• начальный этап — первые пять лет от создания программы — финансирование в основном за счет международных организаций (Европейская комиссия, Проект Темпус, Министерство иностранных дел страны-партнера (например, Франции)), а также (в меньшей части, 10-20% бюджета) за счет российского вуза, в пользу и на базе которого создается и реализуется данный образовательный проект;
• этап становления и развития — он может длиться как год-два, так и вторые пять лет функционирования — внешнее финансирование сокращается до 50% и менее, финансирование российского вуза сохраняется на уровне 10-20% бюджета; остальные 30-40% ложатся на плечи заказчиков — студентов, слушателей, обучающихся в рамках программы;
• этап зрелости — после 6-10 лет функционирования программы — проект становится практически полностью самофинансируемым, то есть большая часть затрат ложится на плечи заказчиков, стоимость обучения по программе формируется в соответствии со сметой затрат на ее реализацию; однако и российский вуз сохраняет свою долю финансирования — от
5 до 15%, так же, как и вуз-партнер; при этом необходимо подчеркнуть, что как только доля финансовой поддержки от международных организаций снижается, вуз-партнер вводит плату за обучение, рассчитываемую на одного студента, ее российский вуз должен переводить на счет вуза-партнера в страну ЕС. Стоимость обучения одного студента, в зависимости от уровня программы (бакалаврской или магистерской), в зависимости от страны-партнера, варьирует от 700 до 3500 евро за год.
Необходимо констатировать, что все международные образовательные программы имеют свой бюджет, перечень затрат и необходимое для их реализации финансирование (ресурсы). Особое значение для внедрения МОП имеет их бюджетирование. В этой связи становятся существенными вопросы оценки эффективности МОП (с точки зрения большего приращения знания и с точки зрения финансовой), с учетом качества программ, формируемых компетенций и навыков. По итогам оценки эффективности международных образовательных проектов оцениваются достижения и разрабатываются механизмы улучшения этих проектов.
Литература
1. Бурова Н.В., Клементовичус Я.Я. Инновационные технологии как фактор обеспечения качества высшего образования // Методология, теория и практика формирования отраслевого образовательного пространства: Сб. науч. тр. / ФГБОУ ВПО СПбТЭИ. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2011.
2. Бурова Н.В., Клементовичус Я.Я. Новое качество экспортно-импортных операций в сфере высшего экономического образования // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы» (Санкт-Петербург, 25-27 января 2010).
3. Иноземцева Л.Н., Кликунов Н.Д. Эффективность вложений в высшее образование: определение направления исследований // Электронный ресурс: http://www.mebik.ru/pages/klikunov/articles/art/inozem.pdf
4. Карпухина Е.А., Мишин А.Б. Исследование программ двойных дипломов между университетами стран ЕС и России // Электронный ресурс: http://www.tempus-russia.ru/Meropri-101110/DD-final.pdf
5. Открытые инновации в сфере ВПО // Электронный ресурс: http://edu.inovat.ru/
6. Олейникова О.Н. Вклад программы Tempus в модернизацию высшего образования в России // Электронный ресурс: http:// www.tempus-russia.ru/240611/24June-oleynikova.pdf.
актуализация планирования, организации
и ситуационного контроля подготовки кадров высшей квалификации в сфере сервиса
Т.И. Фурсова,
доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук tifurs@mail.ru
Л.В. Овчаренко,
доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук glavbuh@spbsseu.ru
В статье определяется место научно-исследовательской деятельности в формировании компетенций и конкурентного преимущества вузов, предлагается система оценки и контроля компетенций на месячный круг ситуаций.
Ключевые слова: компетенция, человеческий потенциал, ситуационный контроль, оценка рабочих исполнителей, план-задание.
УДК 378.126
Затянувшееся реформирование системы аттестации кадров высшей квалификации, похоже, выстроилось как видение и инструмент преобразований. С позиций модернизации Высшей аттестационной комиссии (ВАК) наиболее перспективным считается рациональное решение двух проблем: подготовка на-
учно-педагогических кадров и система их аттестации, а также оптимизация тематики научных исследований и направлений. Тогда «мы, наконец, сможем готовить кадры так и такие, которые нужны обществу и стране» [1]. Предполагается, что произойдет постепенная передача функции присуждения ученых степеней
в ряд диссертационных советов ведущих вузов и институтов. Это МГУ, СПбГУ, федеральные и несколько десятков исследовательских университетов.
Таким образом, инновационная деятельность становится важнейшим компонентом формирования компетенций и конкурентных преимуществ вузов. Она (деятельность), улучшает репутацию учебного заведения, положительно влияет на личностные способности персонала для решения профессиональных задач, привлекает внимание работодателей. Научно-исследовательская деятельность важна еще и потому, что развивает в студентах умение структурировать проблему, что так же важно, как и решение самой проблемы. Такой вывод был сделан по результатам изучения взаимосвязи между научно-исследовательской работой и успешностью программ МВА на примере 57 бизнес-школ [2]. Принимая во внимание современные требования к модернизации системы образования, одним из важнейших направлений развития вузов независимо от их отраслевой принадлежности должно стать повышение инновационной активности. Это позволит обеспечить рост компетенций и успешное пребывание на рынке образовательных услуг.
Каждая компетенция рассчитана на определенный круг ситуаций. В условиях быстрой смены рыночных ситуаций обостряется необходимость развития образовательных ресурсов, роста профессионального и человеческого потенциала вуза, способного генерировать потребительские ценности.
Генерирование идей, разработка и внедрение новых технологических продуктовых инноваций, в свою очередь, требует новых механизмов управления и наличия определенных инструментов для оценки и анализа текущего состояния и планирования перспектив развития компетенций и человеческого потенциала высших учебных заведений. Ю.В. Ермаков и В.Ю. Пашкус, давая понятие человеческого потенциала, предполагают наличие комплекса нереализованных возможностей человека, одновременно считая, что «без эффективного рычага давления на мотивационные тенденции конкретного человека человеческий потенциал никогда не будет применим на практике» [3].
На наш взгляд, таким рычагом может быть система планирования организационного и ситуационного контроля за подготовкой кадров высшей квалификации и ведения научно-исследовательской деятельности вуза.
Традиционно подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в следующих формах: посредством научной стажировки, прикрепления соискателем обучения в очной и заочной аспирантуре, магистратуре, а также докторантуре.
Каждый аспирант/соискатель составляет индивидуальный план работы над диссертацией на весь срок обучения, в нем указывается тема диссертационного исследования, шифр и наименование научной специальности, планируемый объем страниц. План подписывается научным руководителем и утверждается Ученым советом. В период обучения в аспирантуре для аспирантов и соискателей проводят ежегодную аттестацию в сентябре-октябре и итоговую аттестацию на последнем году обучения.
Практика показывает, что при такой размытой организации научной деятельности аспирантов и соискателей коэффициент защит диссертаций невысок. Это снижает рейтинг вуза. Необходима разработка адекватной системы планирования и организации труда, которая обеспечивала бы генерирование идей, их оценку и отбор для дальнейшего осуществления и четкого распределения обязанностей научных руководителей и исполнителей. Смысл такой системы заключается в регламентации выдачи ежемесячных индивидуальных плановых заданий аспирантам, оперативном контроле за исполнением и объективной оценке труда по результатам этого контроля. Учитывая универсальность системы, ее можно рассматривать как инструмент активизации научно-исследовательской деятельности по всем видам прикладных НИР, а также по созданию научного задела.
Для управления этими процессами требуется система показателей, позволяющая оценить качество научных исследований, качество труда исполнителей научных подразделений и организации в целом. Система показателей позволяет дать формализованную базу для принятия управленческих решений в долгосрочной перспективе и сравнивать плановые показатели с их отчетными значениями, тем самым увидеть «узкие места» в выстраивании инновационных процессов.
Все исполнители делятся на следующие группы:
— 1 группа — заведующие кафедрой, лабораторией, научным отделом (сектором);
— 2 группа — профессора, доценты, старшие научные сотрудники, старшие преподаватели;
— 3 группа — преподаватели, ассистенты, младшие научные сотрудники, аспиранты;
— 4 группа — старшие лаборанты, лаборанты, старшие техники, техники.
Планирование работы осуществляется на основе комплекса различных видов плановых заданий, выдаваемых исполнителям [4, 5]. Для объективизации плановых показателей все научные исследования делятся на патентоспособные и не патентоспособные. В свою очередь, в каждой из этих групп выделяются НИР поисковые, прикладные, работы по оказанию технической помощи предприятиям. Таким образом, создается своеобразный классификатор НИР. Оценке подвергаются все НИР. В зависимости от этого различные группы исполнителей получают задания в виде различных форм документов. Такими документами могут быть планы НИР на год, кварталы, заказ-наряды, хоздоговоры, руководящие и директивные документы, распоряжения руководителя (1-я и 2-я группа исполнителей). Для исполнителей 3 и 4 группы планы работ по каждой НИР приводятся в виде индивидуальных плановых заданий. Эти задания исполнители получают от руководителя не позднее 3-го числа каждого месяца. Задание записывается в карточку (табл. 1), где конкретно указывается содержание и объем работ, сроки выполнения и требования к качеству.
Для каждой группы исполнителей наименование работ (формулировка) регламентируется исходя из должностных обязанностей. Перечень работ, производимых различными категориями работников, определяется в подразделениях вуза.
Таблица 1
План-задание
на____________месяц
Исполнитель
Ф.И.О.
Должность
№ заказ-наряда, договора Содержание задания Задано Выполнено
Объем Сроки (в днях) Требования к качеству По объему По срокам По качеству
1 2 3 4 5 6 7 8
Задание выдал
Задание принял
подпись
подпись
Исполнитель 424
подпись
Таблица 2
Этапы работы Показатели оценки
Разработка структуры и содержания диссертационного исследования Уровень составления плана исследования
Выбор направления исследований: — обзор литературы по направлению исследований; — определение актуальности темы; — определение предполагаемых признаков новизны предмета и методов исследований; — выявление альтернативных вариантов решений и выбор предпочтительного варианта. — определение влияния результатов НИР на технико-экономические и социальные показатели деятельности предприятий. Полнота просмотра патентной информации; — полнота проработки отечественной и зарубежной литературы; — патентно-конъюнктурная перспективность, актуальность — научная новизна предмета и методов исследований; — вариантность технических решений; — повышение технического уровня производства, услуг, рост объемов и структуры продуктов, улучшение использования природных ресурсов, совершенствования внутриотраслевой организации производства.
Проведение теоретических исследований и экспериментов: — выявление противоречий в решении поставленных задач; — уточнение терминов, понятий. определений; — построение целевых классификаторов; — определение экспериментальной базы и объема экспериментов; — выбор измерительной и вычислительной техники — правильность методологической постановки исследований и соответствие поставленной задаче; — новизна результатов НИР; — практическая значимость результатов НИР; — достоверность получаемых результатов
Обобщение результатов исследования. Оформление работы. Выводы и рекомендации.
Проведение практических занятий со студентами. Публикации. Участие в конференциях, проектах, конкурсах, семинарах. — по индивидуальному плану; — количество публикаций по выполненной теме, в том числе в изданиях по списку ВАК.
В частности, анализ составляющих деятельности аспирантов позволяет сформулировать содержание плановых заданий на месяц и определить их выполнение (табл. 2).
Примерное содержание индивидуальных плановых заданий по этапам выполнения исследования.
Значимость показателей оценки НИР устанавливается группой экспертов (члены Ученого совета).
Каждый из показателей имеет три уровня оценки. Например, показатель «Научно-технический уровень НИР» характеризует уровень основных технических параметров, которые могут быть получены в результате реализации НИР (показатели назначения, надежности, долговечности, технологичности), и оценивается по следующим уровням:
— основные характеристики выше лучших мировых образцов — 5 баллов;
— основные характеристики на уровне лучших мировых и отечественных образцов и имеющихся в стране аналогов — 3 балла;
— основные характеристики ниже имеющихся в стране аналогов — 0 баллов.
Показатель «Полнота просмотра патентной информации» характеризует объем поиска по теме исследования и оценки по следующим уровням:
— просмотр патентной информации произведен в полном объеме — 5 баллов;
— выполнен частичный просмотр патентной информации — 4 балла;
— просмотр патентной информации не производился — 3 балла.
Показатель «Патентно-конъюнктурная перспективность» характеризует патентную и конкурентную способность результатов НИР и оценивается по следующим уровням:
— по работе может быть получен патент и продана лицензия — 5 баллов;
— по работе может быть получено авторское свидетельство — 4 балла;
— изобретений нет.
Показатель «Научная новизна предмета (метода) исследований»:
— полная новизна предмета (метода) исследования — 5 баллов;
— частичная новизна предмета (метода) исследования — 3 балла;
— оказание технической помощи — 1 балл.
Показатель «Вариантность технических решений»:
— к исследованию принято 2 и более вариантов — 5 баллов;
— к исследованию принят 1 вариант — 3 балла.
Для каждого вида НИР по классификатору устанавливается нормативный уровень планирования.
Фактический уровень выполнения определяют лица, ответственные за оценку, за которую они несут полную ответственность. Отдел патентов оценивает показатели: «Полнота проработки патентной информации», «Патентно-конъюнктурная перспективность НИР», «Выбор темы исследования», «Новизна постановки задач, предмета и методов исследования» — руководитель темы. Ученый совет — «Правильность методической постановки исследований», «Научная новизна результатов исследования», «Вариантность технических решений», «Влияние результатов НИР на технико-экономические и социальные показатели, практическая значимость» и т.п.
Оценка производится путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми. Далее подсчи-тывается общее количество баллов по каждой работе, в зависимости от суммы которых оценивается качество работы.
Руководитель в течение месяца может давать дополнительные оперативные задания. В зависимости от длительности и сложности выполнения этих заданий руководитель может скорректировать индивидуальный план-задание или перенести его выполнение на следующий месяц.
При выдаче индивидуальных заданий руководитель обязан разъяснить порядок выполнения. По истечении месяца руководитель, дающий задание, должен его принять и оценить. Результаты оценки служат основой для принятия решения о продолжении темы и путях практического использования результатов ее выполнения, разработки мероприятий по повышению эффективности и качества выполняемых исследований, подготовки рекомендаций об участии в конкурсах и выставках, организации материального и морального поощрения коллективов и отдельных работников. Оценка качества работы исполнителей осуществляется на основе упущений и достижений по данным, предоставленных в карточке индивидуального плана-задания и определяется с помощью коэффициента качества труда исполнителя (Ккти).
За упущения (ошибки, недоработки) и достижения устанавливаются коэффициенты снижения или повышения, которые дифференцированы в зависимости от степени допущенных ошибок или достижений при выполнении работ. К упущениям труда исполнителей 3 и 4 групп относятся невыполнение плановых заданий по объему и срокам, низкое качество, отсутствие творческой инициативы, нарушение трудовой дисциплины. В качестве достижений является высокий технический уровень, творческий подход к работе.
Коэффициент качества труда исполнителя определяется по формуле:
Ккти = 1 + Кпов - Ксн
Ксн — коэффициент, учитывающий упущения, рассчитывается как отношение суммы полученных штрафных баллов и общей максимально возможной суммы штрафных баллов.
Кпов — коэффициент, учитывающий достижения, рассчитывается аналогично.
За бездефектную работу для сотрудников института предусмотрена премия. Премирование осуществляется на основе вузовского положения с учетом категории качества законченных НИР и коэффициента качества труда исполнителей. Разделение премии между исполнителями разработки осуществляется исходя из суммы, выделенной на премирование участников разработки, коэффициента трудового участия, который определяется как отно-
шение фактического фонда заработной платы ^го исполнителя по премируемой теме к объему фонда заработной платы участников разработки и коэффициента качества труда исполнителя.
Эффективность системы планирования организации и ситуационного контроля работы исполнителей выражается в повышении роли научного руководителя, развитии общей и профессиональной подготовки аспирантов, реализации мониторинга качественного состава научно-педагогических кадров, роста инновационной активности вузов.
Литература
1. Демина Н. Высшая аттестационная комиссия замахнулась на модернизацию и теологию. Polit.ru>article /2010/08/04/vac_ modem/
2. Наука полезна для вузов dp.ru>a/2011/02/14 nauka_polezna_dlija_vusov
3. Ермаков Ю.В., Пашкус В.Ю. Человеческий капитал и ключевые компетенции вуза // Проблемы современной экономики. — 2008. — №1(25).
4. Фурсова Т.И. Опыт планирования и оценка работы исполнителей на основе индивидуальных плановых заданий // Экспресс-информация ЦНТИ «Энергетика и электрификация». — 1987. — Вып.1. Обмен передовым опытом, экономия ресурсов, повышение эффективности и качества.
5. Насадкина О.Ю., Бойтимиров Л.З., Власова А.Г. Информационно-аналитическое обеспечение процесса подготовки научных кадров высшей квалификации в вуз // Труды XV Всероссийского научно-методической конференции. — СПб., 2008.
экономическая итология - наука
об экономических проблемах информационных технологий
В.З. Лесохин,
профессор кафедры систем технологий и товароведения Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук.
vit_les@mail.ru
В статье дается представление о новой науке «Экономическая итология», исследования в области которой вызваны необходимостью стандартизации знаний. Дана характеристика информационно-обменных процессов и информационного подхода теории систем как методологии этой науки, показана необходимость исследований в области данной науки для совершенствования прогнозирования экономической эффективности инноваций.
Ключевые слова: итология, инновационная сила, сложность системы, избыточная рациональность, двойственный принцип Канторовича Л.В, экономическая эффективность, информационные технологии.
УДК 330.47 ББК 65
Итология [9] как наука об информационных технологиях возникла в начале 2000-х годов. В научной литературе основной характерной чертой этой науки отмечается ее целевая направленность на преображение человеческой практики и бытия, способность проникновения во все аспекты жизни и деятельности человека и ее междисциплинарная роль как общезначимой дисциплины (аналогично математике и философии). В то же время необходимы исследования в области методологии данного направления. В качестве методологии этой науки автором настоящей статьи используется информационный подход теории систем [1], позволяющий разделить информацию на сигналы, знания, чувства и интуицию, выделить полезную часть и потери и обнаруживающий единую информационную природу для гуманитарных и естественных наук. На его основе исследуются проблемы интеграции искусственного и естественного интеллекта, теоретической и прикладной экономики, моделей микроэкономики и предпринимательства и т.д. Следует отметить, что интеграция — это не простое объединение наук и превращение их в необъятную область. В этой науке используются приемы синтеза, позволяющие преодолеть избыточность информации и прежде всего избыточность структуры информационной сис-
темы предметной области, обеспечивая необходимую гибкость реагирования на изменение ситуации.
Основным понятием информационного подхода теории систем является сложность, (содержание, смысл) системы (С), определяемой произведением I и Н. Логическая информация Н характеризует содержание (суть) только единицы чувственной информации, а для того чтобы охарактеризовать сложность всей информации, нужно умножить Н на количество чувственной информации I. Чувственная информация вводится как мера отраженной в сознании элементной базы системы и определяется измеренной величиной с учетом точности измерений. Логическая информация характеризует сущность понятия и определяется как отношение сущности к объему понятия. В физических системах (С) соответствует энергии. Для систем управления интерпретация этого понятия зависит от конкретных условий его применения. В частности, в зависимости от того, применительно к характеристике всей системы или ее элементов используется (С), можно говорить о системной СС, собственной С0 и взаимной сложности СВ. Собственная сложность представляет собой суммарную сложность (содержание) элементов системы вне связи их между собой. Системная слож-