БАМ - 1975-1977), в крупных животноводческих комплексах (1978-1981).
М.С. Шайман был одним из основателей Сибирской школы риккетсиологов. Свой богатейший опыт и знания передавал своим последователям и ученикам (доктора медицинских наук В.К. Ястребов и Н.В. Рудаков, кандидат медицинских наук Т.А. Решетникова).
Награжден тремя медалями, значком «Отличнику здравоохранения».
М.С. Шайман ушел из НИИ природно-очаговых инфекций на пенсию в год своего шестидесятилетия (1984). Наследие Матвея Семеновича Шаймана - это не только его научные труды и ученики, сохраняющие о нем благодарную память. Исследования последних лет позволили по-новому взглянуть на научные достижения ученого. Выделенный им в 1969 г. штамм «Карпунино 19/69» из клещей Dermacentor marginatus в Мокро-усовском районе Курганской области спустя 34 года генетически идентифицирован С.Н. Шпыновым как Rickettsia slovaca. Этот штамм является единственным штаммом R. slovaca в России.
В настоящее время омская риккетсиологи-ческая школа имеет не только российское, но и международное признание. Омскими риккет-сиологами (М.С. Шайманом, Н.В. Вощакиной, В.К. Ястребовым, Н.В. Рудаковым, Т.А. Решетниковой, И.Е. Самойленко, С.Н. Шпыновым, Л.В. Кумпан) создана и продолжает пополняться уникальная коллекция штаммов риккетсий, не имеющая аналогов в мире.
Основные работы М.С. Шаймана:
1. Природный очаг клещевого сыпного тифа Северной Азии в Тогучинском районе Новосибирской области: дис. ... канд. мед. наук. - Омск, 1958. - 215 с.
2. О распространении и взаимоотношениях очагов клещевого энцефалита, клещевого сыпного тифа и лихорадки Ку в Западной Сибири // Мед. паразитол. и паразитарные болезни. - 1964. - Т. 33. № 2. - С. 136-141. (Соавтор Г.И. Нецкий).
3. Клещевой риккетсиоз Азии в Западной и Средней Сибири: дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1973. - 269 с.
4. Ландшафтно-эпидемиологическое районирование Западной и Средней Сибири по клещевому риккетсиозу Азии и основные направления его профилактики // Эпидемиологическая география клещевого энцефалита, омской геморрагической лихорадки и клещевого риккетсиоза Азии в Западной Сибири. - Омск, 1973. - С. 133-145. (Соавтор Г.И. Нец-кий).
К истории изучения риккетсиозов в Омске необходимо добавить, что и Анна Павловна Полякова, заведующая кафедрой эпидемиологии Омского медицинского института в 19591972 гг., отдала много сил организации борьбы с эпидемиями и противоэпидемической защиты населения Омской области, в том числе и ликвидации сыпного тифа. Она стала первым главным врачом впервые организованной Омской областной санитарно-эпидемиологической станции, провела анализ заболеваемости сыпным тифом медицинских работников Омской области в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. В 1960 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «К эпидемиологии сыпного тифа в Омской области за 1941-1956 гг. и меры его ликвидации».
Вопросами сыпного тифа занималась в разные годы кафедра инфекционных болезней Омского медицинского института (Л.А. Розеньер, В.П. Константинов и другие).
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ
МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
М.Г. Чеснокова, Л.М. Ломиашвили, Г.И. Скрипкина Омская государственная медицинская академия
При диагностике заболеваний полости рта, вызванных патогенными микроорганизмами (дифтерийной палочкой, микобак-
териями, нейссериями) используют традиционные методы: микроскопический, бактериологический, серологический, биологический,
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кожно-аллергические пробы. В последнее время начинает преобладать мнение о возможной этиологической роли резидентной микрофлоры полости рта в развитии пародонтита, кариеса, афтозного стоматита, так как развивается патологический процесс именно в области усиленной колонизации бактерий (зубной налет или зубная бляшка). Многочисленные исследования по выявлению специфических возбудителей при этих заболеваниях не увенчались успехом.
Непосредственной причиной большинства заболеваний полости рта является воздействие на организм резидентной микрофлоры, а также роль микробных ассоциаций в развитии оппортунистических болезней. Из этого своеобразия патологического процесса вытекают и особенности методов исследования. Использование микробиологических методов при оппортунистических процессах (кариесе, па-родонтите, афтозном стоматите и др.) направлено не на диагностику болезни, а на изучение этиологии и патогенеза этих весьма распространенных заболеваний и, соответственно, на рациональную их терапию.
Изучение микробиологии полости рта студентами стоматологического факультета проводится на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии в 5 семестре, для этой цели отводится 50 часов (8 часов лекции, 42 часа практические занятия). Лекционная форма обучения предусматривает получение новых знаний и формирование теоретической основы практических умений. Практические занятия предполагают приобретение практических умений выделения и идентификации патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, а также решение тестовых заданий. Для подготовки к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета на кафедре разработано учебное пособие авторов М.Г. Чесноковой, Н.В. Рудакова «Клиническая микробиология полости рта», (Омск: Омское книжное издательство, 2010., 232 с.), которое рекомендовано УМО для обучения по специальности 06010565 - стоматология.
Раздел программы обучения «Микрофлора полости рта, ее состав и характеристика, методы изучения» посвящен характеристике микрофлоры полости рта в норме (составу, функциям, особенностям формирования), факторам, способствующим возникновению микроэкологических нарушений полости рта.
Полость рта, ее слизистая оболочка и лим-фоидный аппарат челюстно-лицевой области играют уникальную роль во взаимодействии организма человека с окружающим его миром микробов. Полость рта является уникальной нишей организма, в которой существуют
наилучшие условия для локализации и размножения большинства видов и групп резидентов человека. Студенты знакомятся с основными группами микроорганизмов-резидентов полости рта, влиянием условий и факторов на их содержание, методами микробиологического изучения; разбирают правила забора различного материала у стоматологических пациентов (зубной бляшки, ротовой жидкости, содержимого десневого желобка или патологического десневого кармана, кариозной полости, корневых каналов, гранулемы, гнойного отделяемого, пунктатов, соскобов).
Практические занятия по теме «Гнойно-воспалительные процессы полости рта, обусловленные условно-патогенными грам-положительными и грамотрицательными микроорганизмами» позволяют раскрыть особенности условий и причин возникновения гнойно-воспалительных процессов в полости рта: слизистой, мягких и твердых тканей па-радонта (периодонта), шейки зуба, десневого кармана, пульпы зуба, надкостницы, корня зуба. Студенты знакомятся с условно-патогенными грамположительными микроорганизмами (стафилококками, стрептококками, коринебактериями) как возбудителями гнойно-воспалительных процессов, а также с особенностями проведения микробиологической диагностики рассматриваемой патологии. Этот раздел микробиологии полости рта завершает изучение биологической характеристики возбудителей условно-патогенных грамотри-цательных микроорганизмов рода Klebsiella, Proteus, Pseudomonas, Haemophilus, а также микробиологической диагностики гнойно-воспалительных процессов полости рта.
Ведущую роль в развитии воспалительных заболеваний полости рта и челюстно-ли-цевой области играют облигатно-анаэробные и микроаэрофильные бактерии, что определяет необходимость обязательного использования техники анаэробного культивирования при диагностике данной патологии. Особое значение это имеет при гнойно-воспалительных процессах (флегмонах, абсцессах, фасциитах, остеомиелитах челюстно-лицевой области), когда адекватная антибактериальная терапия с учетом чувствительности выделенных из воспалительного очага бактерий является залогом успешного лечения больного в послеоперационном периоде. С этих позиций представляет интерес занятие «Анаэробные микроорганизмы полости рта их роль в патологии, принципы выделения и идентификации». Студенты знакомятся с биологической характеристикой и ролью в патологии полости рта микроорганизмов рода Fusobacterium, Prevotella,
Bacteroides, Porphyromonas, Peptococcus, Peptostreptococcus. Проводится демонстрация аппаратуры для культивирования анаэробных микроорганизмов.
Бактериологический метод исследования материала при данной патологии включает обычно параллельное поэтапное исследование в аэробных (традиционным методом) и анаэробных условиях. Для создания анаэробных условий в настоящее время обычно используют анаэростаты и газбоксы. Обращают внимание на правильность забора патологического материала при абсцессах, флегмонах и фасциитах.
При изучении темы «Стоматиты бактериальной, вирусной и грибковой природы» на практических занятиях студенты знакомятся с биологией, культивированием, идентификацией микробной флоры при стоматитах, кандидозном стоматите, возвратном афтозном стоматите, язвенно-некротическом гингивос-томатите Венсана. Рассматривают роль акти-номицет полости рта в возникновении стоматитов, особенности лабораторной диагностики стоматитов бактериальной, вирусной и грибковой этиологии. На занятии «Микробиология кариеса и исследование микрофлоры при кариесе» рассматривают ряд вопросов: зубная бляшка как ведущий фактор в развитии кариеса (фазы формирования, участие микроорганизмов в возникновении кариеса зубов), стадии развития кариеса, кариесогенные стрептококки, особенности биологии, дифференциальные признаки. В практической части занятия студенты проводят посев материала на питательные среды с целью микробиологического исследования кариозной полости, изучают культуральные и морфологические свойства S. mutans, регистрируют дифференциальные признаки кариесогенных стрептококков, зна-
комятся с методикой забора, дисперсии зубной бляшки.
На практическом занятии по теме «Микробиология заболеваний пародонта» рассматривают микрофлору здорового пародонта, ее изменения при гингивите и пародонтите, первичные и вторичные факторы этиологии и патогенеза воспалительных заболеваний па-родонта, классификацию заболеваний пародонта. Обращают внимание на актуальность проведения микробиологических исследований при заболеваниях пародонта. Практическая работа включает приготовление препарата-мазка из гнойного отделяемого десневого кармана, окраску по Граму, микроскопию. Проводят посев на питательные среды с целью регистрации результатов посева, оценки массивности роста микроорганизмов, изучения их культураль-ных и морфологических свойств.
Занятие «Принципы обработки инструментария в стоматологии» по микробиологии полости рта посвящено таким важным следующим вопросам практического здравоохранения как дезинфекция, предстерилизаци-онная обработка и стерилизация в клинике стоматологии, обработка стоматологических инструментов, стерилизация стоматологических инструментов. В практической части студенты проводят контроль инструментария на стерильность, делают смыв с инструментария в транспортную среду.
Знания, полученные на кафедре при обучении студентов стоматологического факультета клинической микробиологии полости рта, необходимы для рациональной повседневной работы врача-стоматолога, успешного проведения диагностики и эффективной, оптимальной антибактериальной терапии стоматологических заболеваний.
В.А. КЛЕБАНОВСКИЙ: ЕГО ВКЛАД В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПАРАЗИТОЛОГИЮ
Г.В. Федорова
Омская государственная медицинская академия
Владимир Алексеевич Клебановский известен как один из ведущих еще в СССР специалистов по проблеме дифиллоботриоза, которая рассмотрена в его докторской диссертации «Усовершенствование тактики борьбы с ди-филлоботриозами на основе типизации очагов и опытных противоэпидемических мероприя-
тий». Защита диссертации прошла в специализированном совете при Институте медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского в ноябре 1986 г.
А начиналось все так. В.А. Клебановский родился в Омске в 1935 г. После окончания начальной школы два года жил с родителями