СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ
САГИДОВ А.К.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Рассмотрены ключевые проблемы, характерные для современной системы здравоохранения России. Проанализировано состояние отрасли здравоохранения регионов Северо-Кавказского федерального округа. Подведены краткие итоги реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Предложены приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения регионов Северо-Кавказского федерального округа.
Ключевые слова: здравоохранение, модернизация здравоохранения, система здравоохранения, приоритетный национальный проект «Здоровье», одноканальное финансирование.
SAGIDOV Л.К.
ACTUAL PROBLEMS OF HEALTHCARE SYSTEM BY REGIONS NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
The key problems are characteristic of the modern healthcare system in Russia. Analyzed is the state of the healthcare industry regions of the North Caucasus Federal district. There are summed up the brief results of the modernization programs healthcare entities of the North Caucasus Federal district. There are suggested priorities for improving the system of health regions of the North Caucasus Federal district.
Keywords: health, modernization of health care, the health system, the national priority project «Health», singlechannel financing.
Современное состояние здравоохранения России и тенденции развития этой отрасли социальной сферы аналогичны тем модернизационным и трансформационным процессам, которые имеют место быть в экономике страны. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки [2]. Согласно мировой практике, «человеческий потенциал» является ключевым условием экономического роста и общественного развития, и существенную роль в его создании играет состояние современной службы здравоохранения. Именно поэтому сложно переоценить роль отрасли здравоохранения в социально-экономическом развитии региона [4].
Эффективное функционирование современной системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации;
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Состояние отрасли здравоохранении, как России в целом, так и регионов СевероКавказского федерального округа в частности, характеризуется наличием достаточно серьезных проблем. Главная проблема российского здравоохранения — недофинансирование из гос-
ударственных источников в 1,6 раза и несправедливое распределение общественных средств на бесплатную медицинскую помощь между регионами. В относительных показателях (доле ВВП) государственные расходы на здравоохранение в РФ в среднем в 1,7 раза меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, соответственно 3,8 и 6,5%. В абсолютных показателях $1II 1С (долларах, оцененных по паритету покупательной способности) на душу населения в год государственные расходы на здравоохранение в РФ в 3,4 раза меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (1 $1II 1С равен 16 руб. в 2009 г.). В Советском Союзе в 1960-1970 гг. расходы на здравоохранение составляли 150 и 155 $1II 1С соответственно, что было примерно на уровне США и развитых стран Европы в те годы [5]. Недофинансирование государственной системы здравоохранения отрицательно сказывается на таких важнейших показателях здоровья населения, как продолжительность жизни и уровень смертности.
Кроме того, существуют следующие не менее актуальные проблемы здравоохранения России.
1. Нехватка и низкая квалификация медицинских кадров. По сравнению с европейскими странами численность врачей и среднего медицинского персонала на 100 тысяч человек населения в России гораздо выше, но в то же время по показателям заболеваемости и смертности населения мы также опережаем эти страны, поэтому целесообразно говорить о нехватке медицинских кадров. Кроме того, несмотря на все реализуемые в этой отрасли в последнее время мероприятия, направленные на повышение заработной платы работников, в здравоохранении все еще сохраняется низкий уровень оплаты труда. В связи с этим в ближайшие годы в стране прогнозируется дефицит медицинских кадров. Более того, в РФ наблюдается неоптимальная структура медицинских кадров по сравнению с развитыми странами: обеспеченность врачами первичного звена в 1,7 раза ниже; соотношение врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:2,4, тогда как в развитых странах оно в среднем равняется 1:3. Недостаточная квалификация медицинских кадров проявляется в неудовлетворительных показателях качества медицинской помощи по сравнению с развитыми странами.
2. Неоптимальная структура коечного фонда. Число коек интенсивного лечения в 2 раза выше, чем в развитых странах (7,8 и 3,8 на 1000 населения соответственно), а доля коек для восстановительного лечения и реабилитации очень мала (0,35 на 1000 населения). Обеспеченность же койками длительного ухода в РФ в 2 раза ниже, чем в среднем по Европе (4 и 8 на 1000 населения соответственно) [5]. Имеет место также весьма слабое материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения, особенно это касается новых видов оборудования, необходимого для эффективной диагностики и лечения пациентов в современных условиях.
3. Неэффективность управления системой здравоохранения, которое проявляется в отсутствии стратегического планирования и ответственности руководителей всех уровней за достигаемые результаты.
Необходимо отметить, что в последние годы государство вкладывает значительные средства в решение наиболее важных проблем здравоохранения. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:
- приоритетный национальный проект «Здоровье»;
- федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 гг.)»;
- региональные программы модернизации здравоохранения.
Основным результатом реализации этих масштабных по объему финансовых вложений проектов стало заметное улучшение ситуации в здравоохранении страны в целом и регионов Северо-Кавказского федерального округа в частности. В частности, значительные средства были инвестированы в программы модернизации здравоохранения регионов Северо-Кавказского федерального округа. Только по Республике Дагестан общий объем финансовых вложений в реализацию мероприятий Программы модернизации здравоохранения составил более 7 млрд руб. В рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения были выделены 3 важнейшие задачи:
1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.
Основной целью реализации мероприятий по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений являлось улучшение качества и повышение доступности первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению регионов Северо-Кавказского федерального округа, повышение эффективности профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи. Еще одной важной целью реализации мероприятий по оснащению материально-технической базы являлось выравнивание региональных систем здравоохранения по возможностям оказания медицинской помощи. Это должно позволит системе здравоохранения регионов Северо-Кавказского федерального округа, во-первых, приблизиться к единой системе здравоохранения России, а во-вторых, создаст условия для внедрения единых по всей стране порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Сагидов А.К.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
--ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА -
Только при этом человек сможет реализовать своё право на получение необходимой медицинской помощи вне зависимости от того места, где он заболел и обратился к врачу. А именно этот критерий является основополагающим в концепции развития здравоохранения России.
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
Основными целями информатизация системы здравоохранения являлись:
- повышение информированности населения о медицинских услугах;
- повышение качества медицинской помощи и медицинских услуг, благодаря использованию информационных технологий, специализированного оборудования под управлением компьютерных информационных систем, а также за счёт возможности контроля предоставления медицинских услуг;
- повышение прозрачности финансирования здравоохранения в соответствии с переходом на одноканальное финансирование.
3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.
Основным результатом реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи на территории Северо-Кавказского федерального округа является повышение качества лечения, своевременности диагностики и профилактике внутрибольничных осложнений и рост заработной платы медицинских работников.
В рамках программ модернизации проводились мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в частности осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную помощь, а также среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами либо оказывающему амбулаторную помощь самостоятельно. Результатом этих мероприятий должно было стать:
- решение проблемы укомплектования учреждений здравоохранения врачами и средним медицинским персоналом, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь;
- оказание амбулаторной медицинской помощи в соответствии со стандартами, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий;
- введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда медицинского персонала, оказывающего амбулаторную медицинскую помощь.
Однако, несмотря на реализацию всех этих мероприятий и довольно-таки большой уровень инвестиций, уровень развития системы здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа остается достаточно низким. Так, практически во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа отмечается нехватка больниц и поликлинических учреждений. Наиболее остро в регионе стоит проблема обеспеченности медицинскими кадрами. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике и Ставропольском крае участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры и врачи скорой медицинской помощи широко применяют практику совместительства. Ситуация продолжает ухудшаться в связи с оттоком молодых специалистов в другие регионы Российской Федерации. Обеспеченность врачами в Северо-Кавказском федеральном округе ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2011 г. значение этого показателя составило 42,1 человека на 10 тысяч населения, в то время как по Российской Федерации этот показатель составил 51,2 человека на 10 тысяч населения (табл. 1).
Таблица 1
Численность врачей на 10 000 человек населения в СКФО [3] (на конец года; человек)
Регион Годы Место, занимаемое в Российской Федерации, 2011
2007 2008 2009 2010 2011
Российская Федерация 49,6 49,3 49,8 50,1 51,2
Северо-Кавказский федеральный округ 40,7 40,5 41,6 40,1 42,1 8
Республика Дагестан 38,1 38,3 37,6 39,2 39,5 65
Республика Ингушетия (1990 г. - включая Чеченскую Республику) 29,5 30,4 31,5 33,8 34,1 79
Кабардино-Балкарская Республика 45,9 43,9 45,0 44,0 46,4 47
Карачаево-Черкесская Республика 33,7 34,1 35,0 33,0 35,4 74
Республика Северная Осетия-Алания 69,7 69,5 70,9 70,8 74,5 4
Чеченская Республика (1990 г. - включая Республику Ингушетия) 22,8 24,9 26,9 28,3 26,8 83
Ставропольский край 45,0 43,7 46,3 39,5 44,7 50
288
www.rppe.ru
Обеспеченность средним медицинским персоналом в Северо-Кавказском федеральном округе федеральном округе также ниже, чем в среднем по России. В 2011 г. значение этого показателя составило 90,1 человека на 10 тысяч населения, а соответствующая цифра по стране в целом равна 107 человек на 10 тысяч населения (табл. 2).
Таблица 2
Численность среднего медицинского персонала в СКФО [3] (на конец года; человек)
Регион Годы Место, занимаемое в Российской Федерации, 2011
2007 2008 2009 2010 2011
Российская Федерация 108,1 105,9 106,2 105,6 107,0
Северо-Кавказский федеральный округ 87,5 86,3 87,9 88,5 90,1 8
Республика Дагестан 78,7 80,3 80,2 81,6 82,5 78
Республика Ингушетия (1990 г. - включая Чеченскую Республику) 68,7 68,5 69,9 70,1 76,0 81
Кабардино-Балкарская Республика 115,2 111,2 111,7 108,9 112,7 43
Карачаево-Черкесская Республика 112,7 108,4 108,3 105,2 108,0 59
Республика Северная Осетия-Алания 101,6 101,7 103,6 103,8 108,9 55
Чеченская Республика (1990 г. - включая Республику Ингушетия) 67,4 67,4 69,6 73,3 75,0 82
Ставропольский край 91,5 88,0 91,9 92,2 92,6 75
Основной целью совершенствования системы здравоохранения регионов СевероКавказского федерального округа, в т. ч. и в долгосрочной перспективе, является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности, качества медицинской помощи и развития профилактической направленности в здравоохранении путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи, соответствующей уровню заболеваемости, потребностям населения, современному развитию медицинской науки и эффективному использованию имеющихся ресурсов [1].
Главным направлением развития здравоохранения в Северо-Кавказском федеральном округе в среднесрочной перспективе должно стать развитие первичного звена медицинской помощи, включая детские и взрослые поликлиники, медицинские пункты.
Еще одним важным направлением совершенствования системы здравоохранения округа является развитие специализированной помощи населению, включая строительство, реконструкцию и модернизацию многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров. Основная поддержка должна быть оказана развитию в округе таких направлений медицины, как онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология, нейрохирургия, офтальмология.
Не менее значимым направлением развития здравоохранения в округе должно стать повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения округа.
Для сокращения кадрового дефицита в сфере здравоохранения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в ближайшие годы необходимо будет разработать и принять программы по кадровому обеспечению отрасли здравоохранения, которые будут направлены на социальную поддержку молодых специалистов и их закрепление в региональных учреждениях здравоохранения.
Реализация этих мероприятий будет способствовать развитию уровня медицины в СевероКавказском федеральном округе, что, в свою очередь, несомненно, окажет положительное влияние на рост уровня и качества жизни населения округа.
Литература
1. Абдулманапов, П. Г., Багомедов, М. А., Гимбатов, Ш. М., Кутаев, Ш. К., Сагидов, А. К., Хаджалова, Х. М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона ; gод общей ред. Ш. К. Кутаева. — Махачкала : ИД «Наука плюс», 2011.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3. Регионы России : социально-экономические показатели. 2012 : Стат. сб. /Росстат. — М., 2012.
4. Сагидов, А. К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. — Махачкала, 2012. № 3. С. 87090.
5. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России : Что надо делать : научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.