Научная статья на тему 'Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры: кросс-культурное исследование'

Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры: кросс-культурное исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ МАГИСТРАТУРЫ / КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / БАКАЛАВР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / REFLEXIVE PHENOMENOLOGICAL COMPETENCE / MASTER GRADUATES / CROSS-CULTURAL RESEARCH / PUBLIC SERVANT / BACHELOR / TEACHER RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Ниязбаева Наталья Николаевна

Анализ теоретических предпосылок исследования и проведенное моделирование дало возможность провести эмпирическое исследование на базе Костанайского государственного университета им. А Байтурсынова с участием 62 выпускников магистратуры, 87 преподавателей, 79 работников государственной службы, 80 студентов бакалавриата. Вывилось, что субъекты групп «Вчерашние студенты» и «Преподаватели» имеют более высокий уровень ответственности по сравнению с другими профессиями.А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Ниязбаева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nalysis of the theoretical assumptions of research and modeling made it possible to carry out an empirical study on the basis of Kostanay A.Baitursynov State University (2010-2013), subjects were 62 graduate magistrates in different specialties, 87 teachers, 79 public service employees: 80 undergraduate students. It turned out that subjects groups “former students” and “teachers” have a higher level of responsibility compared to other professions.

Текст научной работы на тему «Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры: кросс-культурное исследование»

В.И. Долгова, Н.Н. Ниязбаева

О

см

УДК 378 ББК 74.480.26

В.И. Долгова, Н.Н. Ниязбаева

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЬШУСКНИКОВ МАГИСТРАТУРы:

кросс-культурное исследование

Анализ теоретических предпосылок исследования и проведенное моделирование дало возможность провести эмпирическое исследование на базе Костанайского государственного университета им. А Байтурсынова с участием 62 выпускников магистратуры, 87 преподавателей, 79 работников государственной службы, 80 студентов бакалавриата. Вывилось, что субъекты групп «Вчерашние студенты» и «Преподаватели» имеют более высокий уровень ответственности по сравнению с другими профессиями.

Ключевые слова: рефлексивно-феноменологическая компетентность, выпускники магистратуры, кросс-культурное исследование, государственный служащий, бакалавр, преподаватель, ответственность.

V.I. Dolgova, N.N. Niyazbaeva

THE URGENCY OF THE FORMATION OF REFLECTIVE-PHENOMENOLOGICAL COMPETENCE OF MASTER COURSE GRADUATES:

A CROSS-CULTURAL STUDY

Аnalysis of the theoretical assumptions of research and modeling made it possible to carry out an empirical study on the basis of Kostanay A.Baitursynov State University (2010-2013), subjects were 62 graduate magistrates in different specialties, 87 teachers, 79 public service employees: 80 undergraduate students. It turned out that subjects groups “former students” and “teachers” have a higher level of responsibility compared to other professions.

Key words: reflexive phenomenological competence, master graduates, cross-cultural research, public servant, bachelor, teacher responsibility.

Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры связана с выявлением и комплексным оцениванием творческого потенциала студентов и выпускников магистратуры [1; 6; 7]; с проблемами персонологического познания [2; 12]; с актуализацией личностного потенциала педагога и с проблемами диагностики рефлексии и экзистенции как педагогической способности [3; 8]; с определением феноменологии с точки зрения экзистенциального анализа [4; 5]; с внедрением рефлексивных методов обучения в профессиональной школе [9]; c индивидуальным развитием личности [10; 11].

Анализ теоретических предпосылок исследования и проведенное моделирование дало возможность практической проверки полученных выводов и нашло свое отражение в системе проведения эмпирического исследования: двух этапов и решения организационных задач в каждом из них.

Исследование проведено на базе Костанайского государственного университета им. А Байтурсынова с участием 62 выпускников магистратуры (6М010300 - Педагогика и психология, 6М021000 - Иностранная филология, 6М010300 - Юриспруденция, 6М120100 -Ветеринарная медицина, 6М080100 -Агрономия, 6М060200 - Информатика,

6М070400 - Вычислительная техника и ПО, 6М060700 - Биология), 87 преподавателей, 79 работников государственной службы, 80 студентов бакалавриата.

Общая цель эмпирического исследования - исследовать возможности, которые создаёт субъект-субъектная актуализация экзистенциальных ценностей образования для рефлексивнофеноменологической компетентности выпускников магистратуры.

Гипотезаисследования: рефлексивнофеноменологическая компетентность выпускников магистратуры зависит от актуализация экзистенциальных ценностей образования.

Эмпирическое исследование проходило в три этапа.

Первый этап - подготовительный -подбор адекватных исследованию методик на основе теоретического изучения психологической и педагогической литературы.

Второй этап - констатирующий - реализовывался по двум блокам:

1. Исследование ценностного содержания образования состояло из определения актуальных образовательных ценностей учащихся магистратуры и других субъектов образования; исследование экзистенциальной исполненности учащихся магистратуры как субъективного переживания осмысленности собственной жизни.

2. Исследование уровня рефлексивности и типов релексивно-феномено-логического суждения учащихся магистратуры.

Задачи первого блока.

Задача 1. Провести пилотажное исследование, выявить состояние проблемы в ценностно-смысловых основаниях современного образования с позиции его субъектов (разных категорий), тем самым определить круг актуальных данностей (ценностей и контрценностей) современного образования. В связи с доминированием технократической образовательной парадигмы, централизованным (формальным) управлением мы полагали: большее количество выборов данностей будут сделаны в сторону инструментально-технологических,

социально-материальных ценностей, ценностей личных достижений, нежели экзистенциальных. Методики: 1. Методика «Данности современного образования».

Задача 2. Выявить понимание и роли экзистенциальных ценностей в жизни и в образовании у разного субъекта образования . Нафоне ценностныхвыборовразных категорий субъектов образования (в пилотажном исследовании) предполагали, что понимание и толкование экзистенциальных ценностей будет стереотипным и неполным, рефлексивная оценка значимости экзистенциальных ценностей для образования будет значительно ниже представлена, нежели значимость ценностей инструментально-технологических, социально-материальных, ценностей личных достижений. Методики: 1. Проективные методики: тематические эссе, сочинения-размышления, рисование.

Задача 3. Выявить степень выраженности экзистенциальных дихотомий образования и сделать сравнительный анализ выраженности дихотомий на разных ступенях обучения (школа, бакалавриат, магистратура). Предположением было то, что степень выраженности экзистенциальных дихотомий образования определяет характер экзистенциальных ценностей, качественно меняющегося в процессе взросления и изменения образовательного опыта. Методики: методика «Экзистенциальные дихотомии образования». Тест «Шкала экзистенциальной исполненности» (А. Лэнгле, К. Орглер).

Вторая позиция - исследование уровня рефлексивности и типа рефлексивнофеноменологических суждений учащихся магистратуры - направлена на решение задачи: определить общий уровень рефлексивности, типа рефлексивнофеноменологических суждений у учащихся магистратуры. Научным предположением здесь послужило то, что высокая рефлексивность, выраженный, аргументированный тип рефлексивнофеноменологических суждений являются критериями сформированной рефлексивно-феноменологической компетентности будущего преподавателя вуза как профессиональной психологической метакомпетентности.

Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры: кросс-культурное исследование

см

В.И. Долгова, Н.Н. Ниязбаева

см

см

Методики:

1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (опросник А.В. Карпова).

2. Методика определения уровня сформированности рефлексии (О.В. Калашникова).

3. Проективные методики для качественного анализа характера рефлексивно-феноменологических суждений: эссе, сочинения-размышления, дневники. В опытно-поисковой работе принимали участие все магистранты, изучающие дисциплины («Акмеология образования», «Педагогика», «Психология конструктивного общения», «Педагогический менеджмент»). Исследование проводилось как в рамках учебного процесса на занятиях, так и вне его: на мероприятиях недели кафедры психологии и педагогики, на мастер-классах, занятиях по программе «Школа педагогического мастерства». Следует отметить, что в группах учащихся магистратуры различен состав. Многие магистранты являются уже преподавателями вузов, колледжей, средних школ, других образовательных учреждений. Другая категория магистрантов не связана с преподавательской деятельностью, но имеющие определенный трудовой стаж в различных организациях, государственной службе и т.д. Как правило, это люди, работающие по специальности. Больше всего учащихся этой категории по специальностям «Юриспруденция», «Агрономия», «Ветеринарная медицина», «Информа-

тика», «Биология». Третья категория магистрантов - вчерашние студенты, получившие степень бакалавра в предыдущем году, как правило, пока еще не работающие, посвящающие все свое время учебной деятельности.

Таким образом, участниками эмпирического исследования стали три условные группы: «Преподаватели» (18 человек / 29 %), «Вчерашние студенты» (29 человек / 47 %), «Другие профессии» (l5 человек / 24 %).

В процессе пилотажного исследования ценностного содержания образования разными группами его субъектов мы выявили, что доминирующими по количеству выборов являются социально-материальные данности образования. Наряду с социально-материальными данностями образования во всей выборке высокие количественные значения получены по инструментальнотехнологическим данностям. Общий выбор экзистенциальных данностей образования составил 16,3 %.

Возможности одной статьи не позволяют показать все результаты, поэтому покажем на двух массивах информации небольшую часть эмпирического исследования.

Во-первых, в результате исследования были получены статистические данные по шкалам экзистенции каждой из групп учащихся магистратуры. Сводные сравнительные результаты по шкалам экзистенциальной исполненности представлены в таблице 1.

Табл. 1. Сводные сравнительные результаты по шкалам экзистенциальной исполненности

Шкалы Вчерашние студенты Другие профессии Преподаватели t-критерий (0,01)

1-2 1-3 2-3

SD Самодистанцирование 27,0 29,6 29,2 0,68 0,95 0,12

ST Самотрансценденция 68,5 70,6 74,6 1,49 2,78 1,38

F Свобода 49,4 51,8 47,4 0,94 1,68 1,06

V Ответственность 46,0 51,8 53,7 1,17 3,36 1,78

P=SD+ ST Раскрытие бытия 95,5 100,2 103,8

E=F+V Экзистенциальность 95,4 103,6 101,1

G=P+E Мера исполненности 190,0 203,8 192,9

Выявлены статистически значимые различия по шкалам самотрансценден-ция (ST) и ответственность (V) между группами «Вчерашние студенты» и «Преподаватели».

Группа «Другие профессии» как представители других структур и профессий ощущают себя более свободными (F) по сравнению с «Вчерашними студентами» и «Преподавателями», хотя уровень ответственности (V) у них ниже.

Статистический анализ выявил тенденцию к повышению значений: «Вчерашние студенты» и «Другие профессии» - шкала самотрансценденция (ST); «Преподаватели» - шкалы «F» и «V». Способность ощущать ценности наиболее выражена у «Преподавателей».

Степень раскрытия бытия (Р) у «Вчерашних студентов» имеет самые низкие значения в выборке (при среднем уровне). Комбинации SD<ST характеризует респондентов всех групп как эмоционально-отзывчивых, эмпатич-ных, умеющих радоваться жизни людей, с трудностями в установлении дистанции и сохранении внутреннего свободного пространства (возможен повышенный уровень тревожности и склонность к депрессивным состояниям).

Экзистенциальность (Е) как показатель включения в жизнь имеет средние значения с тенденцией к низким. У «Вчерашних студентов» F>V: они избегают ответственности в принятии решений, хотя субъективно ощущают себя свободными. Комбинация F=V у представителей других структур отражает связь свободы с ответственностью: прочность суждений и нахождения решений связаны с умением доводить принятые решения до конца. Личностные ценности у них стабильны. У «Преподавателей» комбинация F<V говорит о готовности менять жизнь в лучшую сторону при внутренней несвободе и вынужденности.

Субъективно-переживаемая мера ис-полненности (G) имеет средние значения в выборке. При этом у «Вчерашних студентов» и «Преподавателей» диагностирована комбинация Р>Е: респонденты при выраженности жизненной силы характеризуются стесненностью в осу-

ществлении своей цели. «Другие профессии» (комбинация Р<Е) при неявной выраженности жизненной силы хорошо приспособлены к жизни и упорны в осуществлении своих целей.

Во-вторых, приведем пример анализа суждений по проективным методикам (написание эссе). В процессе анализа суждений респондентов были выделены три типа рефлексивно-феноменологических суждений:

1) невыраженное, неразвернутое, неаргументированное - фрагментарное представление о своих жизненных перспективах, ценностных основаниях, самоосуществлении в жизни, в том числе и в образовании; описание должного в системе образования; отсутствие самооценки; нечеткость, размытость мыслей в изложении; невыраженная либо слабо выраженная рефлексивная оценка событий;

2) выраженное, частично развернутое, неаргументированное - проявляется в очевидном желании человека «от-рефлексировать» события жизни, способствующие осуществлению, вникнуть в определяющие факторы, попытках объяснить ценностные основания своей жизни; выражение мысли непоследовательное, с опорой на чужие мнения и высказывания; размышление о субъективном опыте образования чередуются с пространными размышлениями об общих образовательных проблемах;

3) выраженное, развернутое, аргументированное - проявляется в способности человека оценить свой опыт, свои возможности; четкое выражение субъективных переживаний, жизненных позиций, ценностных предпочтений; использование местоимения «я»; философствование о своем образовании и жизни; оценивание себя, своего поведения; выражение последовательного субъективного мнения относительно своей жизни; ярко выраженная рефлексивная оценка событий.

В исследовании использовался метод комплексной оценки, т.е. в оценивании суждений респондентов принимали участие несколько человек. Итоговая оценка является средним результатом пяти оцениваний.

Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры: кросс-культурное исследование

со

см

В.И. Долгова, Н.Н. Ниязбаева

СМ

В оценке принимали участие преподаватели кафедры психологии и педагогики КГУ им. А. Байтурсынова (к.пед.н., до-

цент ГС. Беркенова, к.психол.н., доцент А.И. Клименко) и сами магистранты. Результаты представлены в таблице 2.

Табл. 2. Результаты исследования типа рефлексивно-феноменологических

суждений учащихся магистратуры

Группы учащихся магистратуры Тип рефлексивно-феноменологических суждений

Невыраженное неразвернутое неаргументированное Выраженное частично развернутое неаргументированное Выраженное развернутое аргументированное

кол.чел. % кол.чел. % кол.чел. %

«Вчерашние студенты» (n=29) 17 58,6 10 34,5 2 6,9

«Другие профессии» (n=15) 9 60 5 33,3 1 6,7

«Преподаватели» (n=18) 5 27,8 8 44,4 5 27,8

Итого 31 50 23 37,1 8 12,9

Таким образом, результаты исследования типа рефлексивнофеноменологических суждений через анализ эссе, написанные учащимися магистратуры, позволили установить, что 50 % (31 человек) - это половина респондентов имеют невыраженный, неразвернутый, неаргументированный тип рефлексивнофеноменологических суждений. Их эссе отличается шаблонностью, стереотипами мышления, отсутствием собственной оценки описываемых событий, явлений.

В большей степени, суждения такого рода имеют характер абстрактный, лишенный субъективного контекста (несмотря на четкую установку перед выполнением задания).

Большее количество нерефлексивных суждений в группе «Вчерашние студенты» - 17 человек из 29. Для таких суждений характерны фразы «принято считать...», «такие требования описаны в...», «педагогический процесс подразумевает.» и др. 23 респондента (37 %) имеют выраженный, частично развернутый, но все же неаргументированный тип рефлексивно-феноменологических суждений.

Эссе с таким типом суждений содержат авторскую рефлексивную оценку, попытку сделать рефлексивный анализ происходящего в их жизни. В таких эссе есть выраженное описание личных со-

бытий, переживаний, отражающих личный смысл образования, «авторская» жизненная позиция. Но отсутствует четко выраженная связь между описываемыми явлениями (например, образованием и возможностью самоосуществления в жизни). Выраженное, развернутое, аргументированное суждение выявили лишь у 8 учащихся магистратуры (13 %).

Наибольшее количество таких эссе в группе «Преподаватели» (5 работ из 18). Для данного типа суждений характерны четкие выраженные субъективные переживания, выраженные жизненные позиции, ценностные предпочтения. В таких эссе чаще всего употребляется местоимение «я», фразы «я считаю.», «моя позиция.», ярко выраженная рефлексивная оценка событий. Часто такие эссе магистранты пишут от руки, а не набирают на компьютере.

В целом, рефлексивно-деятельностный подход послужил основой для анализа экзистенциальных феноменов образования, их значимости и смысла в образовательной деятельности будущих преподавателей вуза. Рефлексивнофеноменологические и рефлексивнодеятельностные методы, используемые в рамках обозначенного подхода, помогли исследованию значимости и смысла экзистенциальных ценностей в процессе образования.

Библиографический список

1. Боровкова, Т.И. Выявление и оценивание творческого потенциала студентов и выпускников магистратуры [Текст] / Т.И. Боровкова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-1. -С.63-65.

2. Исаева, А.Н. «Принцип оппозиций» в персонологическом познании [Текст] / А.Н. Исаева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 135-149.

3. Костылева, А.А. Актуализация личностного потенциала педагога как средство развития диалогической направленности педагогического общения [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / А.А. Костылева. - Курган, 2010. - 22 с.

4. Кривцова, С.В. Феноменология с точки зрения экзистенциального анализа [Текст] / С.В. Кривцова // Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2013. - С. 19-34.

5. Кривцова, С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер [Текст] / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - № 1. Бюллетень. - С. 141-170.

6. Михелькевич, В.Н. Комплексная оценка готовности выпускников магистратуры к профессиональной деятельности [Текст] / В.Н. Михелькевич, П.Г Кравцов // Самарский научный вестник. -2016. - № 2 (15). - С. 171-176.

7. Москвин, В.А. Проблемы подготовки российских магистров [Текст] / В.А. Москвин // Инвестиции в России. - 2015. - № 1(240). - С. 22-27.

8. Павлова, С.А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической способности [Текст] / С.А. Павлова // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 113-116.

9. Ревяткина, И.И. Рефлексивные методы обучения в профессиональной школе / И.И. Ревят-кина, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Т. II. (Психологопедагогические науки). - С. 210-214.

10. Старовойтенко, Е.Б. Отношение к себе: от культурогенеза к индивидуальному развитию [Текст] / Е.Б. Старовойтенко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8. -№ 4. - С. 3-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Фромм, Э. Человек для самого себя [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2010. - 350 с.

12. Ялом, И. Когда Ницше плакал [Текст] / И. Ялом. - М.: ЭКСМО, 2011. - 496 с.

References

1. Borovkova T.I. Identification and evaluation of the creative potential of students and graduates of master’s. Sovremennyie naukoiemkie tekhnologii, 2015. № 12-1. P. 63-65. [in Russian].

2. Isayeva A. “The principle of opposites” in Person-focused knowledge. Psychology. Journal of the Higher School ofEconomics, 2013. T. 10. № 1. P. 135-149. [in Russian].

3. Kostyleva A.A. Updating of personal potential of the teacher as means of development of dialogical orientation of pedagogical dialogue. Author’s abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology).Kurgan, 2010. P. 22. [in Russian].

4. Krivtsova S.V. Phenomenology in terms of existential analysis. Fifth All-Russian Scientific and Practical Conference on existential psychology: Materials. Ed. D.A. Leontyev. M: Smysl, 2013. P. 19-34. [in Russian].

5. Krivtsova S.V., Langley V.A., Orgler K. The scale of existence (Existenzskala). Existentialnyi Analiz, 2009. №1. Bulletin. P.141-170. [in Russian].

6. Mihelkevich V.N., Kravtsov P.G. Comprehensive assessment of readiness of graduates for master’s professional activity. Samarskii nauchnyi vestnik, 2016. № 2 (15). P. 171-176. [in Russian].

7. Moskvin V.A. Problems of training Russian masters. Investitsii v Rossii, 2015. № 1 (240). P. 22-27. [in Russian].

8. Pavlova S.A. The problem of diagnosis of reflection as a teaching capacity. Psychological Science: Theory and Practice: Proceedings of the international scientific conf. (Moscow, February 2012). M.: Buki, Vedi, 2012. P. 113-116. [in Russian].

9. Revyatkina I.I., Belkina V.N. Reflective teaching methods in vocational school. Yaroslavlskii Pedagogicheskii Vestnik, 2012. № 2. Volume II (psychological and pedagogical sciences). P. 210-214. [in Russian].

Актуальность формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры: кросс-культурное исследование

Ю

СМ

С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина

см

10. Starovoytenko E.B. Attitude to me: from the cultural genesis to the individual development. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2011. T. 8. № 4. P. 3-28. [in Russian].

11. Fromm E. Man for Himself M.: AST, 2010. P 350. [in Russian].

12. Yalom I. When Nietzsche wept. M.: Eksmo, 2011. P 496. [in Russian].

Сведения об авторах:

Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru

Ниязбаева Наталья Николаевна,

магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: niyaz_nn@mail.ru

Information about the authors:

Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology),

Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: 23a12@list.ru

Niyazbaeva Nataliya Nikolaevna,

Master student, Psychology Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: niyaz_nn@mail.ru

УДК 151.8 ББК 88.53

С.В. Жолудева, К.О. Пуголовкина

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИх КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ

с разным социометрическим статусом

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом. Рассмотрены теоретические положения по проблеме формирования лидерских качеств в подростковом возрасте. Авторы пришли к выводу, что как в деловых, так и в межличностных отношениях подростки с социометрическим статусом «изолированные» наиболее склонны к независимой позиции, имеют устойчивое собственное мнение, а подростки-«звезды» предпочитают избегания «борьбы» в построении межличностных отношений.

Ключевые слова: лидерские качества, лидерство, подростковый возраст, социометрический статус, деловые отношения, межличностные отношения.

S.V. Zholudeva, K.O. Pugolovkina

FEATURES OF LEADERSHIP QUALITIES IN ADOLESCENTS with DIFFERENT SOCIOMETRIC STATUS

The article presents and analyzes the results of empirical studies of leadership qualities in adolescents with different sociometric status. Theoretical position on the problem of formation of leader qualities in adolescence is discussed. The authors came to the conclusion that both in business and in interpersonal relations adolescents with sociometric status “isolated” are most likely

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.