Научная статья на тему 'Актуальность создания системы мер предупреждения преступности среди современных девиантных подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях'

Актуальность создания системы мер предупреждения преступности среди современных девиантных подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / DEVIANT BEHAVIOR / PENITENTIARY ESTABLISHMENT / JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Протасов А. Б.

Статья посвящена преступности среди несовершеннолетних. Особое внимание уделено вопросам комплексного применения предупредительных мер по работе с девиантным подростками в условиях пенитенциарных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Протасов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELINQUENCY AMONG MODERN DEVIANT TEENAGERS IN PENITENTIARY ESTABLISHMENTS: URGENCY OF CREATION OF SYSTEM OF CRIME PROTECTIVE MEASURES

The author investigates the problem of juvenile delinquency. Special attention is given to the question of complex applying of protective measures in work with deviant teenagers in penitentiary establishments.

Текст научной работы на тему «Актуальность создания системы мер предупреждения преступности среди современных девиантных подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях»

УДК 159.9

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2012 А.Б.Протасов

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 03.12.2011

Статья посвящена преступности среди несовершеннолетних. Особое внимание уделено вопросам комплексного применения предупредительных мер по работе с девиантным подростками в условиях пенитенциарных учреждений.

Ключевые слова: девиантное поведение, пенитенциарное учреждение, подростковая преступность.

Под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира.

Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности актуализируются нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек даже при позитивных внешних для него условиях может ока-

Протасов Андрей Борисович, аспирант кафедры педагогики и психологии. E-mail: 9200104466@list. ru

заться за чертой социально одобряемого поведения.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Преступность среди несовершеннолетних традиционно привлекает повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста, их распространенность не только свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, но и в значительной мере выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом.

В последнее время всё чаще специалисты разных профилей обращаются к проблеме подростковой преступности. Это понятно, поскольку её уровень достаточно точно отражает состояние общественной нравственности, эффективности функционирования социальных институтов, благополучие и неблагополучие общества в целом.

Не вызывает сомнений, что продолжающийся рост подростковой преступности - верный признак очень серьёзных общественных конфликтов. Сегодня, как никогда, очевидны социальная незащищённость молодого поколения, кризисные явления в семье и семейном воспитании, недостаточная отдача школ и других учреждений, призванных работать с молодёжью, отсутствие или неэффективность государственных программ.

Пагубную роль в криминализации подростков играют такие факторы, как потеря социальных ориентиров, ломка традиций и моральных устоев, доступность алкоголя, наркотиков, жестоких и эротических зрелищ. Увеличивается

число подростков, оставшихся без родительского попечения. В последнее время стали выявляться несовершеннолетние, которые вообще не приступали к обучению в школах. Наиболее уязвимыми и наименее защищёнными в современных условиях оказались те подростки, которые воспитываются в детских домах и школах-интернатах.

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны.

Рассмотрение проблематики ненормативного поведения подростков через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б.Элькониным1, позволяет вычленить по меньшей мере три ключевые и, к сожалению, достаточно традиционные ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений. Очевидно, что конкретные поведенческие проявления этих ситуаций могут быть бесконечно разнообразны и многолики, но в основе их, по сути дела, практически всегда лежат либо «зацикливание» подростков на «игре ради игры» или на «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой, развернутой деятельности, реализация которой в ее социально принимаемых и одобряемых формах и соответствует экспектациям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.

Несмотря на очевидную необходимость целенаправленной коррекционной работы с такими подростками, встретившийся с описанными выше ситуациями в реальной школьной практике педагог ни в коем случае не должен воспринимать их как легко устранимые и, главное, уповать на какие бы то ни было жесткие средства и способы одномоментного педагогического воздействия. Здесь следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев фиксируемые на поведенческом уровне в подростковом возрасте перечисленные девиации психосоциального развития представляют собой результат, своеобразный отзвук того или иного серьезного сбоя на предшествующих этапах онтогенеза.

1 Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособ. -М.: 2001. - С. 14 - 26.

Понятно, что предложить какой-то единый, универсальный способ преодоления разнообразных девиаций психосоциального развития подростков не представляется возможным, так как подобной панацеи попросту не существует. Конкретные же приемы такого коррекционного психолого-педагогического воздействия должны разрабатываться каждым педагогом с обязательным учетом, что называется, «местных» условий.

Борьба с преступностью несовершеннолетних - дело исключительной государственной важности и всегда представляло одну из острых социальных проблем решавшихся по-разному в различные исторические периоды. Главное сегодня заключается в том, что государство в лице центрального органа управления Уголовно-исполнительной системы министерства юстиции РФ пытается определить идеологию и содержание исправительно-воспитательного процесса в условиях становления новых форм государственной власти и рыночных отношений. Поскольку без наличия государственной концепции в сфере исправительно-воспитательного процесса нельзя всерьёз говорить об эффективности деятельности УИС. В тоже время, в последние годы проявилось игнорирование российской и советской исправительной политики и попытки её американизации. Цель воспитательной работы как раньше, так и теперь, заключается в том, чтобы изменить криминальные взгляды, убеждения, установки, вредные привычки и подготовить осуждённого к честной жизни на свободе. Воспитательная работа должна быть обращена к конкретной личности, как к носителю асоциальной субкультуры, представляющей опасность для общества.

На современном этапе функционирования воспитательных колоний воспитательная работа основывается на индивидуальных и групповых программах. Воспитательные программы для различных категорий осужденных, отбывающих наказание, это план деятельности персонала исправительного учреждения и, в первую очередь, начальников отрядов, психологов, социальных работников в организации работы по оказанию исправительного воздействия и ресо-циализации осуждённых с целью профилактики совершения ими новых преступлений2.

Актуальность разработки программ подчеркивалась в основных направлениях социальной переориентации уголовно-исполнительной системы, где рекомендовалось в качестве основного документа, определяющего содержание исполнения наказания в отношении каждого осуж-

2 Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. -Рязань: 2000. - С. 35 - 67.

дённого индивидуальную программу режимного и психолого-педагогического воздействия.

Эта идея получила своё выражение и в Концепции реформы Уголовно-исполнительной системы, одобренной решением коллегии МВД СССР от 16 июля 1990 года «в основу работы по исправлению осуждённых положить программы дифференцированного воздействия с учётом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности». В связи с введением в Уголовно-исполнительную систему психологической службы воспитательная работа с осужденными претерпела некоторые изменения: 1) началась разработка и реализация методик социально-психологического изучения, психолого-психиатрической, социально-педагогической диагностики личности осуждённого; 2) разработка и внедрение совместно с другими сотрудниками пенитенциарных учреждений индивидуальных и групповых программ дифференцированного воздействия на правонарушителей с учётом их личных особенностей, степени социальной запущенности; 3) корректировка индивидуальных программ, психологическое консультирование и профилактика стрессовых состояний осужденных.

В настоящее время цель исправления осужденных зафиксирована уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Такая постановка вполне согласуется с необходимостью более полного учёта международно-правовых актов, регулирующих методы обращения с заключенными и поведением персонала в местах лишения свободы.

Цель исправления осуждённого в программе может быть конкретизирована следующими задачами: 1) соблюдение осужденными требований закона, правил поведения, порядка и дисциплины; 2) стремление осуждённого к достижению необходимого уровня нравственного и правового сознания; 3) воспитания у осуждённого чувства позитивной ответственности за свои поступки и порученное дело; 4) развитие у осуждённого полезной инициативы для общества и пробуждение самоуважения, уверенности в своих силах; 5) формирование у осуждённого стремления к дальнейшему развитию знаний; 6) воспитание у осуждённого сознательного отношения к труду.

До настоящего времени не разработаны теоретически обоснованные учебные программы по основным учебным дисциплинам, способствующие ускоренному обучению несовершеннолетних осужденных, биологический возраст которых не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее, до настоящего

времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась.

Так же не исследовалась и проблема создания теоретически обоснованных образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для школ воспитательных колоний с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Очевидно, этот пробел в педагогической науке вскоре все же найдет свое разрешение. При этом следует заметить, что данная проблема носит дискуссионный характер и может иметь разнонаправленные векторы решения, что делает ее еще более актуальной для будущих исследователей.

В воспитательных колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, педагогические работники школы, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы и сотрудникам психологической лаборатории3.

Решение этой задачи возможно только при условии взаимной заинтересованности представителей отраслевой науки, педагогических коллективов школ воспитательных колоний и руководителей пенитенциарных учреждений. Несмотря на то, что попытки создания модели эффективного учебно-воспитательного процесса в школах воспитательных колоний уже предпринимались, в целом ситуация мало изменилась. Поэтому выявленные проблемы остаются актуальными и требуют своего разрешения.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних в нашей стране представляет собой многогранную деятельность многочисленных государственных органов и общественных организаций, которая осуществляется в разнообразных формах и на разных уровнях. Поэтому комплексный подход позволит ответить на вопросы: Что надо делать? Какими методами и средствами? Каково место каждого звена системы профилактики в этом процессе?

Преступность среди несовершеннолетних представляет достаточно серьезную проблему. Несмотря на небольшой удельный вес, она обнаруживает стойкую тенденцию роста, что обусловлено повышенной криминальной активностью данного контингента лиц.

Анализ существующей ситуации позволяет сделать вывод об актуальности данной темы, которая обусловлена следующими обстоятель-

3 Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии: Учеб.пособ. - М.: 2003. - С. 130 -137.

ствами: 1) во-первых, недостаточной научной разработанностью проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних, осуществляемой органами внутренних дел, и их взаимодействия в этой деятельности с различными общественными и государственными структурами; необходимостью выявления и анализа криминологических показателей преступности несовершеннолетних и ее тенденций; 2) во-

вторых, необходимостью изучения криминологической характеристики личности преступника и факторов, обусловливающих его преступное поведение; 3) в-третьих, социальной потребностью в разграничении и уточнении деятельности субъектов профилактики преступлений данной категории лиц; 4) в-четвертых, необходимостью создания системы мер по предупреждению преступности несовершеннолетних.

DELINQUENCY AMONG MODERN DEVIANT TEENAGERS IN PENITENTIARY ESTABLISHMENTS: URGENCY OF CREATION OF SYSTEM OF CRIME PROTECTIVE MEASURES

© 2012 A.B.Protasov

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The author investigates the problem of juvenile delinquency. Special attention is given to the question of complex applying of protective measures in work with deviant teenagers in penitentiary establishments. Key words: deviant behavior, penitentiary establishment, juvenile delinquency.

Protasov Andrey Borisovich, Post-graduate Student of Pedagogy and Psychology department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.