Научная статья на тему 'Актуальность педагогического наследия И. Алтынсарина для учителей современной школы'

Актуальность педагогического наследия И. Алтынсарина для учителей современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНАШЫЛ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИКАЛЪЩ МұРА / КЭЫБИ ШЕБЕРЛЩ ОЗАК ТЕЖіРИБЕ / ГУМАНИСТЫ ИДЕЯЛАР / ПЕДАГОГ-НОВАТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / PEDAGOGICAL HERITAGE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL MASTERY / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / ADVANCED EXPERIENCE / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / HUMANISM IDEAS / INNOVATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванина С. А.

In given article the author shows the actuality of the pedagogical ideas of the innovator I. Altynsarin for the teacher’s of the modern school. His writing represents a guide for them. The author gives examples of creative using. Altynsarin heritage in the conditions of teacher’s activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность педагогического наследия И. Алтынсарина для учителей современной школы»

С.А. Иванина,

учитель nepeoti категори, СШ №16, г.Костанаьi

Heei32i свздер: жанашыл педагог, педагогикалъщ мура, кэЫби шеберлщ озак те.парибе, гуманист т идеялар.

Ключевые слова: педагог-новатор, педагогическое наследие, педагогическое мастерство, передовой опыт, гуманистические идеи.

Keywords: innovator, pedagogical heritage, pedagogical mastery, advanced experience, humanism ideas.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И. АЛТЫНСАРИНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

Бершген макал ада автор жанашыл педагог Ы. Алтын-сари ннщ педагогикальщ идеяларыньщ езектшгш кер-сетедт Оньщ енбектер1 мектеп мугал1мдер1 ушш багдар екеш туралы айтылады. Автор мугал1м кызметшде Ы. Алтынсариннщ педагогикальщ мурасын шыгар-машыльщ тургыда колдану бойынша мысал келт1редг

Аннотация

В данной статье автором показана актуальность педагогических идей педагога - новатора И. Алтынсарина. Подчёркивается, что его труды являются ориентиром для учителей школы. Автор приводит примеры творческого использования педагогического наследия И. Алтынсарина в современных условиях деятельности учителя.

Annotation

In given article the author shows the actuality of the pedagogical ideas of the innovator I.Altynsarin for the teacher's of the modern school. His writing represents a guide for them. The author gives examples of creative using. Altynsarin heritage in the conditions of teacher's activity.

D?

С

D3

С cn

Для народных школ учителя составляют всё. %

Хорошего учителя 1{еню дороже всех.

составляют всё. И. Алтынсарин.

щ

Сегодня в период модернизации школы, обновления системы образования, возрастает потребность в учителях новой формации, наделённых лучшими чертами, какими обладала личность педагога - новатора И. Алтынсарина, испытывается востребованность его У идей в практике работы учителей.

Ежедневно по телеканалу АЛАУ в программных о выпусках «Вестей» демонстрируется портрет И. Ал- с тынсарина как символ признания его социальной зна- О чимости.

Главное, на что направлена мысль педагога-новато- 5: ра - фигура учителя, его ведущая роль в формирова- «2 нии и развитии личности ученика, в приобщении его и к знаниям и культуре. Никакие программы, учебники, о учебные пособия не сработают без его участия, его о мастерства.

Всё начинается с учителя... И начало этому на примере жизни Алтынсарина - отличнике школьной учёбы, в целеустремлённом стремлении к знаниям, любознательности, увлечении классической литературой, трудолюбии, качествах личности, какие вобрал в себя будущий педагог и учёный. Никаких вредных привычек, только полезные увлечения!

Неустанная забота об учителе, создании для него условий труда, подготовка педагогических кадров - стала для него смыслом жизни, выбором благородной миссии служения педагогической деятельности.

Мы восхищены тем, что в такую сложную эпоху перехода от старого к новому укладу жизни, И. Алтынсарин, преодолевая сложные испытания на своём пути, смог найти себя, своё призвание, мобилизовать все свои возможности и достичь исключительно высоких успехов на поприще народного учителя и просветителя, заслужить международного признания в оценке современников.

Лёгкие пути не ведут к цели. Всё добывается упорным трудом, в чём мы убеждаемся на опыте И. Алтынсарина.

И. Алтынсарин - уникальная личность. Это не просто педагог, а человек, наделённый талантом, разносторонними интересами и познаниями в самых различных областях знаний, хорошо разбирался в истории своего края, этнографии, фольклоре, литературе, устном народном творчестве, владел четырьмя языками [1, с. 199-200]. Это выделяло его из среды современников, возвышало в глазах окружающих, обогащало его как педагога. Не случайно, обладая обширными познаниями, он одновременно успешно совмещал свою педагогическую деятельность с различными должностями, на которые был назначен. И в этом помогал ему опыт педагогической деятельности.

Именно в период модернизации школы, обновления системы образования возрастает потребность в учителях новой формации, наделённых лучшими чертами, какими обладала личность И. Алтынсари-

О

на.

Изучение педагогического опыта И. Алтынсарина представляет несомненную ценность, служит для нас, учителей, уроком педагогического мастерства и творческого отношения к своему труду, чем отличался новатор.

Что даёт нам опыт Алтынсарина, чему учит его наследие? Это и попытались мы проанализировать в своей статье.

И. Алтынсарин рассматривает знания как ценный духовный капитал, обосновывает важную роль знаний, их пользу в жизни людей и общества, в развитии культуры, науки, изобретательстве [1, с.200], что и сегодня созвучно для современной школы. Особенно близки нам, учителям, поэтические строки педагога, обращённые к молодёжи, как призыв к овладению знаниями «Дети, в школу идите!...»[2, с.44]. Именно образование поможет им в жизненном пути.

И. Алтынсарин заботился о создании библиотек при каждой школе, придавал этому большое значение [2, с. 18].

Чтение как важнейший компонент образования, не утратило своей значимости и сейчас, когда нередко среди школьников оно вытесняется чрезмерным увлечением компьютероманией, которое не развивает логическое мышление и речь. О спаде интереса к чтению и скудости мысли учащихся свидетельствует пример обращения школьника к библиотекарю с просьбой выдать ему для занятия произведение Дмитрия Фонвизина «Водоросль» (?!). Подобных случаев насчитывается немало.

Развитие потребности ребёнка в чтении - задача семьи и школы. В работе с родителями рекомендуем приучать детей к книге с раннего возраста, для развития интереса отбирать для них занимательную и поучительную литературу, практиковать совместное чтение вслух, беседовать по книжным иллюстрациям и картинкам, делать зарисовки по содержанию, подписываться на детские издания газет и журналов, время, заполненное чтением, рассматривать как полезное время.

Дом должен быть наполнен книгами. «Дом без книг- мёртвый дом»- такое изречение дошло к нам из древности. Полезно помнить восточную пословицу: три дня не будешь читать книг - твоя речь потеряет прелесть [3, с.250]. А речь - главный инструмент общения. Упор в чтении необходимо делать на размышления, личное восприятие, развитие отношения школьника к содержанию источников, а не только на информационную сторону.

Известно, какую отеческую заботу проявлял Алтынсарин по отношению к детям: глубокое уважение, внимание к их нуждам, своевременная помощь.

Такой стиль отношений в практике учителя Алтынсарина позволяет нам назвать его гуманным, в основе которого - человечность, признание ребёнка высшей ценностью.

Ученик, переступая порог школы, не должен чувствовать себя скованным, закрепощённым, но испытывать радость познания нового как источник его удовлетворения, как дар учителя, видеть его улыбку, приветливость, доброжелательность, которые проявлял И. Алтынсарин как учитель. Нетрудно представить себе самочувствие детей, их удовлетворённость занятиями, когда они видят подобное алтынсарин-ское отношение к себе. Такие уроки - это уроки, прививающие глубокое уважение и расположение к учителю.

В народе говорят: воспитание дороже золота. Сам Алтынсарин являл собой пример для подражания благородства, отзывчивости, ответственности, честности, глубокого уважения к старшим - всё сочеталось с лучшей стороны.

Большое значение придавал он нравственному воспитанию. Нравственность была стержнем его личности. Нравственный кодекс И. Алтынсарина включал лучшие человеческие качества: трудолюбие, честность, доброту, благородство, что является поучительным для современной практики обучения и воспитания учащейся молодёжи.

Труд рассматривал Алтынсарин как ос-

нову производства и жизни. Трудовому обучению и воспитанию отводил он важнейшую роль и осуществлял через деятельность. Этому служило создание им профильных школ как для мальчиков, так и для девочек, дающим им специальность, востребованную в жизни [4, с. 511].

Трудовая закалка должна стать естественной потребностью - такая мысль вытекает из его опыта.

И. Алтынсарин жил жизнью народа, хорошо знал обычаи и традиции казахского народа, воспевал их в поэтических творениях. Он выступал за укрепление культурных связей и дружбы между народами [5,с. 511], что находит сейчас своё выражение в национальной идее сплочения казахстан-цев в единый народ.

Традиции как нетленные народные ценности - одно из важнейших средств воспитания.

В практике нашей школы стали популярны излюбленные традиции: наурыз -древнейший праздник весны, проявления радушия, теплоты ко всем людям; дастар-хан - ознакомление с особенностями национальной кухни, зерде - сбор материалов о погибших фронтовиках, участие в День Победы в шествии «Бессмертный полк» с портретами своих близких фронтовиков и другие.

Школа стала для И. Алтынсарина своеобразной педагогической лабораторией, где автор постоянно работал над созданием педагогических трудов, прежде всего учебников и методических руководств, что поучительно и для сегодняшних учителей. Его «Киргизская хрестоматия» стала «учебником жизни» для многих учителей того времени. «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку», воплотившее принцип двуязычия, дополнено в наше время в практике современной школы принципом полиязычия - государственным, этническим и международным ( английским) языками, развитием полиязычной личности, ознакомлением с культурой, обычаями и традициями народов изучаемых языков.

а?

<

CQ

С

со <

с, из О 3

s

W —

из G

С-.

И

S

ьг и w

У

С е=Г О

w 2 s

Щ

S ы

и ©

с

и г,

го <

а.

из

с:

о

м

и 2

и о

Оригинальные по содержанию авторские пособия великого педагога служили методическим обеспечением учебного процесса в начальной школе. Они отличались яркими примерами из жизни, включали рассказы, новеллы, стихи, произведения устного народного творчества познавательного и воспитательного характера вызывали интерес у учащихся и легко запоминались. Кто ещё может создавать свои пособия, обладающие таким воспитывающим влиянием, как ни Алтынсарин?

Всё это способствовало нравственному воспитанию, трудолюбию, гуманному отношению к людям, особенно к престарелым, вызывало чувство любви к родному краю, природе, национальным традициям.

Обучение и воспитание у Алтынсарина было слито воедино и подчинено главной цели - формированию разносторонней гармоничной личности.

Многое из педагогического опыта И. Алтынсарина заслуживает самого пристального внимания и творческого использования учителями, в том числе в профессиональном становлении молодых специалистов.

В школе, где работаю, стало традицией проводить научно - методические конференции. Они проходят ежегодно в конце учебного года. Их целью является подведение результатов учебно - методической работы за истёкший год. Учителя выступают в форме презентаций с накопленным методическим материалом, где представлены: разработки открытых занятий, средства наглядности, показатели качества знаний учащихся, творческие находки и рекомендации, использование современных технологий. Учитываются выступления с докладами и публикации на научно - практических и методических конференциях и семинарах, Алтынсарин-ских педагогических чтениях, награждения и поощрения, прохождение курсов повышения квалификации, результаты участия школьников на предметных олимпиадах - городских, областных, региональных, международных.

Школа работает над единой методической проблемой « Использование деятель-ностного и компетентностного подходов учебно - воспитательного процесса в условиях перехода на новое содержание образования». Каждый учитель разрабатывает свою тему, связанную с общешкольной, но конкретизированной в соответствии с профилем преподаваемого предмета. Каждый идёт своим путём, но к единой цели.

Учителя работают над авторскими пособиями - учебными, учебно - методическими, практикумами, адаптированными в учебном процессе, которые после подтверждения положительных отзывов специалистов издаются. Тем самым пополняется фонд школьного методического кабинета.

С пособиями могут ознакомиться начинающие и другие учителя, студенты - практиканты, для которых это хорошая школа методической учёбы или, как говорят они сами, своего рода миникурсы начальной учёбы.

Методический кабинет таким образом является показателем учебной работы и достижений школы.

Учителя, особенно начальных классов, внедряют в практику работы Государственную оздоровительную программу «Бала - аман», которая запущена в действие с 1 января 2017 года.

С целью её реализации учителя, продумывая методику проведения учебных занятий, предусматривают, во- первых, проведение упражнений для снижения усталости на уроке; во - вторых, разнообразные виды занятий с использованием занимательного материала для поддержания интереса учащихся и не вызывающих утомления; в - третьих, создание атмосферы комфорта, благожелательности и внимания к каждому ученику, что исключает эмоциональное напряжение в процессе взаимоотношений с учащимися и создаёт позитивный рабочий настрой. Всё это отражается соответственно на удовлетворённости учащихся учёбой, чему придавал значение И. Алтынсарин, проявляя

заботу о детях, их нуждах и потребностях.

В учебном процессе учителя используют современные технологии, направленные на развитие необходимых качеств учащихся, выявление индивидуальных склонностей и возможностей. Назовём некоторые из них.

Технология эмоционально - образного и интеллектуального обучения, рассчитанная на чувственную и рациональную зоны восприятия, что повышает эффективность усвоения материала.

Технология рефлексивного обучения, отслеживания в процессе занятий понимания учащимися учебного материала, их психического состояния (степени усталости, утомляемости, заинтересованности ).

Технологии обучения действием, позволяющие учащимся самостоятельно решать задачи практической значимости путём приобретённых навыков.

Информационно-коммуникационные технологии комплексного характера -зрительного, слухового и моторного восприятия.

Классический постулат педагога А. Дистервега «обучать активно» означает в нашем понимании - развивать личность ученика, влиять на неё эффективно, чему способствуют используемые нами в учебном процессе современные технологии. Их особенность в том, что они опосредуются через индивидуальность учителя, его манеру ведения урока, способы изложения материала.

В процессе изучения педагогического опыта И. Алтынсарина мы пришли к следующим выводам в форме поучительных уроков.

Урок первый. Своим наследием И. Ал-тынсарин учит нас быть образованными и воспитанными, внедрять в учебный процесс культ знаний и культ труда, быть патриотом своей школы и своей страны.

Урок второй. Творческий подход педагога - новатора к образованию учит нас непрерывному педагогическому поиску инноваций, эффективных методических технологий в учебно-воспитательном

процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урок третий. На опыте И. Алтынсарина мы убеждаемся в значимости использования воспитательных возможностей, заложенных в учебных предметах. Это воспитание, органично вплетённое в канву учебных предметов. Каждый предмет что-то даёт, развивает какие-то качества.

Урок четвёртый. Народный педагог призывал уважительно относиться к национальным традициям. Считаем важным их использование в нравственном, духовном и трудовом воспитании учащихся.

Урок пятый. И. Алтынсарина отличает бережное и заботливое отношение к природе родного края, которую он воспевал в поэтических строках. О необходимости в воспитании этого принципа убеждаемся , когда проходим вдоль побережья р. Тобол.

Урок шестой. Опыт успешной педагогической деятельности педагога - новатора позволяет видеть современного учителя вдохновенным, творчески настроенным и мобильным, проявляющим свою личностную индивидуальность и способность быть востребованным в современной школе.

Личность Ибрая Алтынсарина, вошедшая в летопись развития школьного образования в Казахстане, является для нас, учителей нового времени, вдохновляющим образцом подражания и следования его прогрессивным гуманистическим идеалам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казахстан. Национальная энциклопедия в 5 томах Т. 1. Ы. Алтынсарин [Текст]/Ал маты, 2004. - 560с.

2. И. Алтынсарин. Собран, соч. в 3-х томах. Т.З.[Текст] /Алма - Ата:Наука, 1978. -352с.

3. Мудрость Востока: пословицы и поговорки народов Азии [Текст] / ИД «Кочевники»,-Алматы, 2002. -517с.

4. Казахская советская энциклопедия / Гл. ред. М.К. Козыбаев. А - А, 1981. -704с.

о?

<

са С

со <

е. из О 3

ы с;

УЗ

С о,

и

ьг и ы

У

С еЗ О

м

5:

Щ

2: ы

и ©

с и п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.