ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
УДК 621.33
И. В. Юсупова, А. Г. Арзамасова, Д. К. Селезнев
АКТУАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА РАЗВИТИЯ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В РОССИИ
Юсупова И. В. - канд. экон. наук, нач. отдела координации реализации государственных программ Министерства экономики Республики Татарстан, доц. каф. «Экономика организация и управление производством», e-mail: selez2009.li@yandex.ru (КГТУ); Арзамасова А. Г. - канд. полит. наук, доц. каф. «Социологии, политологии и права», email: asaraf@mail.ru (КГЭУ); Селезнев Д. К. - студ. каф. «Менеджмент», e-mail: bigbossutrinos229@gmail.com (КФУ)
Развитие электротранспорта является одним из мировых трендов. Данные мировые тенденции в последнее время находят поддержку и в Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2021 года в России доля использования электромобилей составляет порядка 0,1 процентов от всего автопарка. По мнению многих аналитиков в данной сфере, толчком для развития электротранспорта в России может стать развитие зарядной инфраструктуры. Путём различных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно, они выбрасывают меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания [1]. На каждые 100 километров, пройденных на бензиновом автомобиле, расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электромобиль, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей электрокара и всего 38 МДж на передвижение.
Ключевые слова: электротранспорт, развитие электротранспорта, зарядная инфраструктура, энергия электромобиля, электрокар.
Введение
Электромобили набирают все большую популярность в нашей стране и на мировом рынке. Производители делают многообещающие заявления, автолю-
© Юсупова И. В., Арзамасова А. Г., Селезнев Д. К., 2022
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
бителям интересны новшества, предлагаемые производителями. Для повышения популярности данного вида транспортного средства некоторые страны убирают налоги и вводят дополнительные стимулирующие льготы при покупке и владении электромобилем.
Российский парк электромобилей также пополняется, но происходит это отнюдь не так интенсивно, как в зарубежных странах. На это влияет и высокая стоимость транспортных средств, и неотлаженная инфраструктура для электрокаров [2].
Несмотря на тот факт, что энергия на передвижение обоих авто- и электромобилей добывается путём сжигания одного и того же топлива, электромобиль использует ее намного меньше. И, несмотря на то, что в обоих случаях сжигание ископаемого топлива влечёт за собой выбросы парниковых газов и других загрязнений, лучше, когда эти выбросы происходят на электростанции вне города, а не прямо на дороге перед школой или жилым домом [3].
Согласно опубликованному отчёту международного консалтингового агентства в области стратегического инжиниринга и защиты окружающей среды Ricardo, производство одного легкового автомобиля в среднем вызывает выброс 5,6 тонн эквивалента СО2 в атмосферу, в то же время для электромобиля эта цифра в среднем составляем 8,8 тонн, почти половина из которых вызваны процессом производства батарей. Несмотря на это, суммарные выбросы эквивалента СО2 при изготовлении и эксплуатации электромобиля в течение всего срока жизни его батарей составят около 80 % от выбросов автомобиля с двигателем внутреннего сгорания только в течение его эксплуатации [4].
Электромобили и развитие зарядной инфраструктуры в мире
На рынке электромобилей в настоящее время доминирует Tesla с долей в 28% от всего глобального рынка. Рейтинг и количество реализованных электромобилей на 01.01.2021 г.: 1. Tesla: 179050 штук - 28 % рынка;2. Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi: 65521 штук - 10 рынка; 3. Volkswagen Group: 64542 штук - 10 % рынка; 4. BYD: 46554 штук - 7 % рынка; 5. Hyundai Motor Group (Hyundai, Kia): 43689 штук - 7 % рынка.
По данным издания BloombergNEF, количество общественных зарядных станций для электромобилей в 2020 году составило более 1 млн штук. Более половины зарядных устройств, 566,0 тыс.шт., находится в Китае, остальные менее полумиллиона приходятся на Европу и Северную Америку [табл. 1].
Компания «Tesla» первой стала развивать сеть станций быстрой подзарядки. Сейчас ее пункты «Supercharger» есть по всему миру, в общей сложности 1389 станций, способных обслужить 11583 автомобилей. «Supercharger», как правило, размещают у отелей, речь идет о единичных станциях в каждом регионе присутствия. При этом не все станции подойдут другим маркам автомобилей, кому-то может потребоваться переходник, а кто-то просто не сможет принять тот объем электричества, которые готовы передать зарядки «Tesla».
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
Таблица 1
Количество зарядных станций в странах Европы, 2020 год*
Страна Количество зарядных станций, штук Страна Количество зарядных станций, штук
Нидерланды 43 730 Португалия 2 895
Германия 32 704 Дания 2 655
Франция 29 538 Ирландия 1 036
Великобритания 24 445 Люксембург 949
Норвегия 12 337 Финляндия 940
Испания 7 998 Польша 849
Бельгия 5 828 Венгрия 679
Швейцария 5 765 Чехия 621
Швеция 5 061 Словакия 519
Италия 4 295 Румыния 379
Австрия 4 172 Греция 51
* Составлено авторами
27 августа 2020 года Комиссия по вопросам деятельности коммунальных служб Калифорнии одобрила программу строительства крупнейшей в США сети зарядных станций для электромобилей. Всего в рамках программы планируется построить более 40 тысяч зарядных станций в течение 4-х лет. Для выполнения этой задачи из бюджета будет выделено 436 млн долларов. Проект будет реализован сетевой компанией «Southern California Edison». К концу 2030 года власти Калифорнии планируют видеть на дорогах штата 5 млн электромобилей. Ожидается, что развитие сети заправочных станций способствует реализации этого плана. К концу 2025 года в штате, согласно планам правительства, должно насчитываться свыше 250 тыс. электрозарядных станций.
Консорциум «BMW», «Porsche», «Siemens» и компаний, специализирующихся на зарядных устройствах для автомобилей «Allego GmbH» и «Phoenix Contact E-Mobility GmbH», разработал сверхмощную зарядную станцию «FastCharge», на которой за три минуты автомобиль получает достаточно энергии, чтобы проехать 100 километров. Мощность прототипа составляет 450 кВт, что значительно превосходит возможности «Supercharger» мощностью 250 кВт. Разработчики утверждают, что зарядить аккумулятор электрокара до 80 процентов «FastCharge» способна за 15 минут, что в два раза быстрее, чем аналогичный показатель у «Supercharger» «Tesla». Еще один плюс зарядки в том, что она автоматически подстраивается под возможности принятия электричества любой моделью автомобиля, а мощности хватает для того, чтобы заряжать сразу несколько электрокаров. Однако есть и недостатки - в провода интегрируется инновационная система охлаждения (что скажется на стоимости зарядки), а большинство электромобилей пока просто не способны принять такую мощь, что признали и сами разработчики.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
В конце марта 2020 года компания «Siemens» представила первую в Великобритании улицу более полумили длиной, где теперь можно зарядить электромобиль от каждого фонаря. Всего на улицах Лондона компания «Siemens» установила более 1300 точек зарядки, из них 294 точки зарядки установлены в центре города на уличных фонарях.
Израильская компания «Electreon Wireless» в июне 2020 года анонсировала начало установки электрических зарядных катушек на автомагистрали в Тель-Авиве. В результате дорога будет заряжать электромобили на ходу. Первый такой участок дороги будет иметь длину 1,9 км. «Electreon» также продвигает свой проект в Швеции и планирует установить катушки на 2,5 км дороги на острове Готланд. На электрифицированной дороге будет организован трансфер до аэропорта, предоставляемый автобусной компанией Dan, а также перевозки с помощью электрогрузовика. Компания размещает медные катушки, которые передают энергию по беспроводной сети к приемнику, установленному под проезжающими электромобилями. Энергия подается на улицу от электросети с помощью инверторов, установленных на обочине дороги. Самозаряжающаяся дорога позволит производителям электромобилей использовать меньшие, более легкие батареи. Аккумуляторы меньшего размера смогут снизить покупную стоимость автомобилей с батарейным питанием. Electreon планирует оборудовать, в первую очередь, городские автобусные маршруты. Ожидается, что стоимость проекта Electreon в Швеции составит 12 млн долларов. Основное финансирование предоставляется Правительством Швеции. При успешном окончании испытаний Швеция может заключить контракт на прокладку более тысячи миль электрифицированных скоростных магистралей
[5].
Электромобили и развитие зарядной инфраструктуры в Российской Федерации
Согласно результату исследования аналитического агентства «АВТО-СТАТ» на 1 января 2021 года на территории России было зарегистрировано 10836 электромобилей, при этом более 50% электромобилей числятся на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, наименее популярны электрокары на Северном Кавказе-143 таких автомобиля и в СевероЗападном Федеральном округе - 319 штук [6].
Самый популярный электромобиль с пробегом - Nissan Leaf, на его долю приходится 94 % от всего объема перепродаж электромобилей в России (2370 штук). Остальные бренды едва преодолевают порог в 2 % (до 50 единиц): Tesla, Mitsubishi, Jaguar, BMW, LADA, Renault и Hyundai.
Самый популярный регион по количеству зарегистрированных электромобилей - Приморье: 289 единиц за первые 7 месяцев 2020 года, в Иркутской области - 285 штук, Хабаровский край - 166 штук. Перепроданных электрокаров по итогу периода в Краснодарском крае и Новосибирской области - 165 и 139 штук соответственно. В Москве объем рынка электромобилей с пробегом
составил 90 штук. Москва является лидером по продажам новых электромобилей премиального класса: Jaguar I-PACE, Mercedes-Benz EQC.
В России разработками серийного выпуска электромобилей занимаются ПАО «КАМАЗ» совместно с ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», электромобиль - Кама-1, общество с ограниченной ответственностью» ЗЕТТА» (г.Тольятти), электромобиль - Zetta. ПАО «ГАЗ» в 2020 году представило первые экземпляры электрической «газелей» (GAZelle e-NN). В г.Калининграде на базе ООО «АВТОДОР Холдинг»
Создание и расширение сети электрозаправок входит в число приоритетных направлений деятельности ПАО «Россети» с учетом реализации Комплексного плана мероприятий поддержки производства и использования экологически чистого транспорта. Компания последовательно реализует собственную Всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры с целью создания условий для внедрения автономного общественного и частного электротранспорта (далее - Программа) [6].
На текущий момент реализуются три этапа Программы, включающие, в том числе, разработку базовых технологических решений и осуществление пилотных проектов. На первом этапе ПАО «Россети» планирует охватить сетью зарядных станций для электромобилей крупные города с населением более 1 млн человек. На втором этапе сеть будет в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. К 2024 году планируется установить в России 1000 электрозаправочных станций в рамках программы «30/30», в 30 крупных городах страны и на 30 наиболее используемых автомагистралях, в том числе ведущих к местам отдыха.
Создание сети электрозаправочных станций в г. Санкт-Петербург - часть всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, которую реализует публичное акционерное общество «Ле-нэнерго» (входит в группу «Россети»). 30 мая 2017 года состоялась презентация сети из 15 заправок для электромобилей публичного акционерного общества «Ленэнерго» [6]. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проект публичного акционерного общества «Ленэнерго» является пилотным. В его рамках места установки электрозаправок распределены таким образом, чтобы охватить магистрали, наиболее оживленные дороги, подъезды к кольцевой автомобильной дороге и Западного скоростного диаметра. В расширенный перечень предполагаемых мест установки электрозаправок входят 63 адреса.
Правительство г. Москвы заключило контракт с публичным акционерным обществом «КАМАЗ» на поставку 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций к ним. В 2020 году Москва была лидером в Европе по количеству электробусов на городских маршрутах - 281 электробус. В планах города к 2030 году полностью заменить дизельный транспорт электробусами. С 2024 года Москва будет покупать только электрический транспорт, чтобы отказаться от дизеля. В ближайшие пять лет будут закуплены около шести тысяч автобусов, трамваев и электробусов [14].
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
В г. Челябинск Приказом Министерства экономического развития Челябинской области от 30.03.2020 № 59 утверждена Региональная программа по оснащению зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями. В рамках реализации указанной программы в 2021 - 2030 годах планируется установить 148 зарядных станций для электромобилей в районах города и области в целом.
В рамках реализации Плана мероприятий по реализации программы «Оснащение зарядными колонками (станциями) автозаправочных станций для транспортных средств с электродвигателями» на 2020 - 2022 годы в Краснодарском крае планируется ввод в эксплуатацию 35 зарядных станций. Общее количество станций по окончанию реализации мероприятий плана должно составить 67 зарядных станций (с учетом построенных до 2020 года). Всего на начало 2021 года в России было установлено 250 электрических заправок для электромобилей [2]. Всего на начало 2021 года в России было установлено 250 электрических заправок для электромобилей.
Меры поддержки электротранспорта и зарядной инфраструктуры в мире и России
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (European Automobile Manufacturers Association) в 2020 году субсидии и прочие варианты поощрения на покупку электромобилей в европейских странах достигали 10 тыс. евро [10]. Информация приведена в [табл. 2].
Таблица 2
Инф юрмация о льготах на покупку электромобилей в странах Европы*
Страна Доля рынка электромобилей в стране, % Поощрения на покупку электромобилей
Норвегия 54,3 Отсутствие налога на импорт, налога на продажи (экономия минимум 25 процентов), регистрационного и ежегодного дорожного сборов, бесплатная парковка, 50 процентов скидки на паромах для электромобиля, бесплатный проезд по платным дорогам и полосам общественного транспорта
Финляндия 26 Субсидия 2000 евро для машин ценой до 50 тыс. евро и столько же за утилизацию старой машины, которую не продать. Экологический налог по минимальному тарифу (5 %)
Дания 9 Минимальный ежегодный транспортный налог и дотация в 5000 крон (670 евро) на парковку в год. Владельцы электромобилей весом до 2000 кг освобождаются от сбора при регистрации. Бесплатная парковка в столице страны - Копенгагене
Швеция 8 До 60000 шведских крон за электромобиль и 10 000 шведских крон за подключаемые гибридные автомобили, выделяющие в атмосферу менее 60 граммов углекислого газа на 1 километр
Великобритания 2,5 Субсидия в размере 35 процентов от покупки электрокара (до 3500 фунтов стерлингов)
Австрия 2,5 До 3000 евро на новые автомобили, работающие на электрических аккумуляторах
Франция 2,1 Система «дисконт-премия» до 6 000 евро на гибридные автомобили, выделяющие менее 20 граммов углекислого газа на 1 километр, до 5 000 евро на покупку поддержанной батареи и гибридных автомобилей
Германия 2 До 4000 евро на электрокары и до 3 000евро на гибридные авто
Ирландия 1,6 Субсидия до 5000 евро на электрокары и гибридные авто
Испания 0,9 До 5500 евро на электрокары, до 6 000 евро на фургоны, до 15000 евро на тяжелогрузы
Италия 0,5 Работает система «дисконт-премия» - максимум 6 000 евро на гибридные автомобили с выбросом до 20 граммов углекислого газа
Румыния 0,5 Субсидии до 10000 евро на покупку электромобиля
* Составлено авторами
В США с 2010 года на федеральном уровне существует налоговый вычет на покупку нового электромобиля в размере 7500 долларов. В дополнение к этому, 11 штатов ввели собственные субсидии на покупку электромобилей. Размер компенсационных выплат варьируется от 1000 долларов (Юта) до 6000 долларов (Колорадо). В 19 муниципалитетах установлены льготные тарифы на электроэнергию для владельцев электромобилей. Как правило, они действуют в ночные часы [7].
На владельцев электромобилей в Китае не распространяются различные запреты на регистрацию и езду в определенные дни - такая практика распространена в отношении авто с двигателями внутреннего сгорания в крупных мегаполисах. На приобретение электромобилей действуют скидки по государственным программам. Так, на приобретение электромобиля с запасом хода более 400 км скидка составит 3300 евро, от 250 до 400 км - 2400 евро, менее 250 км - скидка отсутствует [8].
15 декабря 2020 года Министерство окружающей среды Японии приняло решение временно увеличить размер субсидии на покупку электромобилей. Максимальная сумма составляет 800 тыс. йен за автомобиль при условии, что вся электроэнергия в доме или офисе покупателя будет получена из возобнов-
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
ляемых источников энергии. Право на получение субсидии будут иметь частные лица, небольшие компании и муниципалитеты, желающие приобрести электромобили [9].
Правительство Австралии летом 2020 года одобрило новый проект, который обязывает выплачивать деньги владельцам электромобилей, которые заряжаются от национальной электросети. Взамен транспортные средства позволят оператору осуществлять работу на полную мощность, что снизит риск производства «лишней» электроэнергии. Кроме того, проект разрешит использовать электромобили в качестве аккумулятора для городов в случае внештатной ситуации. Чиновники отмечают, что такие перебои устраняют в течение 15 минут, и они не будут забирать энергию у машин с зарядом менее 5 процентов [3].
Правительство Германии в июне 2020 года анонсировало новую поддерживающую меру для перехода общества на электрические автомобили. В ближайшее время наличие электрозарядного устройства станет обязательным для каждой бензиновой автозаправочной станции[10].
В 2020 году на территории ОАЭ было реализовано 8,5 тыс. электромобилей и гибридов, схожие показатели продемонстрировала и Саудовская Аравия. Эти страны усиленно развивают сопутствующую инфраструктуру по поддержке владельцев электромобилей, которыми являются: свободный доступ на платные дороги, скидки на ежегодную регистрацию транспортного средства, бесплатная парковка [3].
В России в рамках реализации государственной программы льготного автокредитования предоставляется скидка до 25 % на покупку экологически чистой машины в любом регионе страны. С 2020 года с электромобилей не взимается оплата права пользования городскими платными парковками городов Москвы, Тюмени, Санкт-Петербурга, Рязани, Воронежа, Твери, Ставрополя, Тулы.
Распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2021 г. №2290-р утверждены Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ (далее - Концепция) и План мероприятий по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ.
В качестве меры поддержки в Концепции предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование затрат на создание зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта в регионах, включенных в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 3835-р. Пилотный проект состоит из двух очередей. Первая очередь, с началом реализации в 2022 году включает в себя: Республика Крым, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская
область, Сахалинская область, город Севастополь, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 "Дон". Вторая очередь, с началом реализации в 2023 году, включает в себя: Чувашская Республика, Ставропольский край, Приморский край, Владимирская область, Воронежская область, Калининградская область, Липецкая область, Ростовская область, Тульская область, Город Москва, Город Санкт-Петербург.
Электромобили и развитие зарядной инфраструктуры в Республике Татарстан
По состоянию на 1 января 2021 года Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Татарстан зарегистрировано 80 транспортных средств, оснащенных электродвигателем.
На территории Республики Татарстан в 2021 году 63 зарядных станции для транспортных средств с электродвигателями, в том числе в г.Казани, г.Набережные Челны, г.Иннополис, Алькеевском, Алексеевском, Альметьевском, Апастовском, Буинском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Лаишевском, Пестречинском, Спасском, Чистопольском муниципальных районах.
Текущее месторасположение зарядных станций, их мощность, виды разъемов для зарядки, время работы, стоимость зарядки и отзывы автомобилистов можно узнать с помощью общероссийской интерактивной карты «PlugShare: карта зарядных станций электромобилей и Tesla», при помощи которой также можно построить маршрут из пункта «А» в пункт «В» с учетом имеющихся зарядных станций. Зарегистрированные пользователи могут добавлять на карту новые зарядные станции, которые они обнаружили, и краткую их характеристику.
Наибольшее количество станций, имеющих посты для зарядки электромобилей, принадлежит ПАО «Татнефть». Всего в республике насчитывается 8 автозаправочных станций компании, оборудованных зарядными станциями на 50 кВт для электромобилей, в том числе 2 автозаправочных станций в г. Казани. Компания планирует дальнейшую установку зарядных станций на принадлежащих ей автозаправочных станций.
Согласно информации ИКМО г. Казани в Республике Татарстан на муниципальной парковке «Казанский паркинг» предоставляются льготы в виде бесплатного размещения электромобилей на любых парковочных местах, за исключением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов. В целях реализации данного права ИКМО г.Казани ведется реестр парковочных разрешений электромобилей.
В 2021 году акционерное общество «Сетевая компания» начало установку зарядных станций на объектах компании по всей территории республики для собственных нужд и оказания услуг сторонним потребителям. Программой в ближайшей перспективе предусмотрена реконструкция трансформаторных подстанций и распределительных пунктов на территории Республики Татарстан с последующей установкой электрозарядных станций. Кроме того, АО
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
«Сетевая компания» планирует в ближайшей перспективе начать планомерный перевод собственного транспорта на электромобили.
Зарядные станции для электромобилей будут устанавливаться на объектах АО «Сетевая компания» и предназначаться как для собственных нужд компании, так и общедоступного пользования. Места расположения зарядных станций выбирались с учетом возможности организации доступа для третьих лиц, трафика электротранспорта, количества и времени зарядок электротранспорта, наличия устойчивого сигнала мобильной связи в формате GSM, наличие пар-ковочного места.
На территории Республики Татарстан основным игроком на рынке по выпуску электромобилей выступает ПАО «КАМАЗ». Согласно планам компании, планируется нарастить объемы выпуска электробусов до 1500 единиц к 2026 году и начать выпуск электромобилей, легкового и грузового транспорта с электродвигателями [табл. 3]. Все модели будут оснащены разъемом CCSType2 и мощностью электродвигателя от 10 до 600 кВт [табл. 4].
Таблица 3 f дмдъ> *
Тип транспортного средства !020г 2021г 2022г
Электромобили - - - -
Электробусы 200 500
Легковой электротранспорт - - - -
Тяжелые грузовики - - - -
*Составлено авторами
Таблица 4
Технические характеристики транспортных средств с электродвигателями*
Тип транспортного средства Запас хода, км Стандарт разъема Мощность заряда, кВт
Электромобили 400-500 CCS Type 2 (Mode 4) 10-50
Электробусы 50-250 Пантограф, CCS Type 2 (Mode 4) 125, 300
Легковой электротранспорт 250-350 CCS Type 2 (Mode 4) 22-100
Тяжелые грузовики 250-450 Токоприемник, CCS Type 2 (Mode 4) 50-600
*Составлено авторами
С целью содействия развития электрического, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры на территории Республики Татарстан создана автономная некоммерческая организация по развитию инфраструктуры для электроавтомобилей «РеСтарт» (далее - АНО «РеСтарт»), которое проводит технические консультации и просветительскую работу с целью популяризации
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
экологичного вида транспорта в республике, является членом Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры г. Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» урегулирован порядок размещения зарядных станций (терминалов) для электротранспорта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Производство зарядных станций для электромобилей реализуется республиканскими компаниями: ООО «Промэнерго» и общество с ООО «Управляющая компания «Энергоразвитие» на базе ООО «Зеленодольский электротехнический завод».
ООО «Промэнерго» в 2020 году реализован пилотный проект - зарядная станция мощностью 82кВт и электромобиль с емкостью аккумулятора 33 кВтч, 120 км пробега до следующей зарядки на базе ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет».
Основные типы зарядных станций, изготавливаемых обществом с ограниченной ответственностью «Промэнерго», приведены в [табл. 5].
Таблица 5
Типы зарядных станций, производимых ООО «Промэнерго» *_
Тип ЭЗС Мощность зарядки, кВт Время зарядки, ч Используемые разъемы Выпуск, штук/год
Зарядная станция E-prom 22 кВт 22 (АС) 5-8 Type 1 или Type 2 до 1 000
Зарядная станция E-prom 82 кВт 22 (АС), 60 (DC) 5-8 (АС) от 0,5 (DC) Type 1 или Type 2(АС), CCS Combo2 и CHAdeMO (DC) до 100
Зарядная станция E-prom 142 кВт 22 (АС), 120 (DC) 5-8 (АС) от 0,5 (DC) Type 1 или Type 2(АС), CCS Combo2 и CHAdeMO (DC) до 100
*Составлено авторами
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
ООО «Управляющая компания «Энергоразвитие» организована работа по производству зарядных станций для электромобилей на базе ООО «Зеленодольский электротехнический завод». Основные типы зарядных станций, изготавливаемых ООО «Зеленодольский электротехнический завод», приведены в [табл. 6].
Таблица 6
Типы зарядных станций, производимых ООО «Зеленодольский электротехнический завод» *
Тип ЭЗС Мощность зарядки, кВт Время зарядки, ч Используемые разъемы Выпуск, штук/год
Relevant One 7 кВт 7 8-30 часов Type 1 (J1772) 900
Relevant One 22 кВт 22 4-8 часов Type 2 (Mennekes) 900
Relevant Duo 40-80 20-90 минут Type 1 (J1772), Type2 (Mennekes), CHAdeMO, CCS Combo2 500
Relevant Max 80-140 20-50 минут Type 1 (J1772), Type2 (Mennekes), CHAdeMO, CCS Combo2 300
*Составлено авторами
ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» вошел в проект создания инфраструктуры зарядных станций для электромобилей с целью обеспечения научного сопровождения и совершенствования технологии. Совместно с ООО «Производственное объединение «Зарница» инициирован проект по организации высокотехнологичного производства мобильных установок заряда электротранспорта высокой мощностью с интегрированной системой накопления электроэнергии (МУЗА). Срок реализации проекта - 2021 -2023 годы. Проект направлен на организацию высокотехнологичного производства «линейки» мобильных установок заряда электротранспорта высокой мощностью с интегрированной системой накопления электроэнергии в соответствии с потребностями заказчиков. Спрос на электромобили будет расти.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что мировая и отечественная практика внедрения электротранспорта и, соответственно, зарядной инфраструктуры к нему, становится все более обширной, и не в последнюю очередь, ввиду внедрения мер государственной поддержки, которые делают электротранспорт востребованным и популярным.
Важен каждый из множества аспектов: политический, нормативный, финансовый, социально-психологический, и, конечно технический, способный
повлиять на динамику использования электромобильных устройств. В качестве сдерживающего фактора внедрения электротранспорта и, соответственно, зарядной инфраструктуры к нему следует отметить недостаточное развитие объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, сети заправочных станций, сервисных центров для обслуживания транспортных средств.
По мнению авторов, наряду с Концепцией Правительства РФ по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ и Плана мероприятий по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ актуальной и своевременной является разработка государственной программы Развития зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в регионах с обязательным прогнозированием такого фактора, как количество планируемых к установке зарядных станций для электромобилей на планируемый период и мест для их размещения с учетом действующих нормативов.
Все перечисленные меры в перспективе позволят электромобилям, основной характеристикой которых является экологичность, высокие показатели КПД, простота эксплуатации, стать технологией самого ближайшего будущего. Для этого создано достаточное количество предпосылок и условий в виде субсидий из федерального бюджета на софинансирование затрат и создание соответствующей зарядной инфраструктуры.
Библиографические ссылки
1. Так ли экологичны электромобили? URL: https://habr.com/ru/post/413217/ (дата обращения: 12.02.2022).
2. Динамика парка электромобилей в России и в мире. URL: https://www.autostat.ru/infographics/27860 (дата обращения: 12.02.2022).
3. Главные плюсы и минусы электромобилей. URL: https://ecotachka.com/novosti/glavnyie-plyusyi-i-minusyi-elektromobiley (дата обращения: 17.02.2022).
4. Сколько стоит зарядить электромобиль на заправке. URL: https: //elmobil.ru/ сколько -стоит-зарядить -электромобиль (дата обращения: 17.02.2022).
5. Bradley Berman. Israeli start-up wants to electrify roads that charge your car while driving. 01.06.2020. URL: https://electrek.co/2020/06/01/israeli-start-up-wants-to-electrify-roads-that-charge-your-car-while-driving/ (дата обраще-ния:03.03.2022).
6. Сердечный Д. В. Улучшение эксплуатационных характеристик многоэлементного литий-ионного накопителя для объектов автономного электротранспорта путем совершенствования процесса балансировки : дис. ... канд. техн. наук. Саратов, 2018.
7. США не может, Калифорния поможет. Как Америка пересаживается на электромобили. URL: https://renen.ru/how-does-america-change-to-electric-cars/ (дата обращения: 16.02.2022).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 3 (66)
8. Меры поддержки электротранспорта в разных странах мира - примеры Китая, США и стран Европы. 14.06.2019. URL: https://electricmotorsclub.ru/blog/mery-podderzhki-elektrotransporta-v-raznykh-stranakh-mira-primery-kitaya-ssha-i-stran-evropy/ (дата обращения: 16.02.2022).
9. Япония увеличит размер субсидии на покупку электромобилей. 16.12.2020. URL: https://www.nippon.com/ru/news/yjj2020121500966/ (дата обращения: 16.02.2022).
10. В Германии установят электрозаправку на каждой бензиновой АЗС. URL: http://e-va.pro/v-germanii-ustanoviat-elektrozapravku-na-kazhdoi-azs/ (дата обращения: 16.02.2022).
Title: Current Agenda for the Development of Charging Infrastructure for Vehicles with Electric Motors in Russia
Authors' affiliation:
Yusupova I.V. - Ministry of Economics of the Republic of Tatarstan, Kazan State Technological University, Kazan, Russian Federation;
Arzamasova A.G. - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation;
Seleznev D.K. - Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation
Abstract: The development of electric transport is one of the global trends. These global trends have recently found support in the Russian Federation as well. As of January 1, 2021, the share of electric cars in Russia was about 0.1 percent of the total vehicle fleet. According to many analysts in this sphere, the development of charging infrastructure may be an impetus for the development of electric vehicles in Russia. Various studies have confirmed that electric cars are more energy efficient and therefore emit less greenhouse gases and other pollutants than cars with internal combustion engines. For every 100 kilometers driven by a gasoline car, it takes 26 MJ to extract fuel from the subsurface and deliver it to the car's tank and another 142 MJ to drive. An electric car, charged with electricity from burning hydrocarbons, covering the same distance, uses 74 MJ to extract fuel from the subsurface, generate and deliver electricity to the electric car's batteries, and only 38 MJ to drive.
Keywords: electric transport, development of electric transport, charging infrastructure, electric vehicle energy, electric car.