УДК 378
И.П. Сарайкина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Рассматривается влияние компетентностного подхода на методику подготовки бакалавров в области холодильной техники и систем кондиционирования воздуха. Обоснована важность курсового и дипломного проектирования при формировании профессиональных компетенций в области производственных и проектировочных работ. Приведены основные этапы дипломного и курсового проектирования. Доказана необходимость проведения технико-экономического обоснования дипломного проекта при подготовке инженера.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, курсовой проект, дипломный проект.
I.P. Saraykina
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: [email protected]
RELEVANCE AND IMPORTANCE OF COURSE AND DIPLOMA DESIGN FOR CREATING PROFESSIONAL COMPETENCE
The overview of the competence approach influence on the training of bachelors in the field of refrigeration and air-conditioning systems is given in the article. It shows the importance of course and diploma design in the formation of professional competencies in the field of industrial and design work. The main stages of the diploma and course design are described in the paper. The need for a feasibility study of the diploma project in the preparation of the engineer is proved.
Key words: competence-based approach, professional competence, course project, diploma project.
В условиях реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров необходимо совершенствовать подход и методику преподавания технических дисциплин с целью повышения качества подготовки специалистов для развивающейся рыночной экономики в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Компетентность - это владение специалистом набором необходимых для выполнения его профессиональной деятельности компетенций, т. е. наличие знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения образовательной программы высшего образования.
Требования, предъявляемые к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений, постоянно повышаются. Работодатели заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты могли проявить свои профессиональные компетенции, которые проявлялись бы не только в демонстрации полученных знаний, но и в применении их на практике. Выпускник высшего учебного заведения должен уметь показать способность принятия самостоятельных ответственных грамотных и нестандартных технических решений, а также стремиться к самосовершенствованию и профессиональному росту.
У обучающихся, осваивающих программу бакалавриата по направлению 16.03.03 «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения» по профилю «Холодильная техника
и технологии» в области производственных, проектировочных работ при осуществлении различного вида производственной деятельности в производственных подразделениях, занимающихся эксплуатацией и проектированием техники и технологий в области холодильной техники и систем жизнеобеспечения, среди прочих должен быть сформирован ряд профессиональных компетенций в области проектно-конструкторской деятельности [1]:
- готовность проектировать детали и узлы с использованием программных систем компьютерного проектирования на основе эффективного сочетания передовых технологий и выполнения многовариантных расчетов (ПК-7);
- готовность участвовать в проектировании машин и аппаратов с целью обеспечения их эффективной работы, высокой производительности, а также прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин (ПК-8);
- готовность выполнять проектно-конструкторские и расчетные работы машин и аппаратов и их элементов, холодильной и криогенной техники и систем жизнеобеспечения с использованием современных вычислительных методов (ПК-9);
- готовность участвовать в работах по технико-экономическим обоснованиям проектируемых машин и конструкций, по составлению отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы (ПК-10);
- готовность участвовать в работах по технико-экономическим обоснованиям проектируемых образцов низкотемпературной техники, по составлению отдельных видов технической документации машин и аппаратов, их элементов и сборочных единиц (ПК-11)4
- способность применять программные средства компьютерной графики и визуализации результатов деятельности, оформлять отчеты и презентации с помощью современных офисных информационных технологий, текстовых и графических редакторов, средств печати (ПК-12).
Неотъемлемым условием современного компетентностного подхода при подготовке будущих инженеров в области холодильной техники и систем кондиционирования воздуха является методика, основанная на объединении базовой теоретической подготовки в вузе и основ проектно-конструкторской (с элементами инновационно-технической) деятельности с практическим производственным опытом обучающегося, полученным в ходе учебной и производственной практик, при освоении образовательной программы высшего образования уровня бакалавриат. Реализация такого подхода в профессиональной подготовке инженера основана на организации курсового проектирования и выполнении выпускной квалификационной работы, обеспечивающих формирование инженерного мышления и получение личного опыта проектно-конструкторской деятельности, которые необходимы при подготовке конкурентоспособного специалиста.
Система курсового проектирования в КамчатГТУ позволяет построить логически обоснованную последовательность, предусматривающую выполнение курсовых проектов и работ по следующим дисциплинам учебного плана: «Детали машин и основы конструирования», «Низкотемпературные машины», «Основы теории кондиционирования воздуха», «Тепломассо-обменные аппараты низкотемпературных установок», «Холодильные машины и установки». Постепенно усложняющиеся курсовые подводят студента к выполнению дипломного проекта, в ходе подготовки которого он решает актуальную производственную задачу или научную проблему.
Поскольку курсовое и дипломное проектирование ориентированы на самостоятельную деятельность студента и реализуются в основном на старших курсах обучения, они требуют организационного и методического сопровождения со стороны кафедр, которое предусматривает: разработку тематики и содержания проектов; обеспечение учебно-методическими пособиями; организацию консультирования, контроля выполнения и защиты проектов. Проектная деятельность студента подразумевает использование компьютерных и информационных технологий, которые помогают в поиске, обработке и предоставлении информации, овладение которыми предусмотрено требованиями общепрофессиональных и профессиональных компетенций ФГОС.
Выполнение курсового проекта по дисциплине «Холодильные машины и установки» является завершающим этапом изучения ряда специальных дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по направлению 16.03.03 «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения» должно продемонстрировать умение студента делать основные теплотехнические расчеты, знание им оборудования и схем холодильных установок, а также технологических процессов. Предлагаемые темы для курсового проектирования являются типовыми, но студент может
предложить тему, связанную с прохождением производственной практики, а в этом случае разработка проекта может быть продолжена в ходе дипломного проектирования.
Поскольку главным объектом проектирования является холодильная установка, независимо от ее назначения (охлаждение камер холодильника, низкотемпературная обработка продуктов или материалов на производстве, тепловлажностная обработка воздуха в системах кондиционирования), проектирование можно подразделить на следующие основные этапы [2]:
- выбор расчетных параметров;
- определение тепловой нагрузки на холодильную установку;
- расчет и подбор основного и вспомогательного оборудования;
- разработка схемы холодильной установки и ее автоматизации;
- принятие объемно-планировочных решений;
- разработка строительной конструкции холодильника;
- выполнение графической части курсового проекта.
Основной целью курсового проектирования по дисциплине «Холодильные машины и установки» является систематизация, закрепление, расширение и контроль теоретических и практических знаний, полученных студентами, и приобретение навыков самостоятельного проектирования.
Итоговая государственная аттестация бакалавров предусматривает, помимо сдачи государственного экзамена, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта. Исходя из требований ФГОС ВО, выраженных в перечне компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, именно подготовка и защита ВКР позволяет Государственной экзаменационной комиссии оценить уровень сформированности профессиональных компетенций выпускника в области проектно-конструкторской, производственной и расчетно-экспериментальной (с элементами научно-исследовательской) деятельности.
Тематика выпускной квалификационной работы должна быть актуальной и соответствовать современным производственным или научным проблемам. Задание на дипломное проектирование формулируется в общем виде, чтобы дать возможность студенту самостоятельно обосновать принятые технические решения.
Одной из основных профессиональных задач, которые должен быть готов решать выпускник в рамках проектно-конструкторской деятельности - участие в работах по технико-экономическим обоснованиям проектируемых машин, аппаратов и установок в целом, а также -сбор и обработка научно-технической информации, изучение передового отечественного и зарубежного опыта по избранной тематике. Поэтому важнейшей составляющей дипломного проектирования по направлению подготовки бакалавров 16.03.03 «Холодильная, криогенная техника и системы кондиционирования» является выполнение технико-экономического обоснования дипломного проекта, поскольку это определяет умение студента формулировать актуальность работы, ее цель и обосновывает принятые технические решения. Данный раздел содержит анализ литературных и других источников информации по теме, систематизированный фактический материал, полученный студентом при прохождении производственной и преддипломной практик.
В разделе технико-экономического обоснования приводятся:
- описание и характеристика проектируемого объекта (назначение холодильной системы или системы кондиционирования, тип проектируемого холодильника или рефрижераторного судна);
- описание технологического процесса с выделением звеньев, в которых используется холод с указанием температурных и влажностных режимов;
- обоснование места строительства холодильного сооружения, района плавания рефрижераторного судна,
- определение емкости холодильника, производительности морозильной установки, льдогенератора и т. д.;
- обоснование структуры холодильной емкости и вариантов объемно-планировочных решений;
- выбор способа отвода тепла конденсации и т. д.
- выбор типа холодильного агента,
- обоснование системы охлаждения и схемы холодильной установки.
Результаты технико-экономического обоснования завершают заключением о выбранных решениях как исходных данных для проектирования. При выполнении курсовых и дипломных
проектов студенты должны руководствоваться требованиями нормативно-технической документации, в которой приведены нормы по проектированию холодильных сооружений, выбору и размещению оборудования, обеспечению безопасной эксплуатации проектируемых объектов.
При организации и проведении курсового и дипломного проектирования решается целый ряд задач по формированию профессиональных компетенций:
- приобретение опыта аналитической и расчетной деятельности;
- умение применять полученные знания для решения как типовых, так и нестандартных задач;
- умение работы с программным обеспечением при выполнении расчетов и чертежей;
- умение работать со специальной литературой и нормативно-технической документацией и другими информационными источниками;
- умение читать и выполнять чертежи и схемы в соответствии с требованиями ЕСКД;
- приобретение навыка оформления проектно-конструкторской документации;
- приобретение опыта научно-исследовательской работы;
- умение формулировать логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по результатам выполненной работы;
- умение выступать перед аудиторией при защите проекта, вести профессиональную дискуссию, убеждать в правильности принятых технических решений;
- выработка самостоятельности и ответственности за принимаемые проектные решения;
- выработка навыка самоорганизации и планирования своей работы.
Выполнение и защита курсовых проектов, работ и выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) - это один из основных показателей компетенций выпускника, т. е. критерий сформированости знаний, умений и навыков, полученных при обучении в высшем учебном заведении. Самостоятельное и творческое выполнение студентом курсовых и дипломного проектов демонстрирует его умение использовать на практике знания и умения, полученные при освоении дисциплин учебного плана по выбранному направлению бакалавриата.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения» высшего образования - утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 года № 198 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70864592/ (дата обращения: 22.03.2019).
2. Чумак И.Г., Никульшина Д.Г. Холодильные установки. Проектирование: Учеб. пособие для вузов. - К.: Выща шк. Головное изд-во, 1988. - 280 с.