Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСКН РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСКН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОРГАНЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОВ НАРКОТИКОВ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / КВАЛИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дымова М. А.

В статье раскрываются особенности выявления административных правонарушений, как одно из направлений деятельности органов наркоконтроля, а также рассмотрены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются органы по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дымова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСКН РОССИИ»

УДК 340

М.А. Дымова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСКН РОССИИ

В статье раскрываются особенности выявления административных правонарушений, как одно из направлений деятельности органов наркоконтроля, а также рассмотрены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются органы по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административные правонарушения, органы по контролю за оборотов наркотиков, наркотические средства и психотропные вещества, квалификация административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях.

Одним из направлений деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН России) является выявление административных правонарушений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков. В связи с этим ФСКН России принимаются организационные и практические меры, направленные на совершенствование работы в данном направлении. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.4, 10.5 и ч. 2 ст. 20.20, а также составление протоколов и передача их на рассмотрение уполномоченных органов и должностных лиц о выявленных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, ч. 3 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ст. 20.22 (в случаях потребления наркотических средств или психотропных веществ), ст. 17.7 и 17.9 Кодекса.

Из вышеперечисленных статей КоАП РФ в практической деятельности органов наркоконтроля наиболее широко применяются: ст. 6.8 КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»; ст. 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача»; ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах»; ч.3 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; ст. 6.16. КоАП РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».

Наличие указанных норм в КоАП России, несомненно, вызвано складывающейся в стране ситуацией в сфере легального и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Квалификация административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обладает специфическими особенностями. Основ-

© Дымова М.А., 2014.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2014. №4(31). Том III

ной проблемой, возникающей при квалификации, является то, что между составами административных правонарушений и преступлений, имеется тесная взаимосвязь, вследствие того, что значительная часть общественных отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ берется под охрану, как уголовным, так и административным законодательством.

Следует отметить, что при соотнесении смежных норм административного и уголовного законов, выявлены недостатки и пробелы в их правовом регулировании. Таким образом, в такой статье как 6.9 КоАП РФ, видятся следующие предложения:

- Ст. 6.9 КоАП РФ дополнить словами «Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача». Следует отметить, что до сих пор не решен вопрос, на каких основаниях можно отнести определенное вещество, химическая структура и свойства которого сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств или психотропных веществ к их аналогам.

Касаемо практики выявления и документирования административных правонарушений, хотелось бы отметить, что при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ, значительное количество административных правонарушений выявляется в ходе расследования уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В качестве примера можно привести факт изъятия в ходе личного обыска преступника, его жилища, и т.д. наркотических средств или психотропных веществ в небольшом размере, которое хранилось без цели сбыта. В данном случае дознаватель или следователь, производящий расследования уголовного дела, выносит мотивированное постановление о прекращении уголовного преследования в этой части и направляет заверенные копии материалов уголовного дела оперативным сотрудникам для составления протокола об административном правонарушении. В данном случае доказательствами по делу об административном правонарушении будут являться копии материалов из уголовного дела.

Так же в практике встречается много случаев незаконного сбыта каким-либо лицом наркотических средств или психотропных веществ в небольшом размере. В данном случае по факту сбыта возбуждается уголовное дело, а в отношении лица, которое в данном случае, согласно УК РФ, будет являться приобретателем, также выносится постановление о прекращении уголовного преследования, так как уголовная ответственность за приобретение наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта наступает за значительный размер наркотического средства или психотропного вещества. После этого дознаватель или следователь направляет копии материалов из уголовного дела оперативным сотрудникам для составления административного протокола и привлечения лица - приобретателя к административной ответственности.

Выявление сотрудниками наркоконтроля административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.9 и ч.2 ст.20.20 КоАП РФ в большинстве случаев проводится по оперативной информации о возможных местах употребления наркотических средств или психотропных веществ, в ходе расследования уголовных дел, а также по материалам, направленным УГИБДД в отношении водителей, находящихся за управлением автотранспортных средств в состоянии наркотического опьянения.

Следующей проблемой, с которой сталкиваются органы по контролю за оборотом наркотиков при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях является нерешенность порядка определения и фиксации состояния наркотического опьянения и факта употребления наркотических средств и иных одурманивающих веществ. Так, при доказывании наличия составов правонарушений, предусмотренных ст. 6.9, 20.20 ч. 2, ст. 20.22 Ко-АП России, во всех случаях требуется установить факт употребления наркотических средств или иных одурманивающих веществ, для чего необходимо произвести медицинское освидетельствование лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В настоящее время основания направления лица на медицинское освидетельствование и основания проведения такого освидетельствования установлены специальной нормой ст. 44 Федерального закона Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № З-ФЗ. Медицинское освидетельствование проводится в специ-

ально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения. На данный момент, предусмотренный п. 5 ст. 44 Закона № З-ФЗ порядок медицинского освидетельствования не установлен, что создает сложности в правоприменительной практике. До его разработки следует руководствоваться Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.

Следовательно, для определения порядка медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения требуется либо внесение соответствующих изменений и дополнений в КоАП России, состоящих в детальной регламентации этой меры административного обеспечения производства по делу, либо издание соответствующего межведомственного нормативного акта Министерства здравоохранения и органов наркоконтроля России, согласованного с Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции Российской Федерации.

Одной из проблем, возникающих при работе по делам об административных правонарушениях, являются сжатые сроки составления административных правонарушений. Так, согласно ст. 28.5 КоАП России протокол об административном правонарушении подлежит немедленному составлению после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Вместе с тем, соблюдение установленных процессуальных сроков по составлению такого протокола сопряжено с большими трудностями, поскольку специфика составов административных правонарушений зачастую требует проведения экспертиз для определения принадлежности употребляемого вещества к наркотическим или иным одурманивающим веществам, однако последние, в свою очередь, занимают гораздо больший промежуток времени, нежели отведенный КоАП России для составления протокола.

В заключении хотелось отметить, что основными задачами в сфере выявления административных правонарушений являются активизация деятельности по выявлению административных правонарушений и совершенствование процесса производства по делам об административных правонарушениях.

ДЫМОВА Мария Александровна - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал в г. Владимир).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.