УДК 101.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТАФИЛОСОФИИ
Усов Владимир Николаевич,
Челябинский государственный педагогический университет, профессор кафедры философии и культурологии, доктор философских наук, доцент, г. Челябинск, Россия E-mail: usov_vn@mail.ru
Аннотация
У истоков многообразных жизненных проблем автор обнаруживает фундаментальное различие подлинной философии и псевдофилософии. При этом внимание, естественно, обращается на преподавание самой философии, где её рефлексия требует особого профессионализма.
Ключевые понятия: метафилософия, философия, псевдофилософия, мудрость, глупость.
В «Золотом телёнке» И. Ильфа и Е. Петрова есть описание такой ситуации: «Дружелюбный смех костыльщиков, среди которых были силачи, забивающие костыль одним ударом, сопутствовал этой операции. Однако мягкие удары о землю вскоре стали перемежаться звоном, свидетельствовавшим, что молот иногда приходит в соприкосновение с костылём. Размахивали молотами секретарь крайкома, члены правительства, начальник Севера и Юга и гости. Самый последний костыль в каких-нибудь полчаса заколотил в шпалу начальник строительства» [8, с. 683]. Представленная комичность здесь возникает как следствие видимости серьёзной работы в некий ответственный момент.
В жизни аналогичных примеров множество. Таким образом, в искусстве выделяется псевдоискусство («мыльные оперы», «мелодрамы» типа «Богатые тоже плачут» или «Улицы разбитых фонарей»); в религии выделяется псевдорелигия (представленная различными тоталитарными сектами типа сатанистов); в спорте выделяется псевдоспорт (в частности, сопряжённый с употреблением допингов, договорные матчи); в образовании выделяется псевдообразование (обозначенное фальшивыми дипломами, диссертациями); в науке выделяется псевдонаука (по данным ИТАР-ТАСС, Президент рАн В. Фортов заявил, что в современном мире примерно половина учёных занимается лженаукой [6]) и т.д.
В основе всех этих видов и форм «псевдо», в конечном счете, лежит элементарная глупость.
Подобно тому, как продуктом подлинной философии является мудрость, глупость порождается псевдофилософией. (Заметим, что термин «псевдофилософия» употреблял ещё Г. Шпет [15, с. 311-365]). Поскольку всё чаще мы сталкиваемся с неумением отличить право от этики (пример телевизионного канала «Дождь»), политику от права (например, выражающееся в гейпропаганде), светские ценности от религиозных (в частности, недавние пляски молодых девушек в церкви), эротику от порнографии (многочисленные дискуссии в СМИ, среди депутатов Госдумы) и т.д., задача их различения становится в настоящее время одной из важнейших для нашего общества проблем.
Нередко её решение сводится к двум простейшим вариантам:
1) либо к полному отрицанию определённого «негатива» («Секса у нас нет», - говорила советская участница телемоста меж-
ду Ленинградом и Бостоном в 1986 году Л.Н. Иванова [4]; «В Сочи геев нет», - говорит сейчас мэр столицы зимних Олимпийских игр А.Н. Пахомов [13]);
2) либо к слепому копированию западных образцов (так, в названиях улиц появились «Сити»; «милиция» была переименована в «полицию»). Своеобразным символом механизма такого копирования стал пресловутый «индекс цитирования», внедряемый в качестве показателя эффективности научной работы среди наших ученых [9].
Различие философии и псевдофилософии является метафилософской проблемой, возникающей при философском осмыслении самой философии (на необходимость этого различения особое внимание обращал Дитрих фон Гильдебранд [5, с. 5-16, 209-225, 348]). Из неё вытекает бесконечное множество конкретизирующих проблем.
Что в этом плане мы сегодня имеем в преподавании философии? В настоящее время у нас есть не менее двух сот её учебников. Однако приемлемых для профессионального использования - не более двадцати. Да и то приемлемых с определёнными оговорками: чаще всего в них более-менее удачным является какой-то раздел, какой-то параграф или какой-то отдельный фрагмент текста. Причём ни в одном из них нет достаточно полного и ясного изложения предмета, метода и цели самой философии. Но с них-то и начинается метафилософия.
Существуют разнообразные определения философии. Однако все они, так или иначе, имеют своим истоком этимологию её термина. Как известно, впервые его начал использовать древнегреческий философ Пифагор. В переводе «философия» означает «любовь к мудрости». «Любовь» при этом понимается как бесконечное стремление к мудрости, которая противостоит многообразным проявлениям глупости.
Таким образом, конечной целью философии, её идеалом становится мудрость. Мудрость, как специфический (ситуативный) сплав глубоких знаний, ценностных представлений и образа действия, заключается в приращении оснований культуры. Причём предметом философии оказываются любые явления культуры, а её результатом (продуктом) - их предельные основания. Методом философии, т.е. способом философствования, является рефлексия. Философская рефлексия есть саморефлексия, т.е. рефлексия над рефлексией и нерефлексией.
Она позволяет человеку осмыслить и осознать своё отношение к миру.
Философская рефлексия также подразделяется на воспроизводящую, т.е. на выявляющую предельные основания культуры и производящую, полагающую её предельные основания. Воспроизводящая философская рефлексия находит своё выражение в форме мировоззренческой теории (в метафизике), производящая философская рефлексия представляется как теоретическое мировоззрение и выражается в прикладной форме. Противоречия этих противоположных тенденций преодолеваются в реальной истории философии. Отсюда же следуют и основные разделы в изложении философии: 1) история философии, 2) философская теория и 3) прикладная философия. В учебной практике такое подразделение подтверждается.
История философии - необходимая составная часть философского образования. Она представляет реальные предпосылки философствования - в виде образцов философского мировоззрения и философского мышления (для профессиональных философов, естественно, она является более важной. Поэтому должна изучаться ими довольно подробно. Однако для специалистов другого профиля важны лишь её основные идеи, определяющие эпохальные изменения в культуре. Поэтому при первоначальном изучении истории философии им можно ограничиваться этими идеями).
Философская теория - это концептуальная система современного философского знания. Её усвоение даёт определённый понятийный (категориальный) аппарат, являющийся необходимым условием (и средством) для решения различных философских проблем.
Прикладная философия - философия жизни, философия науки, философия техники и т.д. В обобщённой форме - это вся так называемая «социальная философия» (ранее - истмат). Усвоение прикладной философии придаёт философскому образованию определённый жизненный смысл.
Указанные разделы философии взаимно переплетаются и обусловливают друг друга. Это даёт основания для различных вариантов (сочетаний) в её изложении. Однако их качественное отличие и различное назначение (различная роль) существенны. И это надо иметь в виду во всех случаях.
В настоящее время наиболее важным представляется последний раздел приклад-
ной философии. В него вписывается и «философия образования».
«Философия образования» - сравнительно молодая ветвь современной прикладной философии, хотя её предпосылки находятся в глубокой древности и на Западе, и на Востоке. В этой области фиксируется много важных и злободневных проблем. В российском обществе они, как правило, усугубляются непрерывными реформами системы образования. Решения собственно философских проблем здесь также могут быть удачными и неудачными. К образованию человека вполне применимо и ме-тафилософское различение подлинной философии и псевдофилософии. Естественно, его можно проиллюстрировать примером «компетентностного подхода» [2, с. 107108] к преподаванию самой философии.
Внедряемая в настоящее время схема преподавания философии выглядит так: знания + умения + навыки. Соответственно, формулируются требования к результатам обучения: знать, уметь, владеть. Очевидно, этот подход эклектичен по сути, ориентирован на экстенсивное образование (т.е. на определённое количество знаний, умений и навыков). Какие конкретные знания являются философскими? Какие конкретные умения даёт философия? Какие конкретные навыки пригодятся в жизни? На эти вопросы уверенно вряд ли ответит и профессиональный преподаватель, преподающий саму философию. Однако выраженные в количественных показателях, они предлагаются в качестве критериев экзаменационных оценок.
Кант в своё время говорил, что научить философии нельзя, научить можно только философствовать [11, с. 682-683; 12, с. 277-282]. Философствовать - значит мыслить, осмысливать и понимать различные явления. В основе такого различия в качестве цели образования, соответственно, и в роли критерия оценки усвоения философии людьми, оказывается именно их понимание [7]. Подчеркнём, что здесь идёт речь о философии образования, т.е. не просто об образовании как таковом.
Понимание возникает на основе знаний и очерчивает сферу возможных действий человека, т.е. того, что он может сделать. А это и есть его умения, которые при систематическом повторении превращаются в навыки [3, с.153-166].
Философские знания, т.е. знания всеобщих, предельных оснований бытия и мышления являются главным продуктом философской теории. Прикладная фило-
софия должна давать не столько знания, сколько умения философски мыслить, решать философские проблемы в различных областях культуры. Навыки философствования определяются собственным опытом, чему способствует изучение истории философии.
Феномены псевдообразования в современном российском обществе многочисленны и разнообразны. Проблемы с ЕГЭ, коммерциализацией образования, разрыв образования, воспитания и т.д. свидетельствуют об отсутствии продуманных ценностных оснований педагогической деятельности. Как следствие, умы молодёжи заполняются современными «идолами»: «рода», «пещеры», «театра» и «рынка» (выделенными Ф. Бэконом).
Реализация Болонского соглашения создает технологическую иллюзию соответствия российской вузовской системы образования западной. Иллюзию потому, что дипломы об образовании по-прежнему остаются неравноценными, невзаимозаменяемыми.
Вводимые в вузах в качестве нормативных документов учебные программы по разным предметам чаще всего лишь призрачно намекают на содержание современной постнеклассической науки. Они изобилуют вымышленными компетенциями [10; 1]. Причём общепринятое понятие компетенции в настоящее время также отсутствует [14].
Без компетенций, конечно, не бывает профессионализма. Компетентность является своего рода операциональной способностью, позволяющей перейти от ремесла к мастерству, далее - к искусству. Профессионал - это человек, в совершенстве владеющий своим делом.
Без профессионализма не может быть и подлинной философии. Она вырождается в псевдофилософию, генерирующую глупость универсально. От последней, заметил Кант, лекарства нет [11, с. 218].
Любовь к мудрости возникает тогда, когда она (мудрость) отличается от глупости. Как мотив деятельности, поведения, жизни философия становится призванием человека. Призвание выражается в творчестве. Результаты творчества, произведения всегда несут авторский дух (печать творца, автора). Рефлексивная взаимосвязь компетентности в философии и мотивации к философии нарастает как снежный ком, расширяя зону призвания и профессионализма. Речь в итоге заводится о призвании к данной профессии.
Философская компетентность определяет уровень философского профессионализма. Характеризуя степень развития (развитость) философской рефлексии, философский профессионализм выражает способность человека творчески мыслить, его способность самостоятельно решать различные философские проблемы. Критериями развития философской рефлексии оказываются возникающие в таких случаях синергетические эффекты. Они бывают положительными и отрицательными. Примерами таких положительных синергети-ческих эффектов могут быть совместные победы в любой языковой игре (в смысле Витгенштейна), в любой дискуссии, в любом соревновании, в любом сражении и т.д. Примерами отрицательных синергети-ческих эффектов оказываются в них обоюдные Поражения. Аналогичными примерами являются общие Праздники и Будни, Торжества и Панические настроения, состояния платонических Вдохновений (Экстаза) и Муки творчества, др.
Мудрость обладает характером положительного синергетического эффекта, поэтому она столь притягательна для человека. Как конечная цель, она определяет не только специфику философии. Используемая в качестве критерия, мудрость выступает в роли главного регулятора человеческой деятельности во всех областях культуры.
В отличие от мифологии, продуцирующей различные фантазмы и вымыслы, и религии, утверждающей веру во всевозможные чудеса, философия осмысливает реальные ситуации. Причём её критическая (эмансипирующая, освобождающая от многообразных форм «псевдо») роль совмещается с творческой. В этом заключается сила влияния философии на жизнедеятельность человека.
1. Азарова, Р.Н. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов [Электронный ресурс] / Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарёва. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с. URL: http: // main.isuct.ru>files/edu/umu/metod_razrab_PK.pdf (дата обращения: 22.02.2014).
2. Азимов, Э.Г. Компетентностный подход. Компетентность. Компетенция [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Айсмонтас, Б.Б. Усвоение знаний, умений, навыков [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов. М.: МГППУ, 2004. 368 с.
4. В СССР секса нет [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org>wiki/B_ СССР_секса_нет (дата обращения: 17.02.2014).
5. Гильдебранд, Дитрих фон. Что такое философия? [Текст] / Дитрих фон Гильдебранд / пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб.: «Алетейа», ТОО «Ступени», 1997. 374 с.
6. Глава РАН оценил число лжеучёных [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. URL: http://rusevik. ru>ekonomika...glava-ran.Jzheuchenyh.html (дата обращения: 17.02.2014).
7. Ильинский, И.М. Понимание как цель образования [Текст] / И.М. Ильинский, П.С. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С.5-15.
8. Ильф, И. Золотой телёнок [Текст] / И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев, Золотой телёнок. Спб.: OOO «Издательство "Кристалл''», 1999. 752 с.
9. Индекс цитирования - инструмент, а не цель! [Электронный ресурс] // Интервью С. Ша-ракшанэ с вице-президентом РАН, академиком В.В. Козловым и доктором философских наук, заведующей отделом Института философии РАН Н.В. Мотрошиловой; Арнольд Д., Фаулер К. Гнусные цифры / перевод: С. Кузнецова, ИСП РАН. URL: http://ras.ru>news/shownews.aspx?id=e0587895-686c-42af... (дата обращения: 17.02.2014).
10. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Философия»: Проектные разработки / сост. и общ. ред. проф. В.В. Миронов. М.: Изд-во МГУ, 2007. 166 с. [Электронный ресурс]. URL: http://inpro.msu.ru>files/nmo/books/ philosophy.pdf (дата обращения: 22.02.2014).
11. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.
12. Кант, И. Логика, 1800, III. Понятие философии вообще. - Философия по школьному понятию и по понятию о мире. - Существенные потребности и цели философствования. - Самые общие и высшие задачи этой науки [Текст] / И. Кант. Соч. в 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т. 8. 718 с.
13. Мэр Пахомов: В Сочи геев нет [Электронный ресурс]. URL: http://vedomosti.ru>sochi...news... mer-pahomov. sochi-geev-net (дата обращения: 17.02.2014).
14. Философско-методологические основания построения современной теории компетенции. Александр Попов. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3323 (дата обращения: 17.02.2014).
15. Шпет, Г.Г. Мудрость или разум? [Текст] / Г.Г. Шпет // Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды / отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 624 с.
References
1. Azarova R.N., Zolotareva N.M. Razrabotka pasporta kompetencii: Metodicheskie rekomendacii dlja organizatorov proektnyh rabot i professorsko-prepodavatel'skih kollektivov vuzov [Working out a passport of competence: methodological recommendations for organizers of project activities and for academic teaching staff]. Moscow, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob#edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly, 2010, 52 p. avai lable at: http:// main.isuct.ru >files/edu/umu/metod_razrab_PK.pdf (accessed 22 February 2014) (in Russian).
2. Azimov Je.G.? Shhukin A.N. Kompetentnostnyj podhod. Kompetentnost'. Kompetencija [Competence
approach. Competence. Competency.]. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) (New dictionary of methodological terms and notions (theory and practice of teaching languages)). Moscow, Izdatel'stvo IKAR, 2009, 448 p. (in Russian).
3. Ajsmontas, B.B. Usvoenie znanij, umenij, navykov [Acquisition of knowledge, skills]. Pedagogicheskaja psihologija. Uchebnoe posobie dlja studentov (Pedagogical psychology. Manual for students). Moscow, MGPPU, 2004, 368 p. (in Russian).
4. VSSSR seksa net [There is no sex in the USSR], available at: http://ru.wikipedia.org>wiki/V_SSSR_ seksa_net (accessed 17 February 2014) (in Russian).
5. Gil'debrand Ditrih fon. Chto takoe filosofija? [What is philosophy?]. St.Petersburg, «Aleteja», TOO «Stupeni», 1997, 374 p. (in Russian).
6. Glava RAN ocenil chislo lzheuchenyh [Head of the Russian Academy of Sciences judged the number of pseudo scientists], ITAR-TASS, available at: http:// rusevik.ru>ekonomika...glava-ran.Jzheuchenyh.html (accessed 17 February 2014) (in Russian).
7. Il'inskij I.M., Gurevich P.S. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2006. No. 1, pp.5-15 (in Russian).
8. Il'f I. Petrov E. Zolotoj Telenok [The Little Golden Calf]. St.Petersburg, OOO «Izdatel'stvo Kristall», 1999, 752 p. (in Russian).
9. Indeks citirovanija - instrument, a ne cel'! [Citation index is a tool but not the aim!], available at: http://ras.ru >news/shownews.aspx?id=e0587895-686c-42af. (accessed 17 February 2014) (in Russian).
10. Innovacionnye podhody k proektirovaniju osnovnyh obrazovatel'nyh programm po napravleniju podgotovki vysshego professional'nogo obrazovanija «Filosofija»: Proektnye razrabotki [Innovative approaches to projecting the main educational programmes for higher vocational training specialized in "Philosophy": Pilot projects], available at: http:// inpro.msu.ru> files/nmo/books/philosophy.pdf (accessed 22 February 2014) (in Russian).
11. Kant I. Kritika chistogo razuma [The Critique of Pure Reason]. Moscow, Mysl', 1964, V. 3, 799 p. (in Russian).
12. Kant I. Logika, 1800, III. Ponjatie filosofii voobshhe. - Filosofija po shkol'nomu ponjatiju i po ponjatiju o mire. - Sushhestvennye potrebnosti i celi filosofstvovanija. - Samye obshhie i vysshie zadachi jetoj nauki [Logics, 1800, III. Notion of philosophy. -Philosophy according to school understanding and comprehension of the world. - Basic needs and purposes of philosophy. - The most general and highest targets of the science]. Moscow, ChORO, 1994, V. 8, 718 p. (in Russian).
13. Mjer Pahomov: V Sochi geev net [Mayor Pakhomov: There are no gays in Sochi], available at: http: //vedomosti.ru>sochL.news...mer-pahomov... sochi-geev-net (accessed 17 February 2014) (in Russian).
14. Filosofsko-metodologicheskie osnovanija postroenija sovremennoj teorii kompetencii [Philosophical and methodological grounds for creating modern theory of competence]. available at: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3323 (accessed 17 February 2014) (in Russian).
15. Shpet G.G. Mudrost' ili razum? [Wisdom or intelligence?]. Philosophia Natalis. Izbrannye psihologo-pedagogicheskie trudy (Selected psychological and pedagogical works). Moscow, Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2006, 624 p. (in Russian).
UDC 101.1
ACTUAL PROBLEMS OF META-PHILOSOPHY
Usov Vladimir Nikolaevich,
Chelyabinsk state pedagogical university,
Professor of the Chair
of Philosophy and Cultural Studies,
Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: usov_vn@mail.ru
Annotation
At the headwaters of multifarious life problems the author finds out fundamental difference between true philosophy and pseudo-philosophy. Naturally, attention is paid to teaching philosophy itself where its reflection needs special professionalism.
Key concepts:
meta-philosophy,
philosophy,
pseudo-philosophy,
wisdom,
stupidity.