Научная статья на тему 'Актуальные направления развития автоматизированных систем управления специального назначения'

Актуальные направления развития автоматизированных систем управления специального назначения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
739
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА СВЯЗИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКС СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Легков К. Е.

Главное направление разрешения информационно-управленческих проблем строительства сил специального назначения это информационно-техническое объединение всех имеющихся и перспективных средств в единое информационное пространство (ЕИП) за счет развертывания базовой информационно-управляющей системы, их интеграции в систему оружия и органов управления. Такое объединение потребует соответствующего совершенствования средств связи и передачи данных, всех видов информационного обеспечения, автоматизации и информатизации управления. Очевидно, что создание столь сложной, пространственно-распределенной системы невозможно без решения целого ряда проблем технического и организационного характера. Техническую основу сегмента сил специального назначения в едином информационном пространстве должна составить многомерная защищенная высокоскоростная сеть, включающая в свой состав следующие информационные средства: добывания информации, ее обработки и передачи, а также синхронизации и передачи сигналов точного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Легков К. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления развития автоматизированных систем управления специального назначения»

AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

His

RESEARCH

Актуальные направления развития автоматизированных систем управления специального назначения

Главное направление разрешения информационно-управленческих проблем строительства сил специального назначения - это информационно-техническое объединение всех имеющихся и перспективных средств в единое информационное пространство (ЕИП) за счет развертывания базовой информационно-управляющей системы, их интеграции в систему оружия и органов управления. Такое объединение потребует соответствующего совершенствования средств связи и передачи данных, всех видов информационного обеспечения, автоматизации и информатизации управления. Очевидно, что создание столь сложной, пространственно-распределенной системы невозможно без решения целого ряда проблем технического и организационного характера. Техническую основу сегмента сил специального назначения в едином информационном пространстве должна составить многомерная защищенная высокоскоростная сеть, включающая в свой состав следующие информационные средства: добывания информации, ее обработки и передачи, а также синхронизации и передачи сигналов точного времени.

Ключевые слова: система управления, информационное взаимодействие, система связи, инфокоммуникационная система, комплекс средств автоматизации.

Легков К.Е.,

Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики

Одной из перспективньх задач развития автоматизированньх систем управления (АСУ) становится задача предвидения возможного развития оперативной и боевой обстановки, формирования рациональньх способов боевьх действий. При этом необходимо обеспечивать соответствие между возможностями комплекса средств автоматизации (КСА) по формированию способов боевьх действий, с одной стороны, и обязанностями, правами, ответственностью должностньх лиц в каждом звене управления, с другой.

В иерархической системе управления формирование способа боевьх действий сил заключается в определении пространства, времени и форм боевьх действий, оперативного построения, маневра сил и средств подчинен-ньх частей и подразделений для решения специальньх задач.

Таким образом, как в повседневной деятельности сил, так и в компьютерньх моделях поддержки принимаемьх решений должнь отражаться принципь управления, в частности:

— принцип единоначалия;

— принцип централизации управления с предоставлением подчиненньм инициативь в определении способов вьполнения поставлен-ньх специальньх задач;

— принцип личной ответственности должно-стньх лиц за принимаемье решения на применение подчиненньх сил и результать вьполне-ния ими поставленньх специальньх задач.

Наряду с вышеизложенным, необходимо учить1вать и достаточно важную тенденцию в

развитии автоматизированньх систем управления силами, на основе информационно-управляющих систем реального времени (ИУС РВ).

Основу ИУС РВ составляют пространственно разнесеннье источники информации, действующие на различньх физических принципах и обеспечивающие сбор, сверхбьструю обработку информации компьютернье сети (сетецентрические технологии).

Функциональнье подсистемь перспективной АСУ должнь обеспечивать автоматизацию как целевьх процессов управления применением сил, так и функций управления органов управления, а инфраструктурнье подсистемь должнь обеспечивать базовьй набор услуг по управлению информационньми и вьчислитель-ньми ресурсами АСУ в интересах работь всех функциональньх подсистем. Они должнь создаваться в контексте единьх архитектурньх решений, использовать максимально унифици-рованнье программнье компоненть и общую технологическую и информационную среду совместного применения и функционирования данньх программньх компонентов.

Использование инфраструктурньх систем позволит повьсить технологичность разработки перспективной АСУ и функциональньх подсистем, как ее компонентов. Применение уни-фицированньх программньх компонентов, разработанньх в рамках инфраструктурных систем, должно позволить разработчикам функциональньх подсистем максимально сосредоточиться на решении поставленньх задач, стоящих перед конечньми пользователями

Actual directions of development of automated control systems of a special purpose

Legkov K.E.,

North Caucasian branch of the Moscow technical university of communication and informatics

Abstract

The principal direction of permission of information and administrative problems of construction of forces of a special purpose is an information and technical combining of all available and perspective means in the common information space due to deployment of basic management information system, their integration into system of the weapon and governing bodies. Such combining will demand the appropriate enhancement of means of communication and the data transfer, all types of information support, automation and control informatization. It is obvious that creation so difficult, spatial distributed system is impossible without solution of a number of problems of technical and organizational character. In a common information space the multivariate protected high speed network including in the composition the following information means shall make a technical basis of a segment of forces of a special purpose: gettings of information, its processing and transmission, and also synchronization and signal transmission of exact time.

Keywords: management system, information exchange, communication system, infocommunication system, complex of an automation equipment.

High technologies in Earth space research № 1-2011

ш

К Е 8 Е А К С II

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

АСУ. При этом разрабатываемыми средствами должно обеспечиваться сопряжение с существующими и перспективными системами освещения обстановки и управления.

Работа перспективной АСУ должна обеспечиваться инфокоммуникационной системой специального назначения (ИКС СН).

Основой создания АСУ СН должна стать реализация концептуальной модели сервис-ориентированной архитектуры, основными достоинствами которой являются возможность эволюционного развития, обеспечение совместимости между отдельными элементами, многократное (повторное) использование программных компонентов.

Эта модель должна состоять из следующих основных компонент:

— презентационный уровень описывает интерфейсные сервисы для взаимодействия пользователей с информационной системой, включая закрытые и открытые порталы, доступ с мобильных устройств, а также различные преобразования информации при взаимодействии с внешними системами и устройствами;

— на уровне функциональных сервисов формируются модели и осуществляется управление выполнением процессов АС с использованием специализированных средств (типа ВРЕ1_), а также координация автоматизированных и "ручных" операций;

— интеграционные сервисы обеспечивают взаимодействие между приложениями, которое может быть реализовано, в частности, с использованием средств обмена сообщениями или в рамках единой среды исполнения, такой как сервер приложений .12ЕЕ;

— сервисы уровня данных реализуют средства извлечения и повторного использования данных из СУБД и приложений. Явное выделение такого уровня позволяет изолировать вышестоящие компоненты архитектуры от изменений в технологиях, а также обеспечить единый унифицированный подход к выполнению операций с данными;

— уровень инфраструктуры, приложений и СУБД является как бы основой для всей структуры, и именно здесь концентрируются основные инвестиции в ИТ.

Взаимодействие между этими уровнями, однако, осуществляется не напрямую, а через сервисы, выделенные на уровень обработки

событий. Сервисы этой компоненты архитектуры обеспечивают сбор данных о событиях в масштабе АСУ, необходимое преобразование и маршрутизацию этих данных между разными уровнями, а также "обратную связь" между сервисами каждого отдельного уровня.

При формировании функциональных подсистем АСУ СН наиболее важным становится принцип, при котором каждый процесс должен автоматизироваться однократно, вне зависимости от принадлежности к виду и уровню управления. Для обеспечения специфики вида деятельности, налагаемой видовой принадлежностью или уровнем управления, необходимо обеспечить широкие возможности настройки ПО (по видам и источникам информации, применяемым информационно-расчетным задачам, УФД и т.д.).

В настоящее время в силах специального назначения на вооружении находится множество систем и комплексов, с той или иной степенью эффективности решающих различные задачи управления силами и средствами СН. Однако имеет место большая избыточность поступающих данных, сложность, а зачастую и невозможность организации взаимодействия и оперативной совместимости различных систем, а также несовершенство механизма распределения конечных результатов.

С технической точки зрения причиной изолированности систем и комплексов является излишнее разнообразие аппаратных и программных средств, платформ, архитектур и технологий, различие интерфейсов и протоколов, а также отсутствие изначально заложенных механизмов взаимодействия систем.

Необходима разработка и внедрение аппаратно-программных средств, обеспечивающих комплексирование информации от разнородных источников, автоматизацию процессов обработки и интерпретации поступающей информации, а также формирование общей базы данных с распределенным доступом к ней, что позволит создать единое информационное пространство, снизить избыточность поступающей информации, повысить качество ее представления, скорость поиска данных и их доведения до конечного пользователя.

Предусмотреть возможность эффективного решения сложных вычислительных задач, обеспечения взаимодействия программных

комплексов и систем путем организации распределенных вычислений в сетях на основе рационального использования сетевых ресурсов — процессоров, памяти, коммуникационного оборудования, алгоритмов и программ.

Функциональные подсистемы (ФПС) АСУ, должны быть определены как наборы унифицированных и не унифицированных программных компонентов — Функциональных сервисов, способных работать совместно, в соответствии с установленным формализованным регламентом деятельности. Функциональные подсистемы рассматриваются, как совокупности слабо связанных Функциональных сервисов, применяемый набор которых определяется задачей по управлению АСУ.

Инфраструктурные системы (ИС) обеспечивают предоставление функционально независимых услуг абонентам и элементам АСУ. Инфраструктурные системы должны рассматриваться как наборы Инфраструктурных сервисов, предназначенные для реализации технологической основы для Функциональных сервисов. Инфраструктурные сервисы должны предоставлять возможности функциональным подсистемам реализовывать свое назначение путем манипулирования набором применяемых Инфраструктурных систем и использования их функциональных возможностей. Инфраструктурные сервисы скрывают техническую реализацию от Функциональных сервисов, а специфицирование (описание и следование описанию) интерфейсов обеспечивает необходимую гибкость, возможности масштабирования, а также постепенного улучшения и наращивания функциональности подсистемы, путем замены реализации Инфраструктурного сервиса, без необходимости внесения изменений в Функциональную подсистему.

Обеспечение информационно-технического взаимодействия АСУ со сторонними (существующими, унаследованными) системами производится путем их интеграции в единую распределенную среду информационного взаимодействия через унифицированный механизм адаптеров. Далее этот механизм может быть применен как способ интеграции в АСУ СН.

Рабочее пространство пользователя (РПП) должно обеспечивать единую рабочую область для всех Функциональных подсистем, ко-

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли

6 № 1-2011

AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

His

торые использует пользователь в рамках своей деятельности. Использование Рабочего пространство пользователя должно обеспечить преимуществом сквозной идентификации пользователя для различных Функциональных подсистем, при выполнении всех функций АРМ, применяемых пользователем в рамках единой рабочей области. Для полного и эффективного взаимодействия пользователя с АСУ необходимо реализовать РПП на основе концепции "толстого" клиента. Для простого взаимодействия пользователя с АСУ и улучшения мобильности пользователя необходимо реализовать РПП на основе концепции "тонкого" клиента.

Реализация указанных направлений развития системы управления сил СН позволит:

—обеспечить планируемое повышение эффективности средств поражения до требуемых показателей;

— обеспечить создание системы разведки и контроля, позволяющую контролировать 100% зон ответственности;

— обеспечить автоматизированное решение 100% задач управления силами СН с высоким качеством реализации циклов управления силами.

Очевидно, что создаваемая система должна иметь открытую архитектуру и обеспечивать возможность оперативной адаптации к изменениям состава и структуры сил СН в целом и отдельных группировок, в частности, в том числе и оперативно формируемых на отдельных направлениях.

Литература

1. Трушин В.В. О сущности взаимодействия войск в операции (бою) // Военная мысль. — 2007. — № 4. — С. 16-18.

2. Шеремет И.В. "Сетецентрическая война": истоки и технические аспекты // Военно-промышленный курьер. — 2006. — № 7. — С. 22-24.

3. Легков К.Е. Сравнительная характеристика различных протоколов управления // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли, 2010. — №1. — С.27-31.

XIII Международный конгресс

«Инновационная экономика и качество управления»

14 апреля 2011 г., «Президент-Отель»

(Москва, ул. Б. Якиманка, 24)

15 апреля 2011 г., НИИ «Интерэкомс»

(Москва, ул. Народного Ополчения, 32)

1ематика конгресса:

♦ Совершенствование законодательного обеспечения инновационной

-1?*.. ШШШ

инвестиционной политики.

ематика кон

эвершенствование

• V. -

41

государственного

ж КЗЗлЕ

1 ХЗЗЖшшЭбйдиТ dTJQ

различных секторах^кономики.

High technologies in Earth space research № 1-2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.