СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайншток С.М., Новоселов В.В., Прохоров А.Д., Шамма-зов А.М. и др. Трубопроводный транспорт нефти. - М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2006. - 621 с.
2. Ягубов Э.З. Композиционно-волокнистая труба нефтегазового назначения // Технологии нефти и газа. - 2009. - № 4. -С. 55-57.
3. В нефтепроводе ВСТО произошла авария с разливом нефти // Грани Ру 2010. URL: http://grani.ru/Events/Disaster/m.173549.html (дата обращения 30.04.2010).
4. Мазур И.И., Иванцов О.М. Безопасность трубопроводных систем. - М.: Недра, 2004. - 700 с.
5. Тимонин В.А. Технико-экономические аспекты проблемы коррозии // Антикор-Гальваносервис: Труды Междунар. науч-но-практ. конф. - М., 2007.- С. 54-57.
6. Бушковский А. Л., Малышев С.А., Хисматулин Р.Я. Технико-экономическое обоснование выбора толщины стенки и материала труб для строительства, ремонта и реконструкции промысловых трубопроводов // Нефтяное хозяйство. - 2006. -№ 8. - С. 90-93.
7. Лаптев А.Б., Навалихин Г.П. Повышение безопасности эксплуатации промысловых нефтепроводов // Нефтяное хозяйство. - 2006. - №1. - С. 48-52.
8. Киченко С.Б., Киченко А.Б. К вопросу об оценке комплексной эффективности ингибиторов коррозии // Практика противокоррозионной защиты. - 2005. - № 3. - С. 24-28.
9. Сафонов Е.Н., Низамов К.Р., Гребенькова Г.Л. Эффективность применения противокоррозионных покрытий на объектах ОАО «АНК «Башнефть» // Нефтяное хозяйство. - 2007. -№ 4. - С. 71-74.
10. Гумеров А.Г., Сираев А.Г., Бажайкин С.Г., Митюшкин В.А. О причинах выхода из строя трубопроводов, построенных из футерованных полиэтиленом стальных труб // Нефтегазовое дело. - 2009. - № 3. - С. 42-47.
11. Земенков Ю.Д. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продуктопроводов. - М.: ООО «Инфра- Ин-женерния», 2006. - 928 с.
12. Мокеров С.К., Родомакин А.Н. Отчет о визите группы специалистов ОАО «НК «Роснефть» в Канаду для изучения опыта эксплуатации трубопроводов в северных климатических условиях. - М.: ОАО «НК «Роснефть», 2007. - 342 с.
13. Курочкин В.В., Малюшин Н.А., Степанов О.А., Мороз А.А. Эксплуатационная долговечность нефтепроводов. - М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2001. - 231 с.
Поступила 17.05.2010 г.
УДК 332.2.021.012.33
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА
А.В. Андреев, Ж.А. Ермушко, Э.В. Плучевская
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Описан опыт развития аграрного комплекса России и показано, что государственная политика в сфере сельского хозяйства была и остается неэффективной. Проведен анализ современного состояния аграрного сектора РФ. На основе этого анализа выявлена специфика аграрного комплекса России, сформулирована стратегия его дальнейшего развития и определены направления государственного регулирования. Указаны факторы, которые препятствуют реализации стратегии развития аграрного сектора в России.
Ключевые слова:
Аграрная модель, материально-техническая база сельского хозяйства, инфраструктура сельского хозяйства, точечный рост сельского хозяйства. Key words:
Agrarian model, material base of agriculture, agriculture infrastructure, dot growth of agriculture.
Вопрос продовольственной безопасности страны являлся ключевым для российского государства на протяжении многих десятилетий. Россия долгие годы развивалась по аграрной модели. Во второй половине XIX в. страна становится на индустриальный путь развития. Начинается вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов и территорий.
Сельское хозяйство в силу природных условий, недостатка средств и других причин развивались крайне неравномерно. Урожайные годы чередовались с неурожайными.
Неравномерность развития села в какой-то мере объясняется тем, что из аграрного сектора постоянно изымались огромные средства в виде на-
логов, а вплоть до сегодняшнего дня существовал диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. За счет сельского хозяйства осуществлялось и восстановление страны после гражданской и Великой Отечественной войн, индустриализация и другие, важные для страны, мероприятия. Все это не позволяло осуществлять в больших масштабах расширенное, а иногда и простое воспроизводство в этой важнейшей отрасли экономики. И все это не смотря на то, что в сельское хозяйство, особенно в советские годы, вкладывались огромные средства для осуществления программ по улучшению плодородия земли в центральных областях европейской части страны, мелиорации, освоению целинных и залежных
земель и другие. Не смотря на все предпринимаемые правительством меры, темпы роста производства сельхозпродукции были небольшими.
К восьмидесятым годам прошлого века в стране была создана относительно эффективная материально-техническая база и инфраструктура в аграрном комплексе. По уровню потребления продуктов питания на душу населения СССР постоянно находится в первой десятке стран мира. В целом аграрии обеспечивали продовольственную безопасность страны, пытаясь выйти на мировые рубежи в аграрном производстве [1].
В перестроечные годы темпы роста в экономике и агропромышленном комплексе упали, а с переходом к рыночным отношениям произошел обвал. Нобелевский лауреат по экономике 2008 г. П. Кругман объясняет его следующим образом: «В течение нескольких лет после краха коммунизма складывалось впечатление, что экономика остается в состоянии неопределенности, что утрачена направляющая роль органов центрального планирования, которые в прошлом задавали курс, и все что произошло до того как появилась работающая рыночная система. Даже то, что в прошлом более или менее работало, теперь не функционировало: фабрики, где выпускалась низкокачественная продукция, больше ничего не производили, колхозы стали менее продуктивными, чем были» [2].
На наш взгляд, принципиальная ошибка мла-дореформаторов состояла в том, что они устранили старый, но работающий с изъяном, хозяйственный механизм прежде, чем новые организационно-правовые формы хозяйствования адаптировались к рыночным условиям. Применительно к сельскому хозяйству колхозы и совхозы прекратили свое существование раньше, чем крестьянские фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы хозяйствования на земле адаптировались к рыночным условиям.
За годы реформ выведены из севооборота 40 млн га пашни, значительно сократилось поголовье скота. В последние 2-3 года наблюдается относительно небольшой точечный рост сельскохозяйственного производства, достигаемый в основном за счет крупных хозяйств, расположенных вблизи областных, краевых центров и городов с хорошей сетью дорог. Что касается других хозяйств, особенно в сельской глубинке, то в большинстве из них, вне зависимости от организационно-правовых форм, отчетливо просматривается тенденция к спаду производства. Для того чтобы обеспечить решение задач, стоящих перед отраслью, необходимо устранить диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Сегодня довольно часто призывают к использованию передового зарубежного опыта. Следовало бы заимствовать опыт США, которые еще в 1933 г. приняли закон «О регулировании сельского хозяйства» [3] и постоянно его совершенствуют. Закон исходит из паритета цен. Доходы фермера при любом урожае должны обеспечивать ему приобрете-
ние определенного количества товаров и услуг, необходимых для продолжения работы на земле. Соотношение цен на продукцию фермера и промышленную продукцию, им приобретаемую, должно оставаться постоянным. Индекс паритета определяется как отношение цен продукции фермера к ценам промышленных товаров, которые он приобретает. Естественно, в условиях рынка он не остается постоянным. При большом урожае цены падают, фермеры не получают дохода необходимого для продолжения производства. Государство приобретает излишки сельхозпродукции по гарантированным ценам, которые обеспечивают фермеру условия хозяйствования на земле.
В России, в силу отсутствия средств и других причин, правительство не может на должном уровне организовать зерновые интервенции. Правительство либо запаздывает и сельхозпроизводители, чтобы рассчитаться с долгами продают зерно перекупщикам, порой по цене ниже себестоимости. Либо государство предлагает заниженные цены, не оправдывающие сельскохозяйственных затрат. Поэтому довольно часто хозяйства, дожидаясь лучших времен, хранят переходящие запасы зерна, а это дополнительные расходы, отражающиеся на их финансовом положении. Невостребованность зерна внутри страны относительна, вызвана отсутствием спроса вследствие значительного сокращения поголовья скота в последние годы.
П. Кругман утверждает, что в условиях кризиса и вообще не нужно бояться социалистических идей. Настаивает на жестком государственном регулировании, особенно финансовой сферы, и даже национализации, если данные мероприятия способствуют сохранению и развитию рыночных отношений. Эти меры всегда можно отменить или они отомрут сами по достижении намеченных целей [2].
В этой связи в России, в последние годы все чаще звучат предложения ввести элементы планирования или госзаказа на производство сельхозпродукции, как это делается в развитых странах. В Германии на все есть заказ, там ничего нельзя продать без контракта с властями. В США фермеры заранее знают, какому количеству продукции и по какой цене государство гарантирует сбыт. Поэтому постоянно меняется посевная площадь. Какое-то количество пашни вводится-выводится из севооборота [1].
Остается надеяться, что на основе принятого Государственной Думой Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» [4], других законов и подзаконных актов будут решены проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции, определено оптимальное соотношение закупочных, оптово-отпускных и розничных цен на сельхозпродукцию с учетом затрат на этапах производства, переработки и торговли.
Все перечисленные проблемы очевидны, достигнут определенный уровень согласия о путях их решения. В то же время есть ряд вопросов, касающихся деятельности аграрного комплекса и на-
правлений его развития, по которым до сих пор идут дискуссии и нет единства мнений.
Это прежде всего стратегия развития села. В советские годы в масштабе страны стояла задача производства тонны зерна на каждого жителя. На уровне автономий, краев и областей это означало обеспечение сельхозпродукцией за счет собственного производства, что исключало ее излишние перевозки по территории страны. Многие из этих задач, особенно на уровне нынешних субъектов федерации были решены, в частности, по производству мяса птицы, яйцам и другим продуктам. Страна в целом существенно приблизилась к решению общегосударственной задачи советского периода - производству тонны зерна на каждого жителя. В сбалансированной рыночной экономике роль государства заключается в:
• регулировании процессов обеспечения продовольствием;
• контроле над успешным развитием аграрного комплекса;
• поддержке национальных производителей продовольствия;
• создание страховых запасов и резервов страны. Сегодня на федеральном и уровне субъектов
федерации решаются две задачи по развитию села - социальная и экономическая. Первая предполагает развитие территорий, предусматривающее выравнивание уровня развития между менее развитыми и более развитыми регионами за счет перераспределения средств между бюджетами, равномерной бюджетной обеспеченности, социально-экономических условий проживания в них.
Вторая задача предопределяет ставку на крупные хозяйства с замкнутым циклом производства от поля, фермы до прилавка, стратегию «точки роста» и адресной поддержки. В производстве продовольствия конкурентные преимущества имеют агрохолдинги и интегрированные бизнес структуры. Несколько снижается роль мелких крестьян-ско-фермерских хозяйств.
Здесь есть свои «за» и «против». С одной стороны, мы теряем преимущества, которые дает специализация, с другой - экономим за счет исключения посредников. В любом случае всякий раз при решении данной проблемы следует просчитывать варианты, выбирая оптимальный. Что касается «точек роста» и адресной поддержки, то при осуществлении подобной стратегии состоявшиеся хозяйства будут становиться сильнее, а слабые, особенно в сельской глубинке, - банкротами и прекращать свою деятельность. В этой связи предполагаются разные пути решения проблемы эффективности деятельности последних. В частности, это первичная переработка продукции в местах производства для местного потребления. В настоящее время ее везут за 300...500 км из города в село. Реализация этой идеи потребует время и немалых средств, если учесть, что инфраструктура переработки утрачена даже в большинстве райцентров. Более приемлемым представляется объединение усилий сельхоз-
предприятий путем создания ассоциаций и строительства современных перерабатывающих производств экономически обоснованной мощности. С другой стороны, к реализации этой идеи можно привлечь потребительскую кооперацию, имеющую большой опыт подобной работы на селе. В обоих случаях возникают проблемы поиска средств, кредитования реального сектора экономики. Очевидно, что это направление развития можно реализовать в пределах сравнительно небольшой территории, обладающей развитой сетью дорог. В целях же сохранения в сельской глубинке средних и малых предприятий, являющихся основой жизнедеятельности поселений и занятости населения следовало бы подходить к ним также, как предполагается строить отношения в законодательном и организационном плане с средним и малым бизнесом.
Состояние отечественного сельхозмашиностроения, как и всего машиностроения в целом, не отвечает задачам модернизации и развития экономики. Набор производимой техники не велик, она дорога и зачастую уступает зарубежным образцам по качеству. Поэтому сельхозпредприятия вынуждены приобретать за наличные, а чаще по лизингу, зарубежную технику. Несмотря на это, предприятиям удается формировать эффективный набор техники, который позволяет формировать оптимальные комплексы для работ в разных погодных условиях и состояниях полей с высокой производительностью.
Однако использование зарубежной техники порождает проблемы технического сервисного обслуживания, запасных частей и кадров. Немногие даже крупные, успешные хозяйства справляются с ними. Представляется разумным для поддержания техники в работоспособном состоянии воссоздать государственные предприятия: симбиоз прежних машинно-тракторные станции и сельхозтехники, которые на коммерческой основе смогут оказывать помощь сельхозпредприятиям в обслуживании имеющейся у них техники. Сегодня, по-нашему мнению, такие госпредприятия должны иметь в своем составе научные подразделения, задача которых состоит в изучении явлений природы, предупреждении предприятий и сельских жителей о возможном появлении вредителей растений, болезнях животных и распространении другой важной информации.
Высокопроизводительная техника полностью проявляет свои возможности при соответствующей подготовке кадров, прежде всего механизаторов. Кадровая политика в сельском хозяйстве сегодня отсутствует. Стал катастрофическим отток молодежи из села. Требуются иные, кроме зарплаты, стимулы: жилье, интересная работа, продвижение по службе, хорошие условия труда и т. д. и т. п.
Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей» [5] не решает проблем. Поэтому следовало бы по примеру прошлых времен принять на уровне Российской Федерации решение о списании сумм основ-
ного долга, штрафов и пени, как с сельхозпроизводителей, являющихся участниками программ финансового оздоровления, а также с сельхозпроизводителей, снятых с реструктуризации и не входящих в данную программу, прекратить процедуры банкротств. Сегодня требуется объективная оценка ситуации в аграрном секторе России, который имеет куда большее значение, чем стратегические отрасли национальной экономики.
Не развитый аграрный комплекс России - это проблема не столько аграрно-производственная, сколько социально-экономическая. Аграрный сектор представляет собой одну из важнейших систем жизнеобеспечения и выступает в качестве главного условия экономической и социальной стабильности в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.
2. Кругман П. Возвращение великой депрессии? - М.: ЭКСМО, 2009. - 336 с.
3. Agricultural Adjustment Act (AAA) // Public Law (United States) 73-10, 48 Stat. 31, enacted May 12, 1933. In Encyclopedia of Oklahoma History and Culture. 2010. URL: http: //digital.library. okstate.edu/encyclopedia/entries/A/AG002.html (дата обращения: 10.09.2010).
Современный глобальный финансово-экономический кризис сопровождается массовыми банкротствами банков и предприятий. Кризис и начался с крушения американских ипотечных банков.
Россия теперь составная часть мирового экономического пространства и потому финансово-экономический кризис вместе с банкротствами не обошел и ее. Казалось бы, можно смело делать заявления о том, что число банкротств в российской экономике обязательно увеличится по срав-
Выводы
Показано, что наибольшее влияние на процесс развития аграрного комплекса оказывает оптимальное ценообразование, правильная кадровая политика, позволяющая сосредоточить высококвалифицированных работников в «точках роста» сельского хозяйства. Последовательное применение современных подходов государства к развитию производства сельскохозяйственной продукции в долгосрочной перспективе позволит достичь развития активных центров роста производства сельхозпродукции по всей территории России. Наиболее эффективным механизмом модернизации аграрной сферы является рост цен в пользу сельхозпроизводителя, постоянство государственной поддержки российских аграриев.
4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Росс. Федерации от 28.12.2009 г. № 381-Ф3. 2010. URL: http://base.con-sultant.ru/ cons/cgi/ online .cgi?req=doc; base=LAW; n=95629 (дата обращения: 02.09.2010).
5. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-Ф3. 2010. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc; base=LAW; n=78630 (дата обращения: 02.09.2010).
Поступила 17.09.2010 г.
нению с докризисным периодом. Однако, многие причинно-следственные связи, однозначно действующие в странах с устоявшимися рыночными отношениями, в российской экономике оказываются «несостоятельными». В связи с этим, в целях совершенствования российского института несостоятельности, анализ влияния некоторых макроэкономических показателей на уровень банкротств представляется актуальной задачей.
Институт банкротства является неотъемлемой составляющей рыночной системы. В ходе реализа-
УДК 330.33.01
ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И БАНКРОТСТВА
О.С. Селевич
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Проанализирована статистика банкротств идинамика валового внутреннего продукта, сделана попытка выявления их взаимосвязи. Сделан вывод о том, что функционирование российской системы банкротства определяется, прежде всего, институциональными факторами, а не макроэкономическими.
Ключевые слова:
Банкротство, экономические циклы, динамика ВВП. Key words:
Bankruptcy, economic cycles, GDP dynamics.