ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
EXPERIMENTAL MATERIALS
УДК 796.013 ББК 74.267.5
АКТУАЛИЗАЦИЯ ФОРМ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В. Л. Вотяев1, К. А. Котова1, С. В. Ботяев2
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия 2Северо-Казахстанский государственный университет, Петропавловск, Казахстан
Рассматривается проблема контроля и оценки координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Обосновывается необходимость расширения средств и методов оценки координационной подготовленности. Выявленные в ходе педагогического исследования уровни развития координационных способностей имеют статистически достоверные взаимосвязи с процессами освоения практического материала и формирования умений и навыков выполнения упражнений в различных разделах учебной программы по физическому воспитанию.
Ключевые слова: контроль и оценка, координационные способности, тестовые задания, взаимосвязь.
Актуальность. Проблема контроля, оценки и развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста становится всё более актуальной. Причиной этому служат трудности, с которыми сталкиваются преподаватели школ при освоении учащимися практического материала на занятиях физической культурой. Низкий уровень двигательной координации не позволяет школьникам качественно осваивать программный материал и формировать необходимые умения и навыки [5].
Основная причина этого, конечно, связана с низкой двигательной активностью детей, с отсутствием у большинства базовых умений и навыков трудовой и бытовой деятельности. Всё это диктует необходимость совершенствования методики обучения упражнениям программного материала. В основе такого подхода должна лежать процедура объективного контроля уровня развития координационных способностей (КС), а значит, существует необходимость расширения средств и методов контроля их развития. Одним из направлений усиления объективности контроля яв-
ляются современные информационные технологии, позволяющие значительно глубже рассматривать психофизиологические основы проявления КС1.
Надо сказать, что проблема объективной оценки координационных способностей стоит остро не только в школьном возрасте, но и в спортивной подготовке [1-3; 6]. Более того, эта проблема не решена полностью и в спортивной тренировке.
Проведённые нами исследования показывают, что учителя по физической культуре не готовы методически обеспечивать процесс контроля и оценки развития координационных способностей. Основным тестом у большинства преподавателей является челночный бег (3^10 м), который, по нашему мнению, если и оценивает уровень развития, то быстроты, а не координационных способностей. Метрологическое обоснование данного теста показало, что он имеет достаточно высокий
1 Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» № 2010617789 / Ю. В. Корягина, С. В. Нопин // Программы для ЭВМ...
(офиц. Бюл.). — 2011. — № 1, ч. 2. — С. 308.
коэффициент надёжности и стабильности, но информативность данного задания оставляет желать лучшего. Он в большей степени коррелирует с результатами в тестах бега на 20 и 30 м и показывает совсем низкую взаимосвязь с другими проявлениями координационных способностей, а также возможностями формирования двигательных умений и навыков практического выполнения упражнений школьной программы.
Всё вышесказанное стимулировало поиск и обоснование тестовых заданий, позволяющих объективно оценить уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. При выборе заданий мы учитывали их соответствие основным методическим требованиям, предъявляемым к координационным тестам. Они должны быть естественны, доступны и относительно просты для определённой возрастной категории учащихся, не требовали сложного оборудования и давали чёткое представление о динамике изменения координационных способностей.
Методы и организация исследования. Проведённый анализ научно-методической и специальной литературы позволил нам сформировать блок тестовых заданий для контроля и оценки координационной подготовленности учащихся младшего школьного возраста. Все задания прошли апробацию в научных работах В. И. Ляха [4], В. Л. Ботяева [1] и имеют метрологически обоснованные нормативы и шкалы оценок.
Исследование представлено двумя направлениями: первое — двигательно-моторные тестовые задания (п = 9), второе — информационно-диагностические технологии (п = 6), которые были представлены программой АПК «Спортивный психофизиолог».
В группу двигательно-моторных тестов вошли следующие задания:
1) разность результатов челночного бега 3^10 м и гладкого бега на 30 м (способность к согласованию);
2) прыжок с вращением (статокинетическая устойчивость;
3) падающая линейка (способность к реагированию);
4) поза Ромберга (способность к равновесию);
5) перешагивание через гимнастическую палку (способность к согласованию);
6) прыжок спиной вперёд (способность к согласованию);
7) передвижение в упоре лёжа сзади (способность к согласованию);
8) точность воспроизведения пространственных углов в суставах (кинестетическая способность);
9) воспроизведение длины отрезка правой и левой рукой (способность к ориентированию).
Компьютерные технологии:
1) время простой сенсомоторной реакции;
2) реакция на движущийся объект;
3) реакция выбора;
4) воспроизведение длительности временного интервала;
5) оценка угловой скорости движения.
6) теппинг-тест.
Исследование проходило на базе образовательного учреждения, количество участников — 32 ученика 3-го класса, из них 17 девочек и 15 мальчиков.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования показали, что большинство учащихся обладают средним уровнем координационной подготовленности, но в ряде тестов показаны результаты, соответствующие низкому и ниже среднего уровню. Дальнейшие расчёты позволили определить общий интегральный уровень развития координационных способностей. Для этого метрические единицы измерения были переведены в баллы с последующим расчётом общей координационной подготовленности.
Полученные ранговые значения общей координационной подготовленности учащихся младшего школьного возраста позволили нам на следующем этапе определить взаимосвязь интегральной координационной подготовленности с успешностью формирования умений и навыков в различных разделах школьной программы. Выявленные коэффициенты корреляции представлены в таблице.
Анализ выявленных взаимосвязей позволяет сказать, что координационные способности оказывают достаточно большое влияние на процесс формирования умений и навыков при освоении практического материала в различных разделах учебной программы по физической культуре. Выявлено, что более тесные, статистически достоверные взаимосвязи присутствуют у девочек, особенно ярко это проявляется при освоении учебного материала базового раздела «Гимнастика» и дисциплины вариативной части программы «Подвижные игры на основе баскетбола», соответственно г = 0,682 и 0,645. У мальчиков тесные статистически достоверные взаимосвязи выявле-
82
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 4
Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте
Взаимосвязь координационной подготовленности с процессами освоения практического материала на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте, п = 32
Раздел программы Мальчики Девочки
Лыжная подготовка 0,376 слабая 0,428 средняя
Подвижные игры 0,572 средняя 0,557 средняя
Лёгкая атлетика 0,368 слабая 0,384 слабая
Подвижные игры на основе баскетбола 0,473 средняя 0,645 средняя
Гимнастика 0,587 средняя 0,682 средняя
ны с процессами освоения практического материала в разделах «Подвижные игры» (г = 0,572) и «Гимнастика» (г = 0,587).
Анализируя два направления в диагностике координационных способностей (двигательно-моторные тесты и задания на основе компьютерных технологий), можно говорить о том, что статистически значимых различий в оценке координационной подготовленности в каком-либо блоке тестовых заданий не выявлено. Низкие и высокие результаты школьники демонстрируют во всех тестовых заданиях.
Выводы. Проведённые исследования показали, что контроль и оценку координационной подготовленности в младшем школьном возрасте необходимо осуществлять на основе широкого комплекса тестовых заданий, где наряду с двигательно-моторными будут представлены и компьютерные технологии, которые в проведённом исследовании показали высокую прогностическую информативность.
Выявленные достаточно тесные взаимосвязи координационных способностей с процессами освоения практического материала на занятиях физической культурой в младшем школьном возрасте позволяют говорить о необходимости систематического контроля и оценки координационной
Поступила в редакцию 1 ноября 2018 г.
подготовленности учащихся на различных ступенях образовательного процесса.
Список литературы
1. Ботяев, В. Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирования успешной специализации в сложно-координационных видах спорта : метод. пособие / В. Л. Ботяев. — Сургут : РИО СурГПУ, 2016. — 103 с.
2. Вишняков, А. В. Педагогический контроль важнейших координационных способностей юных легкоатлетов / А. В. Вишняков, В. А. Кашкаров // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 2. — С. 32-34.
3. Горская, И. Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И. Ю. Горская // Теория и практика физ. культуры. — 2010. — № 7. — С. 3438.
4. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. — М. : Терра-спорт, 2000. — 192 с.
5. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. На-заренко. — М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. — 258 с.
6. Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Павлова. — Сургут, 2008. — 24 с.
Для цитирования: Ботяев, В. Л. Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте / В. Л. Ботяев, К. А. Котова, С. В. Ботяев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 4. — С. 81-84.
Сведения об авторах
Ботяев Валерий Леонидович — доктор педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. [email protected]
Котова Ксения Анатольевна — магистрант факультета физической культуры и спорта, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия. [email protected]
Ботяев Сергей Викторович — аспирант, Северо-Казахстанский государственный университет. Петропавловск, Казахстан. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 4, pp. 81-84.
Actualization the Forms of Monitoring and Evaluation of Coordination Abilities in the Junior School Age
Botyaev V.L.1, Kotova K.A.1, Botyaev S.V.2
1Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. [email protected] 2North-Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan. [email protected]
The article deals with the problem of monitoring and assessing of coordination abilities of children in the primary school age. This article substantiates the necessity of expanding the means and methods for assessing coordination preparedness. Development levels of coordination abilities which identified in the pedagogical research have statistically reliable interconnection with the processes of mastering practical material and the formation of skills and abilities to perform exercises in various sections of the curriculum.
Keywords: monitoring and evaluation, coordination abilities, test items, interconnection.
References
1. Botyaev V.L. Koordinatsionnyye sposobnosti v sisteme otbora i prognozirovaniya uspeshnoy spetsializatsii v slozhno-koordinatsionnyih vidah sporta [Coordination abilities in the selection and prediction of successful specialization in difficult-coordination sports]. Surgut, 2016. 103 p. (In Russ.).
2. Vishnyakov A.V., Kashkarov V.A. Pedagogiches-kiy kontrol' vazhneyshikh koordinatsionnykh sposob-nostey yunykh legkoatletov [Pedagogical control the most important coordination abilities for young athletes]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, tre-nirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2009, no. 2, pp. 32-34. (In Russ.).
3. Gorskaya I.Yu. Otsenka koordinatsionnoy podgo-tovlennosti v sporte [Assessment of coordination training in sport]. Teoriya ipraktikafizicheskoy kul'tury [Theory
and practice of physical culture], 2010, no. 7, pp. 34-38. (In Russ.).
4. Lyah V.I. Dvigatel'nyye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitiya [Motor abilities of schoolchildren: fundamentals of theory and methodology of development]. Moscow, 2000. 192 p. (In Russ.).
5. Nazarenko L.D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsiy [Means and methods of motor coordination development]. Moscow, 2003. 258 p. (In Russ.).
6. Pavlova E.V. Sovershenstvovaniye sistemy sportiv-nogo otbora v khudozhestvennoy gimnastike na osnove pokazateley razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey [Perfection of system of sports selection in rhythmic gymnastics on the basis of indicators of development of coordination abilities. Abstract of thesis]. Surgut, 2008. 24 p. (In Russ.).
84
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 4