Научная статья на тему 'Актуализация гендерной идентичности в информационно-коммуникативном пространстве'

Актуализация гендерной идентичности в информационно-коммуникативном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / МАССКУЛЬТУРНАЯ СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пантелеева Татьяна Юрьевна

В данной статье рассматривается гендерная идентификация в информационно-коммуникативной плоскости. Показано, что гендерная идентификация обеспечивает функционирование различных типов информационных потоков и их воздействие на аудиторные компоненты. Установлено, что гендерная идентичность способна формировать ментально-поведенческие модели, встроенные в общественно-культурные отношения социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация гендерной идентичности в информационно-коммуникативном пространстве»

УДК 16.21.33 (81'42; 801.7)

Пантелеева Татьяна Юрьевна

кандидат филологических наук, доцент. Заместитель начальника Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России по учебной и научной работе pantel_tania@mail. ru Tatiana Yu. Panteleeva Candidate of Philology, the associate Professor. Deputy head of the Novorossiysk branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia in education and research pantel_tania@mail .ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ACTUALIZATION OF GENDER IDENTITY IN THE INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE

Аннотация. В данной статье рассматривается гендерная идентификация в информационно-коммуникативной плоскости. Показано, что гендерная идентификация обеспечивает функционирование различных типов информационных потоков и их воздействие на аудиторные компоненты. Установлено, что гендерная идентичность способна формировать ментально-поведенческие модели, встроенные в общественно-культурные отношения социума.

Ключевые слова: языковое сознание, гендер, гендерная идентификация, феминность, маскулинность, масскультурная стереотипизация, информационно -коммуникативное пространство.

Abstract. ms article discusses gender identification in information and communication plane. It is shown that gender identification enables the operation of various types of information flows and their impact on classroom components. It is established that gender identity can form mental-behavioral model, embedded in socio-cultural relations of society.

Key words: linguistic consciousness, gender, gender identity, femininity, masculinity, massculture the stereotyped, information and communication space.

Полоролевые функции и репрезентация языкового сознания, как особая категориальная связка, актуализируется в контексте идентичности. Этот термин имеет значение тождественности, совпадения, слово «идентификация» характеризуется несколькими лексическими значениями: признание тождественности, отождествление объектов, опознание; процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком либо группой, образцом; установление соответствия распознаваемого объекта предмета своему образцу [1, с.

491]. Выделяют экономическую, культурную, национальную и другие типы идентичности. Понятие идентичность было апробировано Э. Эриксоном, в дальнейшем в разработке теории идентичности участвовали Дж. Марсиа, А. Уотерман, Дж. Мид и другие ученые.

Научная новизна нашего исследования определяется описанием гендерной идентификации, которая модифицируется в условиях социально-культурной действительности, в частности, на ее характер, прохождение, результативность оказывают воздействие такие критерии: становление традиций и отношение к ним социума на фоне внедрения инноваций, образ жизни социума, ценностно-ориентационная система и духовно-нравственная концепция. Процессы идентификации протекают в информационно-коммуникативной плоскости, которая обеспечивает функционирование различных типов информационных потоков и их воздействие на аудиторные компоненты. В ходе осуществления идентификации степень и характер отождествления с демонстрируемыми образцами зависит от прохождения ментальной идентичности [2].

В.Д. Попов в своих работах исследует закон ментальной идентичности, отображающий объективные связи между компонентами менталитета и событиями, явлениями, проистекающими в объективной реальности. «Ментальность -функция менталитета... Мы исходим из того факта, что существует «вершинная психология» (или психология сознания) и «глубинная психология» (или психология подсознания и бессознательного). Менталитет включает в себя феномены глубинной психологии» [3, с. 5], которая представляет совокупность элементов и механизмов, содержащихся в социальной, национальной психике, в основе которых лежит «положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Глубинная психология этноса, нации, народа - это совокупность социальных генов, инстинктов (инстинкт собственности и др.), архетипов, мифов, традиций, символов, обычаев, нравов, верований и т.п. феноменов. Они трансформируются в принципы: социальной справедливости, коллективизма (общности) индивидуума» [3, с.6].

Среди типов идентификации обозначена и гендерная идентификация. Под гендерной идентичностью подразумевают структуру социальной идентичности, которая позиционирует индивида с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе [4]. Понятие гендерной идентичности обозначает процесс осознания собственной принадлежности к культурной категории феминности, маскулинности [5, с. 146]; рассматриваемая дефиниция позиционирует представления индивида о его поле, осознании собственного «Я», связанного с мужской либо женской категорией. Прохождение идентификации подразделяется на два этапа: бессознательный - предполагает осуществление пассивного подражания индивидов в детском возрасте определенному гендерному поведению, элементам гендерной модели (мужской либо женской категории); осознанно отрефлексированный - включает механизмы анализа собственной идентичности в период юности, зрелости, старости, способствующие либо осознанному принятию сложившейся идентификационной модели, либо реидентификации или ресоциализации. Таким образом, можно заключить, что гендерная идентичность -

это определение индивидом собственной феминной либо маскулинной ментально -поведенческой модели, встроенной в общественно-культурные отношения социума.

Процесс прохождения гендерной идентификации обуславливается рядом факторов. Уровень и специфика культурного развития социума оказывают влияние на определение культурных норм и категорий гендерных страт. На современном этапе среди аспектов, воздействующих на погружение индивида в культурно-идентификационную среду, причисление себя к гендерной группе и принятие гендерного статуса, выделяются следующие: преобладание инноваций над традицией; светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; персональность, ориентация на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса, индустриальный характер; массовое образование; активный деятельный психологический склад; предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация); возможность достижения статуса; преобладание универсального над локальным; многосубъектность порождения ценностей и экспансия западных ценностей [7, с. 30], вследствие чего происходит формирование традиционного и постмодернистского типов мировоззрения, оказывающих воздействие на процесс идентификации. В рамках традиционного мировоззрения определяется традиционно-патриархатный дискурс о гендерных отношениях; постмодернисткий дискурс проецирует картину трансформации гендерной идентичности, вызванной следующими критериями: фрагментацией гендерной идентичности, интеграцией гендерных символов феминной и маскулинной групп, маргинализацией (появление пограничных типов гендерной идентичности), полиферацией (процесс разобщения, ведущий к образованию новой идентичности) и др. [8].

Идентификация посредством ознакомления индивида с тендерными образцами, стереотипами в символическом пространстве является наиболее действенной и эффективной благодаря массовости медийной сферы. Создание и функционирование гендерных концепций, моделей, характеристик, атрибутов гендерных категорий делает их восприятие доступным различным социальным группам, что меняет ментальные установки аудиторных компонентов, «внедрение в сознание может быть таким мощным, что грезы репрезентаций будут приниматься и за реальность, и за истину» [9, с. 200]. В процессе своей деятельности массовая периодика заранее ориентирована на мужскую или женскую аудиторию, что определяет тематику, проблематику, язык публикаций, оформление изданий и т. д. Использование гендерных репрезентаций, стереотипов способствует формированию следующих вариантов воздействия на аудиторию: 1) воспитание женской, мужской аудитории в соответствии с морально-этическими, духовными нормами, закрепленными в сознании социума; 2) ориентирование гендерно аудиторных сегментов на выполнение определенных функций, задач, занятий; 3) закрепление знаний, сведений, необходимых для собственной реализации в рамках гендерной идентичности.

Формирование гендерных моделей и гендерная идентификация связаны с трансформацией общества, культурного ландшафта, ментальных категорий. Обозначились процессы, изменившие смысловое наполнение гендерных категорий: глобализация, социальная стратификация, масскультурная стереотипизация. В освещении гендерной тематики актуализировалась дистанцированность понятий «женщина» и «женственность», что, по мнению Л. Пассерини, явилось прямым

следствием роста материального достатка в социуме, переоценки ценностей и трансформации гендерных ролей [10, с. 92]. Наблюдается становление и развитие постнеклассической (современной) гендерной модели, основными категориями которой становятся следующие установки:

а) категория гендера перестает быть категорией, предопределенной биологическим полом. Реализуется множественность половой идентичности, проявляющаяся через различие сознания и поведения. Биологические мужчина и женщина выбирают себе подходящую гендерную роль в соответствии со структурой своей психики и индивидуальными особенностями личностного сознания;

б) противопоставление мужских и женских категорий отсутствует. Распространяется взаимодействие и взаимодополнение мужского и женского в сегментах культурного пространства;

в) в публичной, частной и личной сферах мужское и женское существует в различных вариациях и определяется как не связанное однозначно с биологическим полом личности;

г) в социальной и профессиональной сферах гендерное неравенство представляется как результат конкуренции; наблюдается выявление различий как между мужчинами и женщинами, так и внутри гендерных групп [11].

В процессе гендерной идентификации обозначаются аспекты неустойчивости и пластичности, что позволяет трактовать гендерную идентичность как постоянно развивающийся процесс, а ученым делать заключения относительно обострения кризиса гендерной идентичности, вытекающего из процесса социальной адаптации индивидов. Так, Л.В. Евсеева делает следующий вывод, касающийся причин изменения смысловой интенции: «... современная постиндустриальная цивилизация предполагает многообразие стратегий поведения женщин, на место строго детерминированного поведения приходит индетерминированное, ситуация властного навязывания социальных ролей сменяется поиском и самоопределением» [12]. Интеграция приватной и частной сфер жизни женщины вызывает столкновение интересов и возможностей, сопровождающееся стрессами, трансформацией ментальности, «в современных условиях экзистенциал «женственности» как характеристика, укорененная в реальном бытии феминного, выступает как некий артефакт и нуждается в постоянной культивации с учетом ценностно-целевых регуляций» [12, с. 11]. Репрезентация женского в культуре обнаруживает тот факт, что современные женщины стремятся реализовывать мужские сценарии, представ как проекция мужских достижений.

Обозначенные изменения поведения женской группы провоцируют трансформации в представлениях о феминности, «концепция женственности видоизменяется и пересматривается по мере того, как женщины все более активно берут на себя функцию определения собственной судьбы и ищут новые возможности для самовыражения, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах» [13, с. 62-76]. Вследствие этого констатируется биологическая взаимодополняемость, взаимозаменяемость, взаимообратимость. Унификация типов поведения гендерных групп, образов маскулинности и феминности сводится к андрогинной тенденции развития общества, что несет в себе позитивную и негативную направленность процесса. Первое направление характеризуется гуманизацией и взаимообогащением; второе содержит в себе нейтрализацию

важнейших характеристик гендерных групп: в структуре феминной категории наблюдается укрепление лидерских позиций, маскулинной культуры, конкурентной ментальности. Репрезентация гендерных вариативных моделей осуществляется в информационном пространстве. Таким образом, гендерная идентичность - это определение индивидом собственной феминной либо маскулинной ментально -поведенческой модели, встроенной в общественно-культурные отношения социума. Социальное конструирование гендера происходит в приватной и общественной сферах: первая - определяет процесс личной ментально-поведенческой деятельности; вторая - связана с деятельностью общественных институтов, осуществляет гендерную проекцию в процессе социализации, трудовых, семейных отношений.

Литература:

1. Новый энциклопедический словарь. М., 2013. 1568с.

2. Попов, В.Д. Закон ментальной идентичности / В.Д. Попов // Социальная информациология: словарь. М., 2006.

3. Попов, В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2005.

4. Радина, Н.К. Гендерная идентичность / Н.К. Радина // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002. С. 31-33.

5. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. Т. 1. А-О. М.: Вече: АСТ, 1999. 544 с.

6. Воронина, О.А. Гендер / О.А. Воронина // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация-XXI век, 2002. С. 21.

7. Жаде, З.А. Российская модернизация и проблемы идентичности / З.А. Жаде // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: материалы Междунар. науч. конф. - Владимир, 2009. С. 29-34.

8. Дмитриева, Н.В. Типология формирования и классификация типов постмодернистской гендерной идентичности [Электронный ресурс] / Н.В. Дмитриева // Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф., Новосибирск, 1 февр. 2010. Режим доступа: http://sibac.info.ru.

9. Саморукова, И. Репрезентации: образы мужчин и женщин в культуре / И. Саморукова // Гендер для «чайников» / под ред. И. Тартаковской. М.: Звенья, 2006. С. 199-226.

10. Пассерини, Л. Женщина в массовой культуре: двойственность образа / Л. Пассерини //Гендерные исследования. 2004. № 12. С. 9-100.

11. Надолинская, Л.Н. Конструирование гендерного дискурса и стратегии гендерного партнерства: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Л.Н. Надолинская. Ростов н/Д, 2008. 40 с.

12. Евсеева, Л.В. Трансформация женской субъективности в европейской культуре: философско-антрополический анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Л.В. Евсеева. Ростов н/Д, 2009. 38 с.

13. Кардапольцева, В.Н. Женственность как социокультурный конструкт / В.Н. Кардапольцева //Вестник РУДН. Сер. Социология. 2005. № 1. С. 62-76.

Literature:

1. New Encyclopedic Dictionary. M., 2013. 1568р.

2. Popov, VD Law mental identity / VD Popov // Social Informatiology: Dictionary. M., 2006.

3. Popov, VD Communicative and mental identity in the fate of the Russian reforms / VD Popov. M.: Publishing House of RAGS, 2005.

4. Radin, N. Gender identity / NK Radin // Dictionary gender terms / ed. AA Denisova. M.: Information-XXI Century, 2002.- P. 31-33.

5. Explanatory Dictionary of Sociology: 2 t. T.1. A-O. M.: Veche: AST, 1999. 544

p.

6. Voronina, O. Gender / OA Voronin // Dictionary gender terms / ed. AA Denisova. M.: Information-XXI Century, 2002. 21 p.

7. Jade, ZA Russian modernization and identity problems / ZA Jade // Russian state and society: current problems at the present stage: Materials Intern. scientific. Conf. -Vladimir, 2009. P. 29-34.

8. Dmitrieva, NV Typology of the formation and classification of types of postmodern gender identity [electronic resource] / NV Dmitrieva // The individual and society: problems of modern psychology: Proceedings of the international. extramural scientific and practical. Conf., Novosibirsk, Feb 1. 2010. Mode of access: http://sibac.info.ru.

9. Samorukova, I. Representations: images of men and women in the culture / AI Samorukova // Gender for "dummies" / ed. I. Tartakovsky. M.: Links, 2006. P. 199-226.

10. Passerini, L. Women in popular culture: Dually / L. Passerini // Gender Studies. 2004. № 12. P. 9-100.

11. Nadolinskaya, LN Construction of gender discourse and gender partnership strategy: Author. Dis. ... Dr Philosophy. Sciences / LN Nadolinskaya. Rostov n / a, 2008. 40 p.

12. Evseeva, LV Transformation of female subjectivity in European culture: philosophical analysis antropolichesky: Author. Dis. ... Dr Philosophy. Sciences / LV Evseeva. Rostov n / a, 2009. 38 p.

13. Kardapoltseva, VN Femininity as a sociocultural construct / VN Kardapoltseva // Bulletin of Peoples' Friendship University. Ser. Sociology. 2005. № 1. P . 62-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.