Стахова Лариса Владимировна
АКЦИОНАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССА
Статья посвящена анализу некоторых аспектов значения акционального глагола. Предлагается универсальная модель глагольной лексемы акционального типа, включающая релятив, акционал, акциентив, а также представленные имплицитно указания на субъект и/или объект действия. Степень реализации акциентивных признаков (акциентива) на этапе языковой объективации позволяет выделить класс объектно ориентированных акциональных глаголов и объектно не ориентированных. В статье описывается группа глаголов, реализующих акциентивный признак (объектно ориентированные глаголы). Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/9-1/51.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(75): в 2-х ч. Ч. 1. C. 174-176. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions72.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/9-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 811.111373
Статья посвящена анализу некоторых аспектов значения акционального глагола. Предлагается универсальная модель глагольной лексемы акционального типа, включающая релятив, акционал, акциентив, а также представленные имплицитно указания на субъект и/или объект действия. Степень реализации акциентив-ных признаков (акциентива) на этапе языковой объективации позволяет выделить класс объектно ориентированных акциональных глаголов и объектно не ориентированных. В статье описывается группа глаголов, реализующих акциентивный признак (объектно ориентированные глаголы).
Ключевые слова и фразы: акциональный глагол; семантическая структура глагола; акциентив (акциентивный признак); объектно ориентированные глаголы; акциональность.
Стахова Лариса Владимировна, к. филол. н., доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина alfalfahay@mail. гы
АКЦИОНАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССА
Глагол, являясь одной из самых неоднозначных частей речи, представляет огромный интерес для исследования как на этапе языковой объективации, так и на этапе речевой репрезентации. Попытки проникнуть в тайны глагольной семантики неоднократно предпринимались исследователями [1; 7; 9; 10; 18; 20; 21]. Лингвисты подчеркивают наличие акционального признака как основополагающего в семантике глагольной лексемы. Однако уже в ранних исследованиях указывается на его «неравномерное» проявление в различных глагольных формативах. В результате появляются классификации глаголов, в которых единицы группируются в соответствии с проявлением признака акциональности в их семантике [3, с. 60-61; 11, с. 96-99].
Дальнейшие исследования в данном направлении позволили выделить в семантике глагола кроме акционального ядра имплицитное указание на связь идеи действия с субъектом и/или объектом, на который данное действие направлено [17, с. 139; 19, с. 40].
Отмечается, что субъектная и/или объектная направленность глагольного действия является универсальной для любого глагола, накладывает ограничения, например на синтаксическую сочетаемость глаголов. Выделение субъектно-объектных отношений привело к необходимости рассмотрения глагола как предикатного выражения [5, с. 131; 6, с. 148; 10, с. 12; 14, с. 373]. С одной стороны, по мнению Н. Д. Арутюновой, «объект определяет характер действия, направленного на его создание, изменение или уничтожение» [2, с. 125]. С другой стороны, семантика глагола обуславливает определенный вид объекта и субъекта, с которыми данный глагол сочетается [4, с. 132; 7, с. 87-90; 12, с. 149-150].
Кроме имплицитного указания на актанты, в семантике глагола необходимо отметить сопутствующую идею аспектуальности действия, которая наслаивается на центральную сему акциональности [5, с. 130; 8, с. 36; 10; 22, р. 167-183]. Следовательно, можно говорить о неоднородности семантической структуры глагола.
Некоторые исследования показывают, что универсальная семантическая структура глагола акционального типа представляет собой комбинацию из трех компонентов, центральным из которых является акцио-нальное ядро, состоящее из релятива (идеи действия), акционала (действия), акциентива (результата действия) [13, с. 39-47; 18, с. 97-106].
Суб _ Субъ - Рел + Акционал + Акцентив - Суб _ Объект
Ч_,,_J Ч___/Ч_,,_J
V V V
субъектная собственно объектная
тема акциональность тема
Каждый из компонентов, в свою очередь, характеризуется признаками различного характера [16, с. 27-28]. Дальнейший анализ глагольной семантики дает возможность провести деление глаголов на несколько классов и подклассов в соответствии со степенью реализации значения акциентива. Наличие или отсутствие данного признака позволяет поделить акциональные глаголы на два больших класса: объектно не ориентированные глаголы [15] и объектно ориентированные глаголы.
В данной статье предпринимается попытка рассмотреть класс объектно ориентированных глаголов, реализующих различные значения акциентива в своей семантике. Класс объектно ориентированных глаголов оказался неоднородным по своей структуре.
Выделяется группа собственно объектно ориентированных глаголов, объективирующих объектно ориентированное действие, в результате которого воздействию подвергается целостный объект или часть объекта. В данной группе целесообразно выделить следующие подгруппы:
1. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне трансмотивного признака, т.е. приводящее к изменению в пространстве местоположения объекта: to bring (приносить), to place (поставить), to give (дать), to raise (поднимать), to toss (подбрасывать), to usher (провожать), to doff (снимать), to collect (собирать) [23].
10.02.00 Языкознание
175
2. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне квалитативного признака, т.е. приводящее к изменению качества объекта или возникновению нового качества в результате воздействия на объект:
to open (открыть), to close (закрыть), to extinguish (потушить), to mix (смешать), to bathe (искупать), to wash (помыть), to cook (приготовить) [Ibidem].
3. Глаголы, объективирующие действие, приводящее к созданию нового объекта: to build (построить), to plant (посадить), to erect (сооружать), to write (написать) [Ibidem].
4. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне квалитативного и инструментального (или орудийного) признака, т.е. приводящее к изменению качества объекта или возникновению нового качества в результате инструментального воздействия на объект: to brush (чистить), to comb (причесать), to brush (причесать), to lick (облизать), to saddle (оседлать), to roast (жарить), to fry (жарить), to scutch (трепать лен) [Ibidem].
5. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне инструментального (или орудийного) признака, приводящее к созданию акустически воспринимаемого объекта: to brattle (топотать), to rattle (тарахтеть), to puff (пыхтеть), to clatter (греметь, цокать), to thunder (грохотать), to jingle (звякать) [Ibidem].
Во вторую группу объектно ориентированных глаголов можно отнести глаголы, объективирующие объектно ориентированное действие, происходящее на фоне адресатного объекта, в результате которого объект не меняет своего качества: to meet (встретить), to seek (искать), to welcome (приветствовать), to beckon (подзывать) [Ibidem].
К третьей группе относятся глаголы, объективирующие объектно ориентированное действие, в результате которого субъект действия входит в непосредственный контакт с объектом без изменения качества последнего: to touch (прикоснуться), to hug (обнять), to grab (схватить), to pat (похлопать по плечу) [Ibidem].
Анализ семантики акциональных глаголов объектно ориентированного типа демонстрирует достаточно большое разнообразие собственно объектно ориентированных глаголов, реализующих значение акциентива в полной мере, т.е. в результате действия происходят различные модификации объекта или создание нового объекта.
Группы объектно ориентированных глаголов, акциентив которых реализован частично (пространственные и (или) физические характеристики объекта действия не меняются), представлены меньшим количеством единиц.
Рассмотрение особенностей реализации различных компонентов глагольной семантики на этапе языковой объективации позволяет наметить тенденции их экспликации в условиях речевого контекста.
Список источников
1. Апресян Ю. Д. Акциональность и стативность как сокровенные смыслы (охота на оказывать) // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура / ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 13-23.
2. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). М.: Едиториал УРСС, 2003. 384 с.
3. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М.: Просвещение, 1971. 239 с.
4. Бондарко А. В. К определению понятия «Залоговость» // Теория функциональной грамматики. Персональность. Зало-говость / ред. А. В. Бондарко. СПб.: Наука, 1991. С. 125-141.
5. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. 576 с.
6. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
7. Кубрякова Е. С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. Модели действия / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1992. С. 84-90.
8. Маслов Ю. С. Русский глагольный вид в зарубежном языкознании последних лет // Вопросы русской аспектологии: сб. статей / Известия Воронежского ГПИ; под ред. М. А. Шелякина. Воронеж: Воронежский ПИ, 1975. Т. 146. С. 28-47.
9. Падучева Е. В. Глаголы с семантическим актантом Результат и их аспектуальные свойства // Основные проблемы русской аспектологии / Новгородский гос. ун-т им. Я. Мудрого. СПб.: Наука, 2002. С. 150-164.
10. Петрухина Е. В. Аспектуальные категории глагола в русском языке в сопоставлении с чешским, словацким, польским и болгарским языками. М.: Издательство МГУ, 2000. 256 с.
11. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 432 с.
12. Пупынин Ю. А. Системные связи грамматических категорий глагольного предиката в современном русском языке: дисс. ... д. филол. н. СПб., 1992. 354 с.
13. Рохлин А. В. Морфотемный анализ категории акциональности в разносистемных языках (на материале русских и французских глаголов): дисс. ... к. филол. н. Ульяновск, 2002. 131 с.
14. Сильницкий Г. Г. Семантические типы ситуаций и семантические классы глаголов // Проблемы структурной лингвистики 1972 / ред. С. К. Шаумян. М.: Наука, 1973. С. 373-391.
15. Стахова Л. В. Некоторые семантические классы объектно не ориентированных акциональных глаголов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти: Издательство ТГУ, 2016. № 3 (37). С. 56-59.
16. Стахова Л. В. Способы репрезентации акциональной когеренции в текстовых фрагментах: монография. Тольятти: ТГУ, 2008. 133 с.
17. Уфимцева А. А. Лексическое значение: принцип семиологического описания лексики. М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.
18. Фефилов А. И. Морфотемный анализ единиц языка и речи. Ульяновск: УлГУ, 1997. 246 с.
19. Фефилов А. И. Основы конфронтативного анализа лексики немецкого и русского языков. Куйбышев: ПИ, 1985. 81 с.
20. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. М.: Эдиторал УРСС, 2001. 624 с.
21. Шмелев А. Д. Из пункта А в пункт В // Логический анализ языка. Семантика начала и конца / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2002. С. 181-194.
22. Delancey S. Aspect, transitivity and viewpoint // Tense: Aspect: Between Semantics and Pragmatics. Amsterdam - Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1982. P. 167-183.
23. Webster's Universal college dictionary. N. Y.: Gramercy Book, 1997. 945 p.
ACTIONAL VERBS OF THE OBJECT-ORIENTED CLASS
Stakhova Larisa Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Pushkin Leningrad State University alfalfahay@mail. ru
The article is devoted to the analysis of some aspects of the meaning of the actional verb. A universal model of the verbal lexeme of the actional type including the relative, the actional, the actientive, and the implicit references to the subject and / or the object of the action are proposed. The degree of realization of the actientive attributes (actientive) at the stage of linguistic objectifica-tion makes it possible to single out the class of object-oriented actional verbs and the class of object non-oriented verbs. The author describes a group of verbs that realize the actientive attribute (object-oriented verbs).
Key words and phrases: actional verb; semantic structure of verb; actientive (actientive attribute); object-oriented verbs; actionality.
УДК 81'23
Статья открывает серию работ, посвященных исследованию интенциональной структуры дипломатического дискурса; в ней обсуждаются методологические проблемы, возникающие при изучении дипломатического дискурса с применением понятийного аппарата психолингвистики. Цель статьи - обоснование применения метода интент-анализа для выявления прагматического контекста успешного дискурса данного типа. Кроме того, обосновывается эмпирический материал, операциональная единица исследования, описываются этапы интент-анализа.
Ключевые слова и фразы: дипломатический дискурс; методология лингвистического исследования; речепо-рождение; психолингвистика; интент-анализ.
Терентий Ливиу Михайлович, к. полит. н., доцент
Московская международная академия [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Психолингвистика, как мировая, так и отечественная, начинала с разработки моделей речепроизводства и ре-чевосприятия, при этом главное отличие отечественной науки заключалось в том, что эти модели с самого начала включались в общую систему деятельности человека. Как неоднократно подчеркивал А. А. Леонтьев [15], процесс речевосприятия, как и речепорождения, имеет активный и вероятностный характер, опирающийся на структуру прошлого опыта. Другими словами, психолингвистика всегда исследовала и исследует речь как один из видов деятельности человека, сопровождающих всю его остальную жизнедеятельность и напрямую зависящих от его образа мира, речь индивида, «погруженную в его жизнь», т.е. дискурсивную деятельность личности. С точки зрения психолингвистики важнейшей психологической составляющей дискурсивной деятельности человека являются его интенции (намерения), непосредственно связанные одновременно как с целями деятельности, так и с «образом мира», желаниями, нуждами и установками личности. Анализ интенцио-нального плана позволяет ответить на вопросы о целях коммуникации и объяснить ее результаты, т.к. именно интенции являются тем звеном, которое связывает истинные стремления субъекта деятельности, его смыслы и вербальное содержание речи. Названные факты позволяют предположить зависимость речевой деятельности человека от его образа мира, который отражается в интенциональном плане речи и непосредственно проявляется в стратегиях и тактиках, выбираемых личностью для достижения поставленных в коммуникации целей.
Психолингвистика является такой интегральной областью, которая охватывает не только проблематику производства и восприятия речи, но и различные способы реализации своих внутренних мотивов и целей, а также стратегий и тактик оказания воздействия на других участников общения. В силу этого мы полагаем, что с позиций психолингвистики возможно описание единого коммуникативного процесса, в данном случае -дипломатического общения, - идущего от целей и мотивов индивида к постановке коммуникативной задачи, требуемой ситуацией, и далее к вербализации внутренних мотивов в собственно текстовом сообщении, том единстве формы и содержания, в котором отражены не просто все уровни структуры языковой личности, но и ее образ мира. Логическим следствием сказанного выше стал выбор метода интент-анализа в качестве основного. Под интент-анализом понимается теоретико-экспериментальное изучение интенций/намерений [18-20].
Выбор данного метода для анализа дипломатического дискурса обусловлен следующим.
Одним из наиболее разработанных методов в современной психолингвистике, который сфокусирован на выявлении в речи внутренних когнитивных процессов, является интент-анализ, помогающий не просто выявить существенные черты актуального психологического состояния автора речи, но и его внутренние базовые мотивы и цели. Именно интент-анализ, в рамках которого под интенциями понимаются предметные направленности субъекта, отражающие его мотивы, цели, установки, позволяет показать, каким образом