исторического опыта развития государства и права, даст возможность по-новому взглянуть на многие проблемы истории нашей страны, особенно в такие драматические и судьбоносные периоды, коим в
полной мере является Великая Отечественная война (1941—1945 гг.).
Исследование проблематики, связанной с Великой Отечественной войной, в течение длительного времени определялось господствующей марксистко-ленин-ской методологией, закрытостью целого ряда вопросов, политизированностью темы, а также слабой источниковой базой, недоступностью архивных документов. Результатом этого стал конъюнктурный подход к изучению и оценке военных событий, а также многочисленные фальсификации, которые являлись постоянными спутниками историографии Великой Отечественной войны на протяжении многих лет. Особенно это касается освещения роли правоохранительных органов в войне. Нужно подчеркнуть, что проблема осложняется тем, что и в изучении всего спектра вопросов, связанных с этим героическим и, одновременно, трагическим этапом российской истории до сих пор отсутствует единство подходов и понимания.
Многоплановость правоохранительной деятельности определяет как многообразие видов правоохранительных органов, так и многообразие выполняемых ими социальных функций. Поскольку органы внутренних дел в России традиционно играют роль одного из основных звеньев государственного управления, то они, наряду с правоохранительными функциями, осуществляют и функции управленческие, а также хозяйственные, напрямую не связанные с обеспечением общественного порядка.
Деятельность Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР берет начало с июля 1934 г., когда было упразднено ОГПУ и его функции в полном объеме переданы новому ведомству. Последующие годы характеризовались нарастанием размаха репрессий, пик которых приходится на 1937—1938 гг., когда было арестовано полтора миллиона человек и из них около 800 тысяч — расстреляно3. Произошел ряд судебных процессов, ставших отображением политической жизни страны и своего рода визитной карточкой сталинского НКВД. Во многом репрессии затронули и сами органы. С конца 1938 г. ведомство вновь поставлено под жесткий контроль партии. В частности, право утверждения на должности сотрудников было передано партийным органам. Репрессиям, наряду с руководством наркомата, в тот период были подвергнуты многие руководители терри-
65 лет победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)
ториальных подразделений. Большая часть сотрудников была уволена со службы4. «Нормализация» дел в НКВД, выразившаяся в тотальной смене ежовских кадров и в пересмотре части политических дел, с конца 1939 г. приобрела новую направленность. Наряду с ослаблением массового террора в большинстве республик СССР, происходит расширение масштабов карательной политики на территории западных областей Украины и Белоруссии, прибалтийских государств, что выразилось в политике советизации с опорой на репрессии. Такая политика являлась прямым продолжением того, что происходило в СССР в 1920-1930-х гг., а в дальнейшем она нашла свое продолжение и в годы войны. С августа 1941 г. НКВД начал тотальное выселение всех немцев из европейской части СССР в Сибирь и Среднюю Азию, в 1943—1944 гг. за Урал были выселены калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары5. В дальнейшем на НКВД было возложено осуществление контроля и надзора за переселенцами, в число которых попали и бывшие кулаки, и бывшие участники «контрреволюционных» организаций.
Руководство страны в стремлении держать под постоянным контролем не только указанные категории населения, но и сами органы внутренних дел, постоянно меняло их структуру. В начале 1941 г. произошло разделение функций советского карательного ведомства. 3 февраля 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата — НКГБ (в который перешли подразделения государственной безопасности) и НКВД (за которым осталось руководство всей лагерной сферой, милицией и войсками). Вскоре после начала войны с Германией с необходимостью жесткой централизации 20 июля 1941 г. НКГБ и НКВД были вновь объединены в один наркомат. В апреле 1943 г. вновь, как и в 1941 г., были организационно разделены функции внутренних дел, государственной безопасности и военной контрразведки.
В годы Великой Отечественной войны реорганизации НКВД, проводившиеся лично под контролем Сталина, привели к созданию разветвленной системы органов, обеспечивавших безопасность фронта и тыла. В 1943 г. они представляли собой огромную армию сотрудников, которые осуществляли многочисленные функции правоохранительного и контрразведывательного обеспечения войско-
вых и специальных операций, осуществляли охрану тыла. Достаточно сказать, что численность только истребительных батальонов, сформированных из числа сотрудников НКВД, к концу 1944 г. превышала 300 тысяч человек6.
Все решения о реорганизации органов внутренних дел принимались руководством ВКП(б)-КПСС и оформлялись протоколами Политбюро (Президиума) ЦК, а затем в советском порядке — постановлениями ЦИК СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР и постановлениями СНК (Совета Министров) СССР. Те же инстанции рассматривали и утверждали структуру центрального аппарата органов госбезопасности и внутренних дел при очередной их реорганизации, а Политбюро и Секретариат ЦК компартии еще проводили персональные назначения руководящего состава7.
При разделении функций государственной безопасности и охраны общественного порядка в 1941 и в 1943 гг., милиция оставалась в составе НКВД-МВД, но в 1949 г. вновь была включена в МГБ. Следует согласиться с утверждением, что это ярко иллюстрирует тот факт, что реальное назначение центральных учреждений госбезопасности всегда было шире функций тайной полиции. Они были ориентированы на решение чекистскими методами целого ряда политических или хозяйственных задач.
Начиная с предвоенных лет огромные людские и материальные ресурсы были направлены в оборонные отрасли промышленности, которые развивались форсированными темпами. В условиях начавшейся Второй мировой войны советское руководство осознавало необходимость укрепления боеготовности Красной Армии, вооружения ее новыми образцами военной техники. Нужно подчеркнуть, что функции контроля, возложенные на органы внутренних дел, часто тесно переплетались с хозяйственными функциями. В качестве примера можно привести деятельность особых отделов (либо уполномоченных) на конкретных промышленных предприятиях. Для партии органы НКВД, с одной стороны, оставались источником информации о положении дел в отраслях оборонного комплекса страны, с другой — являлись действенным рычагом и средством контроля за выполнением планов. Одним из «приемов устрашения» руководящего состава наркоматов, сотен тысяч людей, занятых в производстве, являлись
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
н о
0
1
о я с о т ф vo >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
аресты и последующие обвинения во «вредительской» работе.
После окончания Великой Отечественной и Второй мировой войны, с расширением влияния СССР на страны Восточной Европы и началом нового этапа конфронтации между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, обострение межгосударственных отношений самым непосредственным образом отразилось на внутренней политике страны. Как и в предвоенные годы, главным приоритетом оставалось развитие оборонного комплекса страны, который поглощал все больше государственных средств. Не происходило существенных изменений в материальном благосостоянии населения. Это шло вразрез с мироощущением народа-победителя, который не только не чувствовал никаких социально-экономических улучшений, но позже столкнулся с ужесточением политики по ряду направлений общественной и духовной жизни. В условиях нарастания во-
енного противостояния с Западом советское руководство вновь обращается к репрессиям, усиливает карательные акции в отношении так называемых потенциальных врагов внутри страны. Как и в предшествующие годы, ужесточение карательной политики сопровождалось кадровыми перестановками и арестами сотрудников органов госбезопасности, обвиненных в недостаточной активности в борьбе с «врагами» Советского государства 8.
Таким образом, практика органов внутренних дел в период войны и первые послевоенные годы продолжает оставаться перспективным полем для научных исследований. Наряду с обогащением представлений о столь сложном и насыщенном периоде в прошлом ОВД, результаты таких исследований безусловно послужат еще одним источником ценного опыта, дополнительным основанием воспитания патриотизма у сегодняшних поколений россиян.
ю
Ol
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со 2
Литература и примечания
1. Поляков Ю.А. Великая война: дискуссия продолжается // Свободная мысль. 2000. №5. С. 7.
2. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. № 5038(214). 13 ноября.
3. Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ: справочник: 1917-1991. Серия «Россия. XX век. Документы». М., 2003. С. 6.
4. Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 — март 1946: архив Сталина: документы высших органов партийной и государственной власти. Серия «Россия. XX век. Документы». М., 2006. С. 5.
5. Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ: справочник. 1917-1991. С. 7.
6. Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 — март 1946. С. 6.
7. К номенклатурным должностям относились в разное время наркомы-министры союзных и автономных республик, начальники Управлений органов госбезопасности, начальники отделов Центрального аппарата и местных органов, а также некоторые другие должно-сти. См.: Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 — март 1946. С. 8—9.
8. Лубянка. Сталин и МГБ СССР Март 1946 — март 1953: документы высших органов пар-тийной и государственной власти. Серия «Россия. XX век. Документы». М.: МДФ: Материк, 2007. С. 5—6.