АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Н.В. Калугина, магистрант
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10816
Аннотация. В статье изначально рассматривается понятие налогового администрирования, отмечается важность в исследовании проблем налогового администрирования для повышения эффективности налоговой системы. Далее дается оценка основным проблемам, возникающим в процессе налогового администрирования, проблемам правового и организационного характера, проблеме обмена информационными данными. В статье освещаются основные направления налоговой политики в сфере налогового администрирования. Также в научной работе подчеркивается актуальность цифровизации в налоговой сфере.
Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация, налоговые платежи, налогоплательщики, налоговая проверка.
Налоговое администрирование - представляет собой деятельность уполномоченных органов, связанную с контролем над соблюдением налогового законодательства физическими и юридическими лицами, с контролем над реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности [1, с. 144].
Перед налоговым администрированием ставится основная цель - это в современных условиях, с учетом рыночной экономики, своевременно реагировать на различные перемены в экономике и налоговых правоотношениях.
Для повышения эффективности налоговой системы и обеспечения максимально возможной собираемости налогов необходимо исследование и решение проблем налогового администрирования.
Создание методологических основ налогового администрирования, приспособленных к настоящим требованиям экономического развития, считается значимым направлением научного поиска. Его итоги дадут возможность приобрести теоретико-методологическую основу результативного проведения налоговой политики государства, что позволит расширить отечест-
венную теорию и практику налогообложения.
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею. В настоящее время можно увидеть недоработки в налоговом законодательстве, имеющиеся пробелы и противоречия отрицательно влияют на экономическое развитие государства в целом, так и на работу организаций и предприятий в связи с чем, снижается инвестиционная активность, происходит уклонение от уплаты налогов [2, с. 147], утаивание настоящих доходов, расширению теневой экономики, что в свою очередь влечет к сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ.
Существующие недостатки в налоговом администрировании, несомненно, понижают качество собираемости налогов, становятся причиной возрастания расходов при проведении налоговых проверок и препятствуют рациональному проведению процедур по взиманию налогов и сборов государством.
В первую очередь стоит обратить внимание на такую проблему как нестабильность налогового законодательства РФ. Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми сторонами налоговых правоотношений. В налоговый ко-
декс РФ (далее НК РФ) очень часто вносятся изменения и поправки, которые порой из-за поспешности внесения могут нести в себе черты противоречивости и неоднозначности формулировок, для налогоплательщиков это возможность манипулировать по своему усмотрению нормами НК.
Следует отметить и проблемы, возникающие непосредственно в организации работы налоговых органов проводящих налоговое администрирование. Для эффективного исполнения функции администрирования налогов сотрудниками налоговых органов требуется сочетание нескольких факторов:
1. Наличие высококвалифицированных рабочих кадров в налоговых органах.
2. Оснащенность рабочего места необходимым оборудованием для повышенной производительности труда работника.
3. Применение продуктов НТП (научно-технический прогресс) для расширения функциональных возможностей в работе в электронном формате, в целях упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
4. Согласованная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами [1, с. 147].
Что касается последних перечисленных трёх факторов, то в них существуют некоторые проблемы.
Рассматривая фактор технического оснащения рабочего места, стоит отметить следующее:
- отсутствие удобного, оборудованного рабочего места, позволяющего сконцентрироваться на работе;
- отсутствие современных моделей программного обеспечения (далее ПО), что создает дополнительные препятствия в работе сотрудников налоговых органов, устаревшее ПО не дает обработать необходимую информацию (полученная информация не открывается на ПК) или вовсе некоторые системные программы не запускаются;
- отсутствует необходимое количество компьютерной техники, оргтехники, такая проблема возникает практически каждый
раз при принятии на работу нового сотрудника, которому организация не в состоянии предоставить и оснастить его новое рабочее место[1, с. 147].
Немаловажной считается проблема в задержках по времени и сбоях при осуществлении обмена данными, информацией между государственными органами и налоговыми инспекциями [3, с. 148]. Аналогичная ситуации в длительном ожидании ответа касается и обмена данными между самими налоговыми органами, причиной этому порой является массивный документооборот. Так, например, отправляя требование о предоставлении информации о налогоплательщике или запрос, об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, ожидание ответа может затянуться и при этом сотрудник налогового органа, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку.
Необходимо отметить тенденцию к сокращению проведения камеральных налоговых проверок вместе с тем, что количество налогоплательщиков лишь возрастает. Это свидетельствует о том, что механизм отбора объектов проверки имеет недостатки, так как с течением времени положение экономики в стране меняется, вместе с этим происходят изменения в способах сокрытия и неуплаты доходов и ведения теневого бизнеса. По мнению Дмитриева А.А. «данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянной перестройки и изменения алгоритмов и правил отбора налогоплательщиков в целях камеральной налоговой проверки, которые являются важным элементом в системе налогового администрирования» [1, с. 145].
Имеющиеся и вновь возникающие проблемы в сфере налогового администрирования необходимо решать, так как результативная деятельность налоговых органов в РФ зависит от эффективного налогового администрирования [2, с. 148]. Так можно выделить основные направления налоговой политики в сфере налогового администрирования на 2019-2021 гг. Министерством финансов РФ планируется продол-
жить работу, направленную на повышение эффективности администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет продолжающейся цифровизации налогового администрирования и объединения всех информационных потоков в одно информационное пространство с дальнейшей автоматизацией ее анализа на основе внедрения последних технологий обработки больших массивов.
Особое внимание будет уделено созданию интегрированной информационной среды налоговых и таможенных органов и применению специальных режимов налогообложения, при ведении торговли импортными товарами. Цифровизация администрирования актуальна в настоящее время, она может быть представлена в качестве действенного инструмента пресечения неформальных практик, а также даст возможность значительно облегчить взаимодействие между государством и налогоплательщиками. К тому же цифрови-зация может помочь в оптимизации форм налоговой отчетности [4, с. 17].
Для облегчения администрирования и снижения административных издержек планируется предоставить возможность налогоплательщикам уплачивать платежи, регулируемые НК посредством МФЦ, создание благоприятных условий ведения малого бизнеса, разработка нового специального налогового режима, заключающегося в утверждении налога на профессиональный доход в пилотных субъектах РФ.
Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации нуждается в доработках, имеющиеся пробелы,
которые используют налогоплательщики для получения выгод, что в свою очередь создает трудности в работе налоговых органов, возрастает уровень недопоступления денежных средств в бюджет страны. Очень важно правильно применять инструменты налогового администрирования, необходимо создание таких условий, при которых налогоплательщику будет выгоднее оплачивать налоговые поступления, добросовестно вести свою предпринимательскую деятельность, добровольно и с доверием взаимодействовать с налоговыми органами. «Условиями качественного налогового администрирования могут выступать: реорганизация и усовершенствование структуры федеральной налоговой службы (далее ФНС) РФ» [5, с. 214], своевременное внедрение и дальнейшее использование современных технологий в работе, усиление материально-технической базы, ориентация на прецеденты судебных разбирательств прошлых лет, изменение структуры контакта и взаимоотношений ФНС России и налогоплательщиков, модернизация и развитие информационного обеспечения налоговых служб, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговых органов с ориентацией на более лояльное взаимоотношение с налогоплательщиками. Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране [6].
коллизии, выступают некими лазеиками,
Библиографический список
1. Дмитриев А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития // Молодой ученый. 2017. №25. С. 144-147.
2. Козлов П.А., Каширина М.В. Актуальные проблемы налогового администрирования в России // Вестник финансового университета. 2016. №4. С. 146-151.
3. Пулов П.А., Курушин С.А. О содержании административно-правового статуса государственных учреждений // Проблемы развития предприятий: теория и практика. Материалы 13-й международной научно-практической конференции. 2014. С.147-150.
4. Гусейнова Г.М. Актуальные проблемы налогового администрирования // Налоги и финансы. 2012. № 3. С. 16-18.
5. Гоголев А.М. Современное состояние и проблемы развития налогового администрирования // Публичное и частное право. 2014. № 3. С. 211-216.
6. Ермоленко И. Д. Налоговое администрирование. Основные проблемы и пути их решения. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. Науч.практ. конф. 2013. № 7. Электронный ресурс. [Режим доступа] URL: // http://sibac.info/ archive/ economy/7.pdf (дата обращения: 19.04.2019)
ACTUAL PROBLEMS OF TAX ADMINISTRATION N.V. Kalugina, graduate student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state economic university (Russia, Samara)
Abstract. The article initially discusses the concept of tax administration, the importance of the study of the problems of tax administration to improve the efficiency of the tax system. The following is an assessment of the main problems arising in the process of tax administration, legal and organizational problems, the problem of information exchange. The article highlights the main directions of tax policy in the field of tax administration. The scientific work also emphasizes the relevance of digitalization in the tax sphere.
Keywords: tax administration, digitalization, tax payments, taxpayers, tax audit.