Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Архитектура / город / пространство / время / архитектурная среда / Аrchitecture / city / space / time / architectural space

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е Н. Образцова, А В. Пономарев

На сегодняшний день, вопрос упрощения и ускорения всех процессов в городской среде является важной задачей. У людей появляется все больше требований к организации жизни в городах. Современные архитекторы и градостроители должны реагировать на эти вызовы и предлагать методы решения подобных актуальных проблем. В настоящей работе мы проанализировали идеи организации городских пространств с конца XIX до начала XXI века, рассмотрели их плюсы и минусы и их актуальность в современном мире. По результатам анализа, был сделан вывод, что идея города-сада, впервые предложенная Эбенизером Говардом в конце 1930-х годов, может быть успешно применена и в современном мире. Также актуальна идея Нового Элемента Расселения, впервые предложенная студентами МАРХИ в конце 20 века. В своей дипломной работе они пришли к выводу о том, что современному городу не нужно расширяться. Гораздо эффективнее будет создавать отдельные небольшие города и поселения — элементы расселения, вокруг крупных городов. В одном из дальнейших своих исследований та же группа архитекторов заявила о необходимости создать качественную транспортную сеть по всей России. Они убеждены в том, что это главный шаг на пути к упрощению и созданию более эффективной пространственно-временной организации нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Е Н. Образцова, А В. Пономарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT PRINCIPLES OF SPACE-TIME ORGANIZATION IN THE XXI CENTURY

Today, the issue of simplifying and speeding up all processes in the urban environment is an important task. People have more and more things to do and demands on their lives. Modern architects and urban planners must respond to this and propose methods for solving current problems. In this work, we analyzed the ideas of organizing urban spaces of past centuries, as well as the end of the 20th and 21st centuries, examined their advantages and disadvantages and their relevance in the modern world. Based on the results of the analysis, it was concluded that the idea of a garden city, first proposed by Ebenezer Howard in the late 1930s, can be successfully applied in the modern world. The idea of a New Element of Settlement is also relevant, first proposed by students of the Moscow Architectural Institute at the end of the 20th century. In their thesis they came to the conclusion that a modern city does not need to expand. It will be much more effective to create separate small cities and settlements elements of settlement, around large cities. In one of their further studies, the same group of architects stated the need to create a high-quality transport network throughout Russia. They are convinced that this is a major step towards simplifying and creating a more efficient spatial-temporal organization of our country.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ»

УДК 711.4

ао1: 10.48612/ашШ/2024_51_146-153

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ

Е. Н. Образцова А. В. Пономарев

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Ключевые слова

Архитектура, город, пространство, время, архитектурная среда.

Дата поступления в редакцию

30.06.2024

Дата принятия к печати

05.07.2024

Аннотация

На сегодняшний день, вопрос упрощения и ускорения всех процессов в городской среде является важной задачей. У людей появляется все больше требований к организации жизни в городах. Современные архитекторы и градостроители должны реагировать на эти вызовы и предлагать методы решения подобных актуальных проблем.

В настоящей работе мы проанализировали идеи организации городских пространств с конца XIX до начала XXI века, рассмотрели их плюсы и минусы и их актуальность в современном мире. По результатам анализа, был сделан вывод, что идея города-сада, впервые предложенная Эбенизером Говардом в конце 1930-х годов, может быть успешно применена и в современном мире. Также актуальна идея Нового Элемента Расселения, впервые предложенная студентами МАРХИ в конце 20 века. В своей дипломной работе они пришли к выводу о том, что современному городу не нужно расширяться. Гораздо эффективнее будет создавать отдельные небольшие города и поселения —элементы расселения, вокруг крупных городов. В одном из дальнейших своих исследований та же группа архитекторов заявила о необходимости создать качественную транспортную сеть по всей России. Они убеждены в том, что это главный шаг на пути к упрощению и созданию более эффективной пространственно-временной организации нашей страны.

Введение

Начало XXI века—время ускорения всех процессов. Темп жизни нарастает, а современной архитектуре приходится под него подстраиваться. Таким образом, цель исследования—изучить наиболее рациональные принципы организации городской жизни в наше время.

Цель исследования реализуется следующими задачами:

1. Изучение исторического опыта пространственно-временной организации жизни, рассмотрение примеров того, как раньше решались проблемы, связанные с ускорением времени.

2. Анализ идей организации городских пространств конца 20 - начала 21 века.

3. Принципы рациональной пространственно-временной организации городской жизни.

Концепция города-сада

Начнем с изучения исторического опыта пространственно-временной организации городской жизни. Одним из самых ярких примеров подобной организации являются города, построенные по идее города-сада Эбенизера Говарда в Великобритании. Идея города-сада появилась в связи с перенаселением английских городов (например, Лондона, Ливерпуля и Манчестера) в конце 1920 - 1930-х годов. Она заключалась в создании небольших поселений с ограниченным количеством жителей (32 тысячи человек) и совмещением лучших качеств города и деревни (рис 1, 2). Цель города-сада заключалась, в первую очередь, в расселении крупных городов, создании более гуманных условий для жизни, а также жизни в гармонии с природой [1]. Однако это также повлияло и на то, как жители тратили свое время. В перенаселенных городах высокий темп жизни, потому что всегда есть цель перегнать другого человека, занять свою очередь. В городах, построенных по принципу города-сада, соблюдается четкая структура, в отличие от крупных городов Великобритании в 20 веке. Городские пространства там четко продуманы и отделены друг от друга, что создает четкость и ясность передвижений жителей, а также экономит время. С появлением концепции города-сада было создано много городов и поселений, в основе которых она лежит. Первым городом-садом стал Лэчворт—место в 50 км от Лондона (рис. 3, 4). В нем присутствует четкая структура, заложенная идеями Говарда, а также продуманный уют и близость к природе. Однако город заселялся медленнее, чем рассчитывали архитекторы, несмотря на все его преимущества. К концу 1920х годов его население едва превышало 14 тысяч человек. Однако следом за Лэчвортом, концепцию города-сада стали использовать архитекторы по всему миру. Сейчас на территории Великобритании находится 32 города-сада, а за ее пре-делами—еще больше. Города-сады можно увидеть в Италии, Бельгии, Германии, Австрии, Чехословакии, а также в России—в Кратове, в 40 км от Москвы. Несмотря на все удобство таких городов, в них переезжало (и продолжает переезжать) недостаточно человек для того, чтобы спасти мегаполисы от перенаселения. Эта проблема связана с тем, что люди сами не готовы расставаться с благами, которыми богаты крупные города, несмотря на их загазованность и периодическую враждебность. Эбенизер Говард создал важную концепцию построения городов, которая продолжает полностью или частично воплощаться в современных градостроительных проектах. Он показал направление, в котором продолжают двигаться урбанисты по всему миру. Направление к экологичности, пешей доступности между объектами и комфорту [2]. Если грамотно соединить эту концепцию с современными мегаполисами, получатся города, в которых не надо тратить время на длительные перемещения, а также необходимую перезагрузку от шумной городской жизни, ведь она будет переплетена с природой. Возможно, когда-нибудь преобразованная идея города-сада действительно спасет современные мегаполисы и позволит замедлиться без нанесения ущерба эффективности.

Рис. 1. Схема организации города-сада1

Рис. 2. Схема города-сада и диаграмма, показывающая в нем качества города и деревни 2

1 иЯЬ: https://design-mate.ru/read/megapolis/garden-city

2 иЯЬ: https://design-mate.ru/read/megapolis/garden-city

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

>5

0 г г

и

и а т

1

0 г г и ш н и

1

га

оё с £ на з

<1 < ?

СО 5 § *

го <и

< 3

а г

ш -о

О ^

^ го

»I

ш <

Концепция линейного города

Далее, в рамках изучения исторического опыта организации пространственно-временной организации жизни, мы рассмотрим концепцию линейного города. Эта концепция—наследник идеи города-сада. Люди продолжали ощущать потребность в интеграции с природной средой и эта потребность вылилась в создание протяженных вытянутых городов вдоль дорог и рек. Таким образом, строительство не влияло негативно на ландшафт и, в то же время, вписывалось в него. Первым концепцию линейного города выдвинул испанский градостроитель и инженер Артуро Сориа-и-Мата (рис. 5). В 1882 году он опубликовал несколько статей на эту тему. Его основная идея заключалась в том, что главная проблема городов—это транспорт, его недоступность некоторым жителям. Следовательно, он считал, что необходимо строить города вдоль железных дорог и трамвайных путей, так как они являются самыми дешевыми видами транспорта. Он считал, что такое расположение городов будет хорошо сказываться на количестве затраченного времени на передвижения по городу, ведь все его объекты будут находиться рядом и параллельно главной дороге [3]. Идея линейного города периодически обсуждалась во всей послевоенной Европе, однако активно ей занялись в СССР. В 1928 году архитектором В. А. Лавровым был защищен дипломный проект на тему линейного города. Позднее были выведены основные принципы линейного города, заключающиеся в следующем:

• Основа города—две узкие линейные полосы жилого и промышленного назначения;

• Между этими полосами находится зеленая защитная зона, на которой располагались пункты питания, заводы и другие учреждения, удобно связанные с продольным шоссе. Благодаря такому расположению, промышленные предприятия (которые также расположены линейно), получали удобное транспортное обслуживание.

Однако по мере изучения концепции линейного города начали обнаруживаться ее явные недостатки. Основной из них—чрезмерная длина продольных коммуникаций. Из-за этого расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города сильно возрастали. Другим недостатком является невозможность организации единого центра города. Общественные центры распылялись по всему городу. В такой структуре невозможно организовать единый административный центр, студенческий комплекс или больничный городок. Таким образом, можно сделать вывод, что линейная структура может быть удобна лишь в некоторых небольших промышленных городах и поселках. Для крупных городов она неактуальна и неудобна [4].

3 иЯЬ: https://design-mate.ru/read/megapolis/garden-city

4 иЯЬ: https://design-mate.ru/read/megapolis/garden-city

Чтобы обосновать это, рассмотрим структуру Волгограда—единственного города в России, построенного по линейной схеме (Рис. 6). Он исторически располагался вдоль реки Волги и получил свою вытянутую форму еще в 16 веке. Такая структура сложилась в связи с необходимостью отправлять по реке грузы—товары, произведенные местными фабриками. В местах отправки грузов образовывались промышленные центры, а вокруг них—жилые кварталы. После революции город продолжал развиваться по такой схеме. Новые районы расползались вдоль берега реки на расстояния до 30 км. После войны город продолжал линейно развиваться. После разработки генплана в 1945 году прибрежные территории были очищены от промышленных предприятий, а на их месте стали появляться жилые районы. Сейчас город протянулся на 90 км вдоль берега Волги и продолжает линейно развиваться. Из-за своей структуры Волгоград считается одним из самых неудобных городов России, так как все предприятия и основные объекты в нем находятся на очень протяженных расстояниях друг от друга, что затрудняет перемещения и вынуждает затрачивать на дорогу большое количество времени [5].

Рис. 5. Концепция линейного города А. Сориа-и-Маты5

Рис. 6. Застройка Волгограда

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Мы переходим к следующему разделу исследования—к анализу идей организации городских пространств конца ХХ - начала XXI века.

Новый элемент расселения

Одной из самых ярких градостроительных идей конца XX века является идея Нового Элемента X

Расселения (НЭР) (рис. 7). Она появилась путем рассуждений студентов МАРХИ о «городе будущего» ®

и необходимости переосмысления путей архитектуры и градостроительства в современном мире. Они ^

учли все основные элементы города—размер и форму, социальные проблемы, городские центры, городской дизайн, расположение школ и детских садов и другое и пришли к выводу, что современный город не

должен был располагаться общественный центр, по четырем сторонам света от него—общественные

СО 1

должен расти. Вместо расширения существующего города, нужно создавать Новый Элемент Расселения, ш и

^ н

отдельный город на 200 тысяч человек, связанный со старым путем автомобильных дорог. В центре НЭРа < "

s £

центры районов, вокруг них—жилые комплексы, в угловых частях города—спортивные и школьные комплексы, а вокруг них—школы-интернаты. Проект Нового Элемента Расселения предполагалось при- С

менить в качестве нового города на реке Чулым, вблизи села Критово. Однако он не был осуществлен. Эти 10 2

■ ^

исследования легли в основу дипломного проекта студентов МАРХИ в 1961 году, А. Гутнова, А. Бабурова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< I

_ § *

ГО <и

URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.cd62b630-666c96c3-6594b23a-74722d776562/https/en.wikipedia. ^ 2

org/wiki/Linear_city_(Soria_design)

Н. Гладковой, А. Звездина, И. Лежава, Н. Кострикина, С. Садовского, А. Сухановой, З. Харитоновой.

5

6 URL: https://novate.ru/blogs/111121/61230/ О

» S

Также в результате исследований была выпущена книга «Новый элемент расселения: на пути к новому городу», авторы: А. Бабуров, А. Гутнов, Г. Дюментон, И. Лежава, С. Садовский и З. Харитонова. Книга была переведена на английский, итальянский и испанский языки [6].

Группа архитекторов, работающих над концепцией Нового Элемента Расселения, участвовала в Миланском Триеннале в 1961 году, к которому она разработала более десяти макетов из пластилина, а также чертежи. Идея НЭРа была доработана. Авторы концепции представили новый элемент — русло расселения. Они считали, что для СССР наиболее актуальна именно такая система расселения, учитывая их огромные пространства. Русло расселения представлялось как зона активной жизни, «ствол дерева», по которому движутся все соки. В противовес ему появлялись НЭРы—жилые кластеры, зоны спокойной жизни, «плоды на дереве». Идея русла расселения и НЭРов представлялась авторам проекта как инь и янь, как мужская и женская энергия.

Рис. 7. НЭР: Русло. Триеннале, 1968. Выставка Рис. 8. Обновлённая концепция НЭР для все-

7 8

«НЭР: По следам города будущего. 1959 - 1977» мирной выставки в Осаке. 1970 г.

В 1970 году группа НЭР участвовала во Всемирной выставке в Осаке (рис. 8). На ней архитекторы представили НЭР в виде улитки, спиральной структуры, в центре которой располагалось высотное жилье. В сторону периферии этажность снижалась. Структура озеленения также изменялась, представляя собой крупные парки в центре и небольшие приусадебные участки на периферии. На базе исследований этого этапа в 1977 году, в издательстве «Стройиздат» была выпущена книга «Будущее города». Авторы: А. Гутнов, И. Лежава. [7]

«Сибстрим»

В 2003 году был организован конкурс «Город 2100» для Всемирного газового конгресса, на котором обсуждались проекты о городе будущего, каким он будет через 100 лет, представленные восемью стра-

7 иЯЬ: https://archi.ru/russia/82147/chto-takoe-byl-ner

8 иЯЬ: https://ilya-lezhava.livejournal.com/2303.html

нами. Архитекторы, работавшие над НЭРом, представили проект «Сибстрим», в котором предложили линейную систему расселения России от Петербурга до Владивостока. Они рассуждали, какое событие в России и СССР сильнее всего повлияло на развитие государства за предыдущие 100 лет и сделали вывод, что это было проведение Транссибирской магистрали. Благодаря ей произошло объединение страны, а многие регионы получили возможность развития. Архитекторы выдвинули идею, которая заключалась в том, что, если продолжить подобное развитие и дальше, страна совершит еще больший скачок в ближайшие 100 лет. Они утверждали, что город 21 века в России—линейный город, несмотря на недостатки, которые мы рассмотрели в предыдущем пункте. Для успешного осуществления идеи такого линейного города, необходимо проложить новые железные дороги и другие транспортные пути, на которых можно будет разгоняться до 600 - 700 км/ч. Тогда расстояния от Москвы до Владивостока мы сможем преодолевать за 12 часов. На поезде можно будет добраться до Урала за два часа, а до Байкала за три. А по дороге будут находиться новые города, научные центры, заповедники. Архитекторы утверждали, что главный секрет успешного развития страны в ближайшие 100 лет заключается в постройке качественной транспортной сети [4]. Возможно, пространственная организация Волгограда была бы не так плоха, если бы имела более продвинутую транспортную сеть.

Концепция 15-минутного города

Следующая концепция, которую мы рассмотрим в рамках анализа идей городских пространств конца ХХ - начала XXI века—концепция 15-минутного города. В основе нее лежит возможность добраться до основных мест первой необходимости—школ, магазинов, общественных центров, больниц и других за 15 минут на велосипеде или общественном транспорте, из любой точки города. Такой подход направлен на пропаганду здорового образа жизни, снижению зависимости от автомобилей и создание устойчивого образа жизни. В приоритете становятся пешеходы и пешеходное движение. Внедрение такой концепции в город требует большой работы—транспортное планирование и изменение градостроительной политики. Впервые ее выдвинул Карлос Морено в 2016 году. Он привел пример модели Джейн Джейкобс, представленную в книге «Смерть и жизнь великих американских городов» [8].

Эта концепция получила широкое распространение после того, как мэр Парижа Энн Идальго включила в свою предвыборную кампанию план по реализации 15-минутного города в 2020 году. С тех пор и другие города по всему миру поставили перед собой такую цель. Таким образом, все больше городов ставят в приоритет пешеходов и пешеходное и велосипедное движение, увеличивают тротуары и сокращают проезжую часть. Такие изменение положительно влияют на экологию и на безопасность. Однако есть и противники этой концепции. В 2023 году появились теории заговора, в которых 15-минутные города описывались как инструмент правительственных репрессий. Они считают, что города без автомобилей не сильно отличаются от деревень. Им не нравится, что небольшая группка людей решает, где на автомобиле передвигать можно, а где нельзя.

Выводы

Рассмотрев исторические примеры пространственно-временной организации территории, а также современные идеи организации городских пространств, мы можем вывести актуальные принципы организации городской жизни в XXI веке. Идея линейного города до сих пор очень спорна, но, изучив исследования архитекторов, работавших над проектом «Сибстрим», можно прийти к выводу, что для успешной организации линейной структуры в городе недостаточно одной лишь линейной структуры.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

СО ш

о.

<

О

>5

0

1 I

и

и а т

I

0 г г и ш н и

1

га а н и о а с

ш <

л с

СО 5 § *

го <и

< 3

а г

ш -а

О ^

^ го

»I

ш <

Главный фактор, влияющий на успех проектируемых линейных городов—качественная транспортная сеть. Благодаря качественным скоростным дорогам линейные города могут очень быстро развиваться и процветать. Итак, рациональные и актуальные принципы пространственно-временной организации жизни в XXI веке:

• Проектирование и строительство качественных железных и автомобильных дорог. Необходимо создать логичную и удобную транспортную сеть, которая будет распространяться на все города и поселения. Это позволит всем городам расти и развиваться, вне зависимости от их расположения и отдаленности от столиц.

• Внедрение принципов концепции русла расселения в существующую организацию городов. Вместо расширения существующих городов, лучше создать соединенные с ними Новые Элементы Расселения. Таким образом, будет создаваться более четкая, понятная и четкая схема расселения.

• В существующие сформированные города следует частично или полностью внедрить концепцию 15-минутного города. Необходимо тщательно поработать над изменениями в планировке города, провести их аккуратно и безболезненно, а также учесть мнения и пожелания жителей. При грамотном внедрении идей 15-минутного города может получиться очень комфортная, логичная и сбалансированная среда.

Библиографический список

1. Ильин А. В. Британское движение город-сад и его влияние на европейское градостроительство первой четверти XX века // Исторические науки. №1. 2014, С, 308 - 316.

2. Эммус К. В. «Город-сад» Э. Говарда в контексте изучения «идеального» города: социокультурные аспекты // Культура и цивилизация. 2020. Том 10. № 2А. С. 163- 168. DOI: 10.34670/ AR.2020.95.48.019.

3. Филиппов В. Д. «Линейный город»: Градостроительные и социальные аспекты проекты Артуро Сориа, 2019. С. 55 - 67.

4. Долинская И. М., Полинская Е. Р., Шадрина Е. М., Яковенко Е. М. От идей Сорио-И-Мата до «Сибстрима» и «Стратегии-2030»: Обзор отечественных и зарубежных проектов линейных городов и систем расселения // Universum. 5 (86). 2021. С. 63 - 74.

5. Деточенко Л. В. «Линейный» город: Историко-географические особенности территориальной организации, хозяйственной и транспортной составляющих (на примере Волгограда) // Вестник Удмуртского университета, 8, вып. 2. Т. 22018. С. 200 - 210.

6. Гутнов А., Лежава И., Бабуров А., Дюментон Г., Садовский С, Харитонова З. Новый элемент расселения: на пути к новому городу — Стройиздат, 1967 г. 127 с.

7. Гутнов А. Э, Лежава И. Г. Будущее города—Стройиздат, 1977 г., 126 с.

8. Юстратова И. Л., Юстратов Д. Л. Концепция 15-минутного города, ее преимущества, недостатки и возможное использование в Российской федерации // Наука и социум. Материалы научно-практических конференций АНО ДПО «СИПППИСР» — С. 196 - 209.

RELEVANT PRINCIPLES OF SPACE-TIME ORGANIZATION IN THE XXI CENTURY

E. N. Obraztsova A. V. Ponomarev

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg

The Keywords

Аrchitecture, city, space, time, architectural space.

Date of receipt in edition

30.06.2024

Date of acceptance for printing

05.07.2024

Abstract

Today, the issue of simplifying and speeding up all processes in the urban environment is an important task. People have more and more things to do and demands on their lives. Modern architects and urban planners must respond to this and propose methods for solving current problems.

In this work, we analyzed the ideas of organizing urban spaces of past centuries, as well as the end of the 20th and 21st centuries, examined their advantages and disadvantages and their relevance in the modern world. Based on the results of the analysis, it was concluded that the idea

of a garden city, first proposed by Ebenezer Howard in the late 1930s, can be successfully applied in the modern world. The idea of a New Element of Settlement is also relevant, first proposed by students of the Moscow Architectural Institute at the end of the 20th century. In their thesis they came to the conclusion that a modern city does not need to expand. It will be much more effective to create separate small cities and settlements - elements of settlement, around large cities. In one of their further studies, the same group of architects stated the need to create a high-quality transport network throughout Russia. They are convinced that this is a major step towards simplifying and creating a more efficient spatial-temporal organization of our country.

<

CL

>

1-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

Ссылка для цитирования:

Е. Н. Образцова, А. В. Пономарев. Актуальные принципы пространственно-временной организации в XXI веке. — Системные технологии. — 2024. — № 2 (51). — С. 146 - 153.

>S

0

1 I

и Z и а ш

I

0

1 I

и а н и I

га

оё с &

ю з <1

< Z

ta s § &

го <и

< 3

tL I

ш -о

О ^

^ го

» S

ш <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.