УДК 809.461.281-4
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ
М. Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
e-mail: malikvad@yandex.ru Т. И. Магомедова, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия)
Аннотация. В статье отражены упражнения по акцентологическим нормам русского языка, которые апробированы на занятиях по русскому языку и культуре речи в дагестанской студенческой аудитории.
Ключевые слова: акцентологические задания, русский язык и культура речи, дагестанская студенческая аудитория, тест.
Справедливо мнение о том, что «... ни одна область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний», как акцентологические нормы [4, с.71]. Справедливо и высказывание согласно нашим наблюдениям: в настоящее время повсеместно в русской речи часто неправильно произносят такие слова, как сирота, квартал, каталог, алкоголь, оптовый, валовой, грушевый, углубить, баловать, принудить, втридорога, задолго, завидно и др.
По опыту работы знаем, что аналогичные акцентологические ошибки допускают и дагестанские студенты. И при разработке заданий учитывается прежде всего то, какие слова дагестанские студенты произносят с неправильным ударением. Таких слов в подготовленном нами списке оказалось более 200: их мы собирали в течение длительного времени. Кроме того, обращаем внимание на следующие слова: "В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении" [4, с. 73].
Даем некоторые образцы заданий, которые нами апробированы и в настоящее время применяются на практических занятиях.
Задание 1. Подготовьте конспект по теме «Акцентологические нормы русского языка» [2, с. 59-61, 5, с. 25-26 и др.] и ответьте на следующее тестовое задание по теории.
1. Раздел языка, изучающий особенности и функции ударения, - это а) акцентология, б) ортология, в) семасиология, г) паузология.
2. Русское ударение является
а) закрепленным за определенным слогом, б) подвижным и неподвижным, б) только подвижным, в) только неподвижным.
3. Русское ударение называют
а) только свободным, б) только разноместным, в) свободным, разноместным, г) закрепленным за определенным слогом.
4. Орфоэпические нормы делят на
а) акцентологические и произносительные, б) словообразовательные и произносительные, в) морфологические и акцентологические, г) стилистические и
произносительные.
5. Ударение выполняет следующие функции:
а) кульминативную, б) аккумулятивную, в) форморазличительную, г) сигнификативную и др.
Задание 2. Прочитайте вслух данный акцентологический минимум. Выпишите на специальные карточки те слова, которые произносите неправильно [2, с. 136-138].
Задание 3. Обозначьте ударение в словах. Сверьте свои ответы с орфоэпическим словарем [6]:
агент, алиби, алкоголь, аналог, анатом, апелляция, апокалипсис, апостроф, аргумент, арест, асимметрия, валовой, вербовщик, вероисповедание, гастрономия, генезис, грушевый и др.
Задание 4. Определите, на основу или окончание падает ударение в следующих словах (связь морфологии и акцентологии):
а) аэропорты, банты, блюда, воры, гербы, кишки, клешни, ломти, мозги, пиалы, сваты, сироты, средства, ступни, торги, торты, шарфы, шприцы;
б) бюллетеней, ведомостей, выборов, воров, гербов, госпиталей, договоров, должностей, кранов, областей, местностей, прибылей, степеней, тортов, шарфов, шприцев, яслей и др.
Задание 5. Поставьте ударение в глаголах и глагольных формах:
а) баловать, блокировать, бомбардировать, буксировать, вальсировать, воспринять, добыть, исчерпать, кашлянуть, копировать и др.;
б) воткнутый, допитый, загнутый, заключенный, закормленный, нагруженный, начатый, побеленный, погруженный, премированный и др.;
в) влюблены, возбуждено, допит, заключены, залиты, заняли, налит, начата, набрана, облита, обозвана, отобрана, погружены, принята и др.
Задание 6. Поставьте ударение в наречиях:
втридешева, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, набело, назло, надолго, наискось, наотмашь, отчасти, памятуя и др.
Задание 7. Прочитайте предложения, обращая внимание на произношение выделенных слов.
1. Эксперты юридического отдела приняли решение включить в договор пункт, касающийся приемки оптовой партии товара. 2. Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке. 3. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни. 4. В первом квартале мы заключим договор о прокладке газопровода. 5. В планы компании входит сосредоточение средств в области дорожного строительства и др.
Задание 8. Исправьте акцентологические ошибки в произношении выделенных слов.
1. Мы приглашаем Вас прйнять участие в нашем мероприятии. 2. В Новосибирске рассмотрели вопрос о ходатайстве об освобождении Александра Тихонова из-под стражи. 3. Анне Вески распределили экономистом на эстонскую таможню. 4. С этими денежными средствами работают люди. 5. Депутат Государственной Думы двух созывов высказался против. 6. Сиротский дом надо возвратить сйротам и др.
Задание 9. Отметьте слова с ударением на втором слоге:
избалованный, начал, ходатай, километр; квартал, анализ крови, сантиметр, принять; красивее, понять, средства, статуя; добыча, положил, украинец, гравер; партер, диспансер, облегчить, агент; включим, черпать, развитая (промышленность), цепочка и др.
Задание 10. Подберите к данным определениям слова-омографы, которые выделены курсивом (Назовите одним словом).
1. а) способность видеть, б) мираж, призрак - видение, видение; 2. а) раздел, тип товара,
б) ружейный прием - артикул, артикул; 3. а) денежная единица, б) шляпа - боливар, боливар; 4. а) субботный отдых, предписываемый еврейской религией; сборище ведьм, б) кончено, довольно - шабаш, шабаш; 5. а) сорт шелковой гладкой блестящей ткани, б) сборник географических карт, таблиц, схем и т.д. - атлас, атлас и др.
Задание 11. Перенесите ударение с одного слога на другой. Что при этом изменилось: форма слова или значение слова? (связь морфологии и акцентологии).
Воды, дома, дорог, любите, мою, села, село, слезу, рассылать, слезу, слова, стоит, стрелки, струны, стужу, узнаю, ушки, целую и др.
Задание 12. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения (связь лексики и акцентологии).
Броня - броня', запасник - запасник, занятый - занятой, безобразный -безобразный, характерный-характерный и др.
Задание 13. Как бы Вы произнесли следующие собственные существительные, учитывая акцентологические особенности русского языка?
Дашкова, Золя, Катар, Маршалл, Митта, Пикассо, Стендаль, Хамза, Шульга, Ган-дапас, Шишков, Сафо, Сопер, Карнеги, Штудинер и др.
Задание 14. Составить связный текст под названием "Библиотечный или предметный каталог", используя следующие слова.
Алфавит, аналог, апостроф, библиотека, диалог, каталог, квартал, обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя, первенствовать, предложить, призыв, средство, статуя, уведомить, углубить, ходатайство и др.
Задание 15. Расставьте ударения над следующими словосочетаниями. Обратите внимание на произношение данных сочетаний вашими знакомыми и друзьями.
Алфавитный каталог, апокалипсис для афинян, оптовый изыск, средства на статую, украинский квартал, ходатайство экспертов о хозяевах и др.
Относительно новым является применение тестирования на занятиях во время промежуточного и итогового контроля. Предлагаем образцы тестов по практике: Тест 1. Ударение поставлено верно в ряду существительных: а) ломота, пахота, немота, дремота; б) ломота, пахота, немота, дремота;
в) ломота, пахота, немота, дремота; г) ломота, пахота, немота, дремота. Тест 2. Ударение поставлено верно в следующих рядах существительных:
а) агент, алкоголь, алфавит; б) агент, алкоголь, алфавит;
в) апостроф, арест, асимметрия; г) агент, алкоголь, алфавит;
д) апостроф, арест, асимметрия; е) агент, алкоголь, алфавит;
ж) апостроф, арест, асимметрия; з) апостроф, арест, асимметрия. Тест 3. Орфоэпически верно произнесение выделенных существительных в ряду:
а) у чёрта на куличках, положа руку на сердце, все возвращается на круги своя;
б) у черта на куличках, положа руку на сердце, все возвращается на круги своя;
в) у чёрта на куличках, положа руку на сердце, все возвращается на круги своя;
г) у черта на куличках, положа руку на сердце, все возвращается на круги своя. Тест 4. В глаголах верно поставлено ударение в ряду из четырех слов:
а) убыстрить, уведомить, кашлянуть, черпать;
б) кашлянуть, черпать, уведомить, убыстрить;
в) убыстрить, уведомить, кашлянуть, черпать;
г) черпать, убыстрить, уведомить, кашлянуть.
Тест 5. Верно дана постановка ударения во всех глагольных формах ряда: а) начала, крала, поняла, нажала, назвалась, клала,пила;
б) начала, поняла, нажала, назвалась, пила, клала, крала;
в) начала, поняла, клала, нажала, крала, назвалась, пила;
г) начала, поняла, крала, нажала, назвалась, клала, пила.
Тест 6. Ударение падает на первый слог во всех прилагательных ряда:
а) оптовый, сливовый, кухонный; б) сливовый, грушевый, оптовый;
в) оптовый, кухонный, грушевый; г) кухонный, грушевый, сливовый. Тест 7. Ударение падает на второй слог во всех прилагательных ряда:
а) басовый, могущий, грошовый, названый (брат);
б) валовой, уставный, языковая (система), умерший;
в) губчатый, грушевый, радушный, гербовый;
г) оптовый, сливовый, развитой, тигровый. Тест 8. В наречиях ударения расставлены верно в рядах:
а) издавна, издали, издревле, изредка; б) искони, исконно, исподволь; в) издавна, издали; г) издревле, изредка; д) искони, исконно, исподволь и др.
Технологически новым является применение на занятиях кейс-заданий, которые, на первый взгляд, невозможно использовать по рассматриваемой теме. Чтобы доказать обратное, мы рекомендуем пользоваться хрестоматийным примером, где налицо динамика -исторический процесс изменения поведения ударения. Так, мы привлекаем текст из учебного пособия по русскому языку и культуре речи: «Некоторые плю'ют на нормы литературной речи. Нам, мол, все позволено, мы семья'ми так говорим, нас так и похороня'т. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал выступать против» [3, с. 73]. Если приблизительно 100-120 лет назад говорили так, то в настоящее время данный текст согласно акцентологическим нормам звучит по-иному: «Некоторые плюю 'т на нормы литературной речи. Нам, мол, все позволено, мы семьями так говорим, нас так и похоронят. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал выступать против».
Студентам указанный текст, как правило, предлагаем без ударений, но с несколькими заданиями. К примеру, по этому тексту кейс, очевидно, выглядит следующим образом: Некоторые плюют на нормы литературной речи. Нам, мол, все позволено, мы семьями так говорим, нас так и похоронят. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал выступать против.
Задание 1. Найдите в тексте формы глагола с ударением на втором слоге - 4 формы (плюют, позволено, вздрогнул, услышав).
Задание 2. Найдите в тексте глагол с подвижным ударением (похоронят).
Задание 3. Какое слово имеет только ударное окончание?
а) говорить, б) услышать, в) выступать, г) похоронить.
Задание 4. Ударение падает на последний слог обоих глаголов: а) похоронят, говорим; б) выступать, услышав; в) говорим, выступать; г) вздрогнул, позволено и др.
Конечно, обращаемся и к разработкам других авторов. Так, например, на занятиях пользуемся следующим заданием:
Расставьте в нижеперечисленных словах ударение, но так, как вы чаще всего их произносите.
Аналог, апостроф, аргумент, танцовщик, договор, документ, жалюзи, звонит, инструмент, щавель, намерение, ремень, портфель, процент, предмет, хозяева, таможня, эксперт.
Число слов, в которых правильно Уровень речевой культуры в произношении
расставлено ударение слов при расстановке ударения
18 Очень высокий
17 Высокий
16 Выше среднего
15 Чуть выше среднего
14 Средний
13 Чуть ниже среднего
12 Ниже среднего
11 Низкий
10 и меньше Очень низкий
Оцените свой уровень речевой культуры с точки зрения правильности произношения слов при расстановке ударения, опираясь на следующую таблицу [1, с. 77].
Данное задание показывает результативность проведенных со студентами тренировочных упражнений.
Таким образом, в статье мы отразили некоторые упражнения, используемые нами на занятиях по русскому языку и культуре речи в дагестанской студенческой аудитории.
Литература:
1. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. - М.: Народное образование, 1995.
2. Ваджибов М.Д. Русский язык и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Махачкала, 2015.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Кашаева ЕЮ. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. - 18-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 1989.
5. Магомедова Т.И. Русский язык и культура речи: модульное учебное пособие для студентов юридического профиля. - 8-е изд. - Махачкала, 2015.
6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1989.
— • —
Р
Vadzhibov M. D., Magomedova T. I. Akcentologicheskie zadanija po rus-skomu jazyku i kul'ture rechi dlja dagestanskoj studencheskoj auditorii / M. D. Vadzhibov, T. I. Magomedova // Nauka. Mysl'. - № 12. - 2015.
© М. Д. Ваджибов, 2015. © Т. И. Магомедова, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The article reflects the exercise on accentual norms of the Russian language, which are approved at the lessons of the Russian language and culture of speech in Dagestan student audience.
Keywords: accentual exercises, Russian language and culture of speech, Dagestan student audience, test.
— • —
Сведения об авторах
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
Тамара Ибрагимовна Магомедова, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Дагестанского государственного университета (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 30.12.2015.
© Наука. Мысль, 2015.