Научная статья на тему 'Актуализация этнокультурного я студентов в рамках вертикальной интеграция образовательной системы'

Актуализация этнокультурного я студентов в рамках вертикальной интеграция образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ Я / ETHNIC SELF-AWARENESS / PERSONAL GROWTH / CULTURAL YA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадацких И. Ю.

В статье приводятся результаты апробирования обучающей программы по этнической социализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of applying training programs for ethnic socialization of students.

Текст научной работы на тему «Актуализация этнокультурного я студентов в рамках вертикальной интеграция образовательной системы»

Территория науки, 2014, № 6

ПСИХОЛОГИЯ Кадацких И. Ю.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО Я СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол

Ключевые слова: этническое самосознание, личностный рост, этнокультурное Я.

Key words: ethnic self-awareness, personal growth, cultural Ya.

Аннотация: в статье приводятся результаты апробирования обучающей программы по этнической социализации студентов.

Abstract: the article presents the results of applying training programs for ethnic socialization of students.

В рамках вертикальной интеграции образовательной системы и с учетом необходимости реализации личностно-деятельностного подхода, а также с целью расширения возможностей выпускников вуза возникает необходимость педагогического управления этнической социализацией студентов.

Формирование этнокультурного Я, т.е. четкого, осознанного представления о себе как носителе этнокультурных традиций, особенностей и ценностей, а также индивидуальной ответственности за состояние и сохранение национальной культуры вызвано реалиями современного мира.

Динамика личностного самосознания и актуализация этнокультурного Я может быть достигнута в условиях учебной деятельности в рамках обучающей программы «Этнический мир человека».

Эффективность обучающей программы обеспечивается:

- комплексным характером (сочетание лекционных и семинарскопрактических занятий, а также тренингов как активных методов обучения);

- содержанием учебной деятельности, адекватной

этнокультурному контексту (в рамках курса «Этнопсихология»);

- организацией познавательной деятельности студентов с учетом

этапов и механизма формирования этнокультурного Я (построение содержания курса в соответствии с последовательностью

формирования этнокультурных образов «Они», «Мы», Я» и

34

Территория науки, 2014, № 6

активизацией процессов сравнения, противопоставления и идентификации);

- применением и сочетанием таких интерактивных методов обучения как личностные и этнокультурные психологические тренинги.

При построении тренинговой серии занятий за основу были взяты следующие положения:

1.Одним из необходимых условий для формирования этнокультурного Я выступает высокий уровень самоактуализации личности. С этой целью был организован и проведен тренинг личностного роста.

2. Проведение семинара-тренинга «Основы коммуникативной компетентности» способствовало выработке способности к рефлексии, формированию позитивного Я-образа.

3. Вышеназванные тренинги подготовили студентов к адекватному восприятию тренинга «Этнический мир человека», направленного главным образом на осознание себя представителем своего этноса и культуры, преодоление этноцентрической позиции, формирование предпосылок психологического взаимопонимания в ситуации межкультурных коммуникаций.

После проведения тренингов, для оценки эффективности программы «Этнический мир человека» в повышении уровня личностного самосознания, была проведена повторная диагностика уровня самоактуализации личности по методике А.В.Лазукина. Сравнение полученных данных доказывает, что экспериментальные условия оказали значимое воздействие на уровень развития личностного самосознания студентов экспериментальной группы (рис. 1).

Увеличилась вера в людей, в могущество человеческих возможностей, что является устойчивым основанием для искренних и гармоничных межличностных отношений (t=2,35, при p=0,05), возросло стремление к творчеству, которое служит непременным атрибутом самоактуализации (t=3,08, при p=0,05). Изменения по шкале «автономность» (t=2,98, при p=0,05), «спонтанность» (t=2,63, при p=0,05) показывают, что самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, уверена в себе и доверяет окружающему миру и людям.

35

Территория науки, 2014, № 6

Рисунок 1- Динамика уровня развития личностного самосознания студентов ЭГ

Проанализировав изменения в основных структурных компонентах этнокультурного Я, мы получили следующие результаты: 67% студентов экспериментальной группы обнаружили этноним в структуре самосознания (для сравнения - 8,5% в начале

исследования), в контрольной группе лишь 13,5% студентов указали свою этническую принадлежность при повторной диагностике (Рис. 2).

Анализ изменений в автостереотипах студентов экспериментальной группы подтвердил гипотезу о том, что активный процесс самоанализа, рост личностного самосознания способствует формированию более последовательного образа этноса и себя как представителя этноса. Полученные данные демонстрируют

изменение направленности стереотипа во времени. Если ранее положительные характеристики присваивались в большей мере русским в прошлом, то на данный момент они присваиваются русским и в настоящем. «Типичный русский» в настоящем: гостеприимный, патриотичный, умный, веселый.

Представление о себе как представителе этноса также стало более целостным и положительным. Личностные этнокультурные характеристики усилились по следующим качествам: умные,

36

Территория науки, 2014, № 6

патриотичные, трудолюбивые, героические. Изменение характеристик этноса на Мы-уровне на более положительные способствовало, на наш взгляд, формированию и более последовательного, внутренне непротиворечивого Я-образа.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

■ ЭП-йсрез 1ЭГ2-йсрез □ КГ 1-й срез ПКГ2-йсрез

Рисунок 2 - Динамика этнической идентичности студентов ЭГ и

КГ

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что произошло значительное увеличение тесноты связей между образами « Я-русский» и Мы-русские». Кроме того, произошло увеличение тесноты связей между образами «Я-русский» и «русские в настоящем». Такие данные, на наш взгляд, говорят об актуализации этнокультурного Я в целом, интеграции студентов в современную этнокультурную ситуацию, присвоении современного этнокультурного образа на личностном уровне, о четком, осознанном представлении о себе как носителе реальных этнокультурных традиций, особенностей и ценностей.

В результате проведенной исследовательской работы по актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности можно сделать следующие выводы:

37

Территория науки, 2014, № 6

Этническое самосознание и личностное самосознание диалектически взаимосвязаны. Развиваясь в русле личностного самосознания, актуализируясь, этническое самосознание способствует росту последнего. Экспериментальные данные подтверждают, что одним из условий формирования этнокультурного Я в структуре личностного самосознания студентов выступает уровень личностного развития.

Возрастная динамика этнического самосознания от младшего школьного возраста к юношескому идет в направлении снижения включенности личности в этнокультурный контекст. На первый план выходят личностные, индивидуальные проблемы, что обусловлено возрастным изменением ценностных приоритетов старшеклассников. Кроме того, наблюдается снижение эмоционального самоотношения, что проявляется в усилении противоречивости и критичности этнокультурных оценок, наблюдается недостаточное развитие способности к рефлексии и самоанализу.

На основании проведенной экспериментальной работы и полученных результатов можно утверждать, что эффективная актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов возможна в учебной деятельности в рамках специально организованных условий.

Достигнутые изменения способствуют в целом выработке активной гражданской позиции, ответственности за состояние национальной культуры и осознанию своих возможностей в ее сохранении и развитии, а также формированию установки на эффективное межэтническое общение.

Полученные результаты открывают перспективу дальнейшего изучения феномена в направлении уточнения: возрастной динамики этнокультурного Я и влияния на этот процесс социальных условий, образовательных систем дошкольных учреждений и общеобразовательных школ; динамики этнического самосознания от уровня Мы к уровню Я; многогранности и роли этнокультурного Я в личностном развитии.

Список литературы

1. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий./ В.В.Кочетков; - Москва.: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.

2. Мухтарова Ш.М. Формирование национального самосознания студентов в воспитательной работе вуза: методические рекомендации / Ш.М.Мухтарова; - Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. - 82 с.

38

Территория науки, 2014, № 6

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. / Т.Г. Стефаненко; - 4-е изд., испр. и доп. -М.:«Аспект-пресс», 2006. - 368 с.

Ларина А.А.

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ КОЛЛЕКТИВА

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол

Ключевые слова: руководитель, коллектив, стиль руководства, личность руководителя, подчинённые.

Key words: head, a collective style of leadership, the identity of the head, subordinates.

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основные

причины и факторы, влияющие на стиль руководителя организации и особенности взаимодействия с коллективом подчинённых.

Abstract: this article examines the main causes and factors that affect the style of the head of the Organization, and especially his interaction with the staff.

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - так звучит требование времени. Во главе любого предприятия стоит руководитель, личность которого оказывает большое влияние на полноценное его функционирование.

Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач. Ролевая структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических схем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчиненными, формирование микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности[4].

Способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.