УДК 37.022
Миняева Н.М.
Университетский колледж Оренбургского государственного университета, г Оренбург, Россия
E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА
Качество подготовки специалистов среднего звена с позиции его конкурентоспособности стоит сегодня достаточно остро по ряду причин. Прежде всего, это позитивные изменения современного общества в сторону инновационного развития экономики. И в частности, это региональные условия и потребности рынка труда. Вариативность и гибкость профессиональных образовательных программ, диверсификация средних специальных учебных заведений с учетом их многопро-фильности и многофункциональности, расширение взаимодействия с работодателями - все это способствует усилению конкурентоспособности выпускника колледжа.
Материалом исследования послужили анкеты студентов колледжа и комментарии к ним, программа развития колледжа, результаты дополнительного профессионального образования, достижения выпускников, изучение социально-воспитательной системы учебного заведения, реализация целевой подготовки. В качестве основных факторов, влияющих на актуализацию модели конкурентоспособного выпускника колледжа, мы выделили требования рынка труда, связанные с профессиями будущего, а также развитие и саморазвитие личности, обучение в течение всей жизни и предложили действия образовательной организации.
Полученные результаты позволили актуализировать модель выпускника колледжа, в основе которой лежит саморазвивающийся конкурентоспособный специалист, коммуникабельный нравственный человек, гибкая личность. В качестве вывода отмечаем, что полученная модель отвечает современным требованиям профессионального образования, в основе ее лежат сформированные общие и профессиональные компетенции, модель динамична и способна реагировать на изменения общества.
Ключевые слова: модель выпускника, конкурентоспособный специалист, практико-ориентированное обучение, опыт подготовки специалиста.
Приоритетные направления инновационного развития экономики: телекоммуникационные, транспортные, космические системы, науки о жизни, рациональное природопользование, индустрия наносистем, энергосбережение, а также современные потребности общества и гражданина диктуют образованию внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели подготовки кадров, обеспечивающей повышение доступности и качества профессионального образования.
Адаптивность систем профессионального образования приобретает особое значение в ситуации растущей неопределенности и постоянных изменений. Однако, как любая образовательная система, профессиональное образование обладает определенным внутренним консерватизмом и инерцией и не может перестраиваться «на лету». В этой связи особую важность приобретают прогнозы потребности в умениях/квалификациях, поскольку профессиональные учебные заведения готовят людей к выходу на рынок труда не здесь и сейчас, но с горизонтов в несколько лет, в зависимости от продолжительности образовательной программы [13, с. 5].
В современном обществе наметились значимые факторы позитивных изменений, которые положительно влияют на систему среднего профессионального образования:
демографические процессы:
- рост рождаемости;
- увеличение продолжительности жизни;
улучшение качества жизни:
- рост доходов населения;
- доступность здравоохранения;
- социальная защита;
развитие экономики:
- модернизация отраслей машиностроения, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
- возможность развития малого и среднего бизнеса [16].
Глобализация, технологические изменения и изменения в организации труда вкупе с демографическими изменениями (включая старение населения и миграцию) одновременно являются мощными факторами как риска, так и новых возможностей [13, с. 5].
В стране и нашем регионе формируется новое качество жизни, суть которого состоит в построении социального государства, где
действует сбалансированная система экономических стимулов, социальных гарантий, юридических, этических, поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки (образования) граждан.
Образование человека занимает лидирующие позиции в его жизненной траектории, в его успешности, в его личном вкладе в развитие государства. Никогда ранее образование не было столь важно для каждого конкретного человека. Обществу необходимо поколение свободных профессионально компетентных людей, способных к образованию через всю жизнь, владеющих профессиями будущего, а также «узкими» профессиональными функциями (умениями) [10], [11].
В настоящее время, как показывают различные международные исследования, наблюдается значительный сдвиг рынка труда в сторону квалифицированных работников, обусловленный потребностями постиндустриального общества, основанного на знаниях. И. как следствие, ожидается рост профессий, требующих высокой квалификации, в таких областях, как менеджмент, информационные и другие наукоемкие технологии и связанные с ними вспомогательные области [13, с. 6], [8].
По поводу выяснения отношения студентов колледжа к проблеме «Профессии. Взгляд в будущее» было организовано обучение на эту тему в форме мастер-классов, а затем из-
учено мнение 150 студентов специальностей Программирование в компьютерных системах и комплексах, Компьютерные системы и комплексы, Производство летательных аппаратов, Банковское дело.
Студентам было предложено ответить (рис. 1-4) на следующие вопросы:
- Какой вывод ты сделал после занятий мастер-класса?
- Что ты изменишь в себе, в своем отношении к учебе и подготовке к будущей профессии?
- Что тебе понравилось в личности преподавателей данного цикла?
- Какие черты ты будешь развивать в себе?
Анализируя ответы обучающихся можно
сделать вывод о том, что студенты понимают, что работодателю интересен продвинутый, саморазвивающийся, целеустремленный специалист, что необходимо изучать то, что понадобится на производстве не только сегодня, но и через 5-10 лет. На основе потребностей работодателя в специалистах, обладающих определенной профессиональной подготовкой, устойчивыми социальными и психологическими качествами, формируется конкретный заказ образовательным организациям.
Таким образом преодолевается разрыв между теорией и практикой, на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.
Рисунок 1 - Диагностика результатов опроса №1
Рисунок 2 - Диагностика результатов опроса №2
Рисунок 3 - Диагностика результатов опроса №3
20
40
60
целеустремленность
дикция, ораторские способности, красноречие, умение говорить перед публикой, правильная речь
уверенность
начитанность, грамотность, мышление
9
и
39
44
Т-
Рисунок 4 - Диагностика результатов опроса №4
В настоящее время работодатели при найме работников учитывают не только формальные квалификации (профессиональные или академические), но и те компетенции, которые несут добавленную стоимость для их организации. Они отдают предпочтение «гибким» работникам, способным быстро адаптироваться к непредвиденным изменениям. Поэтому в идеале профили умений должны сочетать конкретные умения, необходимые для трудовой деятельности в определенной области, и те базовые/ключевые умения, которые необходимы для любого рабочего места, т. е. они могут «переноситься» с одного рабочего места на другое - отсюда их название «переносимые» или «трансверсальные» умения [3]. Эти умения также называют общими/ключевыми умениями или «мягкими». Они включают в себя способность анализировать и организовывать сложную информацию, брать на себя ответственность, управлять рисками, принимать эффективные решения, работать в команде и т. д. [13, с. 10]. Обучение в течение всей жизни предполагает обучение, осуществляемое как в границах, так и за пределами системы формального образования в широком разнообразии новых контекстов. Это означает, что основным ключевым умением становится способность человека осуществлять поиск новых знаний, осваивать и развивать новые компетенции [14, с. 13].
В связи с этим, действия нашей образовательной организации:
- формирование личности мотивированного студента и преподавателя;
- введение и лицензирование подготовки по специальностям из списка ТОП-50 (Сетевое и системное администрирование, Информационные системы и программирование, Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, Технология металлообрабатывающего производства, Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям), Производство и обслуживание авиационной техники);
- дуальное (практико-ориентированное обучение, начиная с 1 курса);
- техническая и технологическая модернизация оборудования и специальностей;
- сетевое взаимодействие с предприятиями работодателя.
В целях повышения конкурентоспособности и успешного трудоустройства выпускников наши студенты осваивают дополнительные практико-ориентированные образовательные программы, используя информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности, приобретая рабочую профессию в рамках смежных специальностей. Для чего в колледже организована подготовка студентов по дополнительным профессиональным образовательным программам в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Подготовка осуществляется в свободное от учебных занятий время по программам профессиональной переподготовки:
- оператор электронно-вычислительных машин с основами работы в АСУ 1С бухгалтерия;
- слесарь по установке, настройке и обслуживанию газобаллонных автомобилей;
- слесарь-диагност мехатронных систем автомобилей.
и по программам повышения квалификации:
- оператор электронно-вычислительных машин со знанием монтажа, настройки и администрирования компьютерных сетей;
- оператор логических и телематических систем;
- монтажник (регулировщик) цифровых устройств и радиоэлектронной аппаратуры и приборов;
- делопроизводство с основами работы в информационных технологиях;
- кассир (контролер) банка;
- основы работы в 1С бухгалтерия и конфигурирование программных продуктов 1С бухгалтерия;
- сетевое и системное администрирование, веб-разработка (по стандартам WSR);
- токарное (фрезерное, слесарное) дело;
- английский язык (для начинающих, профессиональный);
- информатика и информационные технологии в современном обществе.
По окончании обучения студентам колледжа вместе с дипломом о получении среднего профессионального образования и свидетель-
ством о профессии рабочего (должности служащего) выдаются документы, подтверждающие обучение по дополнительным образовательным программам: диплом о профессиональной переподготовке или/и удостоверение о повышении квалификации.
С целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования колледж вступил в международное некоммерческое движение WorldSkills, Это выражается в нашем участии в конкурсах профессионального мастерства, в проведении научно-исследовательской работы по теме «Система подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики и стандартов World-Skills в условиях среднего профессионального образования». В рамках подготовки к участию в конкурсе профессионального мастерства по компетенциям WorldSkills мы установили связь с координационным центром Оренбургской области, разработали план мероприятий, определили инициативную группу, а также педагогический состав, который ведет подготовку студентов по компетенциям «Сетевое и системное администрирование» и «Веб-разработка». Как итог, студенты колледжа приняли участие в отборочных соревнованиях в расширенный состав национальной сборной чемпионата профессионального мастерства WorldSkills по компетенциям: Токарное дело на станках с ЧПУ и Веб-разработка (г. Москва) и региональном этапе.
Еще одна возможность усиления стартовых возможностей наших выпускников - обучение в Аэрокосмическом институте ОГУ в рамках гранта «Кадры для оборонно-промышленного комплекса». Лучшие студенты специальностей Технология машиностроения, Производство летательных аппаратов, Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в рамках образовательного модуля целевого обучения студентов среднего профессионального образования изучают дисциплины:
- инженерное творчество в робототехнике;
- расчет и проектирование сварных конструкций;
- технологии и оборудование быстрого про-тотипирования;
- автоматизация подготовки производства с использованием решений «СПРУТ-Технология»;
- разработка инженерных приложений для оборонно-промышленного комплекса и другие.
Предлагаемый образовательный модуль базируется на использовании новейшего технологичного оборудования Аэрокосмического института ОГУ. В процессе двухгодичного обучения у студентов формируются компетенции, обеспечивающие способность участвовать во внедрении и использовании современных и перспективных технологий и средств технологического оснащения в обеспечении высокотехнологичного производства изделий тактического ракетного вооружения. Ценность данного модуля состоит в том, что наши выпускники получают вместе со знаниями, умениями и компетенциями практический опыт работы с современным материаловедческим и робототех-ническим оборудованиям, установками быстрого прототипирования и программным обеспечением в области автоматизации технологической подготовки производственных процессов.
Далее. Мы выделяем важный аспект - формирование всесторонне развитой и конкурентоспособной личности студента в процессе активного включения студента как ее субъекта воспитания в действующую модель социально-воспитательной системы колледжа.
В ее основе заложены академические традиции:
- ценность знаний, новых идей. Традиция хорошо учиться, стремиться стать профессионалом своего дела.
- традиции творчества, синтез нового, который выражается в исследовательских проектах, художественном творчестве;
- традиции порядочности, выполнение норм и правил поведения;
- традиции патриотизма и гражданской ответственности;
- традиции здорового образа жизни [1], [2].
Большую роль в развитии традиций играют
кураторы, родители, социальные партнеры, студенческое самоуправление. Центр социально-воспитательной работы - студент, результат -подготовленный специалист. Как результат из общего числа выпускников колледжа (537 чел.) 93 выпускника получили дипломы с отличием, 301 выпускник - документы о профессиональной переподготовке и повышении квалификации. В сборник «Лучшие выпускники Орен-
Рисунок 5 - Модель выпускника колледжа
бургской области» включены 39 выпускников колледжа. В колледже 14 студентов приоритетных направлений получают стипендию Правительства РФ. 10 студентов и преподавателей колледжа награждены Почетным знаком «Золотая молодежь Оренбуржья», 10 студентов стали «Студентами года - 2017». В 2016 году студент специальности Технология машиностроения занял первое место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства по Токарному делу.
Таким образом, учитывая выделенные аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста, мы актуализировали модель выпускника колледжа, которая представлена на рисунке 5.
В любом случае здесь важна не столько сама модель, сколько основополагающий принцип, а именно - обязательное наличие значительного
компонента обучения на предприятии как части целостной образовательной программы. Это, в свою очередь. Требует четкого регулирования, определения ролей различных партнеров, в том числе и в части финансирования.
Общие векторы модели означают не безусловное копирование чужих моделей, но адаптацию основных принципов и механизмов с учетом собственных традиций, сильных и слабых сторон подготовки будущих специалистов [13, с. 12].
Представленная модель выпускника соответствует требованиям к результатам образования, включающим общие и отраслевые требования уровня квалификации, в основе которых представлены общие и профессиональные компетенции. Модель мобильна, современна, позволяет динамично реагировать на современные вызовы развивающегося общества.
27.04.2017
Список литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: М1р://минобрнайки.рф
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р. Комплекс мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.
4. Атлас новых профессий. - Агентство стратегических инициатив, Москва, 2015.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795, Москва. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
6. Гладких, В.Г. Модель профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении [Электронный ресурс] / Гладких В.Г., Денисова О.В. // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2015. - №4(13). - С. 29-33.
7. Землянский, В.В. Дуальная система подготовки специалистов как форма интеграции профессионального образования и производства / В.В. Землянский // Интеграция образования. - Россия, Республика Мордовия, Саранск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», 2010. - №3 - С. 3-14
8. Миняева, Н.М. Взгляд на самообразовательную деятельность студента в аспекте новых образовательных стандартов / Н.М. Миняева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 1-3 февраля 2012 г. / Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2546-2551.
9. Миняева, Н.М. Научно-методический и практический опыт дополнительного профессионального обучения в условиях колледжа университета / Н.М. Миняева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международ.участ.), 4-6 февраля 2015 г. / Оренбург. гос. ун-т., - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. - С. 2519-2524.
10. Харина, Н.В. Компетентностно-деятельностный подход как условие повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования / Н.В. Харина, А.Р. Демченко, Д.Н. Шеховцова // Профессиональное образование в России и за рубежом / Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2016. - №2 - С. 8-15.
11. Experimental Study of the Effectiveness of College Students Vocational Training in Conditions of Social Partnership [Электронный ресурс] / Aida V. Kiryakova [et al.] // IEJME - MATHEMATICS EDUCATI0N,2016. - Vol. 11, №3. - Р. 457-466.
12. Pedagogical Tools of Professional Ideals Management of Modern Student [Электронный ресурс] / R. R. Zamaletdinov [et al.] // International Review of Management and Marketing,2016. - Vol. 6, №2. - Р. 364-369.
13. The Axiological Approach to the Analysis of the Problems of Modern University Education [Электронный ресурс] / Aida V. Kiryakova [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences,2015. - Vol. 6, №2, S 3. - P. 22-28.
14. The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities [Электронный ресурс] / I. D. Belonovskaya [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences,2015. - Vol 6, №2, S3. - Р. 36-42.
15. The Methodology of Covplex Continuous Training of the Students of technical Universities to Innovative Activities / Izabella D.Belonovskaya, Aleksander E.Shukhman, Marina A/ Studyannikova, Natalia M. Minyaeva, Elene M. Ezerskaya, Olga F. Piralova, Dilyuara F. Barsukova // Mediterrnean Journal of Social Sciences. MCSER Publishining, Rome-Italy: Vol, 6, №2 S3. 2015. - Р. 3642.
16. The Real and the Ideal Engineer-Technologist in the View of Employers and Educators [Электронный ресурс] / Elmira R. Khairullina [et al.] // International Review of Management and Marketing,2016. - Vol. 6, №1. - Р. 134-138.
Сведения об авторе:
Миняева Наталья Михайловна, директор Университетского колледжа Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент 460026, г. Оренбург, ул. Одесская, 148, т. (3532) 755676, e-mail: [email protected]