Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / FEMALE STUDENTS / PHYSICAL HEALTH / PHYSICAL CULTURE / TEACHER / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гружевский Валерий Алексеевич

Цель: проанализировать факторы характеризующие физическое здоровье студенток. Методы и материалы исследования: физическое здоровье студенток определялось при помощи методики индексов, проведено анкетирование. В исследованиях участвовало 264 студентки. Результаты: в исследованиях установлено что проявляется изменение весоростовых показателей. Силовой индекс выявил низкие показатели у 51,2% обследованных, высокий уровень жизненного потенциала наблюдался у 48,72% студенток. Субъективное отношение студентов к занятиям физической культурой выявилось при помощи анкетирования. Так стремились заниматься физической культурой 30,18%, а 7,5% студенток не хотели вообще заниматься двигательной активностью. Здоровый образ жизни вели 46,73% первокурсниц, отрицательно относились к здоровому образу жизни23,23%. Физическое так и умственное утомление наблюдалось у 28,48% человек. Выводы: таким образом, физическое здоровье студенток первого курса требует включения обоснованных средств физического воспитания. Это формирование личностно-ориентированной мотивации у студенток к физической культуре. Гуманитарная парадигма предусматривает научный, творческий подход преподавателя к личности студента на занятиях по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гружевский Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF STUDYING PHYSICAL HEALTH IN FIRST-YEAR STUDENTS

Objective: to analyze the factors that characterize the physical health of female students. Methods and materials of the study: the physical health of female students was determined using the index method, a questionnaire was conducted. The study involved 264 female students. Results: studies have found that there is a change in weight-weight indicators. The power index revealed low indicators in 51.2% of the surveyed, a high level of life potential was observed in 48.72% of students. The subjective attitude of students to physical culture classes was revealed by means of a questionnaire. Thus, 30.18% of students wanted to engage in physical culture, and 7.5% of students did not want to engage in motor activity at all. 46.73% of first-year students had a healthy lifestyle, 23.23% had a negative attitude to a healthy lifestyle. Physical and mental fatigue was observed in 28.48% of people. Conclusions: thus, the physical health of first-year students requires the inclusion of reasonable means of physical education. This is the formation of personality-oriented motivation in students to physical culture. The humanitarian paradigm provides for a scientific, creative approach of the teacher to the student’s personality in physical education classes.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА»

Актуальные проблемы изучения физического здоровья у студенток первого курса

Гружевский Валерий Алексеевич,

канд. пед. наук, доцент, кафедра общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал E-mail: [email protected]

Цель: проанализировать факторы характеризующие физическое здоровье студенток. Методы и материалы исследования: физическое здоровье студенток определялось при помощи методики индексов, проведено анкетирование. В исследованиях участвовало 264 студентки. Результаты: в исследованиях установлено что проявляется изменение весоростовых показателей. Силовой индекс выявил низкие показатели у 51,2% обследованных, высокий уровень жизненного потенциала наблюдался у 48,72% студенток. Субъективное отношение студентов к занятиям физической культурой выявилось при помощи анкетирования. Так стремились заниматься физической культурой 30,18%, а 7,5% студенток не хотели вообще заниматься двигательной активностью. Здоровый образ жизни вели 46,73% первокурсниц, отрицательно относились к здоровому образу жизни23,23%. Физическое так и умственное утомление наблюдалось у 28,48% человек. Выводы: таким образом, физическое здоровье студенток первого курса требует включения обоснованных средств физического воспитания. Это формирование личностно-ориентированной мотивации у студенток к физической культуре. Гуманитарная парадигма предусматривает научный, творческий подход преподавателя к личности студента на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: студентки, физическое здоровье, физическая культура, преподаватель, мотивация.

о с

CJ

Введение. Анализ научно-методической литературы и опыта работы показывает, что практика построения содержания образования по физической культуре должна рассматриваться не только как самостоятельный социальный феномен, но и как качество личности студента. В связи с этим важным представляется создание условий для формирования внутренней целевой личностно-ориентированной мотивации к занятиям физическим воспитанием и формированию необходимости в двигательной активности. [4]

Проблемные исследования двигательной активности находим в работах, в которых исследователи ставят задачу перед преподавателями высшей школы активизировать поиск новых форм и методов в физическом воспитании, которые будут способствовать повышению уровня здоровья современного студента. В то же время выдвигается ряд предложений, направленных на управление физическими, психофизическими качествами студентов средствами физического воспитания. [3, 9]

Декларативные заявления преподавателя и его призывы к необходимости, что к обязательности на фоне напоминания о пользе занятий физическими упражнениями, как правило, не находят отклика в сознании студентов. Как утверждают исследования Кондакова В.Л. и др., успех обеспечивает лишь соответствие двигательной деятельности студентов на занятиях по физической культуре. [8]

Вместе с тем, учебная деятельность может считаться тем более эффективной, чем полнее привлекаются к ней способности студента. Более того, в полной мере эффективной может считаться только такая организация учебного процесса по физическому воспитанию, в которой развиваются личностные качества студентов, которые приносят максимальное удовольствие. Субъективно это выступает как удовлетворенность деятельностью. В результате устанавливается приоритет личностно-ориентированных компонентов содержания физического воспитания.

В то же время недостаточная образованность студентов в сфере физического воспитания существенно снижает оздоровительный эффект занятий, не позволяет переносить полученные знания по физической культуре на формирование здорового образа жизни, культуры быта и отдыха. Ряд исследований свидетельствуют о том, что в школах, как отмечают, студенты не обеспечивается достаточный уровень двигательной активностью, физическое воспитание не было фактором оздоровления. [11] Такое положение влияло на двигательный режим студентов первокурсников. [5,12]

Заслуживает внимания факт, что в условиях интенсивного внедрения педагогических технологий в процесс обучения и воспитания методические инновации, связанные с разработкой и реализацией персонифицированных моделей физического, интеллектуального и духовного развития, особенно в системе физического воспитания студентов, до сих пор не получили широкого распространения. [8]

Установлено что во время умственного утомления у студентов первого курса снижается уровень памяти, при этом результатом скорее была потеря памяти, которая не была хорошо усвоена студентами. Исследователи утверждают, что студентам первого курса должно уделяться больше внимания - в отношениях с ними ив требованиях к ним необходимо учитывать регулярные умственные и физические нагрузки, которые влияют на состояние их здоровья и предъявляют к организму повышенные требования. [8,10,12]

Между тем, студенты, у которых был сформирован мотив в школьные годы, к систематическим занятиям физической культурой быстрее адаптировались к высоким умственным нагрузкам. [2]

Таким образом, чтобы понять истинную причину негативных тенденций в области физического воспитания студентов и разработать технологии его реформирования, необходимо изучить побудительные мотивы двигательной активности студентов в зависимости от возраста и пола. Только тогда можно будет посмотреть на физическое воспитание по-новому - как процесс формирования у студентов такого набора мотивов личности, наиболее благоприятных для их здоровья, физического саморазвития и самосовершенствования.

На наш взгляд, изучение физического здоровья студентов дает возможность дифференцировать направленности физических упражнений, их влияние на физиологические системы организма, что является на сегодняшний день актуальным.

Цель, материал и методы. Целью данного исследования, явилось изучение антропометрических показателей у студенток 1 курса, показателей ЖЕЛ, а также проведение анкетирования, для определения физического здоровья занимающихся.

Для достижения поставленной цели нами применялись такие методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрические измерения, метод индексов [1], анкетирование и методы математической статистики. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывали путем возведения в квадрат массу тела в килограммах к длине тела в метрах в квадрате. В исследованиях приняло участие 264 студентки первого курса.

Результаты исследования. Проводя анализ индивидуальных антропометрических показателей установили, что нормативным показателем веса и роста, то есть весоростовой индекс соответствовал нормативным значениям (норме) у 68, 94%, отклонений от нормативных показателей выявили у 31,06%, то есть наблюдался дефицит этих пока-

зателей в 20,03% случаев, избыток у 11,03% обследованных.

Следовательно, исследования свидетельствуют о том, что третья часть студенток имеет нарушение в весоростовых показателях - это прежде всего избыток массы тела, а также дефицит этого показателя. Известно, что люди имеющие лишний вес, в значительной степени подвержены риску заболеваний - сахарным диабетом второго типа, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других болезней. [6]

Значительный процент случаев недостатка массы тела у студенток является предпосылкой развития дистрофии, неспособности усваивать некоторые питательные вещества и возникновение заболеваний различных органов и систем организма. [6] Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода при рекомендациях двигательной деятельности для девушек.

Определение силового индекса выявило следующие показатели. Так низкий показатель силового индекса наблюдался у 51,2% студенток, ниже среднего уровня у 23,7%, средний уровень у 15,69% и высокий силовой индекс показало 9,45% участников обследования.

Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что они являются одним из факторов качественной характеристики здоровья. В связи с этим на занятиях по физической культуре для студенток первого курса необходимо включить физические упражнения, которые требуют от них большую величину усилий, чем в обычных условиях.

При оценке физического здоровья обязательным является изучение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Определение ЖЕЛ осуществлялось про помощи сухого портативного спирометра СПП. Получив показатель ЖЕЛ, рассчитывали жизненный показатель. Полученный показатель ЖЕЛ делили на показатель массы тела и получали жизненный показатель, который входит в систему экспресс-оценки уровня физического здоровья. Выявили такие результаты: низкий показатель наблюдался у 10,56%, студенток, средний у 30,67%, выше среднего у 8,15%, и высокий показатель выявили у 48,72% участвовавших в исследовании.

Полученные результаты жизненного показателя, свидетельствуют о том, что в систему занятий по физической культуре следует включать упражнения, связанные с работой респираторных органов.

В ходе исследования нас интересовало субъективное отношение девушек к физической культуре, соблюдения студентами здорового образа жизни, бывает ли у них утомление после и во время академических занятий. В результате анализа анкет, были получены следующие результаты. Так, желающих заниматься физическими упражнениями, посещать учебные занятия по физической культуре - 30,18% студенток, а вот 7,5% не хотели

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вообще заниматься двигательной деятельностью, самостоятельно занимались 29,63% девушек.

Здоровый образ жизни был присущим в 46,73% обследованных, не стремились к ЗОЖ и не вели -23,23% студенток. В процессе анализа анкетных ответов, нами было установлено, что повышенное утомление как физическое, так и умственное, наблюдалось у 28,48% студенток.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование выявило, что студентки имеют отклонение от нормативных значений индекса массы тела, такие же отклонения мы наблюдали при изучении силового индекса. Показатели ЖЕЛ тоже колеблется.

По результатам анкетного опроса, установлен пониженный интерес к занятиям физическими упражнениями, у 28,48% девушек наблюдалось физическое так и умственное утомление.

Учитывая такое состояние первокурсниц, предлагаем формирование личностно-ориентированной мотивации к физической культуре.

Основываясь на гуманитарной парадигме, понимая, что предмет физической культуры имеет сложное строение, вызывающее необходимость воздействия на физиологические системы организма, на психологическую устойчивость, на нервно-эмоциональную умственную сферу рекомендуем: применение физических упражнений направленных на воспитание двигательных качеств, ответственное наблюдение и руководство преподавателей при формировании у студенток физической культуры личности.

В дальнейшем планируется изучение показателей сердечно-сосудистой системы у студенток для разработки программы самостоятельных занятий и для определения уровня физического здоровья в баллах.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Науменко Н.А. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры - 1986. № 4. С. 29-31

2. Ведмеденко Б. Виховання в учыв Ытересу до фiзичноí культури / Б. Ведмеденко. // Ф^ зичне виховання в школк - 2003. - № 4. -С.46-49.

3. Воробьева В.А. Структура учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении / В.А. Воробьева // Матерiали конферен-ци «Здоров'я i осв^а: проблеми та перспекти-ви». - Донецьк ДонНУ. - 2004. - С. 73-75.

4. Гружевский В.А. Формирование личностно-ориентированной мотивации у студентов к физической культуре / В.А. Гружевский // Современное педагогическое образование. - 2020. -№ 2. - С 33-38

5. Вовк В.М. Социально-педагогические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного физического вос-

питания / В.М. Вовк, А.Г. Буряк, А.А. Лобко, Г.А. Ходак // Актуальные проблемы совершенствования программы по физической культуре: организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Сб. трудов II Международной научно-методической конференции. - Симферополь. - 1998. - С. 49-52.

6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни // В.И. Дубровский. - Retoika - A, 2001. -560 c.

7. Комаровская Л.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л.В. Комаровская. - Кишинёв КГУ. - 1990. - 80 с.

8. Кондаков В.Л. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой. / В.Л. Кондаков, С.В. Гончарук, И.Ю. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. -С. 15-18.

9. Поборский А.Н. Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов первокурсников при регулярной физической нагрузке / А.Н. Поборский // Теория и практика физической культуры. -1997. - № 8. - С. 25-26, С. 39-40.

10. Пономарев Г.Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре. / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 1997. - С. 32-35.

11. Пухов Д.Н. Отношение к физической культуре детей школьного возраста / Д.Н. Пухов // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 3. - С. 7.

12. Савчук В.В. Формирование мотивов к занятиям физической культурой у студентов педагогического вуза / В.В. Савчук. Автореф. дис. канд. пед. наук. - 13.00.08. / Комсомольск на Амуре,- 2002-19 с.

ACTUAL PROBLEMS OF STUDYING PHYSICAL HEALTH IN FIRST-YEAR STUDENTS

Gruzhevsky V.A.

Russian State University of Justice, Crimean branch

Objective: to analyze the factors that characterize the physical health of female students. Methods and materials of the study: the physical health of female students was determined using the index method, a questionnaire was conducted. The study involved 264 female students. Results: studies have found that there is a change in weight-weight indicators. The power index revealed low indicators in 51.2% of the surveyed, a high level of life potential was observed in 48.72% of students. The subjective attitude of students to physical culture classes was revealed by means of a questionnaire. Thus, 30.18% of students wanted to engage in physical culture, and 7.5% of students did not want to engage in motor activity at all. 46.73% of first-year students had a healthy lifestyle, 23.23% had a negative attitude to a healthy lifestyle. Physical and mental fatigue was observed in 28.48% of people. Conclusions: thus, the physical health of first-year students requires the inclusion of reasonable means of physical education. This is the formation of personality-oriented motivation in students to physical culture. The humanitarian paradigm provides for a scientific, creative approach of the teacher to the student's personality in physical education classes.

Keywords: female students, physical health, physical culture,

teacher, motivation.

References

1. Apanasenko G.L. Naumenko N.A. Somatic health and maximum aerobic capacity of an individual // Theory and practice of physical culture - 1986. No. 4. P. 29-31

2. Vedmedenko B. physical training in ucnv ntereso to Ficino culture /B. Vedmedenko. // Pichne of physical training in skol. -

2003. - No. 4. - p. 46-49.

3. Vorobyova V.A. Structure of the educational process in higher education /V. A. Vorobyova // Materials of the conference "Zdor-ov'ya i osvita: problemy ta perspektivi". - Donetsk Donnu. -

2004. - p. 73-75.

4. Gruzhevsky V.A. Formation of personality-oriented motivation in students to physical culture / V.A. Gruzhevsky // Modern pedagogical education. - 2020. - No. 2. - From 33-38

5. Vovk V.M. Socio-pedagogical foundations of continuity of secondary and higher schools in the conditions of continuous physical education /V. M. Vovk, A.G. Buryak, A.A. Lobko, G.A. Khodak // Actual problems of improving the physical culture program: organization and methodology of the educational process, physical culture and health and sports work. Proceed-

ings of the International Scientific and Methodological Conference. - Simferopol. - 1998. - p. 49-52.

6. Dubrovsky V.I. Valeologiya. Healthy lifestyle // V.I. Dubrovsky. -Retoika-A, 2001. - 560 P.

7. Komarovskaya L.V. Psychological and pedagogical aspects of students ' adaptation to the educational process at the university /L. V. Komarovskaya. - Kishinev KSU. - 1990. - 80 p.

8. Kondakov V. L., Goncharuk S.V., Voronin I. Yu. Management of the formation of the student's personality orientation to physical culture classes. // Theory and practice of physical culture. -

2007. - No. 9. - p. 15-18.

9. Poborsky A. N. Dynamics of workability and adaptation of some functional systems in first-year students with regular physical activity /A. N. Poborsky // Theory and practice of physical culture. - 1997. - No. 8. - p. 25-26, p. 39-40.

10. Ponomarev G.N. Personality-oriented training as a factor of improving the training of a specialist in physical culture. // Theory and practice of physical culture. - 1997. - p. 32-35.

11. Pukhov D.N. Attitude to physical culture of school-age children / D.N. Pukhov // Theory and practice of physical culture. -

2008. - No. 3. - p. 7.

12. Savchuk V.V. Formation of motives for physical culture classes among students of a pedagogical university /V. V. Savchuk. Author's abstract of the Candidate of Pedagogical Scienc-es-13.00.08. / Komsomolsk on Amur,- 2002. -19 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.