Научная статья на тему 'Актуальные проблемы экономики и государственного управления современной России'

Актуальные проблемы экономики и государственного управления современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4578
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бруз Владимир Виленович

В статье рассматриваются некоторые проблемы современной экономики России, а также вопросы государственного управления. Установлено, что актуальность экономических проблем обусловлена как внешнеполитическими причинами (недобросовестная конкуренция, связанная с применением санкций), так и внутренними, связанными со структурными особенностями российской экономики, низкой производительностью труда, дефицитом инвестиционных ресурсов, слабым развитием малого и среднего предпринимательства, недостаточным развитием несырьевого экспорта, дефицитом современных технологий и т. д. Автор приходит к выводу, что проблемы государственного управления связаны с ростом числа функций федеральных органов исполнительной власти, увеличением количества проверок и их крайней неэффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ECONOMIC AND PUBLIC ADMINISTRATION ISSUES IN RUSSIA

The article deals with some problems of the Russian economy, as well as the issues of public administration. It is argued that the urgency of economic problems is conditioned both by external (unfair competition under sanctions), and internal factors: structural features of the Russian economy, low productivity, deficit of investment resources, weak development of small and medium entrepreneurship, insufficient development of non-primary export, lack of modern technologies and some others. The author comes to the conclusion that the problems of public administration are related to the growing number of functions of federal executive bodies and their extremely inefficient inspections.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы экономики и государственного управления современной России»

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 338.1

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-8-18

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Бруз ВВ.

Московский государственный областной университет

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы современной экономики России, а также вопросы государственного управления. Установлено, что актуальность экономических проблем обусловлена как внешнеполитическими причинами (недобросовестная конкуренция, связанная с применением санкций), так и внутренними, связанными со структурными особенностями российской экономики, низкой производительностью труда, дефицитом инвестиционных ресурсов, слабым развитием малого и среднего предпринимательства, недостаточным развитием несырьевого экспорта, дефицитом современных технологий и т. д. Автор приходит к выводу, что проблемы государственного управления связаны с ростом числа функций федеральных органов исполнительной власти, увеличением количества проверок и их крайней неэффективностью.

Ключевые слова: современная экономика, государственное управление, производительность труда, инвестиционные ресурсы, малое и среднее предпринимательство, несырьевой экспорт, современные технологии.

CURRENT ECONOMIC AND PUBLIC ADMINISTRATION ISSUES IN RUSSIA

V. Bruz

Moscow Region State University

141014, Moscow region, Mytischi, ul. Vera Voloshina, house 24

Abstract. The article deals with some problems of the Russian economy, as well as the issues of public administration. It is argued that the urgency of economic problems is conditioned both by external (unfair competition under sanctions), and internal factors: structural features of the Russian economy, low productivity, deficit of investment resources, weak development of small

© CC BY Бруз В.В., 2018.

w

and medium entrepreneurship, insufficient development of non-primary export, lack of modern technologies and some others. The author comes to the conclusion that the problems of public administration are related to the growing number of functions of federal executive bodies and their extremely inefficient inspections.

Keywords: modern economy, public administration, labor productivity, investment resources, small and medium-sized businesses, non-primary export, modern technologies.

Во втором десятилетии нового века наша страна столкнулась с весьма серьёзными экономическими трудностями.

На нас обрушились и мировой финансовый кризис, и обвал сырьевых рынков, и санкции, закрытие финансовых и технологических рынков. Эти мощные удары стали серьёзным испытанием для нашей экономики, особенно учитывая её структурные проблемы [8].

Однако Россия выстояла. Более того, сегодня наша страна - одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Тем не менее перед нами стоит много задач, которые нужно решать.

Здесь следует отметить, что, наряду с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках и санкциями, главные экономические проблемы вызваны внутренними причинами. Среди них можно выделить такие, как:

- низкая производительность труда;

- дефицит инвестиционных ресурсов;

- слабое развитие малого предпринимательства;

- недостаточное развитие несырьевого экспорта;

- дефицит современных технологий;

- недостаточная эффективность управления.

В этой связи, как справедливо полагает А.А. Антропов, необходимо государственное программирование (ГП) экономики как комплексное использование различных рычагов регулирования экономики для достижения среднесрочных и долгосрочных целей. Планы - это базовые ориентиры для собственников производства и национального развития в целом. При разработке механизма ГП стоит использовать положительный опыт Японии, Южной Кореи и Сингапура за период 1946-2010 гг. [10].

Для дальнейшего изменения структуры национальной экономики, наращивания её конкурентоспособности важно на принципиально новом уровне решить ряд задач.

Во-первых, необходимо на новой технологической, управленческой и кадровой основе увеличить производительность труда. От успешного решения этой задачи во многом будет зависеть ситуация в социальной и экономической сферах. Президент РФ в обращении к Федеральному Собранию отметил, что «необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей (это промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля) росла темпами не ниже 5% в год, что позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира» [9].

Во-вторых, важная задача связана с увеличением инвестиций. Здесь также существуют определённые трудности. Поставленная президентом задача - довести инвестиции до 25% от ВВП, а затем и до 27% -пока не решена [9]. Для того чтобы наша экономика совершила мощный рывок, необходимо, чтобы ежегодно происходили технологические изменения на половине промышленных предприятий, а без соответствующих инвестиций это невозможно.

Третья важная задача связана с развитием малого предпринимательства. В настоящее время доля малого и среднего предпринимательства в России составляет немногим более 20%, в то время как в Китае и Японии - 60%, а в США - 40%. К 2025 г. вклад малого и среднего предпринимательства России в ВВП страны должен почти удвоиться и приблизиться к 40 процентам, а число занятых в нём вырасти с 19 до 25 млн чел. [9].

Здесь на первый план выступают сложности, связанные с получением кредитов. Одним из возможных путей решения этой проблемы могут стать сохранение имеющейся на сегодняшний день фактической кредитной ставки в 6,5% и обеспечение реальной доступности такого кредита.

Ещё одна важная задача связана с развитием несырьевого экспорта. Решение этой задачи также крайне необходимо для обеспечения национальной безопасности государства. После распада Советского Союза Россия постепенно превращалась в сырьевой придаток Запада. Львиную долю экспорта составляли углеводороды и другие виды сырья. Полная зависимость государственного бюджета от мировой цены на углеводороды в условиях охлаждения отношений с Западом стала реальной угрозой суверенитету России.

Сегодня решение проблемы несырьевого экспорта связано с рядом сложностей. Наряду с недобросовестной конкуренцией, демонстрируемой нашими недавними партнёрами, существуют и проблемы внутренние. Прежде всего следует убрать все административные барьеры, обеспечить условия наибольшего благоприятствования для компаний, реализующих свою продукцию на внешних рынках. В этом направлении в ближайшее время необходимо вообще серьёзно изменить ситуацию. Как отметил в Послании Совету Федерации В.В. Путин, «в течение шести лет мы должны практически удвоить объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов, в том числе довести поставки продукции машиностроения до 50 млрд. До 100 млрд долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт» [9].

В этой связи необходимо отметить, что, по данным Министерства экономического развития, в начале 2018 г. сохраняется высокий спрос на машиностроительную продукцию инвестиционного назначения. Так, рост выпуска отечественной машиностроительной продукции инвестиционного назначения в начале текущего года ускорился - до 17,1% г/г в январе и 14,6% в феврале с 8,8% г/г в четвёртом квартале 2017 г. [5].

В целом в настоящее время наблюдается определённая макроэкономическая устойчивость, и, что очень важно, не только не сократились, но даже увеличились золотовалютные резервы Центрального банка.

Так, в начале 2015 г. золотовалютные резервы Центрального банка РФ составляли около 11-12 триллионов рублей [7, с. 267]. В состав золотовалютных запасов России входят (по состоянию на 2017 г.) следующие резервы (т. е. зарезервированные или свободные для использования средства):

- резервы в иностранной валюте;

- деньги на корр. счетах;

- совокупность депозитов, сделанных в золоте со временем вклада до 12 месяцев;

- золото (а именно запасы слиточного золота);

- нерезидентские ценные бумаги по долговым обязательствам. При этом рейтинг таких ценных бумаг должен быть не ниже «АА-» [2].

Основная часть современных золотовалютных резервов России в 2017 г. (около девяноста процентов) приходится на валюту в евро и долларах, на собственно золото приходится сегодня лишь 9%.

Если по состоянию на 1 января 2016 г. было 368,39 млрд дол., то на 2 июня 2017 г. - 406,9 млрд дол. [2]. На 1 января 2017 г. общая величина золотовалютных резервов России была равна 377,74 млрд. дол. На 1 октября 2017 г. они уже составили 424,77 млрд. дол. (рис. 1) [6].

ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ СТРАН МИРА

№ Страна млрд. USD

1 ш кнр 3029.о (апрель 2017)

2 • Япония 1216,9 (декабрь 2016)

3 ] Швейцария 751,0 (апрель 2017)

4 ИД Еврозона 745,9 (декабрь 2016)

5 В Саудовская Аравия 492.9 (апрель 2017)

Б 0 Китайская Республика (Тайвань) 456,9 (31 декабря 2016)

7 ^ Россия 406,9 (2 июня 2017)

8 ГШ Гонконг (ЕЯ КНР) 402,7 ( май 2017)

9 ^ Индия 378.7 (2 июня 2017)

110 Ж Республика Корея 378,5 (май 2017)

11 ЕЯ Бразилия 377,5 (12 июня 2017)

12 в Сингапур 251,4 (октябрь 2016)

Рис. 1. Золотовалютные резервы стран мира

В то же время нельзя не учитывать того, что недавно в США был принят закон, который предполагает дополнительные санкции против России, Ирана и

Северной Кореи. Наша страна поставлена в один ряд с Северной Кореей и Ираном, против которых применены удушающие финансовые санкции.

Иран держал свои денежные средства в США, не вывел их заблаговременно -и теперь они заморожены. У Ирана там находятся десятки миллиардов долларов, а у нас - сотни миллиардов. Что помешает американцам ввести ограничения на российские финансовые активы, объяснив это особым случаем? Эту ситуацию необходимо учитывать. Необходимо менять философию финансового сектора.

В условиях складывающейся геополитической обстановки в мире роль золота в обеспечении финансовой и экономической безопасности страны возрастает. В соответствии с указанием Президента РФ В.В. Путина Центральный Банк России увеличивает закупки золота, наращивает его составляющую в резервах.

По темпам увеличения резервов золота ЦБ стал мировым лидером. В 2016 г. ЦБ приобрёл 201 т золота, в сентябре 2017 г. запас золота вырос на 34,6 т и достиг 1778,9 т. Всего в 2017 г. ЦБ закупил около 200 т золота.

Одним из важных показателей состояния экономики является инфляция. До последнего времени в нашей стране самая низкая инфляция была зафиксирована в 2011 г.:, она составляла 6,1%. В 2015 г. инфляция составляла 12,9%. По итогам 2016 г. уровень инфляции составил 5,38%.

В 2017 г. планировалось достичь целевого показателя инфляции в 4%. Такой показатель давал хорошие предпосылки для оздоровления экономики и её существенного роста.

За месяц (август к июлю 2017 г.) дефляция составила 0,5%, что явилось историческим рекордом. Наиболее близко к нему дефляция подбиралась в августе 2003 г., когда снижение цен составило 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем [16]. По данным Росстата, в декабре 2017 г. инфляция составила 0,4% после 0,2% в ноябре и октябре. Таким образом, за весь год инфляциЯ составила 2,5%, что явилось минимумом за всю новейшую историю России [13].

В апреле 2018 г., уровень инфляции в России составил 0,38%, что на 0,09% больше, чем в марте 2018 г. и на 0,05% больше, чем в апреле 2017 г. Вместе с этим инфляция с начала 2018 г. составила 1,20%, а в годовом исчислении - 2,41%. В мае 2018 г. Россия занимала 12-е место в мире по уровню инфляции [15].

Однако, как подчеркнул Президент РФ в Послании Федеральному Собранию, «...устойчивость - это основа, но не гарантия дальнейшего развития. Мы не имеем права допустить, чтобы достигнутая стабильность привела к самоуспокоенности. Тем более что многие проблемы ещё далеко не решены» [9].

Предполагаются чёткая постановка целей и поэтапное системное их достижение. Такой подход позволИт в короткие сроки решить поставленные задачи.

Так, ещё недавно казалось, что проблемы в сельском хозяйстве будут существовать вечно. Однако найденные верные решения, принятая госпрограмма, создали гибкую систему поддержки сельхозпроизводителей, и в настоящее время АПК - это успешная отрасль, которая не только кормит страну, но и экспортирует продукцию на международные рынки.

Определённую позитивную роль в этом сыграли принятые нашей страной ответные меры на введённые против нас санкции. Это, несомненно, помогло

отечественным сельхозпроизводителям на внутреннем рынке. Более того, экспорт сельскохозяйственной продукции превзошёл продажу вооружений.

В 2015 г. Россия экспортировала вооружения на 14,5 млрд дол., а сельхозпродукцию - на 16,2 млрд. В 2016 г. экспорт сельхозпродукции из России составил 17,1 млрд дол. [11], а вооружений - 14,5 млрд. дол.

По итогам 2017 г., по словам министра сельского хозяйства А. Ткачёва, экспорт сельхозпродукции вырос до 20 млрд. дол. [17], а экспорт вооружений в 2017 г. составил 15 млрд. дол. [12].

Поскольку развитие сельского хозяйства во многом зависит от регионов, необходимо предоставить им больше самостоятельности в использовании федеральных субсидий, выделяемых на поддержку АПК. Целесообразно связать объём инвестиций с качественными показателями эффективности производства (увеличением пашни, повышением урожайности и т. д.), стимулируя, таким образом, ввод в оборот простаивающих сельхозземель и внедрение передовых агротехнологий.

В то же время повышение самостоятельности регионов в этих вопросах должно усилить и их ответственность за результаты деятельности, за укрепление собственной экономической базы, а также за решение проблем в социальной сфере и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно выводам Центра стратегических разработок, серьёзную угрозу для России представляет технологическая отсталость страны по сравнению с развитыми государствами. На сегодняшний день удельный вес организаций, занимающихся техническими инновациями, в нашей стране не превышает 8,3%, тогда как в Германии он составляет 55%, в Италии - 41,5%, в Эстонии - 38,4% [4].

По данным Международной федерации робототехники (IFR), средняя плотность роботизации в мире составляет 66 роботов на 10 тыс. сотрудников. Южная Корея превышает эти показатели в семь раз. В этой стране приходится 478 роботов на 10 000 работников, в Японии - 314, в Германии - 292, в США - 164, а в России всего два многофункциональных робота [3].

К сожалению, и в этой сфере санкции создают дополнительные проблемы для нашей экономики. Объектами санкций могут стать любые компании, физические и юридические лица по всему миру, которые сотрудничают с российскими компаниями, подпавшими под эти санкции (речь идёт о наиболее технологичных российских компаниях). Это так называемые санкции второго порядка, и они могут иметь гораздо более серьёзный долгосрочный эффект.

Подтверждением справедливости данного утверждения служит опубликованный Минфином США 6 апреля 2018 г. список компаний, бизнесменов и топ-менеджеров, против которых был введён новый блок санкций. Всего в новом списке SDN (Specially Designated Nationals) 26 человек и 15 компаний, в том числе 24 гражданина России и 14 российских компаний. Новые меры вводятся в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки при помощи санкций» no. H.R 3 364. При этом предполагается, что ограничительные меры могут быть введены не только против персон и компаний из списка, но и против их контрагентов, которые проводят с ними "существенные транзакции". Введён-

ные санкционные меры предполагают ограничение на экспорт товаров из США, запрет на получение финансовых услуг в США и привлечение финансирования с участием американских банков и инвесторов, введение ограничений на владение имуществом в США и запрет руководству компаний и их контрольным акционерам на получение американских виз и на въезд в США [14]. По сути, это экономический железный занавес. И нам необходимо это учитывать.

Это касается не только финансов, но и интеллектуальной собственности. Может быть, нам следует использовать опыт Соединённых Штатов Америки? США в XIX в. серьёзно отставали в техническом и промышленном отношении. Они приняли закон, по которому любые изобретения могли патентоваться в США, даже если изобретения были реализованы в другой стране, если они реализуются в США. Иными словами, американское патентное бюро стало работать, нарушая авторские права, как большая пиратская организация. Это подхлестнуло промышленный и экономический рост. Кстати, так сегодня действует Китай, не афишируя этой своей деятельности.

Россия же, опасаясь спровоцировать усиление санкций, согласилась, что использование в Крыму любых объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих глобальным правообладателям, незаконно. Но этот минус можно превратить в плюс. Например, создать в Крыму экспериментальный интеллектуальный оффшор. Сразу появятся масса предложений о торговом сотрудничестве с Крымом и его частичное экономическое признание.

Возникнут мотивы выхода из экономических санкций. Сейчас мы таких мотивов не даём. В Крыму сейчас нет даже филиалов Сбербанка, чтобы не ставить под сомнение российские активы за рубежом. Но если российские банки не работают в Крыму, то чего ждать от зарубежных? Несомненно, эта проблема также ждёт своего решения.

По мнению авторов доклада «Стратегия экономического развития РФ на 2018-2024 гг.», подготовленного Центром стратегических разработок, происходит снижение качества государственного управления. Так, с 2003 г. число функций федеральных органов исполнительной власти увеличилось вдвое. Ежегодно проводится 2 млн. проверок, по которым лишь в 8% случаев выявляются нарушения, предоставляющие реальную угрозу. Всего 1% проверок зафиксировал фактический вред [4].

В этой связи Президентом РФ поставлена задача по совершенствованию контрольно-надзорных органов, снижению числа проверок и повышению их результативности. Эти органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и их профилактикой, оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело.

В целом для эффективной работы органов государственного управления необходим комплексный подход с анализом соотношения между политической системой, государственной властью, институтами гражданского общества, социально-экономическими стандартами и социокультурными нормами [18, с. 81].

Что касается налоговой системы, она призвана стимулировать деловую активность, рост экономики и инвестиций, создавать конкурентные условия для развития наших предприятий.

Многие экономисты обращают внимание на то, что в России используется плоская шкала налогообложения. Независимо от величины личного дохода налог составляет 13%. Из стран так называемой большой двадцатки такая шкала используется только в России. Например, во Франции высокий налог платится только при получении дохода более 1 млн евро в расчёте на одного члена семьи. При величине средней заработной платы, получаемой россиянами, - 28 тыс. руб. в месяц - во Франции взимается всего 5,5%, а при доходе до 20 тыс. руб. налог вообще не взимается. Таким образом, введение прогрессивной шкалы налогообложения - это не только поступление дополнительных средств с лиц, получающих большие доходы, но и улучшение социального положения лиц, получающих низкие доходы [1, с. 9].

В 2018 г. в нашей стране предполагается подготовить и принять необходимые поправки в законодательство, в Налоговый кодекс? и с 1 января 2019 г. ввести их в действие, зафиксировав новые, стабильные правила на долгосрочный период.

Таким образом, для решения проблем нашей экономики необходимо, прежде всего изменить её структуру, переориентировать на производство и экспорт высокотехнологичной продукции. Первоочередное внимание уделить собственным передовым разработкам, развитию перспективных направлений, способных обеспечить создание мощной технологической основы для прорывного развития нашей страны.

Совершить мощный рывок невозможно не только без мощного научно-экономического фундамента, но и без высокоэффективного, научно обоснованного государственного управления.

1. Актуальные проблемы современной экономики: коллективная монография / под ред. Ю.С. Давыдова. М., Пятигорск: РАО: ПГЛУ, 2013. 158 с.

2. Золотовалютные резервы России на 2018 г. [Электронный ресурс] // Скупка золота в Санкт-Петербурге: [сайт]. URL: https://skupkapiter.ru/stati/zolotovalyutnyj-zapas.html (дата обращения: 12.08.2018).

3. К 2018 г. в мире будет 1,3 млн промышленных роботов [Электронный ресурс] // TARDIS: [сайт]. URL: http://tardis.pro/news/11 (дата обращения: 20.08.2018).

4. Карнова Н. Кудрин обнародовал программу развития России на семь лет вперёд [Электронный ресурс] // ПРАЙМ: [сайт]. URL: https://1prime.ru/state_ regulation/20170531/827515636.html (дата обращения: 15.08.2018).

5. Картина экономики. Апрель 2018 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. URL: http://economy.gov.ru/ minec/resources/8dd20f98-89eb-4fb8-94bd-68c7954b14fc/1804016.pdf (дата обращения: 20.05.2018).

6. Катасонов В. Золотовалютные резервы: аргентинский и китайский урок для России [Электронный ресурс] // REGNUM: [сайт]. URL: https://regnum.ru/news/2339930.html (дата обращения: 27.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

7. Моттаева А.Б., Лукинов В.А., Моттаева Ас.Б. Стратегия управления государственной и муниципальной собственностью: теория и практика: монография. М.: МГСУ, 2015. 360 с.

8. Отчёт Правительства о результатах работы в 2012-2017 годах [Электронный ресурс] // Правительство РФ: [сайт]. URL: http://government.ru/news/32246 (дата обращения: 11.04.2018).

9. Послание президента Путина // Российская Газета. Федеральный выпуск. 2018. 2 марта.

10. Развитие экономики России: проблемы и решения / под ред. Ю.М. Осипова, С.Ю. Синельникова, А.А. Антропова. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. 148 с.

11. Россия в 2017 году сохранит экспорт сельхозпродукции на уровне 17 млрд долларов [Электронный ресурс] // Рамблер/Финансы: URL: [сайт]. https://finance.rambler. ru/economics/36558241/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 25.09.2017).

12. Россия выполнила план экспорта вооружений на 2017 г. в размере 15 млрд долл. [Электронный ресурс] // Сделано у нас: [сайт]. URL: https://sdelanounas.ru/blogs/104348/ (дата обращения: 20.05.2018).

13. Росстат подтвердил оценку инфляции за 2017 г. на уровне 2,5% [Электронный ресурс] // Интерфакс: [сайт]. URL: http://www.interfax.ru/business/594876 (дата обращения: 28.05.2018).

14. США ввели санкции против российских миллиардеров и госменеджеров [Электронный ресурс] // Ведомости: [сайт]. https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2018/04/05/755965-ssha-vveli-sanktsii-protiv (дата обращения: 27.05.2018).

15. Уровень инфляции в Российской Федерации в 2018 году [Электронный ресурс] // СтатБюро: [сайт]. URL: https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation (дата обращения: 28.05.2018).

16. Фейнберг А. Инфляция в августе стала рекордно низкой в истории России [Электронный ресурс] // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/09/2017/59ae9 c9b9a7947943905dd33 (дата обращения: 28.05.2018).

17. Экспорт сельхозпродукции может достичь 20 млрд долларов [Электронный ресурс] // Национальная Служба Новостей: [сайт]. URL: http://nsn.fm/hots/eksport-selkhozprodukcii-mozhet-dostich-20-mlrd-dollarov.html (дата обращения: 15.10.2017).

18. Эффективность государственного управления и качество жизни населения: монография / А.В. Желтенков и др. М.: ИИУ МГОУ, 2018. 109 с.

REFERENCES

1. Davydov Yu., ed. Aktual'nye problemy sovremennoi ekonomiki [Current Problems of Mod-

ern Economics]. Moscow, Pyatigorsk, Russian Academy of Education Publ. State Linguistic University Publ., 2013. 158 p.

2. [Foreign Exchange Reserves of Russia for 2018]. In: Skupka zolota v Sankt-Peterburge [Buying

Gold in Saint Petersburg]. Available at: https://skupkapiter.ru/stati/zolotovalyutnyj-zapas. html (accessed: 12.08.2018).

3. [There Will Be 1.3 M Industrial Robots in the World by 2018]. In: TARDIS. Available at: http://tardis.pro/news/11 (accessed: 20.08.2018).

4. Karnova N. [Kudrin Announced a Seven-Year Program for the Development of Russia]. In:

PRAIM. Available at: https://1prime.ru/state_regulation/20170531/827515636.html (accessed: 15.08.2018).

5. [The Picture of Economy. April 2018]. In: Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi

Federatsii [The Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/resources/8dd20f98-89eb-4fb8-94bd-68c7954b14fc/1804016. pdf (accessed: 20.05.2018).

6. Katasonov V. [Foreign Exchange Reserves: Argentine and China's Lesson for Russia]. In:

REGNUM. Available at: https://regnum.ru/news/2339930.html (accessed: 27.05.2018).

7. Mottayeva A.B. Lukinov V.A., Mottayeva As.B. Strategiya upravleniya gosudarstvennoi i munitsipal'noi sobstvennost'yu: teoriya i praktika [Strategy for State and Municipal Property Management: Theory and Practice]. Moscow, MGSU Publ., 2015. 360 p.

8. [The Government of the Russian Federation]. In: Pravitel'stvo RF [The Government of the

Russian Federation]. Available at: http://government.ru/news/32246 (accessed: 11.04.2018).

9. [The Message of President Putin]. In: Rossiiskaya Gazeta. Federal'nyi vypusk [Federal Release], 2018, March 2.

10. Osipov Yu.M., Sinel'nikov S.Yu., Antropov A.A.. Razvitie ekonomiki Rossii: problemy i resh-eniya [The Development of the Russian Economy: Problems and Decisions]. Moscow, The Economic Faculty of MSU named after M.V. Lomonosov Publ., 2016. 148 p.

11. [In 2017 Russian Agricultural Export Will Remain at the Level of $ 17 Billion]. In: Rambler/Finansy [Rambler/Finance]. Available at: http://finance.rambler.ru/ economics/36558241/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (accessed: 25.09.2017).

12. [Russian Arms Exports Equaled 15$ Billion in 2017]. In: Sdelano u nas. Available at: http:// sdelanounas.ru/blogs/104348 (accessed: 20.05.2018).

13. [Rosstat Confirmed 2.5% Inflation for 2017]. In: Interfaks. Available at: http://www.interfax. ru/business/594876. (accessed: 28.05.2018).

14. [The US Imposed Sanctions against Russian Billionaires and State Officials. In: Vedomosti. Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/04/05/755965-ssha-vveli-sanktsii-protiv (accessed: 27.05.2018).

15. [Inflation in the Russian Federation in 2018]. In: StatByuro. Available at: http://www.statbu-reau.org/ru/russia/inflation (accessed: 28.05.2018).

16. Feinberg A. [Inflation in August Reached its Lowest Mark in the History of Russia]. In: RBK [RBC]. Available at: http://www.rbc.ru/economics/05/09/2017/59ae9c9b9a794794390 5dd33 (accessed: 28.05.2018).

17. [Agricultural Exports May Reach 20$ Billion]. In: Natsional'naya Sluzhba Novostei [National News Service]. Available at: http://nsn.fm/hots/eksport-selkhozprodukcii-mozhet-dostich-20-mlrd-dollarov.html (accessed: 15.10.2017).

18. Zheltenkov A.V. et ol. Effektivnost' gosudarstvennogo upravleniya i kachestvo zhizni nasele-niya: monografiya [The Efficiency of Public Administration and Quality of Life]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ,, 2018. 109 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Бруз Владимир Виленович - доктор исторических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir V. Bruz - Doctor of History, professor at the Department of Management and Public Administration, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Бруз В.В. Актуальные проблемы экономики и государственного управления современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 8-18. Б01: 10.18384/2310-6646-2018-3-8-18

FOR CITATION

Bruz V.V. Current Economic and Public Administration Issues in Russia. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 3, pp. 8-18. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-8-18

Vjay

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.