МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
2. Технологии прямого маркетинга - работа с адресными базами.
3. Технологии продаж - идею, услугу, оборудование.
4. Технологии исследований - возможности для нового исследования, что позволяет значительно оптимизировать бюджеты.
Интеграционные процессы различных маркетинговых коммуникаций формируют ИМК как целую систему деятельности, направленную на извлечение максимальной экономической и социальной выгоды из доступных текущих ресурсов, синтезирующих различные маркетинговые инструменты и принципы управления коммуникативными процессами.
Основными задачами коммуникационной деятельности являются повышение технико-экономических показателей и эффективная работа всех звеньев предприятия с целью выполнения маркетинговой стратегии. Для выполнения поставленной задачи необходимо взаимодействие всех подразделений предприятий. Это предполагает отлаженные коммуникации внутри предприятия. Именно устроенность в маркетинговое пространство, или комплекс маркетинговых коммуникаций, формирует истинную ценность компании, обеспечивающую ей инвестиционную привлекательность, динамику развития. Список использованной литературы:
1. Бирюкова В.В. Маркетинг. Учебное пособие / Уфимский государственный нефтяной технический университет - Уфа, 2010.
2. Бирюкова В.В. Производительность хозяйственных систем и факторы ее роста// В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями Сборник научных трудов. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) - Омск, 2009. С. 14-19.
3. Бирюкова В.В Методы оценки эффективности работы организации // В сборнике: Экономика и управление предприятиями сборник научных трудов кафедры. Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2008. С. 51-56.
4. Бирюкова В.В. Механизм разработки, оптимизации и управления программой повышения эффективности нефтегазодобывающих производств// Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2006. № 1. С. 55.
5. Бирюкова В.В. Устойчивость развития нефтяных компаний России // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. № 3. С. 92-98.
6. Буренина И.В., Захарова И.М. Управление операциями. Учебное пособие / Уфимский государственный нефтяной технический университет. Уфа, 2014.
© Исламов А.Р., Шарафутдинов Р.Ж., 2016
УДК 336
А.Н.Исмаилов, магистрант А.Д.Алич, магистрант научный руководитель к.э.н. Е.А.Ягупова «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО им. В.И. Вернадского) Институт экономики и управления
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МСБ
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам и перспективам кредитования малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес (МСБ) является важнейшим сегментом экономики, развитие которого обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность страны. Именно он играет одну из ведущих ролей при переходе к экономике, ориентированной на инновации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Малый и средний бизнес, кредит, коммерческие банки.
Результаты сотрудничества малого бизнеса и банков напрямую зависит от того, как они будут понимать проблемы и потребности друг друга. Естественно, как одни, так и другие, имеют свои точки зрения на сферу кредитования малого и среднего бизнеса. Однако у них есть одна общая цель - найти решение в этом вопросе для успешного развития банковского кредитования в России.
Целью статьи является анализ состояния кредитования малого и среднего бизнеса и выделение актуальных проблем.
Обычно, кредиты банков используются на текущую деятельность предприятия: на его развитие, увеличение объемов производства и т.п. но значение кредитов банка, как источника финансирования, особенно проявляется на стадии формирования предприятия, которое использует кредитные ресурсы в роли капитальных инвестиций. Поэтому на этом этапе значительную роль играют долгосрочные кредиты банков.
Российские банки отстраняются от кредитования малого бизнеса, считая его достаточно рискованным направлением деятельности. А те программы, которые существуют сейчас на рынке, в большей своей части, не направленны на вложение средств на старте. Для попадания под данную программу предприятие должно проработать, как минимум, полгода, а также представить доказательства своей надежности и платежеспособности. Все это существенно ограничивает возможности развития малого бизнеса. [4]
Обострившийся экономический кризис негативно повлиял на объемы выданных кредитов малому и среднему бизнесу. По данным Центрального банка РФ, объем выданных кредитов малому бизнесу на первое октября составил 3933577млн. рублей, что более чем на 30% ниже показателей на октябрь 2014года. В разрезе деятельности предприятий малого бизнеса, наибольшая доля приходится на обрабатывающие предприятия. Их доля в общей сумме выданных кредитов составляет около 25% от суммы всех выданных кредитов малому бизнесу. [5]
По итогам анализа российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) показали что, объем выданных кредитов МСБ за первое полугодие 2015 года составил 2,5трлн.рублей (снижение а сравнении с результатами аналогичного периода 2014года составило 36%). Это сказалось на снижении совокупного портфеля кредитов малого и среднего бизнеса на 12%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 4,7трлн.рублей. Наиболее остро экономический кризис отразился на кредитовании малого бизнеса, т.к. банки переориентировались на крупный бизнес.
Общая расстановка лидеров на рынке кредитования МСБ остается стабильной. Топ-3 банков по объему портфеля кредитов МСБ не изменился. При этом, все лидеры (Сбербанк России, ВТБ 24, Промсвязьбанк) показали отрицательные темпы прироста портфеля. Наименьшее сокращение - у занявшего вторую строчку ВТБ 24 (-2,3% по сравнению с объемом портфеля на 01.07.2014).
В целом, банки из топ-30 по активам существенно снизили свою активность в сегменте кредитования МСБ: объем выданных ими кредитов МСБ за 1 полугодие 2015 года сократился на 45% по сравнению с 1 полугодием 2014 года. Остальные участники рынка сократили выдачу в меньшей степени (-26% по сравнению с 1 полугодием 2014 года). В результате доля банков из топ-30 в совокупной выдаче кредитов МСБ продолжила снижаться и составила 43% за 1 полугодие 2015 года (-8п.п. по сравнению с данными за 1 полугодие 2014 года), доля топ-30 в кредитном портфеле МСБ составила 54% на 01.07.2015 (-6% по сравнению с 01.07.2014). [3]
Технологии кредитования МСБ в настоящее время недостаточно отработаны, что заставляет банки проводить чрезмерно консервативную политику кредитования, а это, в свою очередь, сказывается на темпах роста МСБ. Существующая в настоящее время законодательная база носит в основном декларативный характер - она утверждает необходимость поддержки МСБ, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничен. Государственная поддержка малого бизнеса, по-прежнему, является недостаточной и др.[2]
К МСБ применяются, по сути, те же требования, что и крупным предприятиям, осуществляющим свою деятельность длительное время, имеющим определенную материально-техническую базу и сотрудников,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
способных за короткие сроки подготовить всю необходимую информацию для оформления кредита. Значительный кредитный риск, отсутствие достаточного залогового обеспечения, жесткие требования Банка России к созданию резервов по кредитам МСБ обуславливают высокую их стоимость. Наличие же наряду с этим упрощенной процедуры выдачи потребительских кредитов формирует отрицательное отношение МСБ к банкам. Среди наиболее важных проблем, сдерживающих развитие кредитования МСБ, можно выделить:
• непрозрачность деятельности малого бизнеса;
• большая сложность или невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля»;
• длительные сроки рассмотрения заявок;
• отсутствие ликвидного залога;
• отсутствие четкого механизма поддержки МСБ на федеральном уровне.
Необходимость принятия комплекса мер для решения существующих проблем и противоречий становится очевидной. При этом коммерческим банками необходимо внедрять специальные подходы, обеспечивающие сочетание технологий, применяемых в работе, как с корпоративными, так и с розничными клиентами, и на этой основе создать унифицированную систему быстрого обслуживания МСБ, определяющего рентабельность банка. [1]
Несмотря на большие трудности, сотрудничество данных субъектов имеет огромные перспективы. Ведь кредитуя малый бизнес, банк выращивает себе потенциально лояльного клиента на многие годы, диверсифицирует свой кредитный портфель, наращивает сопутствующие комиссионные доходы и имеет возможность использовать для фондирования подобных кредитов денежные средства, выделяемые государством.
Интерес банков к МСБ будет возрастать, учитывая ужесточение конкуренции в сегменте корпоративного бизнеса и розничного кредитования.
По прогнозам экспертов в ближайшее время большую роль при получении кредитов МСБ будет играть уровень сервиса. Наиболее важными критериями станут сроки получения кредита, быстрота принятия решения о возможности финансирования. Все это приведет к дальнейшему сокращению времени оформления кредитов, уменьшению количества необходимых для этого документов, росту доли беззалоговых кредитов, снижению процентных ставок и увеличению сумм кредитования. Список использованной литературы:
1. Елена Тихомирова. Кредитование малого и среднего бизнеса - Долгосрочная Направления Банков кредитной политики // Деньги и кредит. - 2010. - №1 . - Р. 46-53 .
2. Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/
3. Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/2015/Sep11c/
4. Световцева Татьяна Ананьевна, Бартенева Марина Викторовна Современные тенденции развития российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса // УЭкС. 2012. №40 (40): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
5. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
©Исмаилов А Н., Алич А.Д., 2016г.
УДК33
Ю.А.Калимуллина
Курсант 2 Б курса 208 взвода Уфимского ЮИ МВД РФ, г.Уфа, Российская Федерация
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению самых основных функций, выполняемые финансами домохозяйств в