АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
А.М. Волков
Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена актуальным изменениям законодательства в области использования недр в России в 2011 г., вступившим в силу в 2012 г. и имеющим особое значение для недропользователей, высказаны предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Ключевые слова: правовое регулирование; совершенствование законодательства; недропользование.
Совершенствование правовых форм и методов управления государственной собственностью, повышение эффективности ее использования, устранение административных барьеров, децентрализация и деконцентрация, т.е. передача полномочий органов управления на более низкий уровень, являются актуальными задачами государственной политики России в отношении природных ресурсов. В этом контексте продолжение исследований изменений законодательства о недропользовании приобретает особую актуальность и, несомненно, представляет большой научный, да и практический интерес [1; 2; 5; 6; 26].
Настоящая статья, являясь продолжением работ автора в данной области, посвящена изменениям законодательства в области недропользования в России, произошедшим в 2011-2012 гг. и вступившим в силу в 2012 г.
Согласно п. «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, а также законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В этой связи принятие Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "О недрах" по вопросу выделения участков недр местного значения» соответствует вышеуказанным конституционным нормам [28].
Согласно п. 7 ст. 4 Закона РФ «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится, в том числе, рас-
поряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения.
В соответствии с п. 43 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относилось решение в том числе вопросов проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установление порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации [27].
Вместе с тем порядок предоставления в пользование участков недр местного значения Законом РФ «О недрах» до настоящего времени не был определен. В целях реализации указанных норм и был принят закон, определяющий порядок предоставления в пользование участков недр местного значения [28].
В статье рассматриваются изменения, внесенные федеральными законами по мере их вступления в силу.
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 364-ФЗ от 30.11.2011 [28].
Законом предусматривается, что к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением участков для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.
Участки недр местного значения предлагается предоставлять в пользование исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Такая трактовка понятия закона также может иметь место [25].
Однако имелось в виду следующее. Предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям только органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Установление порядка предоставления участков недр местного значения возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр. Законом предлагается установить закрытый перечень оснований для отказа в таком согласовании.
Учитывая, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет в том числе полномочия самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а именно региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, можно констатировать, что дефиниция «участки недр местного значения» выбрана крайне неудачно [20]. Речь идет об участках недр регионального (или, в крайнем случае, территориального) значения!
Принятие закона по вопросу выделения участков недр местного значения потребует принятия постановлений Правительства РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 69 от 11.02.2005 [21] и в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр [22].
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относилось формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения. Федеральным законом № 364-ФЗ от 30.11.2011 в п. 6.1 ч. 1 ст. 3 Закона о недрах слова «и выделение участков недр местного значения» исключены. Что очень логично, так как федерация и ее органы не выделяли такие участки.
Статья 5 закона устанавливает, что абзац тринадцатый п. 7 ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 29.04.2008 признается утратившим силу [29]. А именно: отменяется положение о решении комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Пункт 6 ст. 10.1 Закона о недрах изложен в иной редакции. Так, одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти такого субъекта о:
- предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (возникает новое понятие регионального значения);
- предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
- предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
- предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Последний абзац является новеллой этого закона.
Помимо изменения наименования ст. 18 Закона о недрах на «Предоставление участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых» изменилась формулировка ее первой части. Она стала отражать суть изменений и самой статьи.
Одним из существенных изменений в законодательстве за 2011 г. можно считать внесение изменений в Закон о недрах по вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Включение положений о предоставлении разрешений органами местного самоуправления на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного значения в ст. 5 Закона РФ «О недрах» противоречило Конституции РФ, не соответствовало ч. 3 ст. 2 Закона РФ «О недрах» и вело к конфликтным ситуациям [4. С. 47].
Например, автором статьи административно-правовое регулирование недропользования определялось как регламентированная нормами права деятельность наделенных властными полномочиями государственных органов и должностных лиц по организации рационального освоения и охраны ресурсов недр
Земли, воспроизводству полезных ископаемых, а также обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества. В данном определении, еще в 2009 г., исключалась деятельность муниципальных органов, поскольку недра находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и являются государственной собственностью; полномочиями по управлению (в том числе по представлению лицензий) должны обладать только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ [2. С. 17].
Конфликтная ситуация также была заложена уже в самом Законе РФ «О недрах» [1. С. 34]. В нем к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относилось, в частности, установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения (п. 9 ст. 4 Закона о недрах). И п. 3 ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования также относил предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения.
Однако п. 6 ч. 1 ст. 10.1 Закона о недрах определял в качестве одного из оснований возникновения права пользования участками недр решение органа государственной власти субъекта РФ. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществлялась относительно участков недр, распоряжение которыми принадлежит к компетенции субъектов РФ, — уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ (ч. 5 ст. 16).
Последнее позволяло органам государственной власти субъекта РФ выдавать лицензии на недропользование, что не было предусмотрено их полномочиями [9-12].
Так, например, согласно ст. 5 Закона Рязанской области «О недропользовании на территории Рязанской области» уполномоченный исполнительный орган государственной власти наделяется полномочиями: по выдаче лицензий, по принятию решения о проведении конкурсов или аукционов, по принятию решения о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения и участками недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Другие субъекты РФ имеют аналогичные законы и самостоятельно принимают соответствующие решения, а это противоречит федеральному законодательству о недрах (п. 3 ст. 5 Закона РФ «О недрах») [2. С. 17]. Не всегда на это обращали внимание суды и правоохранительные органы (прокуроры) [13]. А
другие суды подтверждали право органов государственной власти субъекта РФ на предоставление такого права [14].
Теперь в связи с принятием Федерального закона № 364-ФЗ от 30.11.2011 органы местного самоуправления лишились полномочий по предоставлению разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения, а субъекты РФ с полным правом и легально могут реализовывать свои права по выдаче соответствующих лицензий. Соответствующие изменения внесены и в ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6.10.1999 [27]. Подпункт 43 п. 2 этой статьи изложен в следующей редакции: «осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях». А в п. 6 ст. 26.3 исключено положение о передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий по недропользованию, о чем говорилось выше.
Закон о недрах дополнен ст. 33.1 «Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых». В настоящее время определено, что установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта РФ и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов».
Изменения затронули и один из основных нормативных правовых актов административного права — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [8]. В ч. 1 ст. 23.22 и ч. 1 ст. 23.22.1 КоАП РФ внесены изменения в части участков недр местного значения вместо участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Другим основанием, приводившим к конфликтным ситуациям, являлось положение о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в целях геологического изучения недр (несоответствие одних статей Закона о недрах другим). В одном случае это решение органа государственной власти субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 10.1 и п. 9 ч. 1 ст. 4), в другом — решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (пп. 1 п. 3 ч. 1 ст. 10.1).
И опять, одни суды подтверждали право органов государственной власти субъекта РФ на предоставление таких прав пользования [15]. Другие суды отрицали это право субъекта РФ и называли решение комиссии основанием предоставления права пользования участками недр в этих целях [24].
Между тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона [19]. И сейчас Федеральным законом № 364-ФЗ от 30.11.2011 этот вопрос урегулирован в пользу субъектов РФ. Именно они решают вопросы о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в целях геологического изучения недр [7].
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 401-ФЗ от 06.12.2011 [30].
Одним из важных изменений, внесенных в Закон о недрах, является четкое закрепление положений ст. 13.1 о конкурсах или аукционах на право пользования участками недр. Такие изменения затронули принципиальное положение о размещении объявлений о проведении конкурсов или аукционов только на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов. При этом официальный сайт и уполномоченный на его ведение орган определяются Правительством РФ [23]. Таким органом по ведению указанного сайта является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Объявления о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр федерального значения должны содержать указание на сведения об ограничениях допуска к участию в таких конкурсах или аукционах. К последним относятся ограничения допуска к участию в таких конкурсах или аукционах созданных в соответствии с законодательством РФ юридических лиц с участием иностранных инвесторов в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Также законом введено положение о сроках выдачи лицензии, заключении договора (соглашения) по результатам конкурса или аукциона на право пользования участками недр либо в случае, если такие конкурс или аукцион признаны несостоявшимися. Этот срок определен следующим образом: «ранее, чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляются выдача лицензии, заключение договора (соглашения), а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ранее, чем через десять дней со дня такого размещения» [30].
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"» № 222-ФЗ от 18.07.2011 [31].
Статья 25.1 Закона о недрах представлена в новой редакции «Предоставление и изъятие земельных участков, лесных участков, водных объектов, необхо-
димых для ведения работ, связанных с пользованием недрами». При этом изменения затронули не только название, но и ее содержание. Так, речь шла только о предоставлении и изъятии земельных участков, теперь же и о лесных участках и водных объектах. Соответственно, такие участки и объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии не только с земельным законодательством, но и с гражданским, лесным, водным законодательством и Законом о недрах. В соответствии с этим законодательством осуществляется и прекращение прав пользователей недр на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Подробнее прописаны в законе и вопросы предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Отмечено, на каких условиях они предоставляются пользователям недр (на условиях аренды без проведения торгов (конкурсов, аукционов)). Их образование осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством о недрах. Такие земельные участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователю недр только после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
В отличие от дефиниции предыдущей редакции Закона о недрах, об изъятии земельных участках в настоящее время законодатель предусмотрел более широкую формулировку п. 6 ст. 25.1 «Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей недр».
Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, должен устанавливаться Правительством РФ. Однако на момент написания статьи этот порядок не определен.
В своем письме Минэкономразвития России разъяснило вопрос об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также порядка установления арендной платы за использование земельных участков [16]. В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ Постановление Правительства Российской Федерации «Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» № 582 от 16.07.2009 устанавливает общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или му-
ниципальной собственности. В соответствии с указанным постановлением одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного установление размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории субъекта РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. При этом должен быть соблюден основной принцип определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: принцип экономической обоснованности.
Вместе с тем обращалось внимание, что на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся следующие проекты федеральных законов, касающиеся данных вопросов:
- проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» № 304493-5, принятый ГД ФС РФ в первом чтении [18]. В целом указанный законопроект призван восполнить пробелы и установить более простой и четкий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одновременно повышая уровень и качество гарантий лицам, чьи права подлежат прекращению в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 432575-4, принятый в первом чтении. Правительство РФ подготовило поправки к указанному законопроекту, в том числе к ст. 39.9 Земельного кодекса РФ («Размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»). Согласно проекту п. 3 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ Правительство РФ вправе установить порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, и предназна-
ченные для размещения объектов, связанных с пользованием недрами, предоставленными по федеральным лицензиям.
Следовательно, в настоящее время есть определенные трудности с применением этих положений закона.
Этот же закон внес изменения и в ст. 39 Закона о недрах «Система платежей при пользовании недрами». Так, в п. 1 данной статьи внесены уточнения: при пользовании недрами уплачиваются не только разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, но в них включаются также разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.
Часть третья ст. 40 дополнена положением следующего содержания: «При изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, пользователем недр уплачивается разовый платеж в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке» [31]. Однако этот порядок также пока не определен.
Статья 8.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» № 201-ФЗ от 04.12.2006 изложена в соответствующей редакции [32], допускающей использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий. При этом в ценных лесах и на особо защитных участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 г., на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 331-ФЗ от 21.11.2011 [33].
Закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 дополнен статьей 36.2 о государственном мониторинге состояния недр. Отмечено, что государственный мониторинг состояния недр является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Государственный мониторинг состояния недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внесены также изменения и в Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» № 3314-1 от 15.07.1992 в части государственного мониторинга состояния недр [17].
В результате проведенного анализа изменений в правовом регулировании недропользования в 2011-2012 гг. в России можно сформулировать некоторые предложения по его совершенствованию.
1. В связи с принятием закона по вопросу выделения участков недр местного значения необходимо внесение изменений в постановления Правительства РФ «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» № 69 от 11.02.2005 и «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» № 293 от 12.05.2005.
2. Необходимо принятие постановления Правительства РФ по вопросу установления порядка определения размера разового платежа при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, уплачиваемого пользователем недр.
Предложенные дополнения в законодательство о недропользовании, в случае их принятия, позволят в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций в сфере недропользования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Волков А.М. Недропользование в России. Публично-правовое регулирование: Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing. — Saarbrücken, Germany. 2010.
[2] Волков А.М. Спорные вопросы новой редакции статей КоАП РФ // Административное право и процесс. — 2011. — № 1.
[3] Волков А.М. К вопросу о правовых конфликтах в недропользовании в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2009. — № 6.
[4] Волков А.М., Лютягина Е.А. Недропользование как объект административно-правового регулирования: Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». — 2011. — № 2. — С. 40-47.
[5] Волков А.М., Лютягина Е.А. Совершенствование административного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды в России // Административное право и процесс. — 2010. — № 6.
[6] Волков А.М., Писенко К.А., Позднякова Р.Б. Актуальные изменения в административно-правовом регулировании отношений, возникающих в области природопользования и охраны окружающей среды, и осуществлении государственного антимонопольного контроля и в жилищной сфере в России // European review of Public Law, ERPL/REDP, vol. 23, no 2, summer/ete. 2011. Esperia publications Ltd. London, England.
[7] Закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2012) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1; 2010. — № 1. — Ст. 1.
[9] Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2008 № 93-Г08-9. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[10] Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2008 № 3-Г08-11. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[11] Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2007 № 65-Г07-1. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[12] Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2005 № 56-Г05-16. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[13] Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2008 № 6-Г08-9. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[14] Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2006 № 63-Г06-42. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[15] Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2006 № 63-Г06-42. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[16] Письмо Минэкономразвития РФ от 28.10.2011 № 23974-ИМ/Д23 // СПС «Консультант Плюс».
[17] Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» № 3314-1 от 15.07.1992 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 33. — Ст. 1917; СЗ РФ. — 2007. — № 27. — Ст. 3213.
[18] Постановление ГД ФС РФ «О проекте Федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» № 5978-5 ГД от 18.10.2011 // СЗ РФ. — 2011. — № 43. — Ст. 6004.
[19] Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 17.06.2004 // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2803.
[20] Постановление Правительства РФ «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» № 404 от 29.05.2008 (ред. от 29.08.2011) // СЗ РФ. — 2008. — № 22. — Ст. 2581.
[21] Постановление Правительства РФ «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» № 69 от 11.02.2005 // СЗ РФ. — 2005. — № 8. — Ст. 651.
[22] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» № 293 от 12.05.2005 (ред. от 02.02.2010) // СЗ РФ. — 2005. — № 20. — Ст. 1885.
[23] Постановление Правительства «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов» РФ № 767 от 28.09.2010 (ред. от 03.08.2011) // СЗ РФ. — 2010. — № 40. — Ст. 5093.
[24] Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу № А26-5668/2007 от 07.04.2008. Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[25] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросу выделения участков недр местного значения». Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
[26] Толстых Н.И., Киржиманов М.Г. Государственная политика в области недропользования: последние изменения и тенденции развития // Недропользование — XXI век. — 2011. — № 5. — С. 16-26; № 6. — С. 17-19.
[27] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
[28] Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 364-ФЗ от 30.11.2011 //СЗ РФ. — 2011. — № 49 (ч. 1). — Ст. 7042.
[29] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"» № 58-ФЗ от 29.04.2008 // СЗ РФ. — 2008. — № 18. — Ст. 1941.
[30] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 401-ФЗ от 06.12.2011 // СЗ РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7343.
[31] Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"» № 222-ФЗ от 18.07.2011 // СЗ РФ. — 2011. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4570.
[32] Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» № 201-ФЗ от 04.12.2006 // СЗ РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5279; 2009. — № 11. — Ст. 1261.
[33] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 331-ФЗ от 21.11.2011 // СЗ РФ. — 2011. —№ 48. — Ст. 6732.
ACTUAL CHANGES IN THE LEGAL REGULATION OF RELATIONS OF SUBSOIL USE IN RUSSIA
A.M. Volkov
The Department of Administrative and Financial Law Peoples' Freindship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
Article is devoted actual changes of the legislation in the field of subsoil use in Russia in 2011, come into force and having special value for for users of subsoil in 2012r., offers on legislation perfection in this sphere are stated.
Key words: legal regulation; legislation perfection; subsoil use.