УДК 378.147:331.548
АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Г. В. Короткова
Мичуринский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]
Профессионально-культурная компетентность представляет лич-ностно и профессионально значимое образование, отражающее развитость личностной, предметно-смысловой, профессионально-коммуникативной и регулятивно-адаптивной компетенций, единство с общекультурными и профессиональными знаниями, умениями, навыками и являющееся важнейшим фактором успешности, мобильности специалиста агро-промышленного комплекса. Ключевые слова: профессионально-культурная компетентность будущего специалиста; личностная, предметно-смысловая, профессионально-коммуникативная и регулятивно-адаптив-ная компетенции.
Actual Competences in Preparing of the Future Specialist G. V. Korotkova
Professionally-cultural competence is the professionally and individually important formation which reflects the development of personal, materially-semantic, professionally-communicative and regulative-adaptive competence; the unity with universal cultural and professional knowledge, skills, experiences which is the most important factor of successfulness, mobility of the specialist from different fields. Key words: professionally-cultural competence of the future specialist; personal competence, materially-semantic, professionally-communicative, regulative-adaptive competence.
Вне всякого сомнения знания являются одной из главных составляющих различного рода компетенций, хотя далеко не единственной. Традиционно знание - это отражение реального мира в сознании человека. Есть точка зрения, что «знание - это конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира»1. Знания, по мнению Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, являются лич-ностно-образующим фактором. От их глубины, обобщенности, наполненности и системности зависит содержательное наполнение личности. Студенты аграрного вуза в процессе обучения овладевают общепредметными, узкоспециальными и другими знаниями. Опираясь на классическое определение В. А. Сластенина, отметим, что «знания есть результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности. Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира»2.
Вместе с тем в культурологическом и компе-тентностном подходах современной педагогики обращается внимание на то, что культура проявляется не в объеме знаний, а в их качестве, отношении к ним и способе реализации имеющихся знаний, умений и навыков. «Без вежливости и хороших манер никакие знания не предстают в надлежащем виде. Без них ученый обращается в педанта, философ - в циника.. ,»3
Как отмечает Р. Хосе, «... разделение знаний на отдельные предметы и дисциплины приводит к тому, что <...> университеты выпускают инженеров, не представляющих себе социальных последствий своей работы, врачей, не знакомых с психологией человека <...> Необходима новая модель подготовки, <. > которая позволит развивать человеческие качества и этику»4. Данное положение, несомненно, относится и к подготовке студентов аграрных вузов, поэтому в аспекте предметно-смысловой и профессионально-коммуникативной компетенций студентов аграрного вуза речь идет об интеграции базовых (предметно-профессиональных) знаний по специальности и общекультурных, отражающих особенности мировоззрения конкретного сообщества как «взгляд на мир в целом, систему представлений об общих принципах и основах бытия, жизненную философию человека, сумму и итог всех его знаний»5. Эта интеграция, как подтверждают исследования В. Л. Андреева, А. И. Арнольдова, Т. Я. Белозеро-вой, Ю. Г. Владарика и др., наиболее эффективно происходит через гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса любого вуза.
Культурологический подход при рассмотрении категории «знание» делает акцент на ее нравственной, ценностной составляющей. Связано это с тем, что общекультурные знания не принадлежат изначально познаваемому предмету, во многом зависят от искусства вопрошания, от способа познания, самоорганизации, самоопределения субъекта познания, рождаются в диалоге, в «междубытии культуры»6. «Зачем нам знания без личной страсти творить добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям?» - писал Ш. А. Амонашвили7.
Полагаем, что знания представляют содержательно-смысловую основу всей будущей профессиональной деятельности выпускника аграрного
© Короткова Г. В., 2012
Г. В. Короткова. Актуальные компетенции в подготовке будущего специалиста
вуза. Причем сегодня, как отмечалось, они не только предполагают углубление и расширение информационного поля личности, но и закладывают основу ее осознанного отношения к себе как носителю профессиональных и общечеловеческих культурных норм и ценностей, формируют чувство ответственности перед социумом, профессией на всех уровнях. Следовательно, приобретаемые студентами аграрного вуза знания должны быть не просто усвоены как сумма определенной, весьма значимой профессиональной информации: они должны быть интериоризированы, т.е. войти во внутренние структуры личности и стать мировоззрением, ценностями, способствовать самоопределению как в профессии, так и в культуре. Можно прийти к выводу, что суть предметно-смысловой компетенции заключается в том, что студент станет профессионалом лишь тогда, когда узкопредметные, специальные знания будут соотнесены с культурными ценностями, обретут личную значимость и станут частью мировоззрения.
Реноме будущего специалиста формирует еще одна важная компетенция - профессионально-коммуникативная, которая, на наш взгляд, включает следующие составляющие: деятельность, взаимодействие, поведение и общение. Деятельность в общеметодологическом понимании - это способ активного отношения субъекта (человека) к миру, направленный на его целесообразное изменение и преобразование. Она всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его занятиях, мотивах, способностях8. Для студента вуза главным видом деятельности является образовательная или, точнее, образовательно-профессиональная как «самостоятельный и специально организованный процесс, форма проявления активности, социальной мобильности, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование жизнедеятельности»9.
Основные характеристики образовательной деятельности, выделенные на основе анализа работ Н. Б. Крыловой, В. Г. Рындак, Л. Ю. Фоминой и др., - осмысленность артефактов; профессиональная направленность, многоаспектная связь с другими подобными видами деятельности; особый, ценностный характер взаимоотношений участников образовательного процесса; соотнесенность с культурой окружающего социума, индивидуальная значимость и ценностные ориентации, свидетельствующие о том, что она должна, во-первых, с содержательной стороны соответствовать определенным стандартам и, во-вторых, быть нацеленной на выстраивание образования в логике развития образовательного и культурного потенциалов личности.
Согласимся с А. И. Арнольдовым, Л. Ю. Фоминой, считающими, что, подобно тому, как культурная деятельность ребенка начинается с
его первыми действиями и поступками, так и образовательная деятельность студента должна начинаться с различных видов реальной профессионально направленной деятельности, обязательно наполненной культурным смыслом. Причем в каждом из видов студент должен занимать позицию субъекта, превращая деятельность в самодеятельность. Образование необходимо рассматривать в свете самообразования, как «самостроительство в целом, как самосозидание себя как человека, образа своего "я" через познание и борьбу "я - реального" и "я - идеального" < . > Это способ "встраивания себя" в социокультурный процесс, в общество, это средство сохранения самобытности, человеческого достоинства, индивидуальной свободы, развития творческой индивидуальности», - писал О. Газман10
Вместе с тем образовательная деятельность студентов аграрного вуза неразрывно связана с еще одним уникальным видом - взаимодействием - «процессом группового достижения целей, где группа выступает как совокупный субъект взаимодействия с определенными мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, которое отражает сущностные черты совместной деятельности»11. «Взаимодействие есть интегральная характеристика взаимообусловленных личностных контактов, имеющих следствием взаимные изменения субъектов процесса обучения»12.
Взаимодействие представляется важнейшей категорией в аспекте исследуемой компетентции. Связано это, в первую очередь, с тем, что профессионально-коммуникативная компетенция, являясь, по сути, личным приобретением конкретного человека, вместе с тем есть следствие сложной системы межличностных взаимоотношений. Неслучайно исследователи профессиональной компетентности выделяют как особый подвид межличностную профессиональную компетентность - «профессионально значимое, интегративное качество, образуемое в результате обученности взаимодействию, которое требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе»13.
Межличностное взаимодействие - это процесс «обмена» идеями, деятельностью, ценностями, смыслами, переживаниями, интересами на различных уровнях, в различных видах деятельности, в том числе и в профессиональной. Оно отличается тем, что каждый человек в нем демонстрирует подлинную заинтересованность в другом, если эта заинтересованность отсутствует, то это уже функциональные отношения, в которых один ориентирован не на интересы другого, а на попытку достижения его соответствия собственным целям и требованиям. В свете культурологи-
Педагогическая акмеология
95
ческого подхода межличностное взаимодействие в области аграрного производства должно выходить на уровень ценностей общечеловеческой культуры, соответствовать ее законам, правилам, нормам поведения. Неслучайно в последние годы в практической и в теоретической сферах уделяется внимание такому направлению, как коммуникативный менеджмент, деловая коммуникация, имиджелогия, деловая конфликтология работника агро-промышленного комплекса.
Отметим, что рассматриваемая нами проблема охватывает систему вузовского образования, которое, с одной стороны, ориентирует на создание особых, культуроемких отношений между всеми его субъектами (профессорско-преподавательским составом и студенческим сообществом), а с другой - ориентирует на особенности будущей профессиональной деятельности выпускников аграрного вуза, поэтому межличностное взаимодействие в данном случае тесно связано с профессионально-ориентированным.
Присутствие другого, взаимодействие с ним заставляет студента отказываться от действий, имеющих «смысл для себя», в пользу «смысла для значимых других и дела» и приводит его к осознанию значимости и ценности одного из самых продуктивных видов межличностного общения (в том числе и в профессиональной сфере) - сотрудничества. О пользе взаимодействия свидетельствует и то, что «однокурсники из различных культурных сред создают еще более мощную среду воздействия, ставящую сложные задачи, которые способствуют лучшему обучению. Взаимодействие с однокурсниками из различных культурно-социальных групп (село, город, поселок городского типа и др.) является одним из наиболее значительных внеклассных социальных опытов. Оно положительно влияет на многие аспекты личностного развития студентов, особенно на когнитивное и личностное развитие»14.
Анализ работ позволил выделить преимущества (отличительные признаки) данного вида деятельности в аспекте формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов: высший уровень сплочения участников совместной деятельности; примерное равенство сил и позиций; принятие любого таким, какой он есть; четкое осознание единства целей; общие интересы, часто взаимодополняющие друг друга; четкое разграничение функций сотрудничающих сторон; обмен мыслями (рекомендациями, советами) и обмен силами (взаимопомощь, кооперация усилий); построение отношений на основе доверия, симпатии, уважения, привязанности и др. Даже поверхностное рассмотрение каждого из вышеперечисленных аспектов сотрудничества показывает, что они предполагают достижение человеком определенного и достаточно высокого уровня коммуникативной культуры. Сотруд-
ничество с коллегами в современной ситуации, сложившейся на рынке профессий, является фактором, который способствует интеграции индивидуальных действий студентов аграрного вуза в сфере совместного сельскохозяйственного производства; выходу на уровень диалога различных субкультур, профессий, ведущего к гуманизации отношений, в том числе и за рамками профессии; снижает излишнее напряжение, неизбежно возникающее между людьми в процессе совместной деятельности, поскольку обеспечивает переход от авторитарной позиции к демократической.
Обращение к научным исследованиям по выбранной проблеме позволило констатировать, что большинство ученых единодушны в том, что социально-психологическим стержнем профессионально-ориентированного межличностного взаимодействия является общение - «информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотноше-ния»15.
Существует различные виды общения в зависимости от тех или иных элементов, принимаемых в качестве основания для группировки, например, цели или содержание общения, широта круга участников, эмоциональная характеристика процесса общения, динамика взаимодействия и т.д. Согласимся с В. М. Томиловой, что «профессионально-ориентированное общение приобретает черты, характерные для конкретной специальности, определяется спецификой профессиональной деятельности»16. И вместе с тем необходимо добавить, что общение всегда носит конкретно исторический характер, т.е. связано с конкретными личностями, их культурами и данной эпохой, поэтому различается по типам; критериям их выделения являются специфика психического состояния и настроение участников коммуникативного акта. Как отмечает Б. Т. Парыгин, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное; духовное и утилитарное; традиционное и инновационное17. С этой позиции нас интересует, в первую очередь, деловое, межличностное, духовное и одновременно - традиционное и инновационное общение. При этом все три стороны общения - коммуникативная, интерактивная и перцептивная - предполагают одновременное функционирование на двух уровнях «диалога культур» - деловом (профессиональном) и межличностном.
Таким образом, ключом профессионально-коммуникативной компетенции является куль-туросообразная образовательная деятельность студентов аграрного вуза, обогащенная межличностным взаимодействием и общением на уровне профессиональной и общечеловеческой культур.
96
Научный отдел
Л. М. Митрофанова. Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации
Примечания
1 См.: Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Alma mater. 2006. № 3. С. 3-13 ; См.: Беляев А. В. Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе // Проблемы обеспечения целостности образовательного процесса : материалы науч.-практ. конф. (Ставрополь, 17-18 апреля, 2004 г.). Ставрополь, 2004. С. 27-31.
2 См.: Савелова Е. М. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. 2004. № 11.С. 64.
3 Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 2009. C. 317.
4 Цит по: Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 37.
5 Там же.
6 См.: Антропологический, деятельностный и культурологические подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. 2005. Вып. 5 (24). С. 110.
7 Цит по: Байденко В. И. Компетенции в профессио-
нальном образовании (к освоению компетентностного подхода). С. 3-13.
8 См.: Антропологический, деятельностный и культурологические подходы. Тезаурус. С. 171.
9 Библер В. С. От наукоучения к логике культуры : два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. С. 216.
10 Абрамкина О. Г. Формирование профессиональной компетентности специалиста как необходимое условие модернизации образования в высшей школе // Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития : проблемы и перспективы : сб. науч. ст. / под ред. Л. Б. Набатовой, А. В.Черных. Ульяновск, 2008. С. 15.
11 См.: Антропологический, деятельностный и культурологические подходы. Тезаурус. С. 75.
12 См.: Архангельский С. И. Указ. соч. С. 110.
13 См.: Савелова Е. М. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. 2004. № 11.С. 65.
14 Там же. С. 61.
15 См.: Зимняя И. А. Указ. соч. С. 35.
16 Цит по: Абрамкина О. Г. Указ. соч. С. 14.
17 См.: Антропологический, деятельностный и культурологические подходы. Тезаурус. С. 90.
УДК 374
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Л. М. Митрофанова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению индивидуального образовательного маршрута как механизма индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Раскрываются особенности процесса индивидуализации личности ребенка в условиях дополнительного образования. Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, механизмы индивидуализации, дополнительное образование.
Individual an Educational Route as the Mechanism of an Individualization of Educational Process in Establishment of Additional Education of Children
L. M. Mitrofanova
The article is devoted to the individual educational itinerary as a mechanism of individualization of the educational process in the establishment of additional education. The peculiarities of the process of individualization of the child's personality in further education. Key words: individual educational routes, mechanisms of individualization, additional education.
Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства. Однако проблема индивидуализации в данном аспекте имеет определенные особенности, связанные как с терминологическим употреблением, так и со сферой рассмотрения самого явления «индивидуализация».
Анализ многочисленных исследований по проблеме индивидуализации (В. В. Гузеева,
© Митрофанова Л. М, 2012