Активные методы
В статье рассматриваются проблемы адаптации к обучению в вузе студентов младших курсов. Авторы обращают внимание на то, что составляющая адаптации используется во всех учебных курсах психологических дисциплин: искусство делового общения, психология, психология и педагогика, психодиагностика, психологический практикум. Выделены активные методы (тренинг, дискуссии, сюжетно-ролевые игры), направленные на повышение уровня социальнопсихологической адаптации, изменение неадекватных мотивов и приобретение новых форм поведения. Адаптация рассматривается как процесс активного личностного саморазвития.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологический тренинг, мотив поведения, установки.
The article highlights the issues of junior students adaptation to studying at a university. The authors pay attention to the fact that the adaptation component is integrated into all the psychology courses: business ethics, psychology, psychology and pedagogy, psychodiagnostics, psychological practicum. The authors focus on the active methods (training, discussions, role-plays) used to increase the social and psychological adaptation level, to change inadequate motives and to acquire new forms of behavior. Adaptation is looked on as a process of active personality self-development.
Key words: adaptation, social and psychological training, behavior motive, mental sets.
Современная система высшего образования предполагает не только формирование у студентов глубоких и разносторонних знаний
социально-
психологической
адаптации
студентов туристского вуза
Лепехина Р.Х.
Одинцова О.В.
в определенной области, но и создание условий для личного роста, развития самосознания, повышение адаптационного потенциала личности будущих специалистов. Уровень притязаний выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня личностного развития возможно эффективное формирование профессиональной образованности и культуры. Адаптация студента к обучению в вузе понимается не как пассивное приспособление к объективным условиям жизнедеятельности, а как процесс активного личностного саморазвития, при котором объективные условия и обязательства используются в качестве эффективных средств для достижения значимых личных, профессиональных и социальных целей.
Учебная деятельность в высшей школе — это прежде всего труд, в процессе которого формируются необходимые специалисту нравственные, деловые, коммуникативные качества, профессиональные умения и навыки. Поэтому притязания личности, самооценка, отношение к учебе, ее мотивация, успешность адаптации к вузу как составляющая профессиональной адаптации являются важнейшими показателями социальной зрелости личности. В процессе педагогического взаимодействия преподаватель и прежде всего психолог должен заботиться о внутреннем мире личности студента, видеть психологические трудности и противоречия взросления, тесно связанные с вхождением в новую образовательную среду вуза, тактично помогать их разрешению.
В современный учебно-воспитательный процесс в высшей школе внедряется множество разнообразных педагогических методов и средств психолого- педагогической поддержки процесса адаптации и личностного развития студентов. Это, прежде всего, новые формы организации учебного процесса — планирование и рейтингово-модульная система оценки успеваемости, информационно-методическое обеспечение, система студенческого самоуправления; оказание психологической поддержки со стороны кураторов; внедрение спецкурсов, направленных на самопознание, развитие коммуникативных навыков, обучение организации и технологии учебы в вузе как специфическому виду деятельности.
Для повышения уровня адаптации к обучению в вузе со студентами младших курсов необходимо проведение специальной работы, направленной на оказание психологической поддержки в их личностном развитии, в формировании тех характеристик личности, которые являются значимыми в решении проблем адаптации и развития, прежде всего таких как формирование адекватных высоких притязаний и устойчивой позитивной самооценки. Наиболее эффективной психолого-педагогической технологией для решения данных задач выступают активные методы социально-психологического обучения, групповые тренинговые занятия.
Активные методы социально -психологического обучения получают все более широкое распространение в современной психологии и педагогике. Они используются при обучении людей различных категорий, при подготовке специалистов в различных областях деятельности, требующих навыков эффективного общения, при оказании психологической поддержки людям, оказавшимся в новых, сложных жизненных условиях.
Тренинг направлен на повышение уровня социально -психологической адаптации, расширение коммуникативного опыта, на самопознание, развитие умений и навыков взаимопонимания, сотрудничества, изменение неадекватных мотивов, установок, притязаний, повышение самооценки и приобретение новых форм
поведения. В тренинге уделяется внимание не столько отдельным характеристикам личности, сколько развитию личности в целом. В то же время, тренинговая работа — это приобретение эмоционального опыта взаимодействия с другими людьми и с самим собой. В общем смысле психологический тренинг есть метод развивающего обучения, связанный с повышением социальной, профессиональной, коммуникативной, личностной адаптивности.
Таким образом, тренинг становится своего рода «метаобучением» — обучением тем процессам, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения, способам познания себя и других людей, стратегиям адаптации к изменяющимся условиям, эффективной постановке жизненных целей и их успешному достижению.
Целью тренинговых занятий является повышение способности студентов осознавать ситуацию; поощрение исследовательского отношения к действительности; создание атмосферы раскованности и свободы для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства; сосредоточение внимания на принципе «здесь и теперь».
На старших курсах групповое взаимодействие в сочетании с активными формами обучения (игры, дискуссии, психогимнастика и т.п.) обладает значительно большим воздействием на личность, нежели традиционное обучение в форме лекций и семинаров. Группа обладает большим потенциалом воздействия, чем отдельный индивид. Это связано со следующими особенностями группового взаимодействия. Во-первых, группа является своего рода «моделью» жизни, «обществом в миниатюре», где проявляются различные особенности поведения и межличностных отношений. Во-вторых, именно тренинговая группа, для успешной работы которой является обязательной атмосфера взаимоприня-тия, доверия, дает человеку возможность почувствовать себя в психологической безопасности, а следовательно — быть открытым новому опыту.
Особенностью взаимодействия в тренинговой группе также является возможность получения эффективной обратной связи от участни-
ков по поводу собственного поведения, деятельности, общения, самовосприятия. Группа становится своего рода «зеркалом», отражающим личность. Именно в процессе группового взаимодействия человек идентифицирует себя с другими, использует эмоциональную связь с участниками для оценки чувств, поведенческих проявлений как своих, так и других людей. В процессе такого взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других, изменяются Я-концепция, притязания, установки, поведение. Группа становится «экспериментальной площадкой» для апробации новых форм поведения, самопрезентации, общения, дает участникам возможность моделирования реальных жизненных и профессиональных ситуаций, условий и проблем, побуждает активность, интерес и игровую мотивацию, что усиливает психологическое воздействие группы на личность.
Так, на занятиях по «Искусству делового общения» и «Психодиагностике» мы предлагаем студентам различные упражнения для развития как общих, так и специфических навыков, необходимых для специалистов сферы социального сервиса и туризма. Например, упражнения «Презентация», «Презентации группе клиентов» имеют цель развивать умение убедительно говорить на заданную тему, наблюдать и корректировать действия клиентов по презентации турпродукта (туры, экскурсии, гостиницы и т.д.). Упражнение «Демонстрация различных невербальных сигналов и их распознавание» имеет цель учить студентов правильно демонстрировать невербальные средства коммуникации и умело «читать» их в ситуациях делового общения. Упражнение «Развитие эмпатии» учит студентов наблюдать и анализировать собственное и чужое поведение. Раскрывая тему «Конфликтное взаимодействие», проводим ролевую игру «Конфликт» и игровое упражнение «Деструктивное поведение», где учим анализировать собственное поведение и поведение участников конфликта, ликвидировать возникшие барьеры в общении. Участникам игр предоставляется максимум свободы при условии, что конфликт должен закончиться компромиссом, а лучше — сотрудничеством.
В курсе «Психология» мы также используем игры-упражнения: «Типы телосложения и характеры», «Распознавание эмоциональных состояний», «Отгадай чувство» и т.д., в которых учим студентов быть наблюдательными, умело читать характер человека и его эмоциональное состояние в определенные моменты жизни.
Таким образом, при комплексном использовании современных активных методов социально-психологического обучения, таких как: тренинг, семинары, консалтинги, коучин-ги — достигается максимальный эффект воздействия на формирование адекватных высоких притязаний, раскрытие скрытых адаптивных возможностей студента.
Современная концепция высшего образования в России исходит из того, что образованный человек должен хорошо разбираться в жизни, ее ценностях, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, держать свою судьбу в собственных руках. Важно при этом понимать, что происходит с внутренним миром человека и окружающими его людьми. Помогут этому научные знания в области психологии и педагогики. Психология и педагогика — прикладные науки о жизни. Они ценны в течение всей жизни в системе мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок, привычек и должны использоваться как инструмент при решении профессиональных и личных проблем. Психология социально -культурного сервиса и туризма изучает не только отношения между сотрудниками индустрии туризма и гостеприимства и клиентами, но и вопросы психологии организации самой этой индустрии, рассматривает психологические проблемы специалистов данной сферы деятельности.
Для выпускника вуза умение понимать себя и других — не просто полезный навык, а профессиональная необходимость. Хорошо известно, что для качественного выполнения работы требуются разнообразные профессиональные навыки. Наличие их просто необходимо, но недостаточно для достижения успеха. Работа в этой сфере — особый род деятельности, в которой собствен-
ные психологические качества специалиста, такие как внимание, память, коммуникабельность, особенности мотивации и другие, являются не просто личностными данными, а специфическими профессиональными «инструментами», с помощью которых он достигает своих целей.
Студенты, готовящие себя к работе в сфере социально -культурного сервиса и туризма, должны быть в душе психологами, так как успешность их деятельности зависит именно от того, насколько они сумеют учесть и предусмотреть потребности и желания клиентов, причем не только высказанные, но и не озвученные или даже еще не осознанные. Выполняя свою работу, специалист имеет дело как с сотрудниками своей фирмы, так и со многими специалистами-смежниками: работниками других агентств, гостиниц, компаний, транспортных фирм и т.д. Все это не просто разные люди, но часто представители разных стран и культур, с разными традициями делового поведения и общения. Значит, чтобы вести успешно дела с клиентами, надо знать их психологические особенности.
Учебные дисциплины по психологическому циклу на разных стадиях обучения обеспечивают подготовку специалистов, которые:
• могут применять свои знания и умения, демонстрируя профессиональный подход к работе;
• обладают способностью собирать и интерпретировать соответствующие данные;
• способны донести информацию, идеи, проблемы и решения до специалистов и неспециалистов;
• владеют навыками обучения, позволяющими продолжить учебу с большой степенью самостоятельности.
Первоочередная задача подготовки выпускников решается сегодня. Магистры должны уметь:
• демонстрировать знание, понимание, обеспечивающее основу для оригинальности в развитии и применении идей, а также при проведении научных исследований;
• применять знания и способны решать про-
блемы в новой среде в более широких контекстах, относящихся к области обучения. Профессиональный стандарт устанавливает требования не только к знаниям и умениям, но и к личностным качествам работников, которые также были учтены при разработке нового ФГОС ВПО по направлению «Туризм». Это позволило отразить современные этические и моральные измерения высшего образования, его ключевые и культурные обязанности, способствующие реализации потребностей всестороннего развития личности.
По всем направлениям «Туризм», «Экономика и управление в туризме и гостиничном бизнесе», «Социально-культурный сервис и туризм» необходимо использовать интегративноразвивающий подход, основная функция которого заключается в том, чтобы процесс обучения, с одной стороны, формировал готовность к постоянному саморазвитию студента и, с другой стороны, способствовал самореализации личности в профессиональной деятельности. Суть интегративно-развивающего компонента при формировании профессиональной компетенции будущих бакалавров и магистров туризма заключается в следующем:
• интеграционной связи специальной, психологической и культурологической основ деятельности будущего выпускника;
• в учете фундаментального и прикладного характера профессиональных знаний и умений в формировании профессиональной компетентности студентов;
• разработке интегративной формы самоуправления субъектов учебно -воспитательного процесса;
• в применении интегративного критерия — творческого стиля деятельности при оценке результативности обучения студентов. Важнейшую составляющую в подготовке
бакалавра имеет научно-исследовательская деятельность студентов. В ходе изучения психологических дисциплин необходимо научить студентов применять прикладные методы исследовательской деятельности в профессиональной сфере; сопровождать процессы социальной
адаптации молодых сотрудников, а также использовать инновационные технологии в деятельности предприятий индустрии туризма.
В контексте Болонского процесса магистр должен уметь дать системный анализ рынка туристских услуг и его долгосрочное прогнозирование; уметь проводить научные исследования в сфере туризма; давать оценку эффективности инноваций и научного сопровождения туристской индустрии.
Для успешной работы в сфере науки необходимо иметь аналитические способности, склонность к научной деятельности, специфические знания и навыки. Необходимо свободно владеть понятийным аппаратом науки, в т.ч. педагогики и психологии, знать существующие концепции и теории. Важно также иметь полное представление о достижениях смежных областей знаний — социологии, политологии, культурологии, философии и т.д. Хорошим подспорьем в работе и важным профессиональным умением специалиста индустрии сервиса является использование методов проведения игр (деловых, сюжетно-ролевых), математической статистики. Методы математической статистики весьма полезны для обработки эмпирических данных, полученных в исследованиях, что зачастую требуется для доказательства научных гипотез. Для будущего ученого-исследователя важно также владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Определенное представление о структуре знаний в области сервиса дает информация библиотечно-библиографической классификации, используемой библиотеками.
Особенности психологического познания в социально-культурном сервисе и туризме обусловлены прежде всего спецификой услуг социально-культурного сервиса, удовлетворяющих духовные, интеллектуальные потребности людей, поддерживающих их нормальную жизнедеятельность, физическое и духовное здоровье и развитие личности, а также повышение профессионального мастерства. Всякая услуга является результатом непосредственных взаимодействий исполнителя и заказчика, а значит, во многом зависит не только от объективных харак-
теристик, но и от субъективного восприятия. Это обуславливает необходимость психологической компетентности специалиста во время непосредственного взаимодействия с клиентом, необходимость экспресс-методов психодиагностики клиентов, способности понять их внутреннее состояние и расположить к дальнейшей беседе, установить психологический контакт и уметь пользоваться техниками внушения, владеть приемами аргументации и преодоления возможных возражений. В этом процессе большое место отводится созданию общей корпоративной философии организации социально-культурного сервиса и туризма, а также способам урегулирования конфликтов, эффективности менеджмента и коммуникативной культуры сотрудников. Психологические знания специалисту в области туризма необходимы также и для создания уютного микроклимата в коллективе, для гармонизации межличностного взаимодействия.
Для профессиональной деятельности специалиста социально-культурного сервиса в сфере преподавания имеют значение:
— научная квалификация,
— педагогические способности,
— опыт работы на предприятиях сферы туризма.
Профессия преподавателя имеет свои особенности по сравнению с профессиями практического руководителя (менеджера-практика) и научного работника, специализирующегося в области управления (менеджера-ученого). Эти особенности проистекают из того, что преподаватель должен не только располагать знаниями в области управления, но и уметь передать эти знания своим студентам-слушателям, привить им практические навыки и умения в области управления организацией. В этой связи многие его профессиональные знания, навыки и умения отвечают требованиям, предъявляемым к профессии преподавателя. Преподаватель должен обладать:
• фундаментальными знаниями в области индустрии сервиса;
• быть широко образованным и хорошо осведомленным в различных областях управ-
ленческих знании, в том числе и в иных науках, прежде всего, педагогике, психологии, социологии, психодиагностике и многих других;
• уметь самостоятельно подбирать необхо-димыи и достаточныи учебныи материал, определять наиболее подходящие средства и методы обучения, применять современные педагогические технологии;
• свободно владеть ораторским искусством;
• обладать артистическими способностями;
• уметь логически и методически безупречно изложить учебный материал;
• обладать высокоразвитыми коммуникативными и организаторскими способностями;
• уметь создать у студентов (слушателей) достаточно сильную мотивацию к изучению
Литература
1. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Экономическая социология. 2003. № 2. С.20-24.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
3. Джанджугазова Е.А. Портфолио студента — успешный путь к работодателю // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 76-83.
4. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психологический практикум: учеб. пособие для студентов вузов -М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
предмета и усвоению учебного материала,
• быть наблюдательным человеком, способным вовремя отслеживать скорость и уровень усвоения слушателями учебного материала;
• проявлять необходимую требовательность при осуществлении контроля полученных студентами знаний и степени закрепления у них практических навыков;
• владеть педагогическим тактом;
• адекватно реагировать на нестандартные реакции и поведение студентов.
Итак, в ходе подготовки студентов в сфере туризма и СКС предусмотрен сбалансированный план преподавания психолого-педагогических дисциплин для профессиональной компетенции специалистов согласно разработанному ФГОс ВПО нового поколения.
5. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. М., 1996.
6. Одинцова О.В., РамендикД.М. Психология и психологический практикум: учеб. пособие. М.,
2004.
7. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в себе. СПб.,
2005.
8. Федулин А.А. Инвестиции в человеческий капитал — путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С.67-70.
Зарубежный и российский
Развитие туризма обусловило активизацию поиска путей расширения туристских потоков. Многие компании и отдельные энтузиасты создают искусственные аттракции, привлекающие туристов, стремящихся разнообразить свое путешествие, и формируют на их основе особый туристский продукт. В данной статье представлен обзор зарубежной и российской практики по созданию туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции.
Ключевые слова: туристские ресурсы, туристские продукты, искусственная аттракция, объект показа
Tourism development has led to intensifying the searches to increase tourist flows. A lot of companies and individual enthusiasts develop artificial attractions to draw tourists trying to enrich their travels and make a specific tourist product. The article reviews the foreign and national practices of developing tourist products based on artificial attraction..
Key words: tourist resources, tourist products, artificial attraction, tourist site
Туристские ресурсы являются основой создания туристского продукта. Это положение на протяжении долгого времени рассматривалось как некая догма при принятии решений о развитии туризма в том или ином регионе. Логика рассуждений была, как правило, такова: если есть определенные туристские ресурсы, то в данном регионе следует развивать такой вид туризма и в таком объеме, которому они в большей мере соответствуют [1,2]. Если
опыт создания туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: методические особенности
Платонова Н.А.
Артемьева О.А.
Вапнярская О.И.
в каком-либо регионе или городе туристских ресурсов нет, то и туризма там не будет вовсе.
Однако под влиянием роста значимости туризма утверждение, что туристские ресурсы определяют направление развития туризма, трансформировалось в утверждение — туризм стимулирует развитие туристских ресурсов, что, по мнению авторов, ознаменовало формирование туристских ресурсов, названных «концептуальными».
В свою очередь концептуальные туристские ресурсы представляют собой совокупность объектов показа, вызывающих туристский интерес, т.е. фактические — это искусственные аттракции, формируемые по инициативе разработчиков, при этом они могут не основываться на каких-либо культурных, природных или иных традиционных типах ресурсов.
Использование концептуальных туристских ресурсов в целях развития туризма закономерно приводит к созданию специфического туристского продукта — объекта туристского интереса.
Их специфика состоит в их уникальности, так как в их основе лежит не естественная аттракция, а искусственная. В свою очередь создание туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции, дает возможность расширить границы туристского предложения и стимулировать рост туристских потоков как важного маркетингового ресурса туристской деятельности. Деятельность по созданию искусственных аттракций может быть проиллюстрирована разнообразными примерами.