14. Lazarev V. V. Probely v prave. (Voprosy ponyatiya probelov i kritika teorii besprobel'nosti prava) [Gaps in law. (Questions to the concept of gaps and criticism of the theory besprobelnosti right)]. Kazan: Publ. of Kazan University. 1969. P. 69.
15. Ibid.
16. Vestnik VAS RF - Herald of the SAC. 2011, № 3.
17. "[Our] task - to establish uniform standards of judicial practice in the interpretation of the law," -said the judge of SAC Victor Batsiev. (Lawyers expressed claim the Russian Armed Forces and the SAC. Available at: http://pravo. ru/review/view/84542/ (date accessed 22. 04. 2013) (in Russ. ).
18. YUridicheskie protsedury vo frantsuzskom prave: Rossijsko-Frantsuzskaya seriya uchebnykh i in-formatsionnykh materialov № 29. Posol'stvo Frantsii v Moskve MID: Frantsuzskaya organizatsiya tekhnicheskogo sotrudnichestva - Legal procedures in French law: Russian-French series of training and information materials № 29. French Embassy in Moscow Foreign Ministry: French organization for technical cooperation. 1994. Pp. 19-20.
19. Collision itself means a clash, concussion. It is written by M. A. Zanina, based on explanatory dictionary of foreign words. (Quoted by: Zanina M. A. Kollizii norm prava ravnoj yuridicheskoj sily (ponyatie, prichiny, vidy) [Conflict of laws of equal legal force (concept, causes, types)] / entered. N. A. Vlasenko. 2nd ed., rev. & add. Moscow. RAP; VoltersKluver. 2010. P. 3.
20. Pokrovsky I. A. Osnovnye problemy grazhdanskogo prava [The main problems of civil rights]. Moscow. Statute. 1998. P. 118.
21. Ilyin I. A. Teoriya prava i gosudarstva [Theory of Law and State]. Moscow. Zertsalo. 2003. P. 97.
22. Malko A. V., Subochev V. V., Sheriev A. M. Prava, svobody i zakonnye interesy: problemy yuridi-cheskogo obespecheniya [The rights, freedoms and legitimate interests of legal security problems]. Moscow. Norma: INFRA-M. 2010. P. 91.
23. Cherdantsev A. F. Logiko-yazykovye fenomeny v yurisprudentsii [Logico-linguistic phenomena in jurisprudence]. Moscow. Norma: INFRA-M. 2012. P. 120.
24. Brox H. Walker W-D. AllgemeinerTeil des BGB. Mbnchen: Verlag Franz VahlenMbnchen. 2011 R. 283-284.
25. Resolution of the Federal Volga-Vyatka district from 04. 02. 2010 on case number A38-3295/2007// ATP "Consultant Plus".
УДК 352
М. А. Ушакова
Актуальные проблемы информационной открытости органов местного самоуправления
В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы информационной открытости деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации их полномочий по решению вопросов местного значения в интересах населения, а также создания информационных возможностей для активного участия местных сообществ граждан в реализации программ развития территорий муниципальных образований с целью создания наиболее благоприятной среды проживания.
This article examines current issues of information transparency of local government. They implement their authority to address local issues in the public interest and provide information opportunities for active participation of local communities of citizens in development programs of municipalities and create the most favorable living environment.
Ключевые слова: Конституция РФ, местное самоуправление, органы местного самоуправления, граждане, Концепция, Реестр государственных и муниципальных услуг, МФЦ, Интернет, СМИ, телевидение.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, local government, local governments, citizens, concept, register of public and municipal services, MFC, Internet, media, television.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [1]. Это означает, что народ обладает всей полнотой власти на территории
© Ушакова М. А., 2014
страны, а также на территориях отдельных муниципальных образований. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории и на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения (ст. 14, 15 - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») [2], обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. Среди основных принципов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и местных сообществ граждан, а также развития различных форм непосредственной демократии важным является принцип гласности деятельности муниципалитетов.
Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека. Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [3]. Реализация права граждан на информацию, обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления являются одними из важнейших условий развития правового государства.
Однако данное право реализуется в настоящее время не в полном объеме, что приводит к ряду негативных последствий. Без доступа к актуальной информации граждане не могут участвовать в обсуждении важных государственных вопросов, принимать участие в разработке программ развития муниципальных территорий и решении вопросов местного значения. Без достоверной информации о своих правах граждане не имеют возможности определить, нарушаются ли их права, а в случае нарушения не смогут юридически грамотно обосновать свои претензии и потребовать защиты нарушенных прав.
По данной проблеме Светлана Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению, справедливо отмечает, что открытость муниципальной власти - это очень острая проблема, поскольку только на местном уровне граждане имеют возможность непосредственно участвовать в вопросах управления местными делами. Но, к сожалению, на практике население даже не всегда знает, чем заняты местные администрации, не говоря уже о каком-то их деятельном участии [4].
Так, в 2006 г. был принят Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в соответствии с которым граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, вправе получать от органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую их права и свободы [5]. Кроме этого данным законом предусматривается, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях, должна предоставляться на бесплатной основе.
Согласно Федеральному закону от 21 января 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», все органы местного самоуправления должны обеспечить доступ к информации о своей деятельности, за исключением информации, доступ к которой ограничен. Согласно ст. 4 информация должна быть открытой, доступной, достоверной, свободной в распространении, соблюдать права граждан [6].
В настоящее время существуют различные способы получения информации о деятельности органов местного самоуправления: обнародование (опубликование) органами местного самоуправления своей деятельности в СМИ, размещение информации и ознакомление с ней граждан в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, присутствие граждан на заседаниях органов местного самоуправления, предоставление информации гражданам по их запросам, а также размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет. Официальный сайт, согласно ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ, представляет собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности
органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которые принадлежат органу местного самоуправления [7].
Однако несмотря на наличие соответствующих нормативных актов, многие сайты органов местного самоуправления не соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ. А в некоторых случаях сайты вообще отсутствуют. Исследования экспертов показывают, что, даже создав собственные сайты, большинство органов местного самоуправления подходят к этому вопросу формально: заводят доменное имя, размещают собственные эмблему службы и фотографию здания органов местного самоуправления, пускают по левой колонке несколько ссылок с не требующей обновления информацией [8]. Таким образом, на практике получается, что открытость и актуальность информации о деятельности органов местного самоуправления только декларируется, но не обеспечивается фактически.
Причинами данной проблемы, по нашему мнению, является отсутствие в штате органов местного самоуправления специалистов по ведению сайта. Данные обязанности в основном возлагаются на кадровых работников, которые не владеют достаточными знаниями соответствующего законодательства о соответствии сайтов муниципалитетов определенным законом требованиям. Так, например, городское поселение «Поселок городского типа Фаленки» не имеет официального сайта. Кроме того, сайтов не имеют и сельские поселения Фаленского района [9]. Основная информация сайта Фаленского района не соответствует в полном объеме требованиям, предусмотренным законом. Основными нарушениями являются следующие:
1) отсутствие информации о порядке и времени приема граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений. Только на сайте Левановского сельского поселения указан график работы органов местного самоуправления, а у остальных шести поселений Фаленского района данная информация отсутствует;
2) в разделе «Обращения граждан» отсутствуют порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;
3) не указаны установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
4) отсутствуют сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, порядок приема на службу;
5) не отражена информация о результатах проверок, проведённых органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведённых в органе местного самоуправления и подведомственных организациях;
6) не представлены статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности муниципального образования, регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
По некоторым вопросам содержится устаревшая информация, требующая обновления и уточнения.
Данные нарушения влекут за собой негативные последствия:
1) из-за недостатка информации граждане не могут реализовать свои права и законные интересы, не знают, нарушаются их права или нет, как их защищать в случае нарушения;
2) слабая информированность общественности и отсутствие обратной связи не позволяет ей контролировать ход выполнения решений органов местного самоуправления;
3) отсутствие целостной информационной политики потенциально способствует коррупции, злоупотреблениям, снижает доверие граждан к органам местного самоуправления.
На наш взгляд, причины нарушений в данной сфере деятельности заключаются, прежде всего, в отсутствии в штате органов местного самоуправления специалистов по ведению муниципальных сайтов. Полагаем, что одной из причин является и недостаточное финансирование информационной политики муниципалитетов.
С. Е. Гасумова выдвигает точку зрения, что причиной является неготовность населения и самих работников муниципалитетов небольших муниципальных образований пользоваться современными информационными технологиями; имеются в виду и мотивационная готовность, и отсутствие соответствующих знаний и умений, и, главное, необходимых технических возможностей [10].
Следует отметить, что в целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 478 одобрена «Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» [11].
Единая система включает в себя государственные информационные системы: «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Под Реестром муниципальных услуг (функций) (далее - Реестр) понимается муниципальная информационная система, содержащая сведения о муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления муниципальных образований.
Формирование и ведение Реестра осуществляются в целях систематизации информации о муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления муниципальных образований. Сведения из Реестра предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам по запросам в порядке, предусмотренном законодательством. Примерный перечень муниципальных услуг (функций), включенный в сводный Реестр государственных и муниципальных услуг (функций), составляет более 80 видов государственных и муниципальных услуг. Наиболее востребованными в настоящее время являются выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, оформление и выдача заграничного паспорта нового поколения либо старого образца, регистрация и снятие с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, предоставление адресно-справочной информации, информирование о состоянии индивидуального лицевого счета, информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проведение медико-социальной экспертизы, запись на прием к врачу, регистрация автомобиля и информация о шрафах ГИБДД, подача налоговой декларации и сведения о налоговой задолженности физических лиц и др.
Одной из задач государственной программы Кировской области «Информационное общество» на 2013-2015 гг. является повышение доступности и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. В рамках этой программы предусмотрено открытие офисов Кировского областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» во всех районах области, а в городе Кирове - соответственно четырех офисов. В результате этой работы к 1 января 2016 г. ожидается увеличение доли населения, имеющей возможность получать государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна», с 16 до 91% [12].
Однако, несмотря на значительный объем государственного финансирования и организационно-методические усилия по привлечению граждан к новым формам взаимодействия, активность использования данных информационных ресурсов гражданами и юридическими лицами в настоящее время считаем недостаточной. Так, за 2013 г. количество пользователей Портала госуслуг достигло 15 000 000 человек [13]. К тому же данный Портал не подменяет, а лишь дополняет весь спектр информационных возможностей муниципальных образований, как то СМИ, Интернет, телевидение, информационные стенды, встречи депутатов представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления с гражданами по решению насущных проблем и вопросов местного значения.
Подводя итог вышесказанному, предлагаем следующие пути повышения информационной открытости органов местного самоуправления:
1. Совершенствование нормативной базы. Необходимы разработка и законодательное закрепление механизмов гарантированного доступа граждан к полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления.
2. Размещение на информационных стендах в общественных местах информации по вопросам, наиболее часто задаваемым гражданами. Проведение собраний с гражданами по интересующим их вопросам.
3. Совершенствование отношений со средствами массовой информации в целях повышения качества и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления; укрепление связей между органами местного самоуправления и населением; рост доверия общественности к органам местного самоуправления.
4. Совершенствование официальных сайтов путем приведения их в соответствие с установленными законом требованиями, внедрения новых разработок. Для этого необходимо привлечение дополнительных источников финансирования и квалифицированных специалистов соответствующего профиля.
5. Использование практического опыта других органов местного самоуправления. На официальных сайтах некоторых органов местного самоуправления содержатся такие разделы, как «Горячая линия», где могут быть опубликованы ответы специалистов по актуальным темам муниципального образования; «Банк новых идей», где население сможет поделиться своими идеями в решении проблем муниципального образования [14]. Целесообразным, на наш взгляд, является обязательное создание подобных разделов на всех официальных сайтах органов местного самоуправления.
Примечания
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
4. Актуальные вопросы обеспечения открытости деятельности муниципальной власти. URL: http:///www.gkh.ru (дата обращения 15.11.2013).
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
7. Там же.
8. Гасумова С. Е. К проблеме информационной открытости органов местного самоуправления // Вестник Пермского университета. 2012. № 1. С. 94.
9. Муниципальные образования Кировской области. URL: http://www.municipal.ako.kirov.ru (дата обращения 16.11.2013).
10. Гасумова С. Е. Указ. соч. С. 92.
11. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 (ред. от 16.06.2010) «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (вместе с «Концепцией единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», «Правилами размещения в федеральных государственных информационных системах «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях)») // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3061.
12. Сайт «Многофункциональный Центр города Кирова». URL: http://www.mfc43.ru/mfc/ mfc/news/
13. Портал государственных услуг Российской Федерации («Электронное правительство»): справочно-информационный интернет-портал. URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/news/list/1
14. Ванеев О. Н. Электронная демократия (муниципальный уровень): к проблеме информационно-коммуникационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением / / Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 205.
Notes
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (taking into account the amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30. 12. 2008 № 6-FCL, from 30. 12. 2008 № 7-FCL, from 05. 02. 2014 № 2 -FKZ) // SZ RF - Col. Laws of RF. 2014, № 15, art. 1691 (in Russ. ).
2. The Federal Law of 06. 10. 2003 № 131-FZ (ed. 05. 27. 2014) "On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation" // SZ RF - Col. Laws of RF. 2003, № 40, art. 3822 (in Russ. ).
3. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (taking into account the amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30. 12. 2008 № 6-FCL, from 30. 12. 2008 № 7-FCL, from 05. 02. 2014 № 2 -FKZ) // SZ RF - Col. Laws of RF. 2014, № 15, art. 1691 (in Russ. ).
4. Recent issues of transparency of the municipal government. Available at: http: ///www. gkh. ru (date accessed 15. 11. 2013) (in Russ. ).
5. The Federal Law of 27. 07. 2006 № 149-FZ (ed. 28. 12. 2013) "On Information, Information Technologies and Protection of Information" (amended & add., entered into force on 01. 02. 2014) // SZ RF - Col. Laws of RF. 2006, № 31 (pt. 1), art. 3448 (in Russ. ).
6. The Federal Law of 09. 02. 2009 № 8-FZ (ed. 28. 12. 2013) "On access to information about the activities of state bodies and local self-government" // SZ RF - Col. Laws of RF. 2009. № 7. St. 776 (in Russ. ).
7. Ibid.
8. Gasumova S. E. K probleme informatsionnoj otkrytosti organov mestnogo samoupravleniya [On the problem of information transparency of local governments] // Vestnik Permskogo universiteta - Herald of Perm University. 2012, № 1, p. 94.
9. Municipalities of Kirov region. Available at: http://www. municipal. ako. kirov. ru (date accessed 16.11.2013) (in Russ. ).
10. Gasumova S. E. Op. cit. P. 92.
11. Government Decree of 15. 06. 2009 № 478 (ed. 16. 06. 2010) "On a single system of information and help to support people and organizations on issues of interaction with the executive authorities and local self-government with the use of information and telecommunications on the Internet" ( together with the "concept of a unified system of information and support to help individuals and organizations on the interaction with the executive authorities and local self-government with the use of information and telecommunications network Internet", "Rules of placement in the federal government information systems "Consolidated register of state and municipal services (functions)" and "Single portal of public and municipal services (functions)" information about the state and municipal services (functions)") // SZ RF - Col. Laws of RF. 2009, № 25, art. 3061 (in Russ. ).
12. Website "Multifunctional Center city of Kirov". Available at: http://www. mfc43. ru/mfc/mfc/news/ (in Russ. )
13. Portal of public services of the Russian Federation ("e-government"): advisory and information portal. Available at: http://www. gosuslugi. ru/pgu/cms/news/list/1 (in Russ. )
14. Vaneev O. N. EHlektronnaya demokratiya (munitsipal'nyj uroven'): k probleme informatsionno-kommunikatsionnogo vzaimodejstviya organov mestnogo samoupravleniya s naseleniem [E-democracy (municipal level) to the problem of information and communication between local authorities with a population] / / Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development. 2011, № 2, p. 205.
ФИЛОЛОГИЯ
УДК 811.161.173
С. В. Чернова
Художественный образ: к определению понятия
Статья посвящена специфике художественного образа, рассматриваемого с лингвистических позиций. Автор предлагает разграничивать понятия «образность» и «художественность» как отдельные черты, свойственные слову, высказыванию, тексту, и понятие «художественный образ». Художественный образ характеризуется как целостное интегративное образование, результат творческой деятельности человека в области словесного искусства. Отмечается, что художественный образ формируется в рамках художественного текста как объединяющего особенности различных стилевых разновидностей литературного языка и нелитературных форм общенародного языка с опорой на изобразительно-выразительные ресурсы всех уровней языка (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, семантический), а также на фразеологические и паремиологические единицы, используемые с целью придания речи эстетичности, выразительности, эмоциональности и других качеств, способствующих усилению речевоздействующей функции образа.
The article is devoted to the specifics of an artistic image considered from linguistic positions. The author suggests to differentiate the concepts "figurativeness" and "artistry" as the separate features peculiar to the word, the statement, the text, and the concept "artistic image". The artistic image is characterized as complete integrative formation, a result of creative activity of the person in the field of verbal art. It is noted that the artistic image is formed within the art text as uniting features of various style kinds of the literary language and nonliterary forms of public language with a support on expressive resources of all levels of language (phonetic, lexical, morphological, syntactic, semantic), and also on the phraseological and paremiaelogi-cal units used for the purpose of giving to the speech of esthetics, expressiveness, emotionality and other qualities promoting the strengthening of the influencing function of an image.
Ключевые слова: образ, антропоцентрический принцип описания, словарные дефиниции, метод ступенчатой семантической идентификации, образность, художественность, художественный образ, мастера словесной живописи.
Keywords: image, anthropocentric principle of the description, dictionary definitions, method of step semantic identification, figurativeness, artistry, artistic image, master of the verbal painting.
Цель настоящей статьи - показать, в чем состоит специфика художественного образа как объекта лингвистической характеристики по сравнению с образом как таковым, без уточняющего его характер определения.
Слово образ есть лексическая единица, вербализующая концепт, выступающий, подобно другим концептам, как «условный конструкт нашего сознания, с помощью которого возможно познание чего-то сущностного» [1]. Анализ словарных толкований слова образ показал, что у этого слова выделяется до девяти значений, которые исходя из представлений об образе как концептуальном инварианте всех употреблений данного слова в русском языке мы свели к двум, выделив у него значение 1 (образ человека) и значение 2 (образ окружающего человека мира) [2]. Такой подход строится на основе антропоцентрического принципа описания языкового материала. Приведем выработанное нами толкование слова образ.
Ср.: Образ. 1. Образ человека - совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных непроцессуальных (внешность, одежда, социальное происхождение, система ценностей, пристрастия, желания и т. д.) и процессуальных (деятельность, модель поведения, образ жизни) характеристик реального человека или литературного персонажа, формирующихся в сознании другого лица (группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах.
© Чернова С. В., 2014