Большую обеспокоенность вызывает отсутствие на Дальнем Востоке квалифицированных кадров для развития нефтегазового комплекса. Ближайший центр по подготовке таких кадров находится в Сибири.
В Дальневосточном государственном техническом университете приступил к подготовке специалистов по нефтегазовому' делу, в частности, на специальность «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», но пока еще не получили финансовую поддержку краевых органов или компаний, связанных с освоением нефтегазового комплекса и реализацией нефтепродуктов. Нельзя забывать, что для подготовки специалистов необходимо не менее 3-5 лет. В настоящее время ДВГТУ заключил договор о долгосрочном сотрудничестве с ОАО «АК»Транснефть», где оговорены условия подготовки специалистов, кроме этого предполагается участие компании в создании материально-технической базы для подготовки и переподготовки специалистов. Преподаватели и сотрудники ДВГТУ примут также участие в исследованиях, связанных со строительством и эксплуатацией нефтепроводов и нефтехранилищ в специфических условиях Дальнего Востока. Принятие решения о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири в Приморье, должно послужить началом широкомасштабного развития нефтегазового комплекса Дальнего Востока. Опыт показывает, что международные нефтегазовые компании, работающие в России, экономически не заинтересованы в подготовке российских высококвалифицированных кадров. Только отечественные компании и региональные администрации могут помочь в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли. Одна из основных задач ДВГТУ -обоснование перспективных потребностей высококвалифицированных специалистов данного направления.
В настоящее время в ДВГТУ создан институт нефти и газа, в состав которого входят четыре кафедры: проектирования, сооружения и эксплуатации нефтегазопроводов и хранилищ, охраны окружающей среды, органического синтеза и нефтехимии, геологии нефти и газа.
В 2006 году' ДВГТУ получил лицензию на подготовку инженеров на специальность «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» для будущей нефте- и газохимии.
.Капитонова Ю.Б
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ ТОПЛИВА В СИСТЕМЕ
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ
Проблемы, связанные с потерями, в разной степени затрагивают все звенья функционирования системы нефтепродуктообеспечения и являются важными показателями технического совершенствования всех операций, начиная от транспортировки и кончая реализацией нефтепродуктов. В настоящее время одно из наиболее эффективных направлений развития экономики в нашей стране является всемирное ресурсосбережение. Особенно остро эта проблема стоит в области экономии энергетических ресурсов.
Сокращение потерь нефтепродуктов - одно из важнейших направлений ресурсосбережения. В условиях, когда запасы нефти ограничены, а ее добыча требует все больших усилий, естественно постараться бережнее относиться к тому, что уже добыто и переработано в товарный продукт.
В своей работе я акцентировала внимание на вопросах причины потерь нефтепродуктов, дала им характеристику и подробно остановилась на мероприятиях по снижению потерь нефтепродуктов.
В основном потери нефтепродуктов происходят из-за неудовлетворительного технического состояния средств хранения, транспортирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их эксплуатации. I отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.
Значительные потери горюче-смазочных материалов и соответствую шее загрязнение атмосферы, почвы и воды, происходят системе нефтепродуктообеспечения: ПИЗ - ПБ - АЗС и пункты заправки -средства транспортирования и хранения ГСМ.
К ним относятся: утечки из резервуаров и трубопроводов, проливы при заполнении автоцистерн и сливе нефтепродуктов в резервуары АЗС, выбросы паров топлива из резервуаров при их заполнении и из баков автомашин при заправке, проливы топлива при заправке автомобилей.
Основными причинами и источниками потерь являются:
® разбрызгивание топлива при заполнении автоцистерн (0,5 - 0,6% вместимости цистерны);
® испарение через неплотно закрытую горловину цистерны (0,7 -1,7% вместимости цистерны);
• испарение топлива при сливе в резервуар открытой падающей струей (0,3 - 0,4% сливаемого топлива);
• остаток топлива в автоцистерне и в сливных рукавах (1,2 2,0% сливаемого топлива);
• испарение топлива из резервуаров в результате дыхания (55-70 г. на 1 г. в с> иш);
• испарение бензина из неплотно закрытого резервуара (1,29 вместимости);
• испарение из системы питания автотранспортных средств (0,6 1,4 л бензина в сутки);
• выбросы паров топлива из бензобаков при заправке на АЗС С 4 г СН на 1 л заправляемого топлива);
• утечка топлива через неплотности соединений, пропускающих 2 капли в 1 с (1,3 г/год);
• пролив топлива при заправке ведрами (200 кг на 1 автомобиль в год);
• загрязнение и обводнение топлива при транспортировке и хранении.
Общие потери бензина при транспортировке автоцистернами могут достигать 1,0 - 1,5% объема перевозки, потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения, потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки. При этом наибольшая часть потерь (около 75%) приходится на испарение.
Основные мероприятия по предотвращению и сокращению потерь нефтепродуктов приведены в
табл. 1.
Таблица 1. Мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов на АЗС и пунктах заправки
Источник и причина потерь_________. Мероприятия _ ______________ ______________ _____
Испарение топлива из резервуаров в } 1. Газовая обвязка резервуаров в общую «дыхательную результате «дыхания» систему».
2. Использование «дыхательных» клапанов повышенного давления и систематический контроль их состояния.
3. Сокращение продолжительности слива топлива из |
автоцистерн. \
4. Увеличение коэффициента заполняемое™ резервуаров.
5. Применение системы улавливания паров, вытесняемых из
. _ | резервуара при сливе нефтепродукта ___
Утечка топлива при сливе в 1. Применение совершенных соединительных устройств.
резервуары АЗС ______ | 2. Контроль исправности сливного оборудования ______
Утечка топлива при заправке 1. Использование автоматически перекрывающихся
автомобилей
раздаточных кранов.
2. Контроль исправности топливораздаточных колонок_
Утечка топлива из резервуаров в , Своевременное и качественное выполнение регламентных
результате нарушения их | работ по техническому обслуживанию резервуаров и
I герметичности_______ _________ арматуры ______ _____ _
^Неполный слив топлива из | 1. Устройство наклонных площадок для установки
автоцистерны в резервуары автоцистерн при сливе.
[____________ _______| 2. Использование индикаторов полного слива
Для осуществления этих мероприятий на практике необходимо соответствующее техническое оснащение АЗС устройствами, обеспечивающими снижение потерь топлива:
• дыхательные клапаны повышенного давления;
• системы улавливания паров топлива; вытесняемых из резервуара при его заполнении;
• совершенные соединительные устройства, исключающие утечки топлива.
Автозаправочные станции за рубежом оснащаются этими устройствами достаточно давно. Применяются они и в нашей стране.
На рисунке 1 приведена схема современной экологически чистой АЗС. Она являет собой достаточно сложный объект, но в процессе работы такой АЗС утечки топлива через стенки резервуаров исключены.
среды: 1 - топливораздаточная колонка; 2 - гибкий трубопровод; 3 - груба контроля уровня антифриза; 4 - трубопровод к колонке; 5 - колодец горловины резервуара; 6 - крышка люка; 7 -компенсатор трубопровода; 8 - мерная труба; 9 - дистанционный уровнемер; 10 - труба дыхательного клапана; 11 - дыхательный клапан; 12 - труба возврата паров в топливозаправщик; 13 - сливная магистраль; 14 - огневой предохранитель; 15 - муфта сливная; 16 - контрольная труба утечки топлива; 17 - заземление автоцистерны; 18 - заземляющий контур; 19 - вентиль выпуска воздуха из рубашки; 20 - резервуар; 21 - датчик максимального уровня; 22 - фундамент; 23 - сливная труба; 24 -обратный клапан с огневым предохранителем; 25 - всасывающая труба; 26 - труба возврата паров топлива из ТРК.
: Паничев А.М.
ЗАЧЕМ НУЖЕН НЕФТЕПРОВОД ВСТО
Природную специфику территории России и связанные с этим фактором экономические возможности развития страны довольно точно, как мне кажется, определил экономист М.И. Леденев: «Суровые природно-климатические условия России объективно ставят ее в заведомо невыгодное положение в экономическом соревновании со странами «золотого миллиарда». Восполнить трехразовый разрыв в производительности общественного труда по этим причинам России нечем кроме ренты по природным ресурсам и высоким технологиям, обращая это на нужды общественного воспроизводства» («Почему Россия петь перестала». Хабаровск, 2003. С. 187).
Справедливость этих слов подтвердила сама жизнь. В период правления В.В. Путина хоть какое-то оздоровление почти разрушенной за период реформ экономики России в значительной мере было связано с правильной сырьевой политикой, в первую очередь в утлеводородном секторе. Как отмечают аналитики, прорыв здесь был связан с пуском балтийской трубопроводной системы и строительством крупнейшего на Балтике нефтепорта Приморск. Увеличение транспортных возможностей на фоне резкого повышения цены на нефть и введения экспортных пошлин позволило быстро нарастить валютные резервы страны. Этот финансовый успех, обусловленный развитием сырьевого сектора экономики, с учетом огромного ресурсного потенциала страны заставил весь мир в одночасье разглядеть появление у России нового качества от крупнейшего поставщика энергоресурсов она стала превращаться в авторитетного гаранта энергетической, а стало быть, и политической стабильности в мире.
Пока Россия развивается в основном за счет энергоресурсов Волго-Уральского региона и Западной Сибири, т.е. за счет территорий, где уже создана транспортная инфраструктура, способная обеспечить переброску углеводородного сырья от мест добычи до потребителей. Между тем, на