Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И СУДОРЕМОНТНОГО КЛАСТЕРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И СУДОРЕМОНТНОГО КЛАСТЕРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / предприятия / отрасль / судостроение / судоремонт / программа / развитие / региональная экономика / системный подход / cluster / enterprises / industry / shipbuilding / ship repair / program / development / regional economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руслан Константинович Поляков, Ольга Валентиновна Брижак

Статья посвящена актуальной проблеме развития судостроительного и судоремонтного кластера, а также ключевым параметрам отрасли в целом. Данная тема становится особенно значимой в условиях роста ключевой ставки, ограничения внешнего финансирования и необходимости обеспечения технологического суверенитета. Целью данной статьи является разработка ряда положений критической оценки развития отрасли судостроения и судоремонта в Российской Федерации, в частности, функционирование судостроительного кластера в Калининградской области, выявление эффекта влияния указанного кластерного образования на регион. Авторами статьи выделены ключевые факторы развития промышленного производства, проведена структуризация судостроительной отрасли, раскрыты принципы функционирования судостроительного кластера, выявлены проблемные зоны судостроительных кластеров, испытывающих дефицит собственных средств развития в условиях санкций и системных шоковых эффектов, а также непропорционального размещения производительных сил, показаны преимущества и недостатки современной кластерной политики в судостроительной отрасли. Сделан вывод о наличии скрытых кластерных процессов, образующих хозяйственные диспропорции, функционирование кластерных образований в режиме протокластеров, неэффективную систему организации документооборота. Методология исследования обеспечена применением методов исследования, получивших широкое научное признание, а также привлечением представительных выборок эмпирических данных. В статье реализован системный и критический подход, а также методы эмпирического и статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Руслан Константинович Поляков, Ольга Валентиновна Брижак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR CLUSTER OF THE KALININGRAD REGION

The article is devoted to the urgent problem of shipbuilding and ship repair cluster development, as well as key parameters of the industry as a whole. This topic becomes especially significant in the conditions of key rate growth, limitation of external financing and the need to ensure technological sovereignty. The purpose of this article is to develop a number of provisions for critical assessment of the development of the shipbuilding and ship repair industry in the Russian Federation, in particular, the functioning of the shipbuilding cluster in the Kaliningrad region, and to identify the effect of the mentioned cluster formation on the region. The authors of the article have identified the key factors of industrial production development, structurized the shipbuilding industry, revealed the principles of shipbuilding cluster functioning, revealed the problem areas of shipbuilding clusters that lack their own means of development in the conditions of sanctions and system shock effects, as well as disproportionate distribution of productive forces, showed the advantages and disadvantages of modern cluster policy in the shipbuilding industry. It is concluded that there are hidden cluster processes forming economic disproportions, functioning of cluster formations in the mode of proto-clusters, inefficient system of document flow organization. The research methodology is provided through the application of research methods that have received wide scientific recognition, as well as the involvement of representative samples of empirical data. The article implements a systematic and critical approach, as well as methods of empirical and statistical analysis.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И СУДОРЕМОНТНОГО КЛАСТЕРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 12 (494). С. 75-87. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(12(494):75-87

Научная статья УДК/ГРНТИ 332.1/06.61.43 ББК 65.050.22

doi: 10.47475/1994-2796-2024-494-12-75-87

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО И СУДОРЕМОНТНОГО КЛАСТЕРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Руслан Константинович Поляков1, Ольга Валентиновна Брижак2

1 Калининградский государственный технический университет, Калининград, Россия, [email protected], 0000-0002-6779-1383

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], 0000-0003-3744-0950

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития судостроительного и судоремонтного кластера, а также ключевым параметрам отрасли в целом. Данная тема становится особенно значимой в условиях роста ключевой ставки, ограничения внешнего финансирования и необходимости обеспечения технологического суверенитета. Целью данной статьи является разработка ряда положений критической оценки развития отрасли судостроения и судоремонта в Российской Федерации, в частности, функционирование судостроительного кластера в Калининградской области, выявление эффекта влияния указанного кластерного образования на регион. Авторами статьи выделены ключевые факторы развития промышленного производства, проведена структуризация судостроительной отрасли, раскрыты принципы функционирования судостроительного кластера, выявлены проблемные зоны судостроительных кластеров, испытывающих дефицит собственных средств развития в условиях санкций и системных шоковых эффектов, а также непропорционального размещения производительных сил, показаны преимущества и недостатки современной кластерной политики в судостроительной отрасли. Сделан вывод о наличии скрытых кластерных процессов, образующих хозяйственные диспропорции, функционирование кластерных образований в режиме протокластеров, неэффективную систему организации документооборота. Методология исследования обеспечена применением методов исследования, получивших широкое научное признание, а также привлечением представительных выборок эмпирических данных. В статье реализован системный и критический подход, а также методы эмпирического и статистического анализа.

Ключевые слова: кластер, предприятия, отрасль, судостроение, судоремонт, программа, развитие, региональная экономика, системный подход

Для цитирования: Поляков Р. К., Брижак О. В. Актуализация программы развития судостроительного и судоремонтного кластера Калининградской области // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 12 (494). С. 75-87. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-494-12-75-87.

Original article

UPDATING OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR CLUSTER OF THE KALININGRAD REGION

Ruslan K. Polyakov, Olga V. Brizhak2

1 Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia, [email protected], 0000-0002-6779-1383

2 State University of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], 0000-0003-3744-0950

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of shipbuilding and ship repair cluster development, as well as key parameters of the industry as a whole. This topic becomes especially significant in the conditions of key rate growth, limitation of external financing and the need to ensure technological sovereignty. The purpose of this article

© Поляков Р. К., Брижак О. В., 2024

is to develop a number of provisions for critical assessment of the development of the shipbuilding and ship repair industry in the Russian Federation, in particular, the functioning of the shipbuilding cluster in the Kaliningrad region, and to identify the effect of the mentioned cluster formation on the region. The authors of the article have identified the key factors of industrial production development, structurized the shipbuilding industry, revealed the principles of shipbuilding cluster functioning, revealed the problem areas of shipbuilding clusters that lack their own means of development in the conditions of sanctions and system shock effects, as well as disproportionate distribution of productive forces, showed the advantages and disadvantages of modern cluster policy in the shipbuilding industry. It is concluded that there are hidden cluster processes forming economic disproportions, functioning of cluster formations in the mode of proto-clusters, inefficient system of document flow organization. The research methodology is provided through the application of research methods that have received wide scientific recognition, as well as the involvement of representative samples of empirical data. The article implements a systematic and critical approach, as well as methods of empirical and statistical analysis.

Keywords: cluster, enterprises, industry, shipbuilding, ship repair, program, development, regional economy

For citation: Polyakov RK, Brizhak OV. Updating of the Program of Development of the Shipbuilding and Ship Repair Cluster of the Kaliningrad Region. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(12(494):75-87. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-494-12-75-87.

Введение

Формирование кластеров признаётся эффективным инструментом стимулирования экономического роста и повышения международной конкурентоспособности [1; 2]. Распространение кластерных инициатив в различных секторах и географических зонах свидетельствует о высокой эффективности и устойчивости данной модели развития [3]. Функционирование зрелого кластера создаёт благоприятные условия для развития малых и средних предприятий (МСП), стимулируя формирование комплексной экосистемы («мир-системы» [4-6]), включающей в себя новые возможности и инфраструктурные решения.

Мир-системный подход был предложен в 1970-е гг. А. Г. Франком, С. Амином, Дж. Арри-ги и Т. дус Сантусом, но наибольший вклад в данную теорию внёс И. Валлерстайн [7].

Между тем в рамках кластерной теории большее распространение получил термин «экосистема», который по мнению современной академической науки оказывает существенное воздействие на экономический рост регионов и национальных экономик.

Понятие «экосистема» было впервые предложено А. Тэнсли в 1935 г. [8], однако научную и концептуальную основу для современной теории экосистем в 1968 г. заложил Л. фон Берталанфи [9]. Во второй половине ХХ в. произошел взрыв системного мышления в таких областях, как инженерия, экономика и социология [9; 10]. Современная экосистема является концептуальной единицей, возникшей в результате применения общей теории систем и подходов к макроэкономическому планированию.

Развивая положения Л. фон Берталанфи [11] о том, что сложная самоорганизующаяся, саморе-

гулирующаяся и саморазвивающаяся система [12], есть ничто иное как экосистема авторы дополняют это понятие с учетом развития современных технологий и сфер деятельности [13].

Экономическая политика кластерного развития так же способствует улучшению в целом хозяйственной базы регионов и в частности их конкретных отраслей [14]. Так, к примеру, для повышения конкурентоспособности регионального судостроения и судоремонта в условиях переформатирования кооперационных связей предприятий, некогда входивших крупнейший производственно-технологический комплекс страны и разработанный в рамах теории экономического районирования Н. Колосовского [15; 16], необходимо ориентироваться на развитие того, что отражается на производительности и инно-вационности отдельных предприятий, а также на их конкурентные преимущества, что по сути своей является современной кластерной задачей.

Поэтому в рамках построения кластера необходимо учитывать сложившуюся в сфере судостроения и судоремонта региона ситуацию и требования, предъявляемые нормативно-правовыми актами (далее будем рассматривать данную отрасль, Калининградскую область и её кластер).

Отраслевой разрез

Судоремонтные и судостроительные предприятия являются одной из важнейших отраслей экономики Калининградской области. Данный сектор обеспечивает создание рабочих мест, налоговые отчисления и значительный вклад в экономическое будущее региона.

Однако, несмотря на все преимущества, предприятия судостроения и судоремонта сталкиваются с большими трудностями, связанными с вы-

сокой стоимостью оборудования и ресурсов (особенно в условиях санкций), сложными процедурами сертификации и лицензирования, а также с недостаточным финансированием и поддержкой.

Для решения текущих проблем в рамках государственной политики развития экономики Калининградской области принимаются меры по оказанию поддержки предприятиям судоремонта и судостроения. Одной из таких мер является предоставление льготных займов на строительство и модернизацию производственных объектов, закупку нового оборудования и инвестиционные проекты, которые поддерживаются через инфраструктуры Правительства Калининградской области и, в частности, Фондом «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области», а именно Центром кластерного развития, Фондом развития промышленности и другими региональными структурами.

Между тем вполне очевидно, что промышленное производство в нашей стране агломерируется в крупных финансовых и промышленных центрах страны. Так на рис. 1 видно, что значительный перекос в развитии динамики промышленного производства по субъектам Российской Федерации за 2023 г. происходит в традиционно ресур-сообеспеченных регионах.

Анализ динамики промышленного производства за 2022-2023 гг. демонстрирует, что обрабатывающие производства до сих пор являются ве-

дущим драйвером промышленного роста, демонстрируя при этом совокупный прирост на 7,5 % в масштабах страны. Наиболее значительный вклад в этот прирост внесли регионы с максимальными темпами роста: Москва, Московская область, Свердловская область, Санкт-Петербург и Челябинская область.

В 2023 г. сохранилась положительная динамика роста в отраслях, также демонстрирующие высокие темпы развития в предшествующем 2022 г. Однако наиболее значительный прирост показали следующие отрасли: производство металлических изделий (за исключением машин и оборудования) — 27,8 %; производство компьютеров, электронных и оптических изделий — 32,8 %; и производство прочих транспортных средств и оборудования (включая судостроение) — 25,5 %.

Простой поверхностный анализ показывает, что промышленное производство по субъектам Российской Федерации распределено не равномерно (рис. 1). Обращая внимание на рис. 1, можно сделать вывод не только о непропорциональном размещении производительных сил, но и о наличии скрытых кластерных процессах, которые существуют в нашей стране и выражаются в этой диспропорции.

Уровень и динамика развития регионов отражают доминирующую роль конкурентных преимуществ, в рамках которых регионы-лидеры, делятся на три группы [17]:

-1

¡{5ДКИЙ НОВИ Смоленск иШ8

Херсон b^^25^^'7^0*'5134 Се0Щ¥да0лпь рожье 137ÇÇSромЫТ1^i9- 7Саран, л»»... О Д0Не1^"™'..........Пен5а '

»"Ь.. 1.4

И5Е. 5

2023

Рис. 1. Промышленное производство по субъектам Российской Федерации за 2023 г., млрд руб. Fig. 1. Industrial production by subjects Russian Federation for 2023, bln rub. Источник: построено авторами по данным Росстата

117,6

118,3

2015

2016

2017

2020

2021

95,2

2022

2018 2019

Год

^^^Промышленное производство

^^^Численность работающих в промышленных производствах

Рис. 2. Динамика промышленного производства и численности работающих в организациях

(2015 г. = 100 %)

Fig. 2. Dynamics of industrial production and the number of employees in organizations (2015 = 100 %%) Источник: построено авторами по данным Росстата

— крупнейшие агломерации страны и некоторые регионы с городами миллионерами;

— ресурсодобывающие регионы, особенно регионы добычи нефти;

— отдельные приморские регионы и регионы, находящиеся на основных путях торговли (Ленинградская, Калининградская области и Краснодарский край).

Анализ коэффициента Джини, отражающего уровень регионального социально-экономического неравенства в Российской Федерации, свидетельствует о сохранении и усилении территориальной дифференциации. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) 1, значение коэффициента Джини в 2023 г. достигло 0,403, что превышает показатель 2022 г. (0,395). Данная тенденция подтверждает продолжающуюся поляризацию социально-экономического развития российских регионов.

Согласимся с тезисами П. Кругмана о том, что в мире несовершенной конкуренции международная торговля обусловлена как растущей отдачей и внешней экономией, так и сравнительным преимуществом [18—20]. Более того, эта внешняя экономия с большей вероятностью будет реализована на местном и региональном уровне, чем на национальном или международном уровне.

На рис. 2 представлена динамика промышленного производства, которая показывает производство материальных ценностей (промышленной продукции) с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы.

1 Социально-экономическое положение России. 2023. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Dok_01-2024.htm (дата обращения: 12.12.2024).

Резюмируя данные на рис. 2, сделаем вывод о том, что наблюдается динамика активного роста промышленного производства, однако, промышленности не хватает рабочих рук и такая тенденция за последние годы существенно ускорилась. Данный тренд так же подтверждается показателем удельного веса занятых в промышленном производстве в общей численности занятых, который в 2022 г. составил 18,9 %.

Указанное выше утверждение подтверждают данные табл. 1, характеризующие состояние экономики Российской Федерации за 2017—2022 гг.

Более наглядно эта проблема изображена на рис. 3 в виде динамики занятости и удельного веса валовой добавленной стоимости в промышленном производстве за 2017—2022 гг.

Анализ показателей гражданского судостроения в 2022 г. (рис. 3) выявил сохранение абсолютных значений объёма сданной продукции на уровне 2021 г., несмотря на снижение числа введённых в эксплуатацию судов примерно на 27 %. Этот спад, с учетом текущих экономических условий, не квалифицируется как существенный.

В частности, количество судов водоизмещением свыше 50 т уменьшилось на 18 ед. и составило 70 ед. Одновременно, производство малых судов (водоизмещением менее 50 т) сократилось в 2,6 раза, с 91 до 35 единиц в 2022 г. Общее же количество сданных гражданских судов составило 55 ед., что на 6 ед. меньше, чем в 2021 г. В сегменте военного и специального судостроения зафиксировано снижение объёмов ввода в эксплуатацию почти в два раза (15 ед.) по сравнению с 2021 г.

На рис. 4 представлены ключевые факторы, обусловившие сокращение объемов ввода судов в эксплуатацию в судостроительной отрасли.

Таблица 1 Table 1

Показатели экономики Российской Федерации Indicators of the economy of the Russian Federation

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Валовой внутренний продукт (в текущих рыночных ценах), млн руб. 91843 154 103 861 651 109 608 306 107 658 131 135 294 975 153 435 153

в том числе валовая добавленная стоимость промышленного производства (в текущих основных ценах) 23 173 026 28 655 427 29 898 968 26 714 902 36 914 518 43 044 465

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд руб. 109 103,0 120 351,9 131 673,7 143 773,8 161 771,0 171 582,1

в том числе в промышленном производстве 48 685,2 53 881,5 58 853,0 66 029,2 71 332,0 76 513,7

Среднегодовая численность занятых, млн человек 71,8 71,6 71,1 69,6 70,8 71,2

в том числе в промышленном производстве 13,7 13,6 13,4 13,1 13,4 13,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики. М., 2023. 259 с.

35 30 25 20 15 10 5 0

106 104 102 100

98 96 94 92

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Год

Индексы физического объема валовой добавленной стоимости промышленного производства (правая шкала)

■ Удельный вес валовой добавленной стоимости промышленного производства в валовом внутреннем продукте (левая шкала)

■ Удельный вес занятых в промышленном производстве в общей численности занятых (левая шкала)

Рис. 3. Динамика занятости и удельного веса валовой добавленной стоимости в промышленном производстве, % Fig. 3. Dynamics of employment and the share of gross value added in industrial production, % Источник: построено авторами по данным Росстата

На рис. 4 изображены основные факторы, оказавшие влияние на значительное снижение объёмов ввода в эксплуатацию в отрасли судостроения, среди которых: нехватка комплектующих и материалов, ограниченный доступ к технологиям, а также низкий уровень инвестиций. Выявленные факторы значительно усиливаются в условиях постоянного повышения ключевой ставки Банка России1 и в постоянно усиливающемся санкцион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ключевая ставка Банка России // Банк России.

ном давлении на российскую экономику.

По данным открытых источников компаний в 2022 г. было завершено строительство и передано заказчикам 25 судов, классифицированных Российским морским регистром судоходства (РС), и 61 судно, классифицированных Российским классификационным обществом (РКО). Данные РКО дополнительно включают 39 ед. плавсредств,

URL: https://www.cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 12.12.2024).

▲ ▲ Î

- Санкции; - Логистические проблемы; - Рост цен; - Дефицит квалифицированных кадров. - Санкции; - Отсутствие разработок. - Экономическая нестабильность; - Недостаток финансирования.

Рис. 4. Ключевые факторы снижение объемов производства в отрасли судостроения Fig. 4. Key factors ofproduction decline in the shipbuilding industry Источник: построено авторами

относящихся к категории вспомогательных судов, таких как суда на воздушной подушке, а также несамоходные суда (баржи, несамоходные земснаряды, понтоны и наплавные мосты). На рис. 5 представлена структура отрасли судостроения и судоремонта в Российской Федерации по состоянию на 2023 г.

В сравнении с предыдущим годом (2021 г.) наблюдается увеличение количества судов, построенных на отечественных верфях и классифицированных РС (с 33 до 25 ед.) и РКО (с 60 до 61 ед.), при этом количество несамоходных судов, классифицированных РКО, незначительно снизилось (с 38 до 39 ед.). Отдельно следует отметить 16 судов, построенных за рубежом для российских заказчиков, что на четыре единицы превышает показатель 2021 г.1

1 ШБОЬте подвело итоги судостроительной промышленности в 2021 году и очертило перспективы

33.15 - Ремонт и техническое обслуживание судов и лодок; 783

30.12-Строительство прогулочных и спортивных судов 199

По данным органов государственной статистики выпуск продукции по виду Суда прогулочные и спортивные в 2022 г. по отношению к 2021 г. составил 83,8 %, при величине этого показателя годом ранее 103,2 % 2.

На рис. 6 представлено размещение предприятий отрасли судостроения и судоремонта в Российской Федерации.

Из рис. 6 видно, что предприятия отрасли судостроения и судоремонта в основном сконцентрированы в местах, которые географически расположены относительно крупных водоёмов, рек

развития отрасли в 2022 году. URL: http://infoline. spb.ru/news/index.php?news=216390 (дата обращения: 12.12.2024).

2 О промышленном производстве в 2022 году. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11_01-02-2023. html (дата обращения: 12.12.2024).

30.1 -Строительство кораблей, судов и лодок; 83

30.11 -Строительство кораблей, судов и

плавучих конструкций; 722

Рис. 5. Структура отрасли судостроения и судоремонта в Российской Федерации на 23.08.2023 Fig. 5. Structure of the shipbuilding and ship repair industry in the Russian Federation as of23.08.2023 Источник: составлено авторами по данным сервиса List-Org

Рис. 6. Размещение предприятий отрасли судостроения и судоремонта в Российской Федерации Fig. 6. Distribution of shipbuilding and ship repair enterprises in the Russian Federation Источник: простроено авторами по данным сервиса List-Org

и морей. Так же видно, что предприятия тяготею к концентрации и кластеризируются в таких регионах и местах. Это еще раз подчеркивает то, что конкретные регионы обладают специфическими атрибутами, такими как жёсткие (природные ресурсы и географическое положение (выгоды или издержки)) и мягкие (агломерационный эффект, человеческий капитал, институты и инфраструктура), которые притягивают в отрасль предприятия и позволяют им в них эффективно развиваться. В тоже время в докладах Мирового банка1 находят отражение факторы, которые, по его мнению, существенно влияют на пространственное развитие, к ним относятся: плотность и агломерационный эффект; экономическое расстояние (транспортные/ трансакционные издержки); барьеры (институциональные)2.

В этой связи актуальными становятся работы П. Кругмана, в рамках которых он поднимает некоторые важные вопросы для теории регионального развития в целом и новой промышленной географии в частности [21]. Но в то же время и его теория также имеет определенные ограничения, указанные в работах современных ученых [22].

Однако наличие таких атрибутов не гарантирует последним эффективной траектории развития, поэтому на уровне стран принимаются стимули-

1 Преодоление пространственного неравенства. https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/ bitstreams/44183eb8-ac7c-53da-a778-5023bf9276ea/ content

2 World Bank. Rolling Back Russia's Spatial Disparities: Re-assembling the Soviet Jigsaw Under a Market

Economy. — World Bank, 2018.

рующие меры, которые позволяют определить не только стратегическое направление развития и её траекторию.

Так, например, программа по внутреннему водному транспорту — самая массовая по количеству сданных судов. Реализуется она во многом за счет привлечения лизинговых средств, поэтому заказчиком выступают лизинговые компании, в основном ГТЛК.

В 2022 г., в рамках программы продолжалось строительство судов проекта ЯБВ59, однако не в том объеме, в котором было заявлено ранее. Завод «Красное Сормово» в 2022 г. передал заказчикам два судна этого проекта — «Александр Пятов» и «Сергей Волков». Еще два судна сдала Окская судоверфь — «Вячеслав Аршинов» и «Ген -надий Егоров»3.

В рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта» государственной программы «Развитие транспортной системы» Окская судоверфь передала грузопассажирское судно «Анатолий Чернеев» проекта КЕ-020.2. Теплоход строился для нужд Камчатского края. Концепт проекта выполняло КБ «Нордик Инжиниринг», технический проект конструировало «Морское инженерное бюро — СПб», выпуском РКД занималась нижегородское КБ «Си Тех».

Находкинский судоремонтный завод в 2022 г. сдал заказчику — Министерству транспорта

3 Как российское судостроение прошло 2022 год. Медиапалуба. URL: https://paluba.media/news/47871 (дата обращения: 12.12.2024).

и дорожного строительства Камчатского края — две грузопассажирские баржи «Таежная» и «Ат-ласово» проекта 1912РВ. В конце июля оба судна приступили к работе на паромной переправе на реке Камчатке между поселками Таежный, Атласово и Лазо Мильковского муниципального района. Церемония закладки барж прошла на НСРЗ 31 октября 2018 г.

В середине августа 2022 г. Средне-Невский СЗ сдал Севастопольскому государственному университету научно-исследовательское судно «Пи-онер-М». Проект реализован при поддержке Ми-нобрнауки России и Агентства стратегических инициатив, стратегическим партнером выступил Центр судоремонта «Звездочка». Судно было заложено в мае 2019 г.

Судоверфь «Парма» в 2022 г. построила по индивидуальному заказу компании «ВодоходЪ» судно на воздушной подушке (СВП) «Бирюса». Сейчас в своем классе это самое большое СВП. Судно предназначено для круглогодичной работы с туристами на озере Байкал.

В конце декабря 2022 г. историческая верфь «Полтава» завершила строительство стоечной реплики-музея линейного корабля четвертого ранга «Полтава», построенного в начале XVIII века при личном участии Петра I. Торжественная церемония закладки парусника прошла 27 февраля 2014 г.

Из самых крупных судов в программе сдачи 2022 г. стоит отметить два танкера типа «Афра-макс» Hyundai 114K, которые были построены на СК «Звезда», — «Владимир Виноградов» и «Океанский проспект». Первый был сдан в конце апреля 2022 г., второй — в конце декабря. Сейчас в цехах и на стапеле предприятия ведется строительство еще четырех танкеров.

В программе пассажирских судов преобладают суда на подводных крыльях постройки ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева. В 2022 г. предприятие сдало четыре судна: три «Валдая-45Р» проекта 23180 и один «Метеор» проекта 3580. Для сравнения: в 2021 г. завод передал заказчикам пять «Валдаев-45Р» и один «Метеор» 1.

В группе дноуглубительных судов «Судоре-монтно-судостроительная корпорация» (ССК) сдала два судна проекта 4395 «Донской-701» и «Северо-Двинский 701». Всего по контракту года в рамках мероприятий федерального проекта «Внутренние водные пути» Комплексного

1 Как российское судостроение прошло 2022 год. Медиапалуба. URL: https://paluba.media/news/47871 (дата обращения: 12.12.2024).

плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. ССК должна построить семь судов этого проекта. Первое судно было сдано в 2021 г., еще четыре сейчас находятся в разной степени готовности.

Сейчас на верфях для российских заказчиков в разной стадии готовности находится более 300 единиц судов — от сложных рыболовных траулеров до небольших земснарядов и СВП.

В первом квартале отчетного года наблюдался спрос на рабочую силу в машиностроительной отрасли, выразившийся в открытии 34 000 вакансий, из которых 4 500 приходилось на судостроение. Во втором квартале отмечен рост объемов вакансий до 45 700 в машиностроении, при этом число вакансий в судостроительном секторе увеличилось до более чем 5 700.

Адаптация к новым условиям

В след за геополитическими изменениями, меняется номенклатура требуемых проектов и самих судов. Соответственно, промышленность нуждается в ином спектре судового оборудования и материалов. Резкое изменение внешних условий сформировало ситуацию, в которой нет времени для адаптации — необходимо меняться, параллельно достраивая текущие заказы.

Судостроительная и судоремонтная отрасль Калининградской области представлена приблизительно 90 предприятиями, среди которых значительную долю составляют субъекты малого и среднего бизнеса. Занятость в отрасли оценивается в 6 500 человек, что соответствует 15,3 % от общей численности занятых в обрабатывающих производствах региона.

Отрасль характеризуется исторически сложившейся производственной инфраструктурой и развитой научной школой, сформированной, в частности, вокруг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калининградский государственный технический университет». В регионе функционируют инжиниринговые центры, способствующие технологическому развитию отрасли. С осени 2018 года деятельность отрасли координируется Ассоциацией «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области» (далее — КССКО)2.

Основная цель КССКО — создание совокупности субъектов деятельности в сфере судострои-

2 Ассоциация «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области». URL: https://kssko.ru/ (дата обращения: 12.12.2024).

ласти не имеет статуса промышленного кластера (не включен в реестр промышленных кластеров), согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (в редакции от 22 декабря 2022 г.) 1[30], что не позволяет использовать меры финансовой поддержки из средств федерального бюджета.

Далее в табл. 2 представлена информация о ключевых показателях деятельности Ассоциации «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области» за 2023 г.

Сегодня Ассоциации «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области» реализует следующие проекты импортозамещающей промышленной продукции:

— модернизация судостроительной верфи для целей гражданского судостроения;

— модернизация судостроительной верфи (расширение производственных площадей), в том числе в целях локализации производства комплектующих для яхтастроения;

— расширения производства в направлении изготовления высокоточных деталей;

— изготовление понтонов;

— производство гироскопов для спасательных шлюпок;

— модернизация материально-технического состояния рыбодобывающего предприятия путем модернизации рыболовного судна и приобретения холодильно-морозильного оборудования для производства мороженой рыбы»;

— производство установок водоподготовки с применением рулонных мембранных элементов.

1 Как российское судостроение прошло 2022 год. Медиапалуба. URL: https://paluba.media/news/47871 (дата обращения: 12.12.2024).

Таблица 2 Table 2

Информация о ключевых показателях деятельности Ассоциации «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области» за 2023 г. Information on key Performance indicators of the Association "Shipbuilding and Shiprepair Cluster

of Kaliningrad Region" : For 2023

Всего Количество вновь созданных рабочих мест Прирост среднесписочной численности работников Объем реализованных товаров, услуг (тыс. руб.) Прирост объема реализованных товаров, % Количество рабочих мест Инвестиции в основной капитал (тыс. руб.) Выручка экс-портн. (тыс. руб.) Объем уплаченных налогов и сборов, (тыс. руб.)

МСП 35 243 7167 811 266 1 677 48 895 710 299 446670

Кластер 84 18 697 230 6 564 790338

Источник: составлено авторами по материалам исследования.

тельной и судоремонтной промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территориях Калининградской и Нижегородской областях, производящих промышленную продукцию Кластера.

Ключевые направления научно-технического и производственного развития кластера:

— повышение конкурентоспособности и экономического потенциала участников Кластера;

— создание условий для широкого доступа к инновациям, новым технологиям и техническим решениям;

— создание условий для привлечения высококвалифицированных кадров в судостроительную отрасль и смежные сектора, а также развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;

— модернизация и комплексное развитие инфраструктуры Кластера;

— создание возможностей для запуска совместных инвестиционных проектов, в том числе упрощение доступа участников Кластера к финансовым ресурсам и мерам господдержки;

— содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Кластере;

— внешнеэкономическая интеграция и рост конкурентоспособности участников Кластера.

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области выделяет развитие судостроительного кластера потенциальным проектом «маяком» в развитии региона. Его стратегическое развитие, позволит предприятиям Кластера получить федеральную поддержку и сформировать судостроительный технопарк.

По состоянию на декабрь 2024 г. Кластер судостроения и судоремонта Калининградской об-

Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (в ред. от 22 дек. 2022 г.) (далее — Постановление) утвердило 1:

— требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;

— правила подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Постановлением утвержденные критерии формирования промышленных кластеров не в полной мере учитывают специфику отраслей судостроения и судоремонта, акцентируя внимание преимущественно на стимулировании производства импортозамещающей продукции серийного типа. В сфере судостроения и судоремонта, как правило, носят уникальный характер, что создает ряд сложностей при подтверждении соответствия промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам.

Требования Постановления направлены для выявления и описания производственных цепочек, направленных на создание импортозамещающей продукции. Предприятия кластера производят импортозамещающую промышленную продукцию промышленного кластера, из которой другой участник промышленного кластера, находящийся в функциональной зависимости от первого, производит конечную промышленную продукцию промышленного кластера. При этом в производстве конечной продукции должны участвовать по меньшей мере два предприятия — участника кластера.

Требования Постановления накладываются на ряд сложностей в развитии отрасли судостроения и судоремонта, вызванных разрывом и переформатированием кооперационных связей, обусловленных закрытием отдельных рынков сбыта. Ранее, в силу месторасположения региона и действовавших логистических цепочек такими рынками были рынки Европы. В сложившихся усло-

1 Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (с изменениями и дополнениями).

виях идет выстраивание новых кооперационных связей, в которых важным фактором является происхождение узлов, комплектующих, оборудования и элементов, используемых в судостроении и судоремонте из стран Евразийского экономического союза. Используемые и производимые изделия должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 2.

Исходя из требований настоящего Постановления Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области не соответствует требованиям Минпромторга России. Требуется формирование промышленного кластера судостроения и судоремонта, полностью отвечающего таким требованиям и создание специализированной организации промышленного кластера. Это коммерческая или некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера. В качестве специализированной организации промышленного кластера могут выступать в том числе государственные фонды развития промышленности, создаваемые субъектами Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время в открытом доступе отсутствуют пороговые значения ключевых показателей эффективности проектов кластера невозможно сформировать мнение о соответствии (несоответствии) выявленных значений показателей критериям, устанавливаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

К показателям, по которым при принятии решения о включении кластера в реестр могут приниматься во внимание их значения, в соответствии с действующей редакцией Постановления, относятся 3:

— общее количество работников, задействованных в реализации проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера (ранее на практи-

2 Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» (с изменениями и дополнениями).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 г. № 779.

ке данный показатель составлял не менее 15 % высокопроизводительных рабочих мест);

— объем поставок промышленной продукции промышленного кластера участникам промышленного кластера;

— объем затрат на приобретение промышленной продукции промышленного кластера у участников промышленного кластера;

— объем продаж конечной промышленной продукции промышленного кластера лицам, не являющимся участниками промышленного кластера;

— объем затрат на реализацию проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера;

— объем продаж импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера, произведенной участником промышленного кластера в рамках реализации проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, технически имеются не все необходимые элементы для формирования пакета документов согласно Постановлению, однако основные из них приведены, в соответствии с договорами о реализации проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера, и (или) с договорами о поставке промышленной продукции промышленного кластера, и (или) со специальными инвестиционными контрактами, в том числе сведения о фактических и планируемых объемах поставки промышленной продукции промышленного кластера участниками промышленного кластера [23].

Заключение

Проведенное исследование, посвященное актуализации программы развития судостроительного и судоремонтного кластера Калининградской области, выявило ряд ключевых аспектов, определяющих траекторию его развития. В ходе анализа идентифицированы как факторы, способствующие потенциальному росту, так и сдерживающие элементы, препятствующие эффективному развитию Ассоциации «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области». Ключевым аспектом, требующим внимания, является необходимость институционализации кластерных процессов, что, как представляется, является кри-

тическим условием для гармонизации интересов субъектов кластера и создания благоприятной среды для их развития не только в Калининградской области, но и в стране в целом.

В рамках настоящего исследования выделены ключевые факторы развития судостроительного и судоремонтного кластера Калининградской области, которые открывают возможности для горизонта стратегирования промышленных кластеров Российской Федерации, эти факторы могут стать движущей силой в рамках реализации Программы развития. Выявлены предприятия и проекты, соответствующие созданию благоприятной хозяйственной среды в судостроительном и судоремонтном кластере, а также выявлены скрытые кластерные процессы, образующие хозяйственные диспропорции, функционирование кластерных образований в режиме протокластеров, неэффективная система организации документооборота. Нами сделан акцент на институциональных аспектах кластеризации судостроительной и судоремонтной отрасли, потому что именно институ-ционализация данного процесса позволит упорядочить отношения между субъектами кластера, согласовать их интересы, обеспечить условия для развития. Именно для системного решения данной проблемы мы предлагаем кластер институциональных форм, соответствующих требованиям Программы развития и Постановления Правительства РФ. Предложенный авторами кластер институциональных форм, разработанный с учетом требований Программы развития и Постановления Правительства РФ, направлен на решение данных проблем, обеспечит комплексный и системный подход к развитию отрасли в целом.

Таким образом, данная работа не только подчеркивает необходимость адаптации к изменяющимся экономическим реалиям и санкционному давлению, но и выявляет стратегически важные направления для дальнейшего развития судостроительного и судоремонтного кластера Калининградской области. Предложенные рекомендации, нацелены на преодоление выявленных диспропорций и направлены на создание институциональных рамок, отвечающих современным требованиям, кроме того, они могут стать основой для разработки эффективной и устойчивой программы развития отрасли в регионе.

Список источников

1. Michael E. Porter. The competitive advantage of nations. Harvard Business Review, 1990.

2. Porter M. E. Clusters and competition // On competition. 1998. Vol. 7. P. 91.

3. Porter M. E. Clusters and the new economics of competition. Harvard business review, 1998.

4. Гринин Л. Е., Коротаев А. В., Цирель С. В. Циклы развития современной мир-системы. М. : Изд-во ЛКИ, 2011. 248 с.

5. Коротаев А. В., Халтурина Д. А., Малков А. С. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. М., 2009.

6. Малков С. Ю. От Мир-системы к Мир-организму // История и Математика: футурологические и методологические аспекты. М., 2015. С. 57-70.

7. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. М., 2006. 248 с.

8. Тэнсли А. Г. Использование и злоупотребление растительными терминами и понятиями // Экология. 1935. № 16. С. 3.

9. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. 2-е изд. М. : Мир, 1960.

10. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования: в 2 т. М., 1982.

11. Von Bertalanffy L. The history and status of general systems theory // Academy of management journal. 1972. Т. 15, № 4. С. 407-426.

12. Polyakov R., Brizhak O. Industrial Clusters and the Process of Their Self-organization // International conference Ecosystems without borders. Cham: Springer Nature Switzerland. 2023. Pp. 60-72.

13. Брижак, О. В. Роль интеллектуального капитала в развитии национальных экосистем // Теорети-ческая экономика. 2021. № 5 (77). С. 81-88.

14. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. 2011. № 9. C. 93-107.

15. Колосовский Н. Н. Основы экономического районирования. М. : Госполитиздат, 1958. 200 с.

16. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М. : Мысль, 1969. 335 с.

17. Зубаревич Н. В. Региональное развитие и региональная политика за десятилетие экономического роста // Журнал новой экономической ассоциации. 2009. № 1-2. С. 161-174.

18. Fujita M., Krugman P. The new economic geography: Past, present and the future // Fifty years of regional science. 2004. Pp. 139-164.

19. Krugman P. Geography and trade. Cambridge // MIT Press. Increasing returns and economic geography. Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99, № 31. Pp. 483-99.

20. Krugman P. Where in the world is the 'new economic geography' // The Oxford handbook of economic geography. 2000. Vol. 23. Pp. 49-60.

21. Krugman P. Increasing returns, imperfect competition and the positive theory of international trade // Handbook of international economics. 1995. Vol. 3. Pp. 1243-1277.

22. Martin R., Sunley P. Paul Krugman's geographical economics and its implications for regional development theory: a critical assessment //Economic geography. 1996. Vol. 72, № 3. Pp. 259-292.

23. Brizhak O., Polyakov R. Creative impetus for the development of innovation clusters of the Russian economy //International conference Ecosystems without borders. Cham: Springer International Publishing. 2021. Pp. 99-104.

References

1. Michael E. Porter. The competitive advantage of nations. Harvard Business Review; 1990. 91 р.

2. Porter ME. Clusters and competition. On competition. 1998;(7):91.

3. Porter ME. Clusters and the new economics of competition. Harvard business review; 1998.

4. Grinin LE, Korotayev AV, Tsirel SV. Cycles of development of the modern world-system. Moscow; 2011. (In Russ.).

5. Korotaev AV, Khalturina DA, Malkov AS. Laws of History. Mathematical Modeling of the World-System Development. Demography, Economics, Culture. Moscow; 2009. (In Russ.).

6. Malkov SYu. From the World-System to the World-Organism. In: History and Mathematics: futurological and methodological aspects. 2015. Pp. 57-70.

7. Wallerstein I. World-system analysis: introduction. Moscow; 2006. (In Russ.).

8. Tansley AG. The use and misuse of plant terms and concepts. Ekologiya = Ecology. 1935;(16):3. (In Russ.).

9. Bertalanffy L von. General theory of systems. 2nd ed. Moscow; 1960. (In Russ.).

10. Johansen L. Sketches of Macroeconomic Planning: in 2 vol. Мoscow; 1982. (In Russ.).

11. Von Bertalanffy L. The history and status of general systems theory. Academy of management journal. 1972;(15(4):407-426.

12. Polyakov R, Brizhak O. Industrial Clusters and the Process of Their Self-organization. In: International conference Ecosystems without borders. Cham: Springer Nature Switzerland, 2023. Pp. 60-72.

13. Brizhak OV. The Role of Intellectual Capital in the Development of National Ecosystems. Teoreticheska-ya ekonomika = Theoretical Economics. 2021;5(77):81-88. (In Russ.).

14. Kutsenko E, Tyumentseva D. Clusters and innovations in the subjects of the Russian Federation: the results of empirical research. Voprosy ekonomiki = Voprosy ekonomiki. 2011;(9):93-107. (In Russ.).

15. Kolosovsky NN. Fundamentals of economic zoning. Moscow; 1958. 200 p. (In Russ.).

16. Kolosovsky NN. Theory of Economic Zoning. Moscow; 1969. (In Russ.).

17. Zubarevich NV. Regional development and regional policy for a decade of economic growth. Zhurnal novoj ekonomicheskoj associacii = Journal of the New Economic Association. 2009;(1-2):161-174. (In Russ.).

18. Fujita M, Krugman P. The new economic geography: Past, present and the future. In: Fifty years of regional science. 2004. Pp. 139-164.

19. Krugman P. Geography and trade. Cambridge. MIT Press. Increasing returns and economic geography. Journal of Political Economy 1991;(99(31):483-99.

20. Krugman P. Where in the world is the 'new economic geography'. The Oxford handbook of economic geography. 2000;(23):49-60.

21. Krugman P. Increasing returns, imperfect competition and the positive theory of international trade. Handbook of international economics. 1995;(3):1243-1277.

22. Martin R, Sunley P. Paul Krugman's geographical economics and its implications for regional development theory: a critical assessment. Economic geography. 1996;(72(3):259-292.

23. Brizhak O, Polyakov R. Creative impetus for the development of innovation clusters of the Russian economy. In: International conference Ecosystems without borders. Cham: Springer International Publishing. 2021. Pp. 99-104.

Информация об авторах

Р. К. Поляков — кандидат экономических наук, доцент, начальник управления научно-исследовательской деятельности, доцент кафедры экономики и финансов.

О. В. Брижак — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории.

Information about the authors

R. K. Polyakov — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Scientific Research, Associate Professor, Department of Economics and Finance.

O. V. Brizhak — Doctor of Economics, Docent, Professor, Department of Economic Theory.

Статья поступила в редакцию 08.11.2024; одобрена после рецензирования 08.12.2024; принята к публикации 16.12.2024.

Вклад авторов: Р. К. Поляков — 75 %, О. В. Брижак — 25 %.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 08.11.2024; approved after reviewing 08.12.2024; accepted for publication 16.12.2024.

Contribution of the authors: R. K. Polyakov — 75 %,

O. V. Brizhak — 25 %.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.