Исходя из выше обозначенного, можно сделать некоторые выводы:
- наработка профессионального понятийного аппарата студентов является фундаментальной частью общепрофессиональной подготовки специалистов;
- формирование профессиональной культуры будущих специалистов - процесс комплексный, требующий подключения не только преподавателей русского языка, но и преподавателей-специалистов;
- создание и конструирование дидактического аппарата является неотъемлемой частью процесса формирования речевой профессиональной культуры и освоения профессиональной лексики студентами профессиональных учебных заведений.
Список литературы:
1. Васильева О.А. Обучение специальной лексике студентов-медиков на занятиях по русскому языку: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02.). - М., 1980. - 23 с.
2. Лазарева Н.М. Совершенствование устной речи студентов негуманитарных специальностей на занятиях по предмету "Русский язык и культура речи": Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02.). - Ярославль, 2006. - 22 с.
3. Мкртчян Г.А. Вопросы методики обучения специальной лексике на уроках русского языка в СПТУ. - Ереван: Луйс, 1990. - 197 с.
4. Научные основы процесса профессионального обучения в сред-них профтехучилищах: Сб. науч. тр. / ВНИИ проф. тех. образ-я; [Редкол: А.П.Беляева (отв.ред.) и др.]. - Л.: ВНИИ проф. тех. обр-я, 1989. - 111 с.
5. Шонтукова И.В. Лингводидактический потенциал инварианта словообразовательного типа в изучении и освоении профессиональной лексики // Знание. Понимание. Умение. № 1, 2012. - С. 175180.
6. Яцюк Т.А. Терминология в лингводидактическом аспекте: Мат-лы к спецкурсу/ Мин-во внут. дел СССР, Ташкентская высш. шк.МВД СССР. - Ташкент, 1990. - 58 с.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Бузунова Н.А.
преподаватель кафедры иностранных языков и культуры речи
Зудаева В. В.
старший преподаватель кафедры иностранных языков и культуры речи
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Обучение иностранным языкам в современном мире невозможно без использования современных технологий, в том числе, Интернет-ресурсов, которые необходимы для создания иноязычной языковой среды при обучении иностранным языкам. Применение современных интерактивных технологий и Интернет-ресурсов способствует повышению мотивации к изучению языка, развитию речевой компетенции, увеличению объема лингвистических знаний, расширению объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка и развитию способности и готовности к самостоятельному изучению языка.
ABSTRACT
Teaching foreign languages in the modern world is impossible without the use of modern technologies, including Internet resources, which are necessary to create a foreign language language environment when teaching foreign languages. The use of modern interactive technologies and Internet resources enhances motivation to learn a language, develop speech competence, increase linguistic knowledge, expand knowledge of the sociocultural specifics of the country of the language being studied and develop the ability and readiness for independent language learning
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, современные педагогические технологии, медиасайты, дружеская переписка, учебные проекты
Keywords: Internet resources, modern pedagogical technologies, media sites, friendly correspondence, educational projects
Одним из наиболее важных вопросов современной методики является создание иноязычной языковой среды в процессе обучения иностранным языкам. В связи с этим речь идет в первую очередь о реализации массового обучения двум из четырех видов речевой деятельности -аудированию и говорению. Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Это не только новые технические средства, но и
новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для практического освоения языка для каждого учащегося, выбрать такие методы
обучения, которые позволили бы каждому студенту показать свою деятельность, креативность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, методология проекта,
использование новых информационных технологий, интернет-ресурсы, помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обучения, склонностей и т.д.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой информации для студентов и преподавателей, находящихся в любой точке мира: материалы по страноведению, молодежные новости, газеты, журналы, необходимая литература и т.д. Использование киберпространства для реализации образовательной цели - это новое направление общей дидактики и частной методологии, поскольку изменения затрагивают все аспекты образовательного процесса, начиная от выбора методов и стиля работы до меняющихся требований к академическому уровню обучающихся. Основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, все другие цели (образовательные, образовательные, развивающие) реализуются в процессе реализации этой основной задачи. Коммуникативный подход включает в себя обучение общению и накапливание потенциала для межкультурного взаимодействия, которое является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное, межкультурное
многонациональное общество, чье существование основано на электронном общении миллионов людей по всему миру, говорящих одновременно -самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда - либо происходил. Участвуя в нем на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Общаясь в реальной языковой среде, предоставляемой Интернетом, учащиеся оказываются в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся, участвующие в решении широкого круга значимых, реалистичных, интересных и достижимых задач, учатся спонтанно и адекватно реагировать на них, что стимулирует создание оригинальных утверждений, а не шаблонное манипулирование языковыми формулами. Первостепенное значение придается пониманию передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словарного запаса иностранного языка, который служит этой цели. Таким образом, внимание студентов сосредоточено на использовании форм, а не на них самих, и грамматике обучение грамматике выполняется косвенно в прямом общении, исключая чистое изучение грамматических правил. Компьютер лоялен к различным ответам студентов:
он не сопровождает работу студентов хвалебными или негативными комментариями, что развивает их независимость и создает благоприятную социальную и психологическую атмосферу в классе, придавая им уверенность в себе, которая является Важным фактором для развития их индивидуальности. Как информационная система Интернет предлагает своим пользователям разнообразную информацию и ресурсы. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); группы новостей (usenet); видеоконференция; возможность публиковать собственную информацию, создавать собственную домашнюю страницу (home page) и размещать ее на веб-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo !, InfoSeek I UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (chat).
Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета
Обучение аудированию
Подразделение Веб-сайта Lucent Technologies Bell Labs позволяет вам услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Он разработал синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На http:IIwww.bell-labs.com/proiectIttsIindex.html вы можете выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, японский и китайский. Затем вам нужно набрать в окне что-то на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия или любую разговорную фразу.
Обучение чтению
Интернет является отличным инструментом для получения информации о последних событиях в мире. Каждая крупная газета в мире имеет свои веб-страницы. Чтобы узнать, где и какие существуют газеты, вы можете пригласить студентов посетить страницу MEDIA LINKS (http:IIwww.mediainfo.com/emedia/), предлагая ссылки на различные публикации.
Английские медиа сайты:
The Washington Post (<http: //www.washington post.com/>). Все, что можно прочитать в газете, можно увидеть на первой странице - это сочетание постера и контента. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основные обсуждаемые вопросы. Как и любой периодический пресс-релиз, веб-газеты разделены на заголовки и подзаголовки, что означает, что они имеют удобный интерфейс, который позволяет вам сразу перейти к нужному разделу и интересующей статье одним щелчком мыши. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sport), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (market place). С точки зрения овладения межкультурной компетенцией онлайн-газеты являются незаменимым инструментом. Это
позволит студентам погрузиться в мировые события, происходящие практически в настоящее время, увидеть, что происходит с разных точек зрения. Особенно ценной для работы в аудитории является ссылка send us feedback, которая осуществляет взаимодействие читателя с издателем. Вы можете высказать свое мнение о том, что вы прочитали, и лично пообщаться с автором определенной статьи, благодаря разделу "сегодняшние журналисты" ("Today's Columnists"), где выбор конкретной фамилии свяжет вас непосредственно с ней. Иногда может появляться дополнительная связь с главным героем статьи. CNN World News (<http://cnn.com/worid>); ABC News (<http://www.abcnews.go.com/index.html>); Всемирная служба Би-би-си
(<http://www.bbc.co.uk/worldservice>); The
Washington Times (http://www.washtimes.com/), New York Times (http://www.nytimes.com/) - все эти и другие информационные агентства имеют похожую удобную для пользователя структуру дерева ссылок. Основным преимуществом этого вида работы является то, что студенты имеют доступ к информации из первых рук, а не к недельной или еще более давности печатным изданиям и участвуют в мировых событиях, влияя на них лично. Студенты могут проявить себя не как потребители, а как поставщики информации.
Обучение письму
Общение в виртуальной реальности осуществляется по электронной почте, что позволяет работать над созданием учебных проектов и установлением дружеской переписки.
Установление дружеской переписки.
Международный обмен письмами может осуществляться на любом уровне владения языком. Можно найти подходящих партнеров по переписке следующим образом:
1. обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch listserv@cunvvm.cunv.edu/ listscrv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listscrv@fojcunyvrn.cuny.edu);
2. обратиться к лист-серверу для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections <http://www.iecc.org>, <http://www.stolaf.edu/network/iecc/>), предлагающим установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между группами;
3. посетить домашнюю страничку E-mail for ESL/L1NC Students http://edvista.com/clairc/linc.htm. Здесь вы найдете помощь и инструкции по использованию электронной почты, свободный доступ к электронной почте, помощь в поиске друзей по переписке, предлагается участие в проектах в парах и группах и ссылки на все виды полезных ресурсов.
В дополнение к формальному лингвистическому опыту, полученному с помощью телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции. Кроме того, мы
можем с уверенностью сказать, что сегодня использование интернет-ресурсов, в том числе, в том числе электронной почты, - наиболее эффективный и доступный способ овладеть межкультурной грамотностью реального диалога. Как отмечалось выше, для повышения эффективности общения следует использовать электронную почту целенаправленно.
Создание совместных учебных проектов.
Студенты не только обмениваются информацией с партнерами со всего мира, но и работают вместе над любым проектом: выберите тему разработанных методов исследования, создайте свой собственный стенд и разместите результаты. Тема проекта может быть выбрана из тех, которые уже были предложены кем-то из списка серверов, или вы можете разместить там свою собственную и дождаться ответных контактов. Страничка E-mail Project Home Page (<http://www.otan.dni.us/webfarm/emailproiect/email. htm>) представляет следующие проблемы для исследования: наркотики, стресс, питание, сила, влияние рекламные объявления о человеке, здоровье, сравнение цен на товары в разных регионах, народная медицина и многое другое.
Одним из новых требований к изучению иностранных языков с использованием интернет-ресурсов является создание взаимодействия на занятии, которое в методологии обычно называют интерактивностью. С самого начала коммуникативного он характеризуется наличием истинного сотрудничества, незаданности, где упор делается на развитие навыков общения и совместной работы, в то время как в коммуникативных задачах для этого нет необходимости.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании разговорных навыков, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая интерес и, следовательно, эффективность. Кроме того, Интернет развивает навыки, которые важны не только для изучения иностранного языка. Таким образом, навыки и умения, полученные в результате использования интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в контексте «языкового» аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества студентов: их уверенность в себе и умение работать в команде; создает дружескую атмосферу обучения, выступая в качестве средства интерактивного подхода. Интерактивность не только создает реальные жизненные ситуации, но также позволяет студентам адекватно реагировать на них на иностранном языке. И когда это начинает происходить, вы можете говорить о языковой компетенции. Даже если есть ошибки. Основное умение самопроизвольно, гармонично реагировать на высказывания других, выражать свои чувства и эмоции, приспосабливаться и перестраиваться на ходу, то есть мы можем рассматривать интерактивность как форму саморазвития через Интернет: способность наблюдать и копировать использование языка, навыков, моделей поведения
партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль преподавателя, главная задача которого -поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческое стремление. Отношения со студентами основаны на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этом типе сотрудничества между Интернетом и уроком часто используется форма образовательной деятельности проекта. Проект включает в себя независимую исследовательскую работу, в ходе которой студенты ищут способ решить некоторые сложные многоуровневые задачи.
Киберпространство обладает огромным культурным и дидактическим потенциалом, который уже используется в обучении по всему миру. Однако для идеального и эффективного использования ресурсов кибернетических сетей в образовательных целях требуется большое количество научных исследований, результаты которых позволяют определить общие и частные принципы работы, критерии выбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также как существенно обновить арсенал обучающих инструментов и методик.
Таким образом, нельзя отрицать актуальность использования Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам. Применение данных технологий способствует повышению мотивации к изучению языка, развитию речевой компетенции, увеличению объема лингвистических знаний, расширению объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка и развитию способности и готовности к самостоятельному изучению языка.
Список использованной литературы
1. Использование Интернета в обучении иностранному языку. http://www.bestreferat.ru/referat-163539.html.31 авг 2009.
2. Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам/Информатика и образование.-2006.-№6.-С.72-76.
3. Музланова Е.С., Кисунко Е.И. Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Английский язык: Приложение к газете «Первое сентября».-2006.-№12.-С.13-18.
4. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка - потребность времени. Иностранные языки в школе.-2005.-№5.-С.57-60.
5. Соломахина. И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам. Школьные технологии. -2004.-№5.-С. 198-202.
6. Федорова. Г.И. Компьютеры и Интернет в обучении иностранным языкам. Учитель.-2003.-№1.-С.65-67.