ЗВЕРЕВА Г.Н.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО (ЗЕМЕЛЬНОГО) ИНТЕРЕСА
СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Стратегические направления преобразования земельных отношений включают: приватизацию земли, собственником которой было государство, организацию полноценного земельного рынка, платность землевладения и землепользования, эффективное использование земельных ресурсов на основе добросовестной конкуренции.
Процесс преобразования земельных отношений испытывает значительные трудности, существенными экономическими и социальными издержками.
Одной из причин неудач реформ, проводимых в аграрном секторе экономики России, является игнорирование интересов сельских товаропроизводителей. Интересы создаются системой экономических отношений, являются их первоосновой и тесно связаны с правом собственности на средства производства. Приоритетное место среди других видов интересов занимает экономический интерес. Сущность экономических интересов определяется как объективный побудительный мотив экономической деятельности по удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей, являющихся главной движущей силой прогресса экономики. Интересы (экономические, имущественные (земельные)) проявляются как единство объективного содержания и субъективной формы сознания. Согласование личных, коллективных, общественных экономических интересов выступает как система экономических отношений, направленная на достижение присущих им целей, и является основой построения эффективного хозяйственного механизма согласованности реализации этих интересов на благо общих целей. Считаем возможным представить через инструментарий реализации имущественного (земельного) интереса по иерархической структуре интересов (рис. 1).
Движущей силой имущественным интересом субъекта экономических отношений может послужить духовный интерес. Учитывая тяжелую ситуацию, сложившуюся на селе (отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, отсутствие инфраструктуры и социальной защиты) отдельные предприниматели, имеющие капитал, дают людям возможность работать на конкретной территории, вселяя тем самым им надежду и уверенность на завтрашний день. Здесь личный интерес отдельного собственника совпадает с интересами наемных рабочих и перерастает в государственный интерес, цель которого — устойчивое развитие. Собственник получает возможность развивать свое дело и получать доход, наемные рабочие вместо нищенского существования и деградации личности — работу и стабильность, а государство получает налоги от деятельности предприятия, решая вопрос трудоустройства населения, освоения территорий. Это, в свою очередь, ведет к эффективному использованию природных ресурсов, таких как земля и вода, традиционному разделению сфер приложения труда и ответственности между представителями различных поколений, полов и социальных групп. Реализация личных интересов должна быть выгодной для всех людей конкретного сельского поселения, жители которого осознают свою взаимозависимость друг от друга.
Необходимо отметить, что экономические интересы, направленные на самостоятельность и самообеспеченность регионов, стали прогрессировать в последние годы пропорционально с ослаблением федеральных интересов, прежде всего потому, что наше государство самоустраняется от управления регионами, стараясь максимально предоставлять им возможность самостоятельности, инициативы, социальной значимости и социальной ответственности. Отсюда региональная дифференциация политики, программы формирования с учетом имущественных интересов. Обострение противоречий между федеральным Центром и регионами является попыткой придания элементов объективности субъективным для экономики России явлениям дезинтеграции региональных связей. По нашему мнению, каждый регион, представляя в определенном роде самодостаточный экономический анклав, имея свои экономические интересы, должен неизменно быть гармоничной частью единого экономического хозяйства страны и сочетать свои интересы с интересами государства, добиваясь повышения благосостояния личности и страны в целом. То, что выгодно обществу, должно быть выгодно коллективу и каждому отдельному работнику и наоборот — таков важнейший принцип экономического хозяйствования в современных условиях.
Имущественный (земельный) интерес сельских товаропроизводителей — это новая категория, возникшая в результате трансформации собственности на землю. Имущественный (земельный) интерес выражает отношение людей к земле как своей, так и чужой. Этот интерес состоит в реализации права пользования — эксплуатирования и получения дохода. Повышая заинтересованность в получении максимальных доходов с одного и того же участка, за счет правильного использования земли, улучшении ее плодородия, за счет проведения агрохимических, агротехнических и мелиоративных мероприятий имущественный интерес трансформируется в экономический интерес и становится составной его частью. Имущественный (земельный) интерес является фундаментом сельским товаропроизводителям для реализации всех других видов интересов, так как здания, сооружения, комплексы и т.д. без земли никакого интереса не представляют. Форма собственности не является решающим условием для эффективного использования имущественного (земельного) интереса. Это показали наши исследования использования собственных и арендованных земельных участ-
Dehoiie 1. Agaeitt aonefaeaiifndu eioCiandaaiifaf (gai aeuifaf) eidadaha ё einddoi a / давёё taani'a*aiey aaf вааёёдаоёё. Экономический вестник Ростовского государственного университета -Ф- 200Б NQ4 часть 2
ков в пятидесяти предприятиях различной организационно-правовой формы хозяйствования сельских районов Волгоградской области.
Имущественный (земельный) интерес сельских товаропроизводителей, прежде всего, состоит в реализации права пользования — эксплуатирование и получение дохода с земельного участка. Этот интерес усиливается еще и ввиду того, что, не увеличивая размеров участка, при правильной эксплуатации земли и улучшении плодородия, можно получать доход в 4-5 раз превышающий основной. Таким образом, имущественный интерес переходит в экономический интерес, и становиться его составной частью. Главная задача здесь состоит в оценке того имущества, чем владеет собственник или арендатор и эффективном его использовании. Для лучшего использования земли необходимо проводить ее качественную и экономическую оценку. Качественная оценка — по природным признакам самих почв и служит основой для улучшения использования земли. Экономическая оценка земли необходима для обоснованного размещения и специализации производства.
Имущественный интерес работника (личности) аграрного производства является двигателем рыночных отношений.
Принципиальное значение имеет ограниченность сельскохозяйственного землепользования и то обстоятельство, что земельный ресурс физически не перемещается в пространстве. Это обосновывает необходимость формирования модели организации землепользования в режиме долгосрочных устойчивых контрактных отношений. Это способствует снижению транзакционных издержек, освоению коммуникационного пространства, совершенствованию структуры пространства (расселения, освоения отдельных участников, социальная инфраструктура).
При реализации имущественных (земельных) интересов сельских товаропроизводителей необходимо учитывать многочисленные факторы, которые оказывают влияние на их деятельность, а именно:
- внешние факторы, не зависящие от предприятий — ценообразование, налогообложение, кредитование, рыночный спрос, инфляционные процессы, дотации и компенсации, демография, аграрное законодательство;
- внутренние факторы, зависящие от каждого конкретного хозяйства — урожайность сельскохозяйственных культур, себестоимость продукции, технология и организация производства, специализация.
Резкие перемены в аграрной политике России отражают смену этапов в развитии земельных отношений. В сельском хозяйстве сложилась многоукладность и продолжается процесс ее нарастания. Все эти изменения сказываются на объеме и эффективности работы сельских товаропроизводителей. Региональная дифференциация многоукладного землепользования служит отражением механизма и инструментария реализации земельных интересов в общественном воспроизводственном процессе; их места в системе общественных интересов, роли в организации экономического процесса. Имущественный (земельный) интерес проявляется не только в активном влиянии его на все сферы и стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление), но и сопряженном воздействии на социальную ответственность и социальную значимость. Особенность проявления земельного интереса сопряжена с величиной платы за землю при ее приобретении в собственность: ее разброс составляет от сорока до трех тысяч за пай по Волгоградской области. Проявляется имущественный (земельный) интерес и при получении земельных участков в аренду (чаще за пай -1-3 тонны зерна, топливо на зимний период, вспашка приусадебного участка). Особо остро ощущают сельские товаропроизводители ущемление их интересов при налогообложении, транспортировке выращенной продукции, реализации ее через посредников.
Положительным примером для нас по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и сбалансированности всех видов интересов (личных, коллективных, общенациональных) является пример Германии. В этой стране через систему законов подбирают таких собственников на землю, которые проверены как разумные хозяйственники, как умелые и знающие специалисты, которым государство продает в собственность землю только после 10-летней ее аренды, и получения на этой земле высоких результатов труда, повышении плодородия почвы.
В условиях равноправного развития всех форм собственности и разумном нормотворчестве можно достичь наиболее целесообразного развития имущественных (земельных) интересов.
В России доминирующее положение частной собственности в агропромышленном производстве существенно трансформировало потребности, экономические приоритеты его участников. Имущественные интересы находятся в определенном соподчинении, в таком же соподчинении, как
и соответствующие формы собственности. Поэтому приоритет определенных видов собственности ведет к приоритету одноименных имущественных интересов в силу воздействия ресурсопополняю-щей составляющей, рентообразующей способности территории. Следовательно, только в условиях равноправного развития всех форм собственности можно достичь и наиболее целесообразного развития имущественных интересов.
Хочется отметить особый и очень важный момент, что имущественные интересы сельскими товаропроизводителями не могут быть выражены ими, не будь установленного на то закона или соответствующего правоустанавливающего документа, иными словами, интерес может быть выражен только через правовое поле. Проведенные нами исследования показали, что практика прокурорских проверок выявляет повседневные нарушения в субъектах Российской Федерации земельного законодательства юридическими и физическими лицами. Нарушения связаны с порядком предоставления и изъятия земельных участков, приватизацией земель, регистрацией крестьянских (фермерских) хозяйств, ущемлением прав пайщиков сельскохозяйственных предприятий в части выделения земельных долей, регистрацией прав собственности на земельные участки.
Анализируя особенности имущественных (земельных) интересов мы пришли к выводу, о том, что в условиях трансформации собственности имущественный интерес у субъектов экономических отношений в определенный период времени проявляется неоднородно. Особенно четко он стал проявляться у властных структур, доминируя над всеми остальными видами интересов, начиная с ноября 1990 года, и декабря 1991 года, когда в нашей стране была принята целая плеяда законодательных актов о земле (законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе», указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», постановление «О реорганизации колхозов и совхозов»).
Анализ имущества и имущественных прав определяет имущественный интерес сельских товаропроизводителей — связанный с земельным (имущественным) интересом и становится началом всех существующих интересов товаропроизводителей. Земельное хозяйство России многофункциональное и очень сложное. Обеспеченность страны земельными ресурсами — это важнейший фактор развития общественного производства не только экономический, но и политический. Действующее законодательство предусматривает семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В настоящее время в мировой практике известны десятки экономических показателей, используемых для оценки эффективного использования земельных ресурсов. Сложились также и определенные подходы к классификации этих показателей. Но данные показатели сложны в использовании. В Волгоградской области по результатам исследований выявлено, что в структуре численности специалистов сельскохозяйственного производства подавляющее большинство составляют работники со средне специальным образованием. Доля лиц с высшим образованием неуклонно сокращается. Таким образом, мы вынуждены создать показатели доступные в использовании этой категории руководителей и специалистов.
Необходимость разработки дополнительных показателей также оправдана, но лишь в том случае, если указанные показатели позволяют охарактеризовать те аспекты деятельности сельских товаропроизводителей различной организационно-правовой формы хозяйствования, которые осветить с помощью традиционных общепринятых коэффициентов невозможно. К числу таких аспектов деятельности сельских товаропроизводителей относится реализация имущественного (земельного) интереса. Для этого нами был разработан ряд дополнительных показателей, которые позволят, наряду с традиционными экономическими показателями, более полно и достоверно оценить деятельность сельских товаропроизводителей по эффективному использованию имущественного (земельного) интереса.
Данные показатели имеют смысл лишь в том случае, если представляется возможность их сравнения в группах одной организационно-правовой формы хозяйствования, находящихся в одинаковых условиях производства, ведущих хозяйственную деятельность на уровне передовой агротехники и механизации производственных процессов по наличию имеющихся земельных площадей. Также необходимо использовать совокупный почвенный балл богарной пашни, так как эти предприятия находятся в различных почвенно-климатических зонах.
Прежде всего, необходимо вывести показатель имущественного интереса по эталонному объекту в группе сравнения (ИИЭ):
ИИэ = (Уэ х SM) х Цэ / Бэ2 / Кбэ, (1)
где УЭ — урожайность по эталонному объекту, ц/га;
S- площадь используемых земель под зерновые эталонного объекта, га;
S — площадь земель отведенная под зерновые эталонного объекта, га;
ЦЭ- цена продаж 1 ц зерна по эталонному объекту, руб.;
КБЭ — коэффициент бонитета по эталонному объекту.
Именно этот показатель является базовым или основным в группе сравнения, так как характеризует эффективность реализации имущественного интереса предприятия- эталона.
Рассчитав имущественный интерес эталонного объекта, представляется целесообразным найти имущественный (земельный) интерес исследуемого объекта (ИИио):
ииио = (уи х Sm) х Ци / SE / кби (2)
где УИ — урожайность по эталонному объекту, ц/га;
S — площадь используемых земель под зерновые исследуемого объекта, га; — площадь земель отведенная под зерновые эталонного объекта, га;
ЦИ- цена продаж 1 ц зерна по исследуемому объекту, руб.;
КБИ — коэффициент бонитета по исследуемому объекту.
Этот показатель характеризует эффективность реализации имущественного интереса сельских товаропроизводителей.
Эффективность имущественного (земельного) интереса эталонного объекта над исследуемым объектом (Э ) находим по формуле:
эии = ииэ— ииио, (3)
где ИИЭ — имущественный (земельный) интерес эталонного объекта, руб.;
ИИИО — имущественный (земельный) интерес исследуемого объекта, руб.
Этот показатель необходим для сравнения результатов деятельности различных сельских товаропроизводителей. Использование данного показателя дает возможность узнать, эффективно реализует имущественный интерес товаропроизводитель или нет. Данная методика необходима сельским товаропроизводителям для успешного применения в разработке путей оперативно воздействовать на правильность принимаемых управленческих решений, является инструментарием усиления заинтересованности сельхозтоваропроизводителя в повышении эффективности сельскохозяйственного производства.
Решая проблему управления земельными участками, мы предлагаем современный механизм достижения высокого уровня жизни сельских жителей и максимального освоения территорий страны. Именно отсюда и начинается реализация их гражданских прав, прав на совместное владение и распоряжение собственностью, реализации своих жизненных запросов. Мировой и отечественный опыт показывают, что никто лучше проживающих на селе людей не знает свои проблемы, и никто лучше, чем они их не решит. Отсюда первоочередной задачей настоящего закона является подъем местных территорий путем создания условий для сбалансированного развития разных интересов: государственных, местных и личных. Изучая затронутую проблему, и анализируя ее, мы пришли к убедительному выводу, что население — собственники земельных паев — участков не должны безраздельно передавать управление своей собственностью — арендаторам, делегируя им право принятия оперативных решений по целому ряду аспектов.
Существующий договор аренды земельных участков при множественности лиц на стороне арендодателей на настоящий момент не совершенен. Арендодатель не имеет возможности в полной мере проследить за использованием своей собственности. Договор не позволяет вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора, а в лучшем случае имеет право:
- посещать земельный массив в целях контроля за использованием и состоянием земель;
- на возмещение убытков, причиненных ухудшением качества земель в результате деятельности арендатора;
- вносить изменения и дополнения, вытекающие из действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих использование земель.
Политика управления земельными участками (паями) должна быть направлена в первую очередь на привлечение к управлению собственников этих участков, из числа специалистов сельского
ЗОТОВА T.A.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
хозяйства имеющих богатый опыт работы на земле. Практика передачи паев арендаторам разного уровня в безраздельное финансовое и хозяйственное управление:
- во-первых, не позволяет собственнику земли принимать участие в рациональном и целесообразном ее использовании;
- во-вторых, владельцы паев не получают реальных оплат за использование земли от арендаторов, т.к. не знают реальных хозяйственных и финансовых результатов полученных при эксплуатации земель. Будучи не вовлеченными в процесс управления собственники участков не могут повлиять на выхолащивание земель, когда за счет неграмотного, а порой умышленного использования под «выгодные» культуры для получения сиюминутного очень высоко дохода арендатором, но не собственником пая наносится вред земле.
Поэтому, важнейшим фактором должна стать новая структура управления земельными участками (паями) через создание местного Комитета по управлению земельными участками. Такая структура не только решит вопросы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, но резко повысит уровень жизни сельских жителей, прежде всего, потому что, противоречие между личностью и обществом — одно из коренных причин разбалансированности интересов. На данном этапе формируется новая культура управления своей собственностью, в основе которой лежит предпринимательская суть.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Беленький В.Р. Многоукладное землепользование Карачаево-Черкесской Республики (экономичес-
кие основы развития) / В.Р. Беленький, В.Н. Плотников, Н.А. Науменко. Волгоград: Из-во ВолГУ, 2001.
2. Воропаев А. Система экономических интересов сельских тружеников // АПК: Экономика, управле-
ние. 1996. № 3.
3. Пандаков К.Г. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика / К.Г. Пандаков, А.Е. Черноморец. Саратов: 0риент-2000, 2003.
Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.
В рамках существующих моделей экономического поведения предприниматель в наибольшей степени соответствует характеристикам «экономического человека»: индивидуализм и рациональность, способность максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченности ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются с поведением предпринимателей, чем, например, потребителей или наемных работников. Безусловно, экономическое поведение предпринимателей не свободно от влияния исторических, культурных, демографических, социально-психологических факторов. От ряда факторов внешней среды, от того, каковы существующие в обществе обычаи и институты (социальная престижность предпринимательства, этические нормы, законодательство, система налогообложения, государственная поддержка, возможность получения соответствующего образования и др.) зависит степень развития предпринимательства в целом, а также преобладание положительных или отрицательных черт в экономическом поведении предпринимателей.
В экономике России и на сегодняшний день в ней присутствуют черты, характерные для переходного типа экономических систем, формирующихся рынков. За годы реформ определенного уровня развития достиг малый, средний и крупный бизнес: число зарегистрированных малых предприятий на начало 2005 г. составило 953 тыс., на них работают почти 8 млн. человек [4]; крупнейшие