ДИБИРГАДЖИЕВ В.М.
Актуальные направления преодоления безработицы сельского населения в условиях кризиса
За первый месяц 2010 года официально зарегистрированных безработных в России стало на 0,67 миллиона человек больше (+10,8%). Всего в России к началу февраля насчитывалось более 6,8 миллионов безработных, или 9,2% от всего экономически активного населения страны. Такие данные приводятся в очередном отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Таким образом, Россия приблизилась к европейским и американским показателям: по итогам декабря прошлого года уровень безработицы в зоне евро вырос до 10%, а в США -застыл на отметке в 10% [1].
На официальный учет встало на 2,6% человек больше, чем в декабре, - 2,202 миллиона человек. 1,9 миллиона получали пособие по безработице. По сравнению с концом января 2009 года, общая численность безработных в России увеличилась за январь на 5,2%, а официально зарегистрированных - на 29%. В декабре 2009 года уровень безработицы составлял 8,2%, а число безработных - 6,17 миллиона человек [1].
Среднемесячная начисленная заработная плата в январе 2010 года, по предварительным подсчетам Росстата, составила 19 тысяч рублей и по сравнению с январем прошлого года выросла на 10,8%.
Российское правительство ждет сохранения на протяжении всего года относительно высоких уровней безработицы. Так, президент Дмитрий Медведев ранее назвал высокий уровень безработицы основной социально-экономической проблемой в России в 2010 году.
Специалисты не ожидают, что постепенное восстановление российской экономики сможет создать достаточное количество рабочих мест для решения этой проблемы. На 1 января 2010 года соотношение числа безработных, подсчитанных по методике МОТ, на одно вакантное место составило 24,1[1]. Отсутствие вакансий говорит о том, что предприятия не планируют развивать производство. Мало того, часть экономистов считает, что кризис в том или ином виде затянется на годы (возможно и десятилетия) и не стоит ждать скорого восстановления прежнего уровня занятости и благосостояния, напротив - следует быть готовыми к массовому обнищанию широких слоев населения, размыванию «среднего класса» и к значительному увеличению числа голодающих даже в самых развитых странах Европы и Северной Америки.
Являются ли подобные сценарии развития ситуации реальными или маловероятными покажет время, но в любом случае игнорировать их не стоит. В «Докладе о мировом развитии 2008» подготовленном сотрудниками Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка в то время, когда большинство специалистов и не подозревало о надвигающемся глобальном кризисе, подчеркивалось, что и в XXI веке сельское хозяйство по-прежнему является важнейшим ин-
струментом обеспечения устойчивого развития и сокращения бедности. Три четверти бедного населения развивающихся стран - сельские жители, для которых сельское хозяйство является основным источником средств к существованию. Из них 2,1 миллиарда человек живут менее чем на 2 долл. США в день, а 880 миллионов - менее чем на 1 долл. США в день [2]. Учитывая места проживания, навыки и умения этих людей, развитие сельского хозяйства является необходимой предпосылкой достижения Цели в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия, по сокращению вдвое к 2015 году доли населения, страдающего от нищеты и голода, с дальнейшим сокращением масштабов бедности и голода в течение последующих нескольких десятилетий. Само по себе развитие сельского хозяйства не обеспечит масштабного сокращения бедности, однако доказано, что оно располагает уникальными возможностями для решения этой задачи [2].
По мнению авторов «Доклада о мировом развитии 2008» сельское хозяйство стало основой экономического роста и сокращения бедности во многих странах, но еще большее число стран могло бы ощутить эти выгоды, если бы их правительства и доноры отказались от многолетней практики пренебрежения этой сферой. Основные приоритеты состоят в увеличении активов бедных домохозяйств, повышении производительности мелких крестьянских хозяйств и сельского хозяйства в целом и в создании в сельской местности экономических возможностей неаграрного характера, которыми могли бы воспользоваться бедные слои сельского населения. Для этого необходимо разрабатывать меры политики и процессы принятия решений, в наибольшей степени соответствующие экономическим и социальным условиям каждой страны, обеспечивать политическую поддержку и совершенствовать управление сельским хозяйством. Сельское хозяйство способствует развитию как вид экономической деятельности, как источник доходов и как поставщик экологических услуг, и всё это превращает эту отрасль в уникальный инструмент развития [2].
Если говорить о Республике Дагестан, традиционно трудоизбыточном регионе с преобладанием сельского населения, то решение проблем экономического развития, сокращения безработицы и роста благосостояния подавляющей части населения за счет приоритетного развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом и ранее поддерживалось многими специалистами, учитывая природно-климатические условия, большой опыт, трудолюбие и предприимчивость населения и т.п. В условиях разразившегося мирового экономического кризиса, сроки окончания которого никто не рискует предугадать, актуальность приоритетного развития АПК в регионе возрастает в силу появления новых факторов, которые могут существенно изменить существующую систему экономических взаимоотношений как на межрегиональном, так и международном уровне. К числу таких факторов можно отнести следующие.
- Сокращение бюджетных вливаний дотационным регионам приведет к резкому росту доли бедного населения. Если кризисные явления в экономике не то чтобы усилятся, а просто продлятся несколько лет не исключено появление элементарно недоедающих и даже голодающих людей.
- В условиях нестабильности усиливается стремление отдельных стран и крупных регионов внутри больших стран сосредоточиться на решении своих внутренних социально-экономических проблем, невзирая на то, что это может пагубно отразиться на населении других стран и регионов. Это может привести к сокращению экспорта продовольствия до насыщения внутренних рынков стран-экспортеров.
- Наличие большого числа незанятых, дезориентированных и активных граждан создаст реальную угрозу всплеска преступности и социальных катаклизмов.
Список можно продолжить, однако и так ясно что выходить из кризиса придется долго и с опорой в основном на собственные силы. Как же обстоят дела в республике на сегодняшний день?
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Дагестана, в котором занято свыше 40 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов и создается около 40% валового регионального продукта [3].
В состав АПК входят более 900 сельхозпредприятий, 42 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, около 400 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Республика Дагестан является крупным производителем сельскохозяйственной продукции и поставщиком продовольствия для промышленных регионов Российской Федерации. В республике производится 5 процентов овощей (1-местов в стране) и более 25 процентов винограда от общего производства по России. По численности поголовья овец республика занимает 1-е место, КРС- 3 место в РФ[3].
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения Республики Дагестан на 1 января 2008 года составляет 4359,5 тыс. га., в том числе сельскохозяйственных угодий 3349,5 тыс.га, из них пашни 524,9 тыс. га, многолетних насаждений 67,3 тыс. га, сенокосов 162, 2 тыс. га, пастбищ 2590,2 тыс. га и залежей 4,9 тыс. га.
[3].
Основная отрасль АПК - сельское хозяйство является системообразующей отраслью в экономике и социальной жизни общества, ее функционирование обеспечивает не менее шести рабочих мест в других сферах экономики на одного занятого в сельском хозяйстве[3].
Производственные мощности предприятий пищевой промышленности используются в среднем на 15-20 процентов, хотя предприятия имеют следующие годовые мощности производства: консервы плодоовощные - 450 муб, спирт этиловый -900 тысяч дал, водка - 1010 тысяч дал, коньяк - 2215 тысяч дал, шампанское -2460 тысяч дал[3].
Имеющийся потенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что вызывает необходимость их реконструкции и технического перевооружения^].
Таблица 1
Некоторые показатели развития Республики Дагестан
1990 1995 2000 2005 2007 2008
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 701,3 759,6 816,2 873,4 906,4 941,4
Численность безработных, тыс.человек 204,5 255,1 261,5 248,6 172,7
Уровень безработицы, процентов 25,4 26,5 22,3 20,2 13,4
Уд. вес числ. населения с денежными доходами ниже величины прожит. минимума в общей числ. населения, процентов 72,5 72,6 24,0 13,8 10,6
Среднемесячная субсидия на 1 семью, руб. 129 267 425 535
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в процентах к предыдущему году 91,5 98,0 107,6 108,3 105,0 104,0
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га 435,2 359,6 301,4 319,3 270,0 275,0
Источник: 4, С. 243-246
Как видно из табл.1 прошедшие годы вплоть до 2008 характеризовались последовательным увеличением занятости и снижением безработицы. Однако последние обследования Росстата свидетельствуют об изменении тенденции на обратную - в среднем за декабрь 2009-январь 2010 гг. численность безработных в РД достигла 260,7 тыс.чел. или 20,7% экономически активного населения[ 1], причем это в основном сельские жители. Можно рассматривать этот факт как большую проблему, а можно как большой резерв рабочей силы, тем более, что посевная площадь сельхозкультур к 2008 году по сравнению с 1990 уменьшилась почти в 1,6 раза. При этом заброшенными становятся не только труднодоступные участки в горных районах, но и вполне удобные угодья в равнинных и предгорных районах с достаточно развитой инфраструктурой.
Представляется, что именно АПК может стать той движущей силой, которая позволит более или менее безболезненно пережить кризис, обеспечив занятость и доходы для значительной доли населения. Согласно оценкам, основанным на сопоставлении данных по ряду стран, рост ВВП, обусловленный ростом сельского хозяйства, по меньшей мере вдвое эффективнее способствует сокращению бедности, нежели рост ВВП, полученный за счет других отраслей. Подсчитано, что в Китае совокупный экономический рост, обусловленный развитием сельского хозяйства, в 3,5 раза эффективнее влияет на сокращение масштабов бедности, чем рост несельскохозяйственных отраслей, а в странах Латинской Америки он_эффектив-нее в 2,7 раза[2 ].
Среди отраслей, ориентированных на рынок, сырьевые отрасли (сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность) и переработка сельскохозяйственной продукции еще в течение многих лет будут иметь сравнительные преимущества ввиду обеспеченности ресурсами и неблагоприятных условий для инвестирования в обрабатывающую промышленность.
В условиях кризиса использование сельского хозяйства в качестве стабилизирующей силы по-новому определяются роли производителей и государства. Основными производителями являются мелкие крестьянские хозяйства, которые за-
частую, особенно при поддержке со стороны своих организаций, наиболее эффективны. Однако в том случае, если такие организации не могут обеспечить экономию за счёт масштабов производства и сбыта, более выгодной формой производства становятся крупные, интенсивно использующие рабочую силу товарные хозяйства, а эффективные и работающие на принципах справедливоссти рынки труда выступают как ключевой инструмент сокращения сельской безработицы и бедности. Частный сектор выступает как организатор цепочек стоимости, соединяющих рынок с мелкими крестьянскими и крупными товарными хозяйствами.
Сельский рынок труда предоставляет сельскому населению возможности занятости в новых отраслях сельского хозяйства и в неаграрном секторе. Однако больше шансов воспользоваться этими возможностями имеют квалифицированные работники, а женщины с низким уровнем образования оказываются здесь в проигрыше. Для хорошо подготовленных, обладающих определенной квалификацией работников миграция может стать путем повышения доходов, тогда как для прочих она может означать просто перемещение бедности в города.
Приоритетное направление экономической политики заключается в увеличении числа рабочих мест и в сельском хозяйстве, и в неаграрных отраслях сельской экономики. Основными составляющими динамичной сельской неаграрной экономики являются быстро развивающееся сельское хозяйство и благоприятный инвестиционный климат. Необходимо выводить местную экономику на более широкие рынки, сокращая транзакционные издержки, вкладывая средства в инфраструктуру и предоставляя предпринимательские услуги и рыночную информацию. «Аграрные кластеры» - компании, работающие в определённой местности и координирующие свою деятельность ради повышения своей конкурентоспособности на динамичных рынках - продемонстрировали свою эффективность в развитии экспорта нетрадиционных видов продукции в долине Сан-Франсиско (Бразилия) и в производстве молочной продукции в Перу и Эквадоре, чему имеется множество документальных подтверждений [ 2].
Чтобы сельское хозяйство более эффективно содействовало стабилизации экономики и сокращению безработицы, требуются прежде всего, благоприятный социально-политический климат, адекватное управление и прочный макроэкономический фундамент. Кроме того, необходимо определить программу действий, основными задачами которой могут стать:
- повышение доступности рынков;
- повышение конкурентоспособности мелких крестьянских хозяйств и облегчение их выхода на рынок;
- повышение доходность натурального сельского хозяйства и малоквалифицированного труда в сельской местности;
- расширение занятости в сельском хозяйстве и неаграрных отраслях сельской экономики, повышение квалификацию работников.
Литература
1. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2010 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) http://www.gks.ru/bgd/regl/b09 30/Main.htm. 2. Доклад о мировом развитии 2008. Обзор. http://www.un.org/russian/esa/worlddev2008.pdf. 3. Сайт МинсельхозаРД www.mcxdag.ru/ark/harakteristika ark. 4. Регионы России. Основные характеристики субъектов РоссийскойФедерации. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 654 с.