Проблемы:
1. Отсутствие дисплейного класса может ослабить оперативность обратной связи с помощью тестов, генерирование вариантов компьютерной программой;
2. Непрерывное отслеживание учебных достижений учеников, последующая диагностика, мониторинга, корректировка процесса обучения на базе проверки знаний в виде тестирования трудоёмкие и требуют больших затрат по времени;
3. Недостаточно времени отводится на самопроверку обучающимися своих знаний по физике при изучении учебного материала и при подготовке к ЕГЭ, что является необходимым условием для динамичного развития и формирования универсальных учебных действий.
Список литературы:
1. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ-2013. Физика / А.В. Берков, В.А. Грибов. - М.: изд-во «Просвещение», 2013.
2. Физика. 11 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2014 / Под ред. С.С. Королёва. - Ростов н/Д: «Легион», 2014.
3. Якушев И.Н., Якушева А.Г. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. 11 класс. - М.: изд-во «Интеллект-Центр», 2012.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
© Дробахина А.Н.*
Центр педагогического образования Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов посредством применения в обучении активных методов. Перечислены особенности активных методов обучения, представлена их классификация, рассмотрены возможности их применения на различных этапах процесса обучения. Автор описывает организацию процесса обучения студентов на примере дисциплины «Проектирование информационных систем». Положительные результаты предлагаемого подхода позволяют автору сделать вывод о целесообразности его дальнейшего применения при обучении студентов.
Ключевые слова активные методы обучения, профессиональная подготовка, организация обучения, студенты.
* Доцент кафедры Теории и методики преподавания информатики, кандидат педагогических наук, доцент.
В условиях постоянной модернизации содержания профессиональной подготовки, появления новых учебных дисциплин, повышении требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалистов любого профиля, перед системой высшего образования встает ряд серьезных задач, связанных с переориентацией процесса обучения с информационных методов на такие методы организации познавательной деятельности, при использовании которых обеспечивается максимальная активность студентов.
В дидактике данная проблема не является новой - проблема поиска более эффективных технологий обучения была и остается актуальной. Научное обоснование активных методов обучения предложено в работах A.A. Ба-лаева, Н.Л. Безбородовой, С.А. Бешенкова, И.Л. Бухтияровой, А.А. Вербицкого, М. Новика, Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейна, С.А. Шмакова и др. Практические аспекты разработки и использования в образовательном процессе активных методов обучения рассмотрены в работах Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Д.Н. Кавтарадзе, Л.А. Петровской, В.Я. Платова, В.В. Подиновского, В.И. Рыбальского, И.М. Сыроежина, В.А. Трайнева, Т. С. Яценко и др. Отметим, что большинство работ ориентировано на школьное обучение, поэтому считаем, что особое теоретическое и практическое значение представляют диссертационные исследования, направленные на внедрение активных методов обучения в практику обучения в ВУЗах [1, 2, 4, 6].
Напомним, что под активными методами обучения понимают способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [10, с. 30].
Использование активных методов обучения позволяет повысить продуктивность обучения за счет интенсификации усвоения учебного материала, повышения эффективности самостоятельной работы. Многими учеными, педагогами, методистами отмечается, что от познавательной активности обучаемого полностью зависит эффективность процесса познания [3, 5, 7, 8, 9, 10, 11]. Мы согласны, что «успешность достижения этой цели зависит не только и не столько от содержания обучения, но и от того, как оно усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения» [11, с. 57]. Исследователи отмечают, что наиболее эффективное восприятие информации достигается при максимальной вовлеченности обучаемого в процесс познания. Так, например, если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то в дискуссиях - 75 %, а в деловой игре - до 90 %.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем
готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [2, 5, 7]. Такие методы предназначены для активизации интереса студентов к достижению поставленных учебных целей, привлечения к самостоятельному овладению знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Как отмечают многочисленные сторонники применения активных методов обучения, они являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.
Активные методы обучения характеризуются следующими отличительными особенностями [7, с. 5]: целенаправленной активизацией мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительным временем вовлечения обучаемых в учебный процесс; самостоятельной творческой выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности обучаемых; интерактивным характером, свободным обменом мнениями о путях разрешения проблем.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах процесса обучения [10]:
1 этап - первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.);
2 этап - контроль знаний (закрепление) (коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.);
3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы).
Отметим, что данное разделение несколько условно, так как большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе.
Существуют различные классификации активных методов обучения. Рассмотрим классификацию методов активного обучения для ВУЗа, предложенную А.М. Смолкиным [10]. Он выделяет имитационные методы активного обучения, то есть формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные - все способы активизации познавательной деятельности на занятиях. Имитационные методы в свою очередь делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относят проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.
Преподаватели при использовании активных методов обучения, для поддержки познавательной и развивающей деятельности студентов, все чаще прибегают к помощи компьютера и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Учитывая все вышесказанное, в настоящее время в профессиональной подготовке студентов-бакалавров прикладной информатики (информатиков-аналитиков) нами применяется подход, основанный на применении активных методов обучения, а именно: проектная исследовательская деятельность; метод информационного ресурса; дидактические игры.
Рассмотрим, как организован процесс обучения студентов с применением активных методов обучения на примере дисциплины «Проектирование информационных систем».
Как известно, проектная исследовательская деятельность предполагает самостоятельное изучение студентами какой-либо проблемы и последующую защиту результатов работы. В нашем подходе проектная деятельность представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение нескольких занятий и предусматривающими самостоятельную внеурочную работу.
Исходя из того, что обычно в разработке информационной системы участвует множество специалистов разных профилей (аналитик, разработчик, дизайнер, программист и др.), студенческая группа делится на подгруппы из 3-4 человек. Каждая группа выбирает себе задание для проектирования (предметную область) и распределяет роли. Таким образом, работа над проектом предусматривает и совместную работу в группах, и значительную индивидуальную деятельность. По завершению работы над проектом осуществляется его публичная защита.
Данный метод дополняется методом информационного ресурса. Как известно, работа с учебной, справочной, научно-популярной литературой, а так же с электронными изданиями и ресурсами считается одним из важнейших методов обучения. В нашем случае студенты работают с информационными ресурсами и на занятиях, и во внеурочное время.
Достоинством метода информационного ресурса является возможность обучающихся многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для них темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекцион-ную [12]. Однако, применяя данный метод, важно учитывать, что в условиях информационного взрыва и бурно развивающихся информационных технологий сети Интернет особенно важна деятельность педагога, направленная на ориентацию студента в огромном многообразии информационных ресурсов.
Дидактическая игра, систематически применяемая в учебном процессе, является эффективным средством активизации учебной деятельности студентов, положительно влияет на повышение качества их знаний. В практике обучения дидактические игры используются в различных целях. Дидактические игры, в силу специфики дисциплины «Проектирование информационных систем», мы в большей степени привлекаем на этапе повторения и обобщения материала.
Реализация традиционных в ВУЗе форм и технологий обучения характеризуется большим удельным весом знаний, получаемых в «готовом» виде от преподавателя, преобладанием словесных методов изложения материала, усредненным общим темпом изучения материала, почти полным отсутствием взаимодействия между студентами. Применение подхода, описанного выше, показало, что он расширяет возможности студентов при освоении предметной области и развивает их умения осуществлять учебно-познавательные и исследовательские операции, что, безусловно, сказывается на качестве обучения в целом. У студентов развиваются такие немаловажные интеллектуальные умения, как умения перерабатывать информацию, оперировать данными. Было замечено, что применение подобного подхода активизирует самостоятельную деятельность студентов, в процессе обучения позволяет организовывать продуктивное взаимодействие между ними, способствует формированию активной, инициативной позиции в учебном процессе.
Положительные результаты данного подхода позволяют нам сделать вывод о целесообразности его более широкого применения при обучении студентов.
Список литературы:
1. Буяковская И.А. Подготовка будущего учителя информатики к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Буяковская - Новокузнецк, 2006. - 246 с.
2. Велеславова Л.М. Методика обучения бакалавров и магистров физико -математического образования интернет-технологиям на основе активных методов обучения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Погодина. - Санкт-Петербург. - 215 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
4. Горохова Ю.А. Методика формирования информационно-компьютерной готовности студентов при обучении информатике с использованием электронного учебного курса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.А. Горохова. - Ярославль, 2012. - 25 с.
5. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях/ В.Г. Гульчевская. - М.: АРКТИ, 2010. - 56 с.
6. Дробахина А.Н. Формирование системности знаний студентов в процессе гипертекстового структурирования учебного материала: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.Н. Дробахина. - Новокузнецк, 2004 - 2004 с.
7. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ 2010. - 59 с.
8. Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод. пос. / М.А. Курья-нов, В.С. Половцев. - Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.
9. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. -288 с.
10. Смолкин А.М. Методы активного обучения: метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А.М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 1991.- 175 с.
11. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 57-61.
12. Шутенко В. А. Применение метода информационного ресурса в образовательном процессе [Электронный ресурс] / В. А. Шутенко. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-840.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
© Коваль Н.В.*
МБДОУ комбинированного вида - детский сад № 88, г. Самара
В статье описываются теоретические основы метода проектов, рассматривается практический опыт работы по применению данного метода.
Ключевые слова: инновации, метод проектов, постановка проблемы детьми, выдвижение детьми гипотезы, развитие активности и самостоятельности детей.
В последние годы усиливается тенденция инновационных преобразований педагогической деятельности, их качество зависит от умения воспитателя придерживаться научной основы, планировать не только сам воспитательно-образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления развитием воспитанника. По мнению А.М. Новикова, Н.Ю. Па-хомовой, Н.О. Яковлевой именно метод проектов, как современная технология, предоставляет наиболее эффективные решения поставленных задач.
Основателями метода проектов считаются американские ученые Джон Дьюи и Килпатрик.
Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение, самостоятельно приобретает новые знания в процессе решения жизненных проблем. В основе метода проектов лежит идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности «педагог - дети», «педагог - дети - родители».
* Воспитатель.