62
JURISPRUDENCE /
Ильина Ангелина Алексеевна
Студентка 3 курса направления «Экономическая безопасность» Оренбургский филиал РЭУ им.Г.В. Плеханова, Россия Научный руководитель: Огородникова Елена Петровна к.э.н., доцент кафедры финансов и менеджмента DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10324 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ
Ilyina Angelina Alekseevna
Student 3 courses of the direction "Economic Security" Orenburg branch of REU im.G. V. Plekhanova, Russia Scientific adviser: Ogorodnikova Elena Petrovna
Ph.D., Associate Professor, Department of Finance and Management
TAX MANAGEMENT AT OIL AND GAS ENTERPRISES
Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы налогообложения и влияние законодательных новаций на нефтяную отрасль России. Рассматриваются направления оптимизации налогообложения и меры налогового стимулирования развития нефтяной промышленности, в том числе льготы по налогу на добычу полезных ископаемых и применение не облагаемых объектов. Abstract:
The article deals with current problems of taxation and the impact of legislative innovations on the oil industry in Russia. We consider the direction of optimization of taxation and measures of tax incentives for the industry, including benefits for the mineral extraction tax.
Ключевые слова: налоговый маневр, добыча нефти, налоговое законодательство. Keywords: tax maneuver, oil production, tax legislation.
Для нефтяной отрасли в 2018 г. были созданы налоговые режимы, которые позволяют компаниям больше инвестировать в освоение новых месторождений и разработку трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ). Принятие 24 июля 2018 года Государственной Думой в третьем чтении поправок, завершающих налоговый маневр, представляло собой окончание первого этапа реформирования нефтяной отрасли в налоговой и производственной сферах.
С 1 января 2019 года в РФ снижены экспортные пошлины на нефть, которые за шесть лет будут снижены с 30% до 0%; пропорционально будет расти налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр позволит постепенно сократить и в итоге отменить субсидирование из бюджета экспортной пошлины, на что ежегодно уходит порядка 1,1 трлн. руб. [1].
Исходя из этого следует констатировать глобальное изменение базовых экономических составляющих государства. Потери нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) таможенной субсидии планируется сгладить введением отрицательного акциза на нефть, а внутренний топливный рынок защитить посредством демпфирующей компоненты.
Задачи повышения бюджетных поступлений, сокращения субсидирования нефтяной отрасли и стимулирования модернизации нефтепереработки значительно актуализировались с 2014 года - момента введения взаимных санкций России с западными странами.
Комплексные направления решения проблем содержатся в Федеральном законе от 24.11.2014 N Збб-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», основными положениями которого являются: поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение экспортной таможенной пошлины на нефть; повышение экспортной пошлины на «темные» нефтепродукты и снижение экспортной пошлины на «светлые» нефтепродукты; снижение акцизов на топливо. Необходимо признать, что в целом эта стратегия была своевременно принята. [2].
Но ее действие оказало и отрицательное влияние на предприятия нефтяной отрасли. Акцизы на бензин были снижены с 1 января 2015 года «Евро-5» - до 5 530 руб., остальные были снижены и уравнены на отметке в 7 300 руб., однако с 1 января 2015 года акцизы были резко увеличены до 7 530 руб. («Евро-5») и 10 500 руб. (бензин всех остальных классов), и с того времени непрерывно растут. Причина, по которой был реализован этот сценарий, заключается в серьезном недополучении запланированных доходов федерального бюджета в 2015 году, и власти, которые без проблем выполнили бюджет 2014 года, пошли на это, отдавая себе отчет в отрицательном экономическом эффекте этого шага не только в долгосрочной, но и краткосрочной перспективе.
Экономический результат этого шага проявился в снижении индекса деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей РФ в июле 2018 года до 48,1 пункта с 49,5 пункта в июне, что представляет собой самое существенное с апреля 2016 года ухудшение рыночной конъюнктуры. Значимую роль в этой негативной тенденции сыграло
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ1!)),2©1]9 / JURISPRUDENCE
63
резкое повышение цен на топливо весной 2018 года.
Оценивая экономическую перспективу в долгосрочном периоде отметим, что на первый план последствий налогового маневра выходит утрата возможности регулирования рынка нефти и нефтепродуктов посредством экспортной пошлины. [3].
Сейчас уровень экспортных пошлин для нефтепродуктов ниже, чем на нефть, и это неравенство представляет собой простой и эффективный механизм стимулирования нефтепереработки, который государство оперативно подстраивает под любые изменения конъюнктуры рынка, создавая условия, естественно побуждающие НПЗ в поисках путей повышения прибыли к более глубокой переработке нефти и активизации добычи ТРИЗ [2]. С обнулением пошлин этот механизм исчезнет, между тем, такое, по сути, субсидирование внедрения эффективных технологий является рыночным способом, который единственно дает экономически обоснованные, а потому прочные гарантии развития реального производства.
Решение о резком завершении налогового маневра стало обсуждаться в 2015 году, как экстренная мера пополнения бюджета при длительном нахождении цены нефти ниже 40 долларов за баррель.
Помимо экономической составляющей, налоговый маневр несет в себе выраженный цивилиза-ционный выбор России, стремящейся к статусу крупнейшего производителя сырой нефти добавить место крупного современного нефтепереработчика. [4].
Строение современной мировой нефтяной системы предполагает, что нефтедобывающие страны в основном поставляют сырую нефть на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в развитых
странах, и транснациональные корпорации неохотно строят современные перерабатывающие мощности по месту добычи, так как создание полного цикла переработки вызывает непреодолимое желание местных элит избавиться от обременительной опеки путем национализации, постепенного выкупа и т.д. и было в той или иной форме реализовано в Венесуэле, Саудовской Аравии, Ираке, Ливии и т.д. Бюджетное правило, которое сейчас обеспечивает только наполнение Фонда национального благосостояния (и, в конечном итоге, выполнение социальных обязательств государства, прежде всего - пенсионных), должно наполнять также и созданный Фонд модернизации промышленности. Представляется, что сегодня для этого самый подходящий момент, так как временная передышка в пополнении дефицита Пенсионного фонда России не будет длительной, а государство получит возможность финансировать модернизацию нефтяной отрасли через инвестиционные соглашения и жестко контролировать их выполнение.
Список литературы
1. Бобылев Ю.Н. Нефтяной сектор: основные тенденции 2018-2019гг. // Экономическое развитие России. - 2019. - Т. 26. - № 3. - С. 13-17.
2. Строкач К.Е. Развитие налогового законодательства по стимулированию разработки ТРИЗ // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (244). - С. 149-152.
3. Лаптева Е.В., Огородникова Е.П., Трипкош А.В. Инвестиционное кредитование ПАО «Сбербанк России» // Финансовая экономика. - 2019. - № 1. - С. 359-363
4. Александрова Л.А., Лаптева Е.В., Огородни-кова Е.П. Организационные основы налогового учета // Colloquium-jornal. - 2019. - № 5-5 (2a). - С. 49-50.