YAK 81'42 ББК K81.055
C.B. ГАЛЯН, T.A. СИРОТКИНА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА
S.V. GALYAN, T.A. SIROTKINA
ACTUAL PROBLEMS OF PHILOLOGICAL ANALYSIS OF REGIONAL TEXT
В данной статье рассматривается содержание элективного курса «Филологический анализ регионального текста» на материале учебного пособия, изданного для учителей общеобразовательных школ ХМАО-Югры.
In this article, the content of the elective course "Philological Analysis of the Regional Text" is examined on the basis of a textbook published for teachers of general schools in Khanty-Mansiysk Autonomous District.
Ключевые слова: филологический анализ, региональный текст, литературное краеведение.
Key words: philological analysis, regional text, literary study of local lore.
Изучая современную литературу, необходимо понимать, что ее развитие тесно связано с развитием литературы регионов, что писатели, живущие в разных уголках необъятной России, формируют художественное пространство своего края. Но вместе с тем творчество отдельных региональных авторов, вливаясь в общий литературный поток современности, создает в совокупности то, что мы называем современной русской литературой.
В школьной практике анализ художественного текста в большой степени разделен на литературоведческий, производимый на уроках литературы, и лингвистический, которому обучают на уроках русского языка. Один и тот же текст при таком подходе понимается школьниками как два слабо взаимодействующих друг с другом феномена, и даже элементарный стилистический анализ не в состоянии заполнить эту методологическую лакуну. Филологический анализ текста, не суммирующий, но сопрягающий литературоведческий, лингвистический и стилистический подходы, снимает это противоречие и позволяет воспринимать текст как целое.
Именно эти причины побудили авторов статьи взяться за написание учебно-методического пособия «Филологический анализ регионального текста», предназначенного для учащихся девятых классов и учителей, начинающих вести элективный курс по литературного краеведению. Учитель, планируя провести данный курс, должен иметь под рукой хотя бы примерные разработки занятий, которые помогут ему выстроить оптимальную образовательную траекторию. Предлагая данное пособие десятиклассникам, авторы понимают, что к этому времени у обучающихся уже сформированы не только определенные навыки анализа художественного текста, но и представления об особенностях отражения в художественной литературе образа города (например, Москвы или Петербурга), однако исходят из того, что именно на этой литературоведческий базе необходимо строить изучение курса «Литературное краеведение. Филологический анализ регионального текста». Поэтому в пособии не просто повторяются принципы анализа литературного произведения (определение темы, идеи, описание образа автора и героя и т.д.) на региональном литературном материале, а выстраивается система занятий, призванная сформировать у учащихся понятие «югорский текст», необходимое для полноценного развития региональной личности.
Идея исследования и описания феномена регионального текста не является новой. Как отмечает известный современный литературовед В.В. Аба-шев, сегодня изучение локальных текстов русской культуры превращается в быстро развивающееся направление в филологии [1]. Однако, хотя разработанная тартуско-московской школой (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров) методология текстологического подхода к культурным феноменам, сегодня активно транслируется на локальные «провинциальные» тексты - пермский (В.В. Аба-шев), вятский (Н.В. Осипова), архангельский (А.Н. Давыдова, Л.Д. Попова), петрозаводский (И.А. Разумова), челябинский (Е.В. Милюкова), крымский (А.П. Люсый), шадринский (Н.Ю. Деткова), орловский (В.И. Юдина), югорский текст как культурный феномен не был предметом специального исследования. Поэтому перед авторами пособия стояла непростая задача: не только сформулировать понятие югорского текста, но и выделить основные компоненты его описания (ландшафтный, исторический, биографический и т.д.).
Важным моментом являлось определение места югорского текста в литературном пространстве России, и это представляется авторам логичным, если включить понятие «югорский текст» в более широкое по объему понятие «северный текст». Как пишет один из ведущих югорских этнографов Е.И. Гололобов, наиболее общими признаками для Севера являются неосвоенность, крайне малая населенность, суровые природно-климатические условия (вечная мерзлота, суровая зима, непродолжительное лето и т.д.), исключающие ведение зернового хозяйства. Такие характеристики на протяжении столетий формировали определенный географический, точнее историко-географический образ Севера вообще и Обь-Иртышского Севера в частности [3]. Однако при отмеченной общности северных территорий они отличаются особенностями заселения, исторического развития, установления государственности. Так, интересуемые нас земли Обь-Иртышья во многом отставали в этом отношении от регионов Русского Севера. Все это нашло отражение и в локальном тексте.
Таким образом, югорский текст - это неотъемлемая составляющая северного текста, включающая, в узком понимании, различные тексты локальной культуры (памятники деловой письменности, художественные произведения региональных авторов, устные речевые произведения жителей города и деревни - воспоминания, дневники и т.д.), в широком понимании - все семиотическое пространство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (обряды коренных жителей региона, фольклор пришлого русского населения, вербальные проявления региональной языковой личности, региональное ономастическое пространство и многое другое).
Еще одна проблема, с которой столкнулись авторы, - это определение тех «точек опоры», на которых строится рассматриваемый локус. Здесь уместно рассмотреть точку зрения одного из авторов данной статьи, С.В. Га-лян, которая отмечает, что релевантными для Югры являются локусы леса и большой реки, расположенного внутри или рядом с ними родового стойбища, а также город с недлинной историей. Два последних объединяются в один ло-кус Дома, а все вместе - в пространство родины [2].
Целью курса «Литературное краеведение. Филологический анализ регионального текста» является формирование у учащихся навыков филологического анализа текста на примере региональных источников - художественных и публицистических текстов югорских авторов.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- формировать представление о литературе как об одном из важнейших компонентов культуры региона;
- развивать практические навыки филологического анализа текста;
- совершенствовать речевую деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.
В результате обучающиеся должны знать:
- литературно-краеведческий материал по основным разделам учебной программы курса;
- конституирующие черты югорского культурного текста; уметь:
- читать и понимать литературные произведения и материал о творчестве автора;
- производить филологический анализ регионального текста;
- вводить элементы оценки литературного героя;
- пользоваться литературоведческой терминологией о жанровых особенностях произведения, выразительных художественных средствах, элементах композиции и стиля;
- отбирать необходимый материал для устного и письменного высказывания;
- осознавать мотив и ставить цель в процессе речи и письма в связи с конкретным произведением;
иметь опыт:
- выполнения творческих видов работ по литературе;
- постановки собственных вопросов к прочитанному тексту;
- сопоставления прочитанного произведения со смежными видами искусства (живопись, музыка);
- подготовки и презентации устного сообщения на заданную тему.
- участия в дискуссии по проблемам регионального культурного текста.
Курс ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных (ключевых) компетенций, определенных ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика, и направлен на достижение следующих учебных результатов, обозначенных в ФГОС полного общего образования:
1) на базовом уровне обучающийся научится:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
2) обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
3) обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
- в устной и письменной форме анализировать: а) конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения; б) конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (например, историей);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
Методический замысел пособия определяется теми же подходами, принципами и методами, которые учитель традиционно реализует на уроках литературы. Это литературоведческий подход к изучению материала, монографический принцип структурирования уроков, методы творческого исследования текста, аналитической беседы.
Учебно-методическое пособие содержит полную разработку тем предлагаемого курса. Рассмотрение регионального литературного материала начинается с обращения к понятию «текст», продолжается репрезентацией художественного текста как текста культуры. После этого фокус внимания сосредоточивается на понятии «региональный текст»; как один их вариантов регионального текста описывается югорский. Далее он рассматривается в различных типах контекста: историко-культурном, ландшафтном (тема «Роль пейзажа в региональном тексте»), с точки зрения особенностей образа автора биографическом. Завершается пособие обращением к национальной литературе Югры, а также анализом основных мотивов югорского текста.
Вопросов и заданий в каждой теме достаточно, для того чтобы учитель мог выбирать из них те, которые соответствуют уровню подготовки учащихся и позволяют эффективно формировать необходимые компетенции.
Каждый конспект начинается с описания целей, задач, планируемых результатов, далее предлагаются основные учебные ситуации, а также приводится основная литература для учителя и учащихся.
Изучение каждой темы курса может занимать до трех-четырех занятий. Каждая тема подразделяется на учебные ситуации, их в теме может быть от трех до шести. Деление темы на учебные ситуации обусловлено логикой ее построения. Одна учебная ситуация заканчивается и начинается другая, когда меняется предмет изучения, рассмотрения. Первая учебная ситуация в теме - это всегда работа по формированию понятий, необходимых для описания того или иного явления югорского текста. Именно во время этой работы в наибольшей степени формируются метапредметные умения: сравнивать, сопоставлять и т.д. Цель второй (иногда второй и третьей) учебной ситуации - продолжить формирование понятий в работе с региональными художественными текстами. Далее следует исследовательское задание, самостоятельный филологический анализ текста в аспекте, актуальном для данной темы.
Важнейшим компонентом курса «Литературное краеведение. Филологический анализ регионального текста» является работа с текстом, состоящая из трех этапов, связанных друг с другом: восприятие текста, литературоведческий анализ текста и его элементов, выбор которых зависит от темы занятия; и, наконец, продуцирование собственного высказывания (устного или письменного), требующего выражения собственной точки зрения на проблему, отраженную в тексте. Пониманию школьниками темы и идеи художественного или публицистического текста способствует целый ряд вопросов и заданий.
Особо отметим так называемые трудные вопросы. Они, как правило, носят проблемный характер, побуждают учащихся выдвигать гипотезы, искать аргументы для их доказательства, вокруг этих вопросов может развернуться дискуссия. Эти вопросы предполагают владение навыками филологического анализа текста, наблюдения над языковыми явлениями в тексте и
осмысления функций элементов текста на более высоком, чем базовый, уровне. Преподаватель, однако, не должен отказываться от «трудных вопросов», если уровень подготовки учащихся невысок. Именно работа над вызывающими затруднения, дискуссионными вопросами и формирует необходимые филологические навыки. К тому же художественный текст допускает множественность интерпретаций, и чем труднее вопрос, тем более вероятными становятся нестандартные, неоднозначные ответы.
Итоговые задания, завершающие каждое занятие, обобщают и систематизируют знания, полученные на этом занятии, и одновременно являются «мостиком» к теме следующего. Тип этих заданий довольно разнообразен: ответы на вопросы, мини-проекты различной направленности, исследовательская работа и т.д.
В конце пособия дается список литературы для учащихся и учителей и материалы к словарю югорского текста. Авторы надеются, что пособие будет интересно и полезно не только учителям-словесникам, но и учащимся, которые осознают, что любовь к чтению должна подкрепляться необходимыми для глубокого понимания художественного текста филологическими знаниями.
Литература
1. Абашев, В.В. Пермь как текст. Пермь в культуре и литературе ХХ века [Текст] / В.В. Абашев. - Пермь : Изд-во Пермского ун-та, 2000. - 404 с.
2. Галян, С.В. Принципы отбора литературного материала для курса литературного краеведения в школе / С.В. Галян // Современная регионали-стика : сб. ст. Всерос. науч. конф. с межд. участ. (29-30 сент., Сургут). -Тюмень : Аксиома, 2016. - С. 358-361.
3. Ганущак, Н.В. Югорская литература: история и перспективы развития / Н.В. Ганущак // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 5. - С. 100-107.
4. Гололобов, Е.И. Конструирование геоисторического образа Севера Западной Сибири в конце XIX - первой трети ХХ века в российском (советском) общественном сознании [Текст] / Е.И. Гололобов // Современная регионали-стика : сб. ст. Всерос. науч. конф. с межд. участ. (Сургут, 29-30 сент.). - Тюмень : Аксиома, 2016. - С. 258-264.
5. Дворяшин, Ю.А. Постижение Сибири. Очерки просвещения и культуры Тюменского края [Текст] / Ю.А. Дворяшин. - Сургут : Диорит, 2004. - 143 с.
6. Сироткина, Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста : учеб.-метод. пособие / Т.А. Сироткина, С.В. Галян. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 246 с.