ПОЛИТОЛОГИЯ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ИСПАНИИ
Н.Е. Аникеева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Важной задачей отечественной и испанской историографии является изучение истории и политики Испании на современном этапе, в частности, периода правления Народной партии. При подготовке данной статьи использованы исследования и монографии испанских политиков и ученых (И. Ариеса, А. Рубаль-кабы, И. Молины и др.), которые были изучены в ходе научной командировки в Мадрид (Университет Комплутенсе, факультет политических наук и социологии), проходившей в рамках сотрудничества между Банком Сантандер и МГИМО(У).
В статье рассматриваются политические и экономические аспекты жизни Испании, а также проанализирована внешняя политика страны в период начиная с 2011 г. по настоящее время. Данная статья посвящена актуальным проблемам:экономике и внешнеполитическим приоритетам правительства М. Рахоя, проблеме сепаратизма и политической системе страны. Испания восстанавливается от долгового кризиса еврозоны и продолжает бороться с рекордно высоким уровнем безработицы. Серьёзное влияние на жизнь Испании продолжает оказывать усиление сепаратизма в Каталонии. Правительство Испании за два с половиной года инициировало ряд реформ, направленных на преодоление кризиса. Проблема экономического роста тесно связана с международными позициями государства. Европейская интеграция остаётся главной стратегической задачей испанской внешней политики. Испания стремится повысить свою роль в мировой политике, заняв место непостоянного члена Совета Безопасности ООН на период с 2015-2016 г. М. Рахой ведёт активную государственную деятельность.
Ключевые слова: современная Испания, актуальные проблемы, внутренняя и внешняя политика, экономические аспекты, политическая система страны.
Народная партия победила на выборах в Испании 20 ноября 2011г. В результате правительство консерваторов возглавил известный испанский политик Мариано Рахой Брей [1, с. 112]. На сегодняшний момент прошло больше половины срока пребывания у власти М. Рахоя [2]. Первый год нахождения у власти М. Рахоя показал, что режим жёсткой экономии и реформы, направленный, с одной стороны на оздоровление экономики и финансов страны, а с другой стороны - сопровождающийся урезанием социальных программ с целью уменьшения расходов госбюджета, оказались недостаточными. Следует отметить, что в феврале 2009 г. Испания - одна из успешных экономик Евросоюза, -оказалась в рецессии. В Испании по-прежнему существует серьёзная проблема безработицы, которая составляет порядка 25%. Дефицит испанского бюджета в 2012 г. составил около 7%.
В начале 2013 г., правительство Народной партии приняло решение начать «второй этап реформ, направленных на ускорение экономического роста, создание рабочих мест и предоставление налоговых скидок и льгот для компаний».
Особенности правления Народной партии
Правительство Испании за два с половиной года инициировало ряд реформ, направленных на преодоление кризиса: «Национальный план реформ», «Программа стабилизации на период 2013-2016 гг.», а также «Стратегию экономической политики». В результате темпы падения испанской экономики в 2013 г. замедлились (по итогам третьего квартала ВВП вырос на 0,1% по сравнению со вторым). До этого на протяжении нескольких кварталов подряд темпы роста были отрицательными. В июле 2013 г. министр экономики Луис де Гиндос заявил, что испанская экономика начала выходить из рецессии. Накануне 2014 г. Мадрид отказался от дальнейшей финансовой поддержки европейского стабилизационного фонда (в 2012 г. Испании был предоставлен кредит на сумму в 100 млрд евро на стабилизацию банковской системы страны, из этих средств было использовано 41,3 млрд евро).
Необходимо отметить, что в Испании, наряду с другими странами Запада, наблюдается тенденция трансформации элиты. Гражданам практически неважно, к левой или правой партии относится лидер правящей партии. Это единообразие поведения политиков объясняется следствием доминирования неолиберализма и требованием выживать в условиях экономического кризиса [3, с. 46].
Серьёзное влияние на жизнь Испании продолжают оказывать проблемы дезинтеграции и сепаратизма в Каталонии. В непростом финансовом положении в результате мирового финансового кризиса оказались испанские автономии. Не стала исключением и одна из самых развитых - Каталония. Кризис усилил стремление к
сепаратизму эдесь. В результате 25 ноября 2012 г. на досрочных региональных выборах две сепаратистки настроенные партии - «Конвергенция и союз» во главе с Артуром Масом и «Левые республиканцы Каталонии» - получили большинство мест в каталонском парламенте.
Рахой выступает против предоставления Каталонии независимости, в том числе фискальной. В сентябре 2013 г. глава правительства в официальном послании ответил отказом на июльский запрос главы автономии Артура Маса о проведении референдума по данному вопросу. Важным является также тот факт, что 25 марта 2014 г. Конституционный суд Испании признал, что одобренное большинством голосов депутатов каталонского парламента решение от 23 января 2013 г. о «признании региона суверенным юридическим и политическим субъектом» неконституционным. Право граждан автономии Каталонии самостоятельно решать свою судьбу конституции не противоречит. Однако оно может интерпретироваться как «не ставящее вопрос о праве на самоопределение». Вопросы суверенитета решает весь испанский народ. По мнению испанских аналитиков, независимость Каталонии немедленно повлечёт за собой выход региона из состава ЕС, вследствие чего автономия покинет зону евро и потеряет субсидии Евросоюза (за период с 2007 по 2013 гг. их общая сумма составила 2,667 млрд евро), а каталонский экспорт в Испанию и другие европейские страны будет осуществляться в соответствии с общими тарифами для стран - не членов ЕС. Кроме того, в случае отделения от Мадрида Каталонии потребуются серьёзные затраты на то, чтобы развивать собственные сферы обороны, безопасности и дипломатии [4].
Каталонское правительство назначило дату проведения референдума о самоопределении на 9 ноября 2014 г.Однако 29 сентября Конституционный суд Испании принял к рассмотрению иск центрального правительства страны о несоответствии основному закону указа о проведении референдума в Каталонии, что автоматически означает приостановку действия этого документа. Правительство автономии заявило, что согласиться с этим решением, а вместо этого намеревается провести так называемый «консультативный опрос» населения автономии, который, по мнению экспертов, не будет иметь никаких правовых последствий. 4 ноября Конституционный суд Испании вновь по просьбе правительства М. Рахоя заблокировал проведение опроса в Каталонии.
Несмотря на запрет, правительство А. Маса 9 ноября провело неофициальный опрос, в котором приняли участие более 2,25 млн каталонцев из 5,4 млн, имеющих право голоса. Большинство каталонцев поддержали независимость. Они ответили на два вопроса: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли Вы, чтобы Каталония стала независимым государством»? В результа-
те подсчёта бюллетеней - 80,72% респондентов ответили на оба вопроса «да» и 10,11% ответили на первый вопрос «да» и на второй «нет». 4,5% ответили «нет» на вопрос, «Хотят ли они видеть Каталонию государством». После проведения этого опроса А. Мас по-прежнему стремится достичь соглашения с правительством Испании о проведении законного референдума.
Важное событие, которое значимо для современной Испании - это выборы в Европар-ламент, которые состоялись в мае 2014 г. Из 54 депутатских мандатов, принадлежащих Испании (в соответствии с Лиссабонским договором), Народная партия получила 16 парламентских мест, а социалисты - 14. Остальные депутатские места получили региональные партии Конвергенция и Союз, Баскская националистическая партия, Бильду и др. Необходимо отметить, что НП несколько ухудшила свои показатели по сравнению с предыдущими выборами [5]. Заслуживает внимания также тот факт, что оппозиционную Испанскую социалистическую рабочую партию в июле 2014 г. возглавил 42-летний испанский политик Педро Санчес Кастехон, он сменил на этом посту Альфредо Переса Рубалькабу. П. Санчес выступает за обновление ИСРП и собирается принять участие в очередных всеобщих парламентских выборах в Испании, проведение которых намечено на 2015 г. [6].
Ещё одной важной тенденцией, наметившейся в испанском государстве, является ослабление роли института монархии в стране. Согласно опросам общественного мнения, проведённым в январе 2014 г., более половины испанских граждан (62%) выступали за отставку короля Хуана Карлоса и передачу трона в пользу его сына - принца Фелипе Астурийского. 2 июня 2014 г. король Испании принял решение сложить с себя полномочия по политическим и личным мотивам (основной причиной стало состояние здоровья монарха). 19 июня Филип VI принял присягу в качестве короля Испании. Президент России В.В. Путин поздравил нового короля с этим событием, а также выразил надежду, что «отношения между Россией и Испанией будут и далее плодотворно развиваться с учётом традиций дружбы и взаимного уважения, заложенных в период правления Хуана Карлоса I » [7].
М. Рахой ведёт активную государственную деятельность. К примеру, в 2013 г. он встретился с президентами восьми автономных областей (Каталонии, Андалусии, Валенсии, Кантабрии и др.). Он посещал ряд важных международных мероприятий, в частности, заседания Европейского Совета, Иберо-американский саммит, саммит «Большой двадцатки», саммит ЕС-Африка, Экономический средиземноморский форум по формуле 5+5 и др. Состоялись его встречи с 11 главами правительств и 28 главами государств, включая Россию.
Что касается позиции Мадрида в отношении украинских событий, то испанское руководство
в конце июля 2014 г., к сожалению, присоединилось к санкциям ЕС против России «в ущерб своим интересам» [8].
Подходы в испанской историографии и политологии к международным проблемам
Некоторые расхождения политических взглядов в руководящих кругах Испании по вопросу внешней политики страны всегда существовали на протяжении периода консолидированной демократии и были обусловлены сменой правительств, находившихся у власти. Что касается внешней политики М. Рахоя, то можно констатировать, что он проводит её в соответствии с теми ориентирами, которые были определены в его статье «Моё видение Европы и Испании в мире», опубликованной в авторитетном испанском журнале « Política Exterior» в декабре 2011 г. Круг этих международных вопросов обозначен следующим образом:
- основной приоритет европейской политики Испании - Евросоюз;
- следующее важное направление - Америка (Ибероамерика и США). С Соединенными Штатами, по мнению Рахоя, необходимо укреплять двусторонние отношения;
- важным ориентирами внешней политики страны, в силу географических и исторических особенностей, называется средиземноморское направление;
- далее следует сотрудничество со странами БРИКС (Бразилией, Россией, Индией, Китаем, ЮАР) и азиатский вектор;
- приоритетами международного сотрудничества, безусловно, является - ООН, «Большая двадцатка», ЕС, НАТО.
Рахой считает, что Испания должна повысить свою роль в мировой политике. Важным событием он считает выдвижение Испании в число кандидатов на место непостоянного члена Совета Безопасности на период с 2015 по 2016 гг. [9, с. 27].
Значимым событием в испанской науке стала публикация доклада Мадридского Королевского института Элькано в феврале 2014 г., вышедшего в свет под редакцией известного политолога Игнасио Молины. Тема этого исследования - «На пути к пересмотру стратегии испанской внешней политики». Стратегическими партнёрами Испании в рамках ЕС в этом докладе названы Германия, Франция, Италия, Португалия и Польша. В исследовании отмечается, что путь европейской интеграции, по-прежнему, остается главной стратегической задачей внешнеполитического курса Испании.
Приоритеты испанской внешней политики на данном направлении определены следующим образом:
- содействие дальнейшему построению европейского сообщества посредством укрепления его легитимности и усиления роли институтов ЕС, сохранения сплочения стран-членов;
- упрочение позиций евро на основе стабильности и солидарности Экономического Валютного Союза, консолидация Общего Рынка;
- содействие превращению ЕС в активного игрока на международной арене.
В докладе также отмечается, что Испания должна выдвигать собственные идеи и иметь своё видение различных направлений политики ЕС. Мадриду следует сохранять свою традиционную позицию, которая заключается в том, чтобы участвовать в интеграционных процессах в рамках ЕС. В то же время необходимо определить, какие направления внешней политики следует делегировать Евросоюзу, а какие - оставить в ведении центрального правительства. В заключение доклада отмечается, что за период членства Испании в Европейском союзе её внешняя политика претерпела процесс европеизации, который коснулся её национальных интересов [10, с. 14].
Что касается подходов в испанской историографии к средиземноморским проблемам, то они сводятся, прежде всего, к мысли о том, что этот регион был и остаётся приоритетом испанской внешней политики. Испания является средиземноморской страной. Южный берег Средиземноморья переживает сейчас этап глубоких динамических изменений. Европейские страны должны продвигать демократические преобразования, поэтому Испания, по мнению М. Рахоя, должна поддерживать европейскую политику добрососедства. Мадриду следует играть важную роль в укреплении евро-средиземноморских отношений. Процесс политического перехода от диктатуры к демократии в постфранкистский период вызвал большое одобрение на международной арене, и этот опыт может быть востребован средиземноморскими странами. Для Испании приоритетную роль играют отношения с Марокко, кроме того, стратегически важны отношения с Алжиром.
В то же время центральным фактором в Средиземноморье является мирный процесс на Ближнем Востоке. Евросоюз, по мнению М. Рахоя, должен способствовать достижению мирных переговоров, играть активную роль в рамках квартета (США, ЕС, ООН и России).
Важным аспектом европейской внешней политики в Северной Африке Рахой считает борьбу с бедностью. В этом плане страны региона могут рассчитывать на поддержку со стороны Испании [9].
В авторитетном испанском журнале «Политика Экстерьор» была опубликована статья
«Внешняя политика во времена кризиса» видного испанского политика, экс-лидера оппозиционной партии социалистов Альфредо Переса Рубалькабы. Он отметил, что Магриб и, соответственно, арабский мир являются приоритетами Испании, поэтому события «арабской весны», которые произошли в некоторых странах в непосредственной близости от испанского государства, напрямую затрагивают его стратегические интересы. Для успеха политических процессов в этих странах Испания, имея свой собственный опыт мирного перехода к демократии, готова оказывать им любую необходимую политическую и финансовую поддержку, содействовать диалогу со всеми силами, которые стремятся к свободе и демократии.
Усилий Испании, безусловно, недостаточно. Поэтому испанская сторона поддержала план ЕС «Партнёрство ради демократии и общего процветания» с южным Средиземноморьем. Этот стратегический план, по мнению Рубалькабы, должен способствовать адаптации к новой ситуации и привести к созданию демократического блока в регионе. Должен быть также реформирован Союз для Средиземноморья [11, р. 17].
Испанская научная школа средиземноморских исследований представлена рядом фундаментальных работ центра Барселонского института международных исследований и Автономного университета Мадрида, а также ряда других специализированных учреждений по изучению проблем Средиземноморья. Публикации испанских исследователей - Ф. Мар-тинеса Лопеса, Ф. А. Миньоса, Х. Бакарии, О. Перни, Х.К. Карлоса - посвящены евро-средиземноморскому сотрудничеству, Барселонскому процессу и Союзу для Средиземноморья [12], а также отношениям Испании и Турции, инициативе «Альянс цивилизаций»[13].
В заключении необходимо отметить, что испанские граждане возложили на лидера Народной партии М. Рахоя надежды на решение проблем своего государства. Однако выполнить поставленные перед правительством задачи оказалось непросто. Перед Народной партией стоит ещё много нерешённых задач, с которым правительство старается справиться. В том, что касается проведения экономических реформ, сегодняшяя Испания нередко выступает примером для других государств. Евросоюза. Вместе с тем, можно согласиться с мнением известного испанского дипломата Иносенсиа Ариаса о том, что « Рахой как политик популярнее за рубежом, чем у себя в стране».
Список литературы
1. Аникеева Н.Е. Новое во внешней и внутренней политике правительства Мариано Рахоя // Вестник МГИМО-Университета. № 6. 2012. С. 112-116.
2. Rajoy M. En confianza. Mi vida y mi proyecto de cambio para España. Barcelona: Planeta, 2011. 255 p.
3. Власова О. Почему мельчают западные лидеры // Эксперт. 23 - 29 сентября 2013. № 38 (868). C. 46-47.
4. La razón.es. 26.03.2014.
5. El pais. 25.05.2014.
6. El pais.14.07.2014.
7. Президент Владимир Путин поздравил Филиппа VI с принятием присяги в качестве короля Испании, сообщается на официальном сайте Кремля. // Rg.ru. 19.06.2014. Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/06/19/putin-anons.html
8. El pais. 20.03.2014.
9. Rajoy M. Mi visión de Europa y España en el mundo // Política Exterior. 2011. noviembre/diciembre, pp. 27 - 37.
10. Molina Ignacio (coord.). Hacia una renovacion estrategica de la politica exterior espanola. Informe 15 / febrero 2014, pp.14-17. Real Instituto Elcano-Madrid- España. Режим доступа: http://www-realinstitutoelcano.org,
11. Rubalcaba A.P. Política exterior para tiempos de crisis // Política Exterior. 2011. marzo/abril, pp.17-21.
12. España, el Mediterráneo y el mundo arabomusulmán: diplomacia e historia / Bernabé López García y Miguel Hernando de Larramendi, eds. 2010. 352 p.
13. Beneyto J. M., Argerey P., Sorroza A. La apuesta por el Mediterráneo: un reto para el siglo XXI, Madrid, 2010. 194 p.
Об авторе
Наталья Евгеньевна Аникеева -д.и.н., профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected].
THE ACTUAL PROBLEMS OF MODERN SPAIN
N.E. Anikeeva
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract: The important aim of national and Spanish historiography and political science is to study history and foreign policy of modern Spain.
The author studied articles and monographies of spanish politicians and researchers (M. Rahoy, I. Aries, A. Rubalcaba, I. Molina) for the preparation of this article during the scientific trip to Madrid (Complutense University, Faculty of Political Science and Sociology), which was held in the framework of cooperation between the Bank Santander and MGIMO (University).
The paper analyzes the political and economic aspects of life in Spain, and its foreign policy of the period of government of Mariano Rajoy (from 2011 to the present time). The article is dedicated to actual problems of modern Spain: the economy and the priorities of the government of M.Rajoy, the problem of separatism and political system of the country. Modern Spain is still recovering economically from the euro debt crisis and continues to struggle with near-record unemployment. Domestic economic recovery of Spain and the country's foreign position are closely linked. The European integration process still remains the main strategic task of the spanish foreign policy. Spain increases its role in world politics and obtains a non-permanent UN's Security Council seat for the 2015-2016 term.
Key words: Modern Spain, actual problems, domestic and foreign policy.
References
1. Anikeeva N. 2012. Novoe vo vneshney y vnutrenney politike pravitelstva Mariano Rajoy [The new foreign and domestic policies of the Mariano Rajoy's Government]. Vestnik MGIMO Universiteta, no. 6, p. 112-116.
2. Rajoy M. 2011. En confianza. Mi vida y mi proyecto de cambio para España. Barcelona: Planeta Publ. 255 p.
3. Vlasova O. 2013. Pochemy melchayut zapadnye lideri [Why Western leaders become petty]. Expert, no. 38 (868), pp. 46 - 47.
4. La razón.es. 26.03.2014. La razón.es.13.03.2014.
5. El pais. 25.05.2014.
6. El pais.14.07.2014.
7. Prezident Vladimir Putin pozdravil Filippa VI s priniatiem prisiagi v kachestve korolia Ispanii, soobshchaetsia na ofitsial'nom saite Kremlia [President Vladimir Putin congratulates Philip VI from taking the oath as King of Spain, the official website of the Kremlin]. Rg.ru. 19.06.2014. Available at: http://www.rg.ru/2014/06/19/ putin-anons.html
8. El pais. 20.03.2014.
9. Rajoy M. 2011. Mi visión de Europa y España en el mundo. Política Exterior. Noviembre/diciembre. pp. 27 - 37.
10. Molina Ignacio (coord.). 2014. Hacia una renovacion estrategica de la politica exterior española. Informe 15, febrero, pp 14-17. Real Instituto Elcano-Madrid-España. Available at: http://www.realinstitutoelcano. org/wps/wcm/connect/ec53e280430c03c1a760afc959dd21c2/InformeElcano15_PolExtEspana.pdf?M0D-=AJPERES&CACHEID=ec53e280430c03c1a760afc959dd21c2
11. Rubalcaba A.P. 2011. Política exterior para tiempos de crisis. Política Exterior. marzo/abril.
12. España, el Mediterráneo y el mundo arabomusulmán: diplomacia e historia. 2010. Ed. by Bernabé López García y Miguel Hernando de Larramendi. 352 p.
13. Beneyto J. M., Argerey P., Sorroza A. La apuesta por el Mediterráneo: un reto para el siglo XXI. 2010. Madrid. 194 p.
About the author
Natalya Е. Anikeeva - Doctor of historical science, professor at the Department of history and foreign policy of Europe and America of MGIMO (U) MFA of Russia. E-mail:[email protected]